МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Сокоренко Оксана Александровна, воспитатель МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия» г.Пыть-Ях,ХМАО-Югра,Тюменской области

 

Закон бумеранга

 

 

Арина Родионовна рассказывала маленькому Саше сказки. В 7 лет А.С.Пушкин написал первую поэму. Папа Архимеда, будучи астрономом, рассказывал своему сыну истории о далёких звёздах. Архимед изобрёл водоподъёмный механизм в 6 лет. Папа Моцарта укладывал новорожденного сына у клавесина и пел ему песни. Его сын написал первую симфонию в 5 лет.

Этих и многих других выдающихся людей объединяют две вещи: во-первых, у них очень любящие родители; во-вторых, эти родители знали древнюю мудрость: «Ребёнок – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

С самого рождения малыша мы, родители, являемся его авторитетом. Он любит нас просто так, просто за то, что мы у него есть. Родители – это самое дорогое, что только может быть в жизни ребёнка. Что бы мы ни делали, как бы к нему не относились, малыш всё равно будет любить нас. Поэтому он считает все наши действия и поступки единственно верными, правильными как для себя, так и для окружающего мира. Поэтому малыш ловит каждый взгляд матери, каждый жест отца, полностью копирует мимику, движения, образ жизни. Он бессознательно, как губка, впитывает от нас манеру поведения, наши вкусы и взгляды, наши нравственные ценности и моральные нормы.

Всё чаще встречаются семьи, в которых родители постепенно перестают быть авторитетом для своих детей. У ребёнка копится обида на них, несогласие с их действиями, протест. Но, тем не менее, он всё же несёт в себе,  в своём мироощущении, опыт семьи, в которой воспитывался. Поэтому, становясь взрослым и создавая своё собственное гнездо, он закладывает в его основу единственную знакомую ему модель – семью, которая его воспитывала и его семейные отношения.

Всё это происходит не сознательно, а бессознательно. Но мало кто задумывается, что эта схема передачи поведения работает не только вперёд по времени, в следующие поколения, но и назад. То есть, всё это вернётся к нам в старости от наших же детей, внуков и правнуков. Все наши промахи и недоработки в воспитании, всё, что мы недодадим своим детям: любовь, заботу, внимание, понимание, уважение. Всё это рано или поздно вернётся к нам.

Относитесь к ребёнку так, как хотите, чтобы он относился к Вам в старости. Наша старость – это отражение всей жизни человека. Если старики-родители счастливы, довольны своей жизнью и жизнью своих детей и внуков, если те о них с радостью заботятся, значит, старшее поколение сполна одарило своих детей любовью и заботой. Теперь дети возвращают им это. Поэтому, воспитание ребёнка – это не только большая ответственность перед ним, но и перед самим собой. По закону бумеранга, мы всегда получаем то, что отдаём.

Своим поведением, отношением к жизни мы рассказываем ребёнку об окружающем мире, о людях. Какими глазами мы смотрим на мир, на самих себя, такими же глазами будет смотреть на это наш малыш. Нам нужно думать над тем, какая будет нужна мама, какой нужен будет папа нашему ребёнку по мере его взросления. Ведь он будет меняться, и нам надо будет меняться, меняя своё отношение к нему. Мы должны сделать всё для того, чтобы благодаря нам мир получил Хорошего Человека!

Нам следует наполнить нашу жизнь самыми прекрасными образами, несущими свет и красоту. Чувство красоты изначально присутствует в каждом ребёнке и он вправе требовать от нас, чтобы мы его любили и уважали, чтобы наша речь всегда была красивой, доброй, чистой и мудрой. Ребёнок хочет видеть красоту в отношениях между людьми. С нашей помощью он всегда может противостоять всему отрицательному: злобе, агрессивности, нетерпимости, предательству.

Если нам что-то не нравится в наших детях, не нужно спешить их ругать и наказывать. Для начала нужно попробовать разобраться в себе, измениться самим. И мы наверняка увидим, как наш малыш будет меняться прямо у нас на глазах. Это не будет чудом. Ребёнок просто отразит в себе новых нас!

Если мы хотим вырастить доброго, отзывчивого, умного человека, то должны сами таковыми стать!

Если мы приучим себя к чистоте и порядку – наш ребёнок будет опрятным, аккуратным и пунктуальным. Если мы обладаем определёнными моральными качествами – наш малыш будет к ним стремиться. Если у нас развита страсть к познанию – наш ребёнок научится испытывать радость даже от самого маленького открытия. Если мы подвержены вредным привычкам (курение, несдержанность, сквернословие и другие) – то бесполезно объяснять ребёнку, что это плохо.

Ребёнок не может родиться злым. Просто он копирует наш способ добиваться своего, наш способ разрешения конфликтных ситуаций. Он не знает, как поступить по-другому.

Дети воспринимают то, что мы думаем, а не то, что мы говорим. Как правило, у нас, у взрослых, слова расходятся с делом; мы говорим малышу одно, а делаем другое.

Меня глубоко поразили слова замечательного педагога Ш.Амонашвили: «Любовь воспитывается любовью, доброта – добротою, честность воспитывается честностью, сострадание воспитывается состраданием, взаимность-взаимностью, духовность-духовностью, дружба-дружбой, преданность-преданностью, сердечность-сердечностью, культура-культурой, жизнь воспитываются жизнью».

Вроде, всё просто. А как часто мы делаем обратное! Наказанием хотим воспитать доброту и честность, лицемерием – правдивость и открытость. Но не бывает, чтобы любовь воспитывалась ненавистью, доброта – злобой, правда – ложью.

Дети  наши главные учителя! Они помогают нам понять самих себя, потому что они чище, лучше, добрее и умнее нас. Нам есть чему учиться у наших детей.

Дети приходят в этот мир не только для того, чтобы их воспитывали, но и для того, чтобы исправить наши ошибки, чтобы исправить нас самих.  Если мы доверимся ребёнку и попробуем хоть на время стать его воспитанниками, то увидим, что он учит нас быть искренними и правдивыми, добрыми и терпеливыми, учит любить истину, ведёт к мудрости, любви и красоте.

Давайте вспомним замечательную басню А.Н. Толстого «Старый дед и внучок». «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

Для меня эта басня явилась откровением. Мне кажется уместным вспомнить сейчас и ещё одно изречение мудрых: «Воспитывая своих детей, помните, что Вы воспитываете будущих родителей ваших внуков». Следовательно, мы в ответе и за будущие поколения.

 

Вложения:
Скачать этот файл (Сокоренко О.А. - Закон бумеранга.doc)Сокоренко О.А. - Закон бумеранга[Скачать с портала]