МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Илюшина Елена Васильевна, учитель-логопед МДОУ Детский сад «Ромашка» комбинированного вида п.Ковернино Нижегородской области

 

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе

«Путешествие в подводном царстве»


 

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формировать и расширять семантическое поле слова «рыба»

 

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Автоматизировать звуки Р, Рь в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи детей
  • Закреплять навык чтения слов
  • Совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов
  • Развивать фонематический слух и восприятие, слуховую память
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
  • Развивать дыхание и голос

 

Коррекционно - воспитательные задачи:

  • Воспитывать самоконтроль
  • Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его

 

Интеграция образовательных областей:

  • Коммуникация - развитие  свободного общения со взрослым, развитие фонетико-фонематической системы языка, грамматического  строя речи;
  • Здоровье -  развитие артикуляционного праксиса,
  • Социализация - развитие игровой деятельности, коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости,  активности,  инициативности;
  • Физическая культура – накопление двигательного опыта;
  • Познание - расширение и  уточнение   представлений о рыбах;
  • Музыка  - приобщение к музыкальному искусству;

 

Подготовительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением рыб (аквариумных, речных, морских)
  • Беседа по теме занятия

 

Оборудование:

Компьютер, слайды с изображением золотой рыбки, картинок для артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, цветные крышечки, рыбы, обручи (норки для рыб), цветные кубики со слогами, мнемотаблицы скороговорок

 

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент.

  • Дети стоят на своих местах

 

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

 

Логопед: Чьё имя начинается на звук, который я назову, подпрыгнет на месте.

-А сейчас тихонько садимся на свои места.

 

  • Артикуляционная гимнастика (Показ слайдов)

 

Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.

«Лошадка»

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай

громко-

Стук копыт услышишь

звонкий

«Грибок»

Под берёзой у дорожки

Гриб растёт на толстой

ножке.

Мимо мы пройти не

Сможем,

Гриб в лукошко мы

положим.

«Дятел»

Дятел на стволе сидит

Клювом по нему стучит

Стук да стук, стук, да стук

Раздаётся громкий звук.

-Молодцы размяли наш язычок.

 

  • Пальчиковая гимнастика.

Звуки, фразы и слова,

Начинается игра.

То, что будем говорить,

Пальцы смогут повторить

 

Рыбки плавают в пруду,                           Ладони изгибаются вправо-

влево

Их запомнить я могу.                                Кулак-ладонь

Сом - усатое бревно,                                 Все пальцы в кулаке, большой

На самом дне лежит  оно.                         палец располагается горизонтально.

 

Вот колючие ерши,                                    Пальцы-колючки в разные стороны

С ними вместе попляши.

Щука хищная была,                                   Ладони соединить у основания

Но дружбу с рыбами вела.                        Полусогнутые пальцы обеих рук-

пасть щуки

На тарелку лещ похож,                             Одна ладонь прямая, указательный Тоже круглый, ну и что ж,                        палец другой руки «рисует круг»

А пескарь в песок зарылся,                       Пальцы в «замок»

Под корягой притаился.

 

2. Введение в тему

Логопед. В сказочном подводном царстве жила прекрасная Золотая рыбка.

Золотая рыбка любила выныривать из воды и наблюдать, как плывут по воде парусники, а ветер надувает у них паруса. (Показ слайдов дыхательной гимнастики) Давайте дети представим, что каждый из вас ветерок. Нужно сделать короткий вдох, как бы вдохнув аромат цветов и выдохнуть, подув на парус длинной воздушной струёй.

 

  • Дыхательная гимнастика.

 

Но однажды Золотой рыбке стало скучно.

Золотая рыбка узнала, что в другом  царстве живут весёлые, добрые, умные дети. «Я хочу позвать их в гости!»- подумала Золотая рыбка и …прислала по почте письмо. В нём она приглашает  вас в Подводное царство. Вы согласны? Тогда давайте отправим ей ответ, выложив с помощью цветных крышечек слово «рыбка»

 

  • Звуковой анализ слова «рыбка» (рассуждения детей)

  • Беседа.

 

Логопед. Молодцы, ребята, вы правильно выложили звуковую дорожку. Ответ отправлен, но в пути нас могут ожидать разные приключения. И я должна быть уверена, что вы справитесь с ними.

Я хочу узнать, что вы знаете о рыбах.

-Рыбы, которые живут в аквариуме, называются… (аквариумные)

-А в озере? (озёрные)

-А в реке?  ( речные)

-А в море? (морские)

-В океане? (океанические)

 

Все рыбы очень разные. Но у них есть одинаковые части тела. Что есть у всех  рыб? (есть тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост)

-А зачем рыбам нужны  жабры, плавники, хвост? (Ответы детей)

 

  • Игра «Родственные слова»

(подбор слов-родственников к слову «рыба»

 

Логопед. Как мы назовём маленькую рыбу? (рыбка). Как мы назовём большую рыбу? (рыбина) Как называется суп из рыбы? (рыбный) А жир рыбы какой? (рыбий) Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов, рыбачка) Куда ранним утром пошёл рыбачёк? (на рыбалку) Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный) Как называется посёлок. В котором живут рыбаки? (рыбацкий) Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит) Мы придумали много слов - родственников, а без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба)

 

  • Игра «Найди место звука». Развитие фонематического слуха.

 

Логопед. Давайте поиграем в игру на внимание. В слове «рыба» какой первый звук? Я буду называть рыб, а вы если услышите звук Р или Рь в начале слова- поднимите голову рыбы, в середине- туловище, в конце - хвост. ( слова: карп, осётр, ряпушка, пескарь, карась, рыба-меч, форель)

 

3. Основная часть

Логопед. Я вижу, к путешествию вы готовы.

-Выходите все на ковёр. Чтобы попасть в Подводное царство, нужно встать, вытянуть ладони вперёд, закрыть глаза и произнести заклинание:

 

Раз, два, три

В подводное

царство попади. (Играет музыка)

 

Логопед. Вот мы и оказались в Подводном царстве. Рыбка встречает вас. А что бы нам было не скучно, она приготовила для нас много разных заданий.

(Часть группы оформлена в виде подводного царства)

 

  • Игра «Поймай рыбку» Посмотрите, сколько здесь плавает разных рыб. Давайте поймаем удочкой тех, в названии которых есть звук Р или Рь. (Дети выполняют задание, ловят удочкой картонных рыбок, называя их)

 

Логопед:

- Каких рыб вы не поймали?  (окунь, дельфин)

-Почему вы не стали их ловить?

 

  • Игра «Посели в домик» (деление слов – название рыб на слоги)

Дети делят на слоги слова-названия рыб и селят их в соответствующие домики – пещерки

 

  • Игра «Доскажи словечко»

Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждёт:

«Пусть найдут меня ребята.

Ну-ка, кто меня найдёт?»

 

Ра-ра-ра- начинается…(игра)

Ру-ру-ру- продолжаем мы…( игру)

Ры-ры-ры- у мальчиков …(шары)

Ро-ро-ро- у мальчиков… ( ведро)

Ре-ре-ре- стоит домик на… ( горе)

Ри-ри-ри- на деревьях… (снегири)

Ар-ар-ар- кипит наш… ( самовар)

Ор-ор-ор- созрел красный… ( помидор)

Ир-ир-ир- мой папа… ( командир)

Арь-арь-арь- на стене висит…( фонарь)

 

Дети договаривают чистоговорки подходящим по смыслу словом, получая за это кубик(на кубике написан слог) Кубики двух цветов делят детей на две команды.

  • Игра «Найди пару»

 

Логопед. Каждый должен найти себе пару таким образом, чтобы, соединив слоги на кубиках, у них получилось слово:

 

-Слог плюс слог равно уж слово, вот история готова.

 

Дети встают в пары и читают получившиеся у них слова. (Рама, рука, рога, роза, рыба )

 

Логопед. Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие в Подводном царстве. А что бы вернуться в группу, мы должны догадаться, какие скороговорки зашифрованы в этих схемах.

  • Игра «Расшифруй скороговорку»

Дети проговаривают скороговорки по мнемотаблицам.

 

4.Заключительная часть

«О чём говорит рыбка?»

Логопед. Наша рыбка что-то вам говорит.  Отгадайте это слово по первым звукам названий предметов  (на экране компьютера - картинки) Дети выделяют первые звуки в названиях предметов и читают слово «спасибо»

 

5. Итог занятия.

Логопед. Интересно, а что было бы, если бы рыбы вдруг заговорили?

(Дети составляют рассказы о том, что произошло бы, если бы рыбы вдруг заговорили, и что они рассказали бы нам)