МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Гуляева Наталья Дмитриевна, методист Ресурсного центра АУ СПО Республики Саха (Якутия) «Намский педагогический колледж им И.Е.Винокурова»

 

Ресурсный Центр – координатор современного образовательного учреждения

 

Перед каждым профессиональным учебным заведением сегодня стоит острейшая проблема: как привлечь выпускников школ с формированными профессиональными намерениями в соответствии со своими возможностями и  способностями.  В современных условиях развитие рынка образовательных услуг происходит особенно стремительно. Реорганизация сферы образования заставляет многие учебные заведения жить по принципам и на условиях, которые диктует рыночная экономика. Ужесточение конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг заставляет учебные заведения вести активную маркетинговую деятельность. Существенно повышается значимость профориентационной работы среди выпускников школ.

Не менее важным является и проблема выпускников профессиональных учебных заведений: как подготовить их сразу же после окончания учебы иметь возможность получить хорошую работу по специальности, суметь включиться в серьезную практическую работу.
Для решения этих и других задач в 2011 году приказом директора колледжа создан Ресурсный Центр, который занимается профориентационной работой, приемом в образовательное учреждение, социальным партнерством со школами и трудоустройством выпускников.

Профориентационая работа позволяет выпускникам школ получить необходимую информацию о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и сделать правильный выбор. Очень важно вести профориентационную работу не только среди школьников, но и среди родителей. Влияние родителей на своих детей достаточно велико. С этой целью педагогический коллектив организует встречи с родителями в школах, колледже. Выпускники школ и их родители получают основную информацию о деятельности учебного заведения из газет, по радио и телевидению.

Исследования, посвященные анализу профессиональных компетенций, подтверждают: от того, как будет построена система предпрофильной и профильной подготовки  учащихся, во многом зависит их дальнейший успех в профессиональной карьере.

Педагоги уверены: профессиональное образование нужно начинать на этапе школьного обучения, в привычной среде, не меняя сложившегося жизненного ритма. Проблемы преемственности в профессиональном образовании могут решаться по-разному, и во многом это зависит от социального партнера, выбранного учреждением. Так, социальное партнерство "школа-колледж" способствует профессиональному самоопределению учащихся.

С 1999 г в целях совместной подготовки кадров в рамках реализации принципа профессионального непрерывного образования по разноуровневой многосторонней системе колледж ведет интенсивную работу по социальному партнерству со школами республики. Возникла сеть «базовая школа – колледж», были заключены трехсторонние договора между Намским педагогическим колледжем им. И.Е. Винокурова, Управлениями образования улусов и школами. В данное время  колледж сотрудничает с 10 школами (Кытанахской Чурапчинского улуса, Мархинской Нюрбинского улуса, Чаранской Усть-Алданского улуса, Арылахской и Эльгяйской детской школой искусств Сунтарского улуса, Бетюнской Амгинского улуса, Бердигестяхской Горного улуса, Тюнгюлюнской Мегино-Кангаласского улуса, Кэнтикской Верхневилюйского улуса, Оленекской Оленекского улуса).

Целью сотрудничества колледжа и базовых школ является организация предпрофильной подготовки в рамках педагогического, технического и изобразительного профиля, а также содействие в профессиональной ориентации и в продолжение образования учащимися, обладающими творческими и исследовательскими способностями.

Базовые школы колледжа функционируют как средние общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов художественно-прикладного цикла. Школы на уровне улуса являются центром инновационного опыта по художественно-прикладному образованию. У них имеется определенный опыт работы по углубленному изучению предметов художественно-прикладного цикла с привлечением местных народных мастеров, сосредоточен достаточный педагогический состав по обучению и организации этой работы. Разработаны и включены в учебный план школ образовательные программы курсов дополнительного образования: резьба по дереву, по кости, батик, плетение из конских волос, плетение из лозы, архитектурное проектирование, дизайн, керамика, национальное шитье и другие.

По итогам многолетних совместных работ с колледжем в базовых школах функционируют следующие проекты: действует совместный образовательно-оздоровительный лагерь с пленэрной практикой со студентами колледжа и учащимися в Амгинском улусе с.Бетюнцы, Усть-Алданском улусе с.Чаран. На базе школ проводятся олимпиады по черчению,  архитектурному проектированию, проводятся мастер-классы и практикумы преподавателей колледжа. Ежегодно на основе трехстороннего договора работает выездная приемная комиссия колледжа.

В связи с 50-летним юбилеем колледжа в этом году по улусам республики организованы «Дни колледжа». Делегация из числа преподавателей и студентов  провела ряд мероприятий: профориентационную работу, вступительные творческие испытания, собеседования. Во время экзаменов учителя, родители абитуриентов, местное население смогли посетить мастер-классы преподавателей колледжа, которые поделились секретами своего мастерства по керамике, батику, бумажной пластике, национальному шитью, кузнечному делу, компьютерным технологиям.

Заметными событиями «Дней колледжа» стали открытия передвижной выставки преподавателей колледжа, членов СХ РФ в Центре духовности им. Семена и Софрона Даниловых в с.Бердигестях Горного улуса, Картинной галерее им.Зосимова в г.Покровске Хангаласского улуса, персональные выставки преподавателей Петрова Г.Г. в с.Ытык-Кюель Таттинского улуса, Соловьевой Д.Л. в Кытанахской СОШ Чурапчинского улуса, выставки дипломных работ выпускников училища, колледжа в Кэнтикской СОШ Верхневилюйского улуса, Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Чаранской СОШ Усть-Алданского улуса, Бетюнской СОШ Амгинского. На торжественных открытиях были вручены благодарственные письма выпускникам училища, колледжа, успешно работающим в системе образования улуса.

Завершениями Дней были традиционные встречи за круглым столом. На круглых столах, проведенных на тему «О состоянии и возможностях преподавания изобразительного искусства, черчения и технологии в школе», принимали участие выпускники училища, колледжа, разных лет, работающие в системе образования, учителя школ, начальники Управлений образования улусов, главы улусов. В ходе беседы были рассмотрены проблемы преподавания изобразительного искусства и дополнительного образования в школе. Также шел разговор о новых направлениях работы, например, об актуальности введения кузнечного дела. Выпускников интересовали вопросы поступления в колледж, специальности колледжа, вступительные экзамены.

Мероприятия проходили в дружественной обстановке, выпускники с теплотой вспоминали о своих преподавателях, спрашивали о них, передавали приветы.

Взаимовыгодные партнерские отношения образовательных учреждений дают только положительные результаты. Идет активная практическая подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности и учебе, а также проверка своих профессиональных интересов и способностей. Тем самым, вырабатывается адекватное представление о различных аспектах будущей профессиональной деятельности. Реализация в школах совместно разработанных программ обеспечивает успешную адаптацию личности к обучению в профессиональном образовании, в частности, адаптации к учебной деятельности, специфике специальности, социализации и профессиональной деятельности. Уровень творческой способности у выпускников базовых школ намного выше, чем у остальных поступивших.

Таким образом, образовательный комплекс "школа-колледж" - важное звено в цепи подготовки будущих специалистов, востребованных на рынке труда.

Одним из важнейших направлений работы Ресурсного Центра является трудоустройство выпускников. В целях содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников ведется целенаправленная работа: оказание информационно-консультационной поддержки по вопросам развития карьеры, методической помощи студентам (информационное обеспечение, составление резюме, анкеты, заявлений и т.д.). Совместно с заведующими отделениями и кураторами проводится предварительное распределение выпускников,  кураторские часы «О правах и обязанностях молодых специалистов» с приглашением специалистов с Центра занятости населения, психолога и юриста. Систематически ведется работа с родителями

Ежегодно студенты выезжают на ярмарку педагогических вакансий в г.Якутск для заключения договоров о трудоустройстве в образовательное учреждение и встречи с работодателями.

Сотрудничество с отделами кадров Управлений образования, Центрами занятости населения улусов существенно облегчает поиск работы, выявление вакантных мест по профилю получаемой специальности. Ведется постоянный обмен информацией о педагогических вакансиях, переписка и ведение текущей документации по вопросам трудоустройства. Специфика подготовки специалистов колледжа в том, что наши выпускники могут трудоустроиться на работу не только учителям школ, но и в системе дополнительного образования детей, реализовать свои творческие возможности, работая художниками-оформителями, мастерами и т.д.

Осенью, совместно с кураторами, заведующими отделениями, Управлений образования, ведется работа по контролю трудоустройства, явки и закрепления по месту распределения выпускников.

Колледж работает над тем, чтобы каждый дипломированный молодой специалист, получивший образование на бюджетной основе трудоустроился и отработал в системе образования не менее трех лет по полученной специальности.

Своевременное реагирование на востребованность рынка труда, интеграция разноуровневых образовательных программ, развитие социального партнерства, повышение уровня подготовки конкурентноспособных и адаптированных к новым социально-экономическим условиям выпускников – все это направлено на повышение качества подготовки специалистов, воспитание у молодежи чувства патриотизма, нравственности и ответственности.