МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Наумова Елена Анатольевна, учитель русского языка МКОУ «СОШ №2» с.Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края

 

Школьный издательский центр

 

Я учитель общеобразовательной сельской школы. Главная цель моей работы – воспитание через образование. Академик Лихачёв говорил: «Основа нравственного воспитания народа - краеведение». Сигурд Оттович Шмидт называл краеведение краелюбием. Любовь к родному краю – основа формирования личности. Поэтому мы стараемся вовремя приобщить ребенка к изучению истории родного края.

Дети не могут развить свои способности без созданных условий. Окружающая среда должна помочь им реализовать себя и сформировать мотивационную сферу. Одним из таких инновационных проектов в системе образования и воспитания явилось создание в МОУ СОШ № 2 с.Некрасовка Хабаровского муниципального района в 2001 году школьного издательского центра «Звонок».

Здесь ребята занимаются изучением истории села, района, края, историей собственной семьи. Подготовка ко встрече с людьми, написание статьи, исследовательской работы даёт возможность им учиться мыслить, решать проблемы, прогнозировать результаты, формирует навыки совместной работы  в команде.

Мы считаем эти качества  необходимыми каждому человеку и поэтому стараемся создать условия для того, чтобы ученик мог самостоятельно решать учебные и познавательные задачи. Главный конечный результат для школьника - способность учиться, объяснять явления действительности. Не просто знать, а уметь объяснять. Решение таких задач возможно на стыке основного и дополнительного образования, то есть через учебно-исследовательские работы учащихся.

Мы стараемся побудить подростков заняться самостоятельной исследовательской работой. Расспрашивая родных и знакомых, работая с документами, фотографиями из семейного архива или краеведческого музея, с учебной или научной литературой, ребята учатся писать работы и защищать их на различных уровнях: сельском, районном,  краевом, всероссийском.

В школьный ИЦ приходят разные ребята. Что такое одаренный ребенок? Это ребенок с умственной активностью. Стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка. Эти дети занимаются в кружках, легко и интересно работают, умеют думать, публично выступать. А кто такой «троечник»? И кого больше в средней общеобразовательной школе: одаренных или других ребят? И есть ли среди «троечников» одаренные?! Они ведь тоже хотят быть успешными. Именно таким детям мы оказываем особое внимание, занимаемся с ними больше, чем с сильными, успешными, теми, кто может работать во многом самостоятельно и творчески, кого надо только направлять. А с «троечниками» надо много и упорно работать. С ними больше, чем с другими, проводим индивидуальные занятия, часто работаем один на один. Мы  учим высказывать свои мысли, четко и внятно говорить, защищать свои идеи, отвечать на вопросы, общаться с другими людьми. И результат не заставляет себя ждать. Не сразу, постепенно эти дети раскрываются и с успехом защищают честь школы на различных уровнях.

Заинтересовывая школьников исследовательской работой, мы используем элементы индивидуальной работы. Она предусматривает помощь в выборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок и т.д. Во-вторых, групповая работа. В-третьих, массовая работа с детьми.

Работа в школьном издательском центре предполагает занятия с ребятами разных возрастов:

  • · ДО (детское объединение)  «Литературная студия» для 1-5 классов
  • · ДО «Я – исследователь» для 2-6 классов (начальные знания об исследовательской работе)
  • · ДО «Юный исследователь» для учащихся 5-11 классов.

Используем разные формы работы с детьми: изучение теории, беседы, подготовка к встречам с интересными людьми и их проведение,  индивидуальная и самостоятельная работа, создание и защита собственных проектов.

Мы учим детей: пишите о людях, которые живут рядом с вами. Их судьбы интересны и поучительны, они связаны с историей страны. Не рекомендуем школьникам брать материал из интернета. Чаще мы с ними «идем в люди», собираем материал в семьях, знакомятся с литературой. Бывает, что идут за помощью к учителям школы. Тогда в ходе подготовки бывает задействована большая часть школы. Очень много нам помогают: руководитель музея «История села Некрасовка» Любовь Гурьевна Тюхтина, работники школьной и сельской библиотек Татьяна Викторовна Губатенко, Галина Владимировна Кондрашова, Татьяна Павловна Тимниченко, методист ЦДТ Матющенко Елена Евгеньевна, работники краевой научной библиотеки и краевого архива.

Мы стараемся находить для ребят все новые и новые конкурсы, где дети могут попробовать свои силы и способности.

Очные конкурсы предполагают выезд в другие города. В 2011 году мы побывали в Москве. Один из участников конкурса им. В.Вернадского, ученик 8 класса Мишин Дмитрий Сергеевич, рассказал: «Лично я писал и защищал работу о переселенцах деревни Ново-Алексеевка. Они, и в том числе мой прадед Гурий Федосеевич Манжула, приехали в таежный неизвестный край в 1907 году из Украины. Этот материал я нашел в музее «История села Некрасовка» у его руководителя и моей бабушки Любови Гурьевны Тюхтиной. Во время летней профильной смены мы работали в краевом архиве с церковными метрическими книгами начала ХХ века. Чтобы узнать фамилии переселенцев именно нашей деревни, мы выписывали их из заказанных книг. Было интересно, потому что в книге 1910 года я нашел записи о своей прабабушке Варваре и прадеде Федосее. Из сделанных выписок нам удалось составить список жителей деревни Ново-Алексеевка 1910 года, то есть тех крестьян, кто «осел» на дальневосточной земле. Кроме того, мы заказывали имеющуюся литературу о переселенцах начала ХХ века, рукописную энциклопедию о нашем крае 1930 года, похозяйственные книги колхозников колхоза имени Ворошилова, из которых узнали, в каких семьях по переписи были различные постройки (дома, сараи, амбары) даже 1905 года».

Второй участник поездки, Солопов Алексей, рассказал: «Когда мы пришли во Дворец и я увидел очень много ребят, возникло волнение. Подошли эксперты, я думал, что у меня сердце выпрыгнет или в пятки уйдет. Я произнес первые слова, постепенно успокоился и начал отвечать. Слушали меня внимательно. Сейчас, когда прошло время, я понял, что стоило ехать в Москву. Я увидел умных людей, которых я еще никогда не видел – профессоров. Меня поразило, как говорили ребята: четко, грамотно, логично, доказательно, уверенно. Они знают, зачем учатся. Перед ними стоит определенная цель. Я слушал их и учился у них. Конкурс дал мне направление в будущее».

Таким образом, главный результат участия детей в различных конкурсах - интерес школьников к истории своего края, воспитание исторического сознания, выработка собственной гражданской позиции. Нельзя быть гражданином, не зная своего прошлого и не интересуясь его событиями. Дети знают, что наша работа направлена не на победу, а на сохранение памяти о тех людях, благодаря кому жизнь нам дана: наши родители, наши бабушки и деды.

В 2012 году мы получили приглашение на всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению. Несмотря на то, что ОПК в школе не изучается и многих деталей мы не знаем, ребята с честью защитили работу о деревенской часовне. В нашей поездке нас поддержали Глава Хабаровского муниципального района Владимир Александрович Алешко, начальник Управления образования района Татьяна Ильинична Ващенко, директор нашей школы Нина Григорьевна Бельданова, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Я благодарна им за эту поездку.

Готовясь к этому конкурсу, ученики 10 класса Григорьев Сергей, Кожухарь Андрей выполнили работу «Деревенская часовня и ее роль в жизни переселенцев 1907 года». Как отмечено в рецензии кандидата исторических наук, доцента Г.Н. Мелеховой, «авторы ставят очень серьезную проблему о роли Церкви в жизни односельчан – от далеких предков, осваивавших дальневосточные просторы, до своих современников. При этом юные исследователи пытаются проследить связь разрушения церквей с нравственными качествами людей. Очевидно, что затронута крайне серьезная проблема. Многое авторам уже удалось, многому они научились, представили достойный труд. Но главное – заинтересованное отношение юношей к теме, их стремление внести свой вклад в ее изучение, способствовать становлению и возрождению православия в их селе, на Дальнем Востоке, в России. За все это авторам и их руководителю глубокая благодарность».

Обычно после выступлений мы собираемся и радуемся нашим победителям, а потом выясняем, почему другие ребята не заняли призового места.

Оказывается, что победителями стали те, кто

  • · умеет грамотно писать исследовательскую работу,
  • · умеет громко и уверенно говорить,
  • · уверенно отвечает на любые вопросы.

О том, как писать исследовательскую работу, школьники знают, а вот громко и четко говорить – наша проблема. Основная причина, над преодолением которой мы работаем, – неуверенность в своих силах или чрезмерная скромность. Первое можно преодолеть, а вот второе – это черта характера. В 2011-2012 гг. в связи со 150-летием со дня рождения П.А.Столыпина Мишин Дмитрий, используя архивные документы ГАХКа и РГИА ДВ, воспоминания своего прадеда, хранящиеся в краевом музее им. Н.Гродекова, подготовил работу «Переселенческая политика П.А.Столыпина на примере создания в 1907 году деревни Ново-Алексеевка (Некрасовка)» и выступил с ней на краевой научно-практической конференции «Столыпин и наш край». Изучив материал по данной теме, подросток понял, что, пройдя пешком, проплыв на связанных бревнах, проехав в товарных вагонах через всю Россию, переселенцы пришли в нетронутую таежную глухомань, где в первый день даже присесть было не на что. Лучшую долю искали крестьяне здесь. Многое зависело от самого человека, от его трудолюбия. Создав в глухой дальневосточной тайге деревню, обустроив свой быт, они таким образом совершили великий подвиг, в том числе и семья Манжулы Гурия Федосеевича.

Выступая на конференции, Дима говорил тихо (это его манера говорить), места мы не заняли, но нашу работу предложили на московский конкурс «Юные архивисты», а затем напечатали во всероссийском журнале «Юный краевед». А это – признанный результат!

Только в 2011-2012 учебном году школьники добились многих побед: в краеведческой викторине «Только в песне да сказке уместится Приамурье мое», посвященной 100-летию со дня рождения П.С. Комарова, в АКСИОС, в краевом конкурсе работ «МЫ – ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКИ», в районном конкурсе «ЛЕТОПИСЦЫ РОДНЫХ МЕСТ-2012», в краевом конкурсе «Возвращенные имена», в районном конкурсе «ШАГ В БУДУЩЕЕ-2012», в краевом конкурсе «Земляки», в краевой краеведческой историко-правовой викторине «У России нет окраин», посвященной 1150-летию зарождения Российской государственности (в режиме on-line). Опубликованы: исследовательские работы школьников в сборнике УО администрации Хабаровского района «НОУ» и многочисленные статьи в районной газете «Сельская новь»

Традиционными стали уроки Памяти, где ребята разных классов с помощью подготовленных презентаций рассказывают о своих прадедах – участниках Великой Отечественной войны. Кроме того, воспитанники школьного издательского центра из «Литературной студии» выполняют собственные исследования (например, «Динозавры вымерли?», «О чем рассказали фотографии?» (к 100-летию В.П.Сысоева), «Храним память» (о сельских памятниках), а затем на их основе готовят мультимедийные презентации с использованием компьютерного оборудования, наглядности и выступают для малышей из начальных классов, затем проводят рефлексию.

В течение последних лет воспитанники школьного ИЦ создали множество видеофильмов о селе и школе и сборники:

  • · «Помнить во имя будущего» (к 100-летию сельской школы)
  • · Книга Памяти участников войны села Некрасовка
  • · «Я помню! Я горжусь» (к 65-летию со дня Великой Победы)
  • · «Мы помним!» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны)
  • · «Созвездие талантов» (о талантливых учениках школы и села)
  • · Дорогие мои земляки (к 75-летию Хабаровского района и 105 годовщине села Некрасовка)
  • · «Моей школе – 30 лет» (сборник посвящен учителям школы № 2 с.Некрасовка)
  • · «Гордость школы – ее выпускники» (обо всех выпускниках школы)
  • · «Юные исследователи истории родного края» с методическими рекомендациями.

Многое сделано и самим педагогом. Разработаны программы детских объединений «Юный журналист», «Литературная студия», «Юные исследователи» и рекомендации к ним. Статьи из опыта работы опубликованы в электронном журнале и сборниках ХК ИРО, в журнале министерства образования Хабаровского края «Образование на Дальнем Востоке».

В интернете есть страница о Некрасовке, созданная учеником школы Демчуком Олегом.

В социальных сетях работников образования есть персональный сайт учителя сельской школы Наумовой Е.А. (http://nsportal.ru/naumova-elena-anatolevna).

На странице интернета «МОУ СОШ № 2 с.Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края» выложены фильмы о школе, селе, районе.

И все это делают воспитанники издательского центра «Звонок» и их руководитель. Мы пропагандируем свою работу, поэтому дети идут к нам.

Уважая себя и других, мы публикуем в интернете только все самое лучшее, качественное, проверенное временем. Фото одно, но самое лучшее. Фильм – самый лучший. Исследовательскую работу – на «пятерку»! Чтобы не было стыдно перед любимым районом!

Мы любим свое село, район, свою школу. Во многом нам помогают директор школы Нина Григорьевна Бельданова, заместители директора Елена Петровна Мыльникова и Елена Александровна Тютюкова, учителя Синякин Валерий Валентинович, Галина Александровна Рехтина, Татьяна Александровна Костенко, Нина Викторовна Глушенко, Наталья Владимировна Конькова и многие другие.

Наша главная задача – работать так, чтобы о Некрасовке, районе, крае, нашей школе знали везде, поэтому о себе мы заявляем и делаем это красиво и гордо. А вместе с эти приходят  почетные победные и призовые места.

 

Вложения:
Скачать этот файл (Наумова Е.А. - Школьный издательский центр.doc)Наумова Е.А. - Школьный издательский центр[Скачать с портала]