МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Карагулян Олеся Владимировна, учитель биологии МОУ «СОШ №1» г.Одинцово Московской области

 

Переливание крови. Трансплантация органов.

 

 

1) Цель урока: сформировать понятие тканевой совместимости, изучить особенности групп крови, возможности их безопасного переливания.

 

2) Задачи:

- образовательные: знать причины образования групп крови, уметь объяснять правила переливания крови;

- развивающие: уметь работать с источниками информации, развивать умение аргументировать свою точку зрения, а так же сравнивать, анализировать, делать выводы;

- воспитательные: продолжить воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.

 

3) Оборудование: презентация, компьютер, проектор, карточки цветные (зеленые, красные, желтые), жребий (деление учащихся на 2 лаборатории), карточки – вопросы, рабочие листы, карточки с номерами лабораторий, карточки с группами крови, буклеты, карточки донор и реципиент.

 

4) Тип урока: комбинированный

 

5) Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организационный момент

 

 

 

 

2) Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Домашнее задание

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Проверить готовность к уроку. Не переживайте, не волнуйтесь. У нас с вами все получится. Вы готовы? (Да) Отлично!

 

Давайте вспомним, с каким понятием вы познакомились на прошлых уроках, что является защитником нашего с вами организма (иммунитет). Конечно!

Я предлагаю вам составить синквейн к слову иммунитет (слайд 1):

1) назовите 2 прилагательных к слову иммунитет (активный, пассивный)
2) назовите 3 глагола (защищать, бороться, избавляться, противостоять)

3) составьте предложение из 4 слов (иммунитет – защитный барьер организма)

4) имя существительное – ассоциация (кровь, здоровье, сила)

Отлично, молодцы. Я вижу, что вы прекрасно понимаете, что означает данное слово.

А теперь представьте, что вы сотрудники иммунологических лабораторий. Появился новый вирус «лени», который поражает новое поколение людей. И сотрудникам ваших лабораторий предстоит выработать средство от этого вируса, так сказать, спасать страну от эпидемии. Что же могут сделать сотрудники ваших лабораторий? (создать вакцину и сыворотку).

 

 

И все-таки у нас произошел несчастный случай, вирус сделал свое дело. 2 пациента вовремя не получили ни вакцину, ни сыворотку, вирус распространился по организму и, поэтому им срочно необходимо… как выдумаете, что? (переливание крови). Да, а возможно и пересадка органов. И вот сегодня мы выясним, по какому принципу и в каких случаях переливают кровь и пересаживают органы. И в конце урока мы решим, что же делать с нашими пациентами.

 

(слайд 2) Записываем тему урока ваших рабочих листах «Переливание крови. Трансплантация органов».

Ещё в древности люди заметили важную роль  крови  и  пытались кровью лечить  людей.

(слайд 3) Гиппократ рекомендовал  больным, страдающим заболеваниями пить кровь  здоровых людей. В сочинениях Цельса  сообщалось о том, что старики и больные эпилепсией пили кровь умирающих гладиаторов. Крови приписывали омолаживающее действие, например, римский папа  Иннокентий VIII   удрученный старостью  лечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Исцеления не нашёл и вскоре умер.

Считалось, что кровь – это чудодейственная жидкость, стоит только  её применить, как жизнь  может быть продлена на многие годы. Но, понятно, что они глубоко заблуждались. Помочь человеку можно не выпив кровь, а что сделать? (перелить ее) Правильно!
Итак, сотрудники 1 лаборатории вам необходимо прочитать историческую справку, которая приведена в рабочем листе, и ответить на вопрос в конце этой справки. Аналогичное задание и у сотрудников 2 лаборатории. Даю вам 2 минуты.

1 лаборатория: историческая справка: «Первые успешные эксперименты по переливанию крови от одной собаки к другой были произведены в 1666 году английским анатомом Р. Лоуэром. А в 1667 году французский ученый  Ж.Б. Дени произвел первое переливание крови от животных к человеку.    Это была технически очень сложная операция. Ведь полая инъекционная игла ещё не была изобретена, и  в качестве иглы использовали птичье перо. А в качестве шприца - рыбий пузырь. Дени перелил  один стакан крови от ягнёнка больному юноше, страдающему лихорадкой. Больной пережил тяжёлую аллергическую реакцию, но поправился. Последующие операции по переливанию крови были неудачными.
Ребята,  как вы думаете, что сделал не так Дени?»

Причина заключалась в том, что кровь животных и человека несовместима.

2 лаборатория: историческая справка:
«В 1832  петербургский врач Г.Вольф сделал первое переливание крови от человека к человеку. Роженице, потерявшей много крови при родах, перелили кровь её мужа. Женщина была спасена.

Но несмотря на это, в ряде случаев по переливанию крови возникали серьезные осложнения, вплоть до смертельных. В 1873 году подсчитали, что из 247 переливаний крови – 176 закончились смертью больных. Причину тогда объяснить никто не мог.
А  как вы ребята думаете?  Почему возникали осложнения?»
Разгадка пришла тогда, когда  величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый К. Ландштейнер (слайд 4).

Экспериментальные исследования 1900 г.-1907г. позволили выявить  группы крови человека.
Определить, к какой группе крови относится кровь человека, можно по способности эритроцитов склеиваться при попадании в плазму другой группы крови. Давайте мы сейчас посмотрим на схему (слайд 5), чтобы в этом разобраться. В плазме крови человека содержатся агглютинины α и β, а в эритроцитах – агглютиногены А и В. Таким образом, существует четыре допустимые комбинации. Каждая из них характерна для каждого человека и определяет его группу крови. Наличие агглютининов α и β – это первая группа крови, еще ее называют – нулевая. Наличие агглютиногена А и агглютинина β – это вторая группа крови – (А). Наличие агглютиногена А и агглютинина α – это третья группа крови (В). Содержание только агглютиногенов А и В – это четвертая группа крови (АВ). В дальнейшем ученые установили, что переливать кровь человеку надо обязательно с соблюдением правил переливания, которые сейчас вы увидите на схеме (слайд 6).

Итак, первую группу крови можно переливать во вторую, третью и четвертую группы крови, и, конечно, в саму себя. Вторую группу крови можно переливать в четвертую группу крови и саму в себя. Третью группу крови можно переливать в четвертую группу крови и в саму себя. Четвертую группу крови можно переливать только людям с четвертой группой крови. Укажите, пожалуйста, в ваших рабочих листах, стрелочками, какой группе крови, какая подойдет.
Кровь для переливания берут у здоровых людей. Их называют донорами (слайд 7). И переливают нуждающимся. Их называют реципиентами. То есть люди с 1 группой крови являются универсальными донорами, а люди с 4 группой крови – универсальными реципиентами.
А теперь давайте немного поиграем! Мне нужно 8 человек. Вот у нас 4 донора с разными группами крови и 4 реципиента, которым жизненно необходимо перелить кровь.
Уважаемый донор с 1 группой крови подойдите к тем реципиентам, кому ваша кровь подойдет (подходит ко всем). А теперь донор со 2 группой крови (подходит к реципиентам 2 и 4 группой крови). Донор с 3 группой крови (подходит к реципиентам с 3 и 4 группой крови). И донор с 4 группой крови (только к реципиенту с 4 группой крови).
Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Спасибо.
После открытия групп крови переливание стало мощным оружием медицины в борьбе за спасение человеческих жизней. Переливания делали очень часто, однако до сих пор не всегда они были успешными. Ученые удивлялись, с чем же это связано. Особенно часто осложнения возникали при повторном переливании крови человеку. Как вы думаете почему?
Ответ на этот вопрос был дан опять тем же австрийским ученым Карлом Ландштейнером, который в 1940 году открыл понятие резус-фактор (слайд 8). Итак, оказывается, что на поверхности эритроцитов, кроме уже известных нам белков, может существовать еще один белок, который получил название резус-фактор. А такое название он получил в честь того, что впервые был обнаружен в крови мартышки резус. Так вот, оказывается, что 85% населения Земли имеют такой белок на поверхности эритроцитов, а 15% не имеют. Те люди, у кого такой белок есть, носят название резус-положительные, а те, у кого белок отсутствует, резус-отрицательные.

Современные ученые пришли к выводу о том, что при переливании резус-положительной крови резус-отрицательным людям клетки крови, ответственные за иммунитет, начинают вырабатывать антитела к чужеродному для них белку. При повторном переливании эти антитела набрасываются на эритроциты с целью уничтожить чужеродный для них белок, что вызывает воспалительную реакцию в организме человека. И поэтому при повторном переливании такой крови у больных могут наблюдаться осложнения.
А как вы думаете, человек должен знать свои группу крови и резус-фактор? Зачем?
У вас на столе лежат карточки зеленого, желтого и красного цвета. Поднимите зеленые карточки, если вы знаете свою группу крови и резус-фактор; желтые – если знаете только группу крови или резус – фактор; красные – если не знаете ни группу крови, ни резус – фактор.
Хорошо, таким образом, мы выяснили, кому еще необходимо кое-что узнать о своем организме.
Но, к сожалению, в жизни бывают случаи, когда человеку требуется не просто переливание крови, но и пересадка тканей или органов, так называемая трансплантация (слайд 9).

Перечислите, пожалуйста, случаи, когда человеку требуется трансплантация органов (при болезнях и серьезных травмах) (слайд 10).
Существует несколько видов трансплантантов (слайд 11):

1) аутотрансплантант – ткань, пересаженная из одного участка тела в другой тому же человеку. В каких случаях требуется данная операция? (ожоги, костный мозг при злокачественных опухолях)
2) изотрансплантант – ткань, пересаженная от генетически идентичного организма, например, от однояйцевого близнеца.
3) Аллотрансплантант – ткань, пересаженная от одной особи другой того же вида, но иного генотипа (переливание крови, пересадка органов)
4) Ксенотрансплантант – ткань, пересаженная от организма другого вида, например от свиньи к человеку.

Как вы думаете, кто может выступать донорами в случае пересадки органов?

 

 

 

 

А теперь я вам предлагаю ответить на вопросы в качестве закрепления изученного на уроке. Под некоторыми стульями в 1 лаборатории и 2 есть приклеенный вопрос, найдите его и ответьте, те, кто нашел.

1) Может ли являться донором по переливанию крови больной ВИЧ-инфекцией? Почему?
2) Может ли являться донором по пересадке почки больной сколиозом? Почему?

3) Может ли у человека в течение жизни поменяться группа крови и резус-фактор?

4) У матери резус-фактор отрицательный, а у плода положительный. Чем грозит такое сочетание?
Молодцы! Отлично!

А теперь вернемся к нашим 2 пациентам, которым не помогают ни вакцины, ни сыворотки.

Лаборатория №1, ваш пациент не получил вовремя ни вакцины, ни сыворотку, вирус распространился по организму, его состояние ухудшилось. Чем мы можем ему помочь? (перелить кровь)

Лаборатория №2, а ваш пациент получил более серьезные последствия, переливание крови его не спасло, и ему отказала почка. Как вы можете спасти его жизнь? (пересадить почку).

Молодцы, вы отлично справились с заданиями.
Какой мы можем сделать вывод, исходя из всего выше сказанного?

(слайд 12) Вывод: у людей различают 4 группы крови. При переливании крови необходимо учитывать совместимость по группам крови и резус-фактору. Трансплантация органов очень серьезный прорыв в медицине, с помощью которого врачи могут спасти миллионы человеческих жизней.

 

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с принципами переливания крови, выяснили, кто такие доноры и реципиенты, узнали, что такое трансплантация органов.

Ребята, кто считает, что понял сегодня материал и хорошо поработал на уроке, поднимите зеленую карточку, кто затрудняется ответить или что-то не усвоил – желтую.

 

Ребята вы такие молодцы. Вы очень активно работали, отвечали на вопросы! Я вам очень благодарна. И в качестве благодарности подготовила вам небольшие подарки от меня (см. приложение 1). Это буклетики о донорстве, не забывайте, что очень важно помогать людям в трудных ситуациях.

 

Итак, на следующий урок у вас запланирован обощающий урок по внутренней среде организма. (слайд 13) Поэтому дома повторите параграфы 17 – 19.

Приветствие учителя и готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают «Иммунитет»

 

 

 

 

Учащиеся отвечают индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: создать вакцину (это ослабленный вирус) или сыворотку (это антитела в готовом виде)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока: «Переливание крови. Трансплантация органов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: перелить ее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают, что переливал кровь от одного вида к другому. Кровь несовместима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: разные группы крови.

Записывают К. Ландштейнер (1868 – 1943)- выявил группы крови у человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают α и β – агглютинины (в плазме крови человека);
А и В – аглютиногены (в эритроцитах человека)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют схему

 

 

 

Записывают определение донор и реципиент

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка «Группы крови. Донор-реципиент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают резус-фактор – это белок (антиген), который расположен на поверхности эритроцитов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

Поднимают цветные карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают трансплантация – это операция по пересадке жизнеспособного органа, клеток или тканей.

Отвечают: люди у которых еще бьется сердце, но «мертвый» головной мозг, либо живые люди. Например, часть печени или одну почку можно пересадить от матери ребенку

Ищут вопросы под стульями, на которых сидят (вопросы учитель перед уроком прикрепляет под стул в произвольном порядке). Кто нашел, тот и отвечает

 

Отвечают: перелить кровь

Отвечают: пересадить почку

Записывают вывод самостоятельно

 

Поднимают карточки

В дневниках записывают д/з

 

Рабочий лист

 

Тема  урока:________________________________________________________
__________________________________________________________________

Цель урока:________________________________________________________
__________________________________________________________________

 

Задание № 1   (историческая справка)

Для «лаборатории №1» Первые успешные эксперименты по переливанию крови от одной собаки к другой были произведены в 1666 году английским анатомом Р. Лоуэром. А в 1667 году французский ученый  Ж.Б. Дени произвел первое переливание крови от животных к человеку.    Это была технически очень сложная операция. Ведь полая инъекционная игла ещё не была изобретена, и  в качестве иглы использовали птичье перо. А в качестве шприца - рыбий пузырь. Дени перелил  один стакан крови от ягнёнка больному юноше, страдающему лихорадкой. Больной пережил тяжёлую аллергическую реакцию, но поправился. Последующие операции по переливанию крови были неудачными.

Ребята,  как вы думаете, что сделал не так Дени?

Для «лаборатории №2» В 1832  петербургский врач Г.Вольф сделал первое переливание крови от человека к человеку. Роженице, потерявшей много крови при родах, перелили кровь её мужа. Женщина была спасена.

Но несмотря на это, в ряде случаев по переливанию крови возникали серьезные осложнения, вплоть до смертельных. В 1873 году подсчитали, что из 247 переливаний крови – 176 закончились смертью больных. Причину тогда объяснить никто не мог.

А  как вы ребята думаете?  Почему возникали осложнения?

 

Задание №2

 

Карл Ландштейнер (         -         ) - __________________________________________________________________

 

Задание №3

α и β – ____________________________________________________________

А и В – ___________________________________________________________

Группы крови человека

α и β: первая (0)
А и β: вторая (А)
α и В: третья (В)
А и В: четвертая (АВ)

 

Задание №4

Схема переливания крови

I

II III

IV

 

Задание №5

Донор – это _______________________________________________________
__________________________________________________________________

Реципиент – это ___________________________________________________
__________________________________________________________________

Резус – фактор – это _______________________________________________
__________________________________________________________________

Трансплантация – это ______________________________________________
__________________________________________________________________

 

Вывод: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

Домашнее задание:

  • повторить параграфы 17 – 19.
  • Подготовиться к обобщающему уроку.
  • Подготовить (по желанию) буклеты о трансплантации органов.

 

6) Литература:

1) festival.1september.ru;
2) nsportal.rushkola…urok-krovperelivanie-krovi;
3) InternetUrok.ru8 классПереливание крови;
4) bio-slovar.ruidx.php/409/5727/article/;
5) BiblioFond.ruview.aspx?id=35936;
6) Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек» 8 класс. М.: Дрофа, 2009 г.;
7) Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. М.: Дрофа, 2009 г.;
8) Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек» 8 класс. М.: Вентана-Граф,
2012 г.;
9) Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Поурочные планы «Биология. Человек» 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2012 г.;