МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Смирнова Елена Марковна, к.п.н., преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Технологический колледж №21» г.Москва

 

Взаимодействие семьи и колледжа в военно-патриотическом воспитании детей

 

Любовь к Отечеству проявляется в том, что гражданин глу­боко чтит окружающую его природу, имеет доброе отношение к согражданам, наконец, живет во благо своей страны. Под патри­отизмом, т. е. политической любовью, понимается участие в де­лах государства, преданность своему народу и интересам свое­го дела. Героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества — пример для подражания. История России — это в определенной мере история войн, в которых россияне проявля­ли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Если педагог хочет, чтобы дети были достойными граждана­ми, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нрав­ственных поступках.

Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патри­отическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребенка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нрав­ственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с различными учреждениями образо­вания и культуры, обогащает все эти элементы воспитания.

Традиционная модель семейного воспитания предполагает восприятие ребенка, который сам не способен оценивать проис­ходящее. Самый обычный ребенок, усилия которого оценены и вознаграждаемы, будет ощущать чувство уверенности в своих силах, в то время как поистине способный и талантливый, уси­лия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает чувство неуверенности, ненужности. Отсюда вытекает претензия взрослых — «я знаю лучше, что для тебя хорошо, что плохо». И ребенок становится по этой причине homo educandus (воспитуемым), а в этом случае его ответственность за свои поступки и действия начинает прояв­ляться лишь в процессе взросления. Кроме того, немаловажное значение имеет личный пример родителей, их отношение к проб­лемам нравственности, морали, военно-патриотического воспита­ния и т. д., усиление воспитательного воздействия семьи.

Например, японские педагоги видят смысл формирования воли не в том, чтобы школьники принуждали себя к действию, а в том, чтобы творчески использовали для выполнения приня­той программы внутренние (ум, чувства, интуицию) и внешние (помощь, советы других) возможности. В этот процесс включа­ются механизмы самосознания и самоуправления детей, прояв­ления самостоятельной творческой активности в рамках за­данных социальных норм, которые внешне воспринимаются как его собственные нравственные принципы.

В частности, военно-патриотическое воспитание детей в семье не должно осуществляться стихийно, но в определенной системе, строго сообразуясь с требованиями педагогики, органи­зованно и непрерывно воздействуя на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие, формируя у них качества граж­данина и защитника Отечества. Основные направления этого воспитания в семье: нравственное, психологическое и волевое, физическое и военно-техническое.

 

Воспитание детей учащихся 1-5 классов

 

Специфика социальной адаптации в значительной мере за­висит от возраста личности, накопленного ею социального опы­та. Как известно, с возрастом адаптивность человека снижается, он становится более подвержен воздействию внешней тревоги. Поэтому, наиболее благодатным периодом для военно-патрио­тического воспитания можно считать младший школьный воз­раст.

Под младшим школьным возрастом понимают период жизни ребенка от 6-7 лет до 10 лет. В это время у ребенка формируется основа произвольного поведения, а ведущей и но­вой формой его деятельности, сменяющей игровую, становится учебная деятельность. Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последователь­ного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и др. Основы, заложенные в ха­рактер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют проч­ную и устойчивую основу.

Понятие «военно-патриотическое воспитание» детей вклю­чает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление по­ходить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к друзь­ям и коллективу.

Сегодня героизм понимается очень широко и не сводится к нескольким официально названным именам в отличие от со­ветского периода, когда предлагался определенный перечень имен героев. Поэтому ребенку далеко не всегда и не просто без помощи взрослого разобраться, где героизм проявляемый ради истинных ценностей, а где бессмысленная авантюра, где исто­рически сложившаяся традиция, а где новомодное подражание «загранице», где настоящие достоинства воина, а где простая попытка продемонстрировать личные физические данные, лож­ный героизм «крутых».

Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для пони­мания детей. В первую очередь следует использовать семей­ную историю и впечатления ребенка от мира, непосредственно его окружающего: прогулки в городе и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т. п.); рассказы об истории места, где живет семья (улица, отдельные здания, рай­он, город и т. д.), рассказы о предках, участвовавших, например, в революционных движениях, трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи. Эффективными формами воспитания младшего школьни­ка могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания роди­телей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепере­дачи об истории страны, народа и героях, разучивать героико-патриотические песни. Детей следует знакомить с военной сим­воликой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружи­ем, элементами военной формы — сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена или медали, элементы военной формы, принадлежавшие кому-либо из членов семьи.

В военно-патриотическое воспитание включается активная подготовка детей и проведение праздников, памятных дат в семье, школе и по месту проживания, посильное их участие по уходу за могилами-памятниками героев. Желательно предва­рительно познакомить детей с биографией или историей этого памятника.

Воспитание нравственно-волевых качеств младших школь­ников как составной части военно-патриотического воспита­ния заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремленно, самостоятельно, проявляя выдержку и дис­циплинированность, инициативу и смелость, преодолевать свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних и учебных зада­ний, общественных поручений, которые даются учителем (шко­лой), поощряя их активное участие в общешкольных и клас­сных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях, особенно в играх типа «Зарница».

Родители должны создавать ситуации, требующие от ребен­ка напряжения воли и сознания, активной работы чувств, вооб­ражения, памяти и внимания. Например, через постоянное выполнение определенных обязанностей в быту по дому, по само­обслуживанию, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (ро­дителям, другим членам семьи, младшим, больным и престаре­лым), навыки не только вырабатываются, но и закрепляются, становятся потребностью. На семейных праздниках полезно проводить общие игры. Такие игры способствуют сближению и взаимопониманию взрослых и детей, а также развивают сообра­зительность, настойчивость и смелость, другие общественно цен­ные личностные качества.

Физическая культура — один из компонентов военно-пат­риотического воспитания младших школьников — состоит, прежде всего, в выработке навыков здорового образа жизни, в развитии у детей чувства обязательности занятий физически­ми упражнениями для укрепления здоровья и хорошей учебы. Важно сформировать у ребенка представление об обществен­ной полезности занятий физкультурой и спортом, выработать умение выполнять простейшие физические упражнения и про­будить интерес к этой деятельности, развивающей силу, лов­кость, быстроту, выносливость и другие качества, важные для последующей подготовки к труду и защите Родины. Следует добиваться у детей твердой привычки выполнения правил лич­ной гигиены, проводить с ними подвижнее игры, спортивные забавы, короткие тренировочные упражнения и занятия по при­нятым в семье видам спорта. Такой интерес могут пробуждать мультипликационные, теле- и видеофильмы.

В этом возрасте авторитетные для ребенка взрослые вос­принимаются как эталон поведения. Поэтому родители долж­ны быть примером и сами ежедневно вместе с детьми зани­маться утренней зарядкой, поощрять их к этому. Необходимо следить за соблюдением режима труда и отдыха, учитывать физиолого-гигиенические требования к использованию теле- и видеоаппаратуры детьми младшего школьного возраста. Если позволяет площадь квартиры и финансовые возможности се­мьи, полезно иметь в доме спортивный детский уголок, где дети могли бы развиваться физически в свободное время. Кроме того, родители должны поддерживать и стимулировать стрем­ление ребенка к участию в мероприятиях школы по физкультуре и спорту, формирующих начальные навыки и привычки поведения в строю и действий по команде.

Следующее направление военно-патриотического воспита­ния детей младшего школьного возраста — военно-техническое. Оно заключается в формировании и развитии у детей началь­ных понятий и представлений о роли и значении военной тех­ники и оружия, как средств защиты Родины от врагов, понима­ния того, что мастерское владение оружием и военной техникой является обязательным условием выполнения военного долга. При этом родители опираются на игровую деятельность детей, на интерес к машинам и разнообразным сооружениям, на их стремление сделать все своими руками. Здесь можно использо­вать конструкторы типа «Лего» и др. Этот интерес ребят важно поощрять, однако следует соблюдать меру в количестве воени­зированных игрушек и игр, кинофильмов и компьютерных игр, так как чрезмерное увлечение «войной» ведет к стимулирова­нию агрессий, искажению нравственных начал.

В играх детей желательно создавать ситуации, позволяю­щие детям понять роль и значение того или иного вида оружия и военной техники при защите Родины от врагов, а родители должны давать разъяснения.

Беседы и рассказы о героях, конструкторах оружия воспи­тывают у мальчиков гордость за отечественное оружие. Совмест­ные просмотры детьми и родителями художественных кино- и видеофильмов, картин и открыток, экскурсии в музеи дополня­ют и закрепляют первое впечатление. Хорошо, если у ребенка есть возможность посещать кружок технического творчества, «Умелые руки», участвовать в выставках и конкурсах детских работ.

 

Воспитание детей учащихся 5-9 классов

 

Подростковый возраст — 10-14 лет — характеризуется интенсивным развитием физиолого-психологических, физиче­ских и духовных сил, заметным изменением интересов и поведения, активными процессами социализации, становлением гражданского самоопределения и мировоззрения. Подросткам свойственно ощущать себя неповторимыми. Они накопили уже значительные знания, социальный опыт в различных жизнен­ных ситуациях и в процессе учебной деятельности. В семье они уже могут пользоваться определенными правами, харак­терными для взрослых. Однако практика показывает, что в боль­шинстве семей к старшим подросткам продолжают относить­ся как к «маленьким» детям, что порождает конфликты «отцы — дети» и проблемы подростков.

Познавательные интересы старших подростков значитель­но расширяются: интерес к выбору профессии, стремление к самовоспитанию, нравственному и физическому самосовершен­ствованию, к общению с разными людьми, интерес к науке, тех­нике, искусству и так далее. Все это требует значительных во­левых усилий, внутренней собранности и целеустремленности, самоутверждения как личности через социально значимую де­ятельность. Начинает формироваться «Я — концепция».

Нравственное и гражданское воспитание подростков за­ключается в формировании у них мироощущения и мировоз­зрения, развития сознательной общественной активности, дис­циплины, побуждения руководствоваться ими в повседневной жизни. В основном у подростков развиваются те качества, ко­торые были заложены в младшем школьном возрасте. От об­щих понятий «Гражданин», «Родина», «Отечество», «Воин-за­щитник» подросток старшего возраста вырастает до собствен­ных нравственно-этических ценностей.

Формы военно-патриотического воспитания в основном остаются прежними, но они совершенствуются и усложняют­ся. По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодей­ствия. Необходимо постоянно интересоваться не только учебой, но и интересами, и участием детей в общественной жизни. С точки зрения военно-патриотического воспитания важно по­ощрять участие ребят в военно-спортивных играх типа «Зарни­ца» и «Орленок», поисковой и музейной работе, стремление собственным трудом приобрести средства на экипировку и при­надлежности для туристических походов и т. д.

По-прежнему эффективна такая форма военно-патриотиче­ского воспитания, как знакомство детей с трудовой и боевой био­графией отцов и дедов, членов семьи и родственников, земляков и их товарищей по работе. Это способствует формированию гор­дости за семейные традиции и стремление продолжать и разви­вать их, чувства гражданина своей страны, будущего защитника своей Родины. В этом возрасте ведется активная работа по ори­ентации ребят на выбор профессии, в том числе военной.

В семье целесообразно продолжать беседы с подростками на военно-патриотическую тематику. Подростки читают худо­жественную, биографическую и военно-мемуарную литературу, просматривают теле- и кинофильмы. При этом надо быть гото­вым к ответу на любой интересующий ребенка вопрос.

Первые консультанты родителей в выборе книг и фильмов, профессионально правильной трактовке их содержания — учи­тель, педагог дополнительного образования, воспитатель, соци­альный педагог, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, так как подростковый возраст сложен и для самих подростков, и для родителей, а родители часто не обладают достаточными психолого-педагогическими знаниями. Образовательное учреждение может оказать им значительную помощь в воспитании детей, организовав педагогические курсы и лекции, «родительский всеобуч».

Подростки принимают участие в военно-патриотическом воспитании младших в семье. Это может быть совместная под­готовка семейных праздников, посвященных знаменательным, профессиональным, военным и другими датам календаря. По­лезно привлекать старших подростков к воспитанию младших, к изучению Гимна, Герба и Флага РФ, военной символики, тор­жественных ритуалов, к проведению простейших физических и военных тренировок малышей.

Продолжают совершенствоваться нравственно-волевые качества подростков. Особое внимание теперь следует обращать на выработку четкого понимания сущности и характера воле­вого усилия, настойчивости в достижении цели, формирование способности владеть своими чувствами, умение всегда соблю­дать «единство слова и дела», самокритичность в поступках. При воспитании этих качеств в семье важно вызывать у детей убежденность в справедливости совместных с родителями ре­шений и стремление честно признавать свои ошибки. В этом случае могут быть рекомендованы доверительные беседы, «се­мейные советы» с обсуждением нравственных и этических последствий поступков и необходимых практических действий со стороны подростка. Рекомендуется морально поощрять де­тей, добивающихся поставленных целей, преодолевающих воз­никающие при этом трудности.

С одной стороны, военно-патриотическое воспитание в семье приобретает особое значение в силу своеобразия военного быта и характера современного военного труда как труда коллективно­го (экипаж, расчет, подразделение), основанного на самообслужи­вании, высокопрофессиональном использовании орудий и воен­ной техники, жесткой требовательности к экономии и бережли­вости во всем. При правильном воспитании в семье у подростков всех возрастов формируется осознанное стремление ответствен­но выполнять свою часть коллективной работы. При этом под­росткам прививаются навыки правильного выполнения трудо­вых приемов, соблюдения аккуратности, точности и чистоты, ока­зания взаимной помощи. Одновременно формируется понимание важности массовых профессий, деловых, физических, морально-нравственных качеств личности. Формы воспитательной рабо­ты в семье с этой возрастной категорией остаются прежними, но с более глубоким содержанием и с участием самих подростков. С другой стороны, закладывается и развивается интерес к выбору профессии, в том числе — военной. В настоящее время выбор профессии — одно из наиболее сложных и важных на­правлений в воспитательной работе. Если прежде диплом по выбранной специальности не влиял на выбор рабочего места, которое обеспечивалось любым дипломом, то сегодня постоян­но сокращается количество рабочих мест на предприятиях и учебных мест в институтах. Для подростка очень важно свое­временно определить свои возможности и направление буду­щей деятельности. В этом значительную помощь могут оказать, прежде всего, родители, а также учителя, педагоги допол­нительного образования, воспитатели и другие педагогические работники. Родители могут содействовать беседой, поощряя участие подростков в группах, интересующихся определенны­ми профессиями, в военно-технических и других кружках.

Воспитание подростка в семье продолжается в образова­тельных учреждениях. К упражнениям и регулярным заня­тиям физической культурой, соблюдению здорового образа жизни, теперь добавляются гимнастические, акробатические и танцевальные занятия в объединениях и т. д. и занятия ка­ким-либо видом спорта.

 

Воспитание старшеклассников

 

Старшеклассники — юноши и девушки — стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь, проживают активный период социального и гражданского становления. В этом воз­расте завершается формирование основных моральных устано­вок и нравственных качеств. Заканчивается половое созрева­ние. Молодые люди в состоянии заниматься длительным фи­зическим трудом, режим их жизни и труда приближается к режиму взрослого человека.

Взрослые люди пытаются судить о других по образцам по­ведения, присущим их культуре. В наши дни к прежним проблемам юношества добавляются проблемы межнациональные, межэтнические, межконфессиональные, социально-экономичес­кие. Нередко эти различия являются главной причиной непо­нимания юношей при общении. Установки и стереотипы опре­деляют предубеждения, которые имеют огромное значение в восприятии и интерпретации событий: «Я — такой, поэтому я так вижу». «Я — такой» складывается из огромного количе­ства составляющих, начиная от типа нервной деятельности, наследственности и заканчивая менталитетом и багажом жиз­ненного опыта со всеми самооценками, «Я-концепцией».

Развитие личности старшеклассников находится в прямой зависимости от уровня предъявляемых к ним требований со стороны семьи, общества, государства, от требований к самому себе, нравственных представлений, понятий и прочности убеж­дений. В этом возрасте определяется их социальный статус — либо они рабочие и служащие, либо они снова учащиеся, студен­ты. В военно-патриотическом воспитании особенно велико вли­яние на поведение старшеклассников социальных убеждений и суждений ближайшего окружения. Но не менее значимо и вли­яние на их поведение предубеждения референтной группы.

Значительно повышается роль родителей, их нравственных и идейных взглядов и отношения к военной службе, к армии в целом. При этом должны учитываться свойственные этому возрасту критичность мышления, стремление постичь истину, чрезмерный практицизм и противоречивость поведения, юно­шеский максимализм, а также болезненное, негативное воспри­ятие равнодушия, черствости, расхождения слова с делом. Юно­ши и девушки не допускают грубого вторжения в сферу их интимных интересов со стороны взрослых.

В связи с предстоящим вступлением в трудовую деятель­ность и на воинскую службу приобретает особое значение пра­вильное понимание юношами и девушками сущности созна­тельной дисциплины, товарищества, роли коллектива, а также мотивов своих собственных поступков и возможных их послед­ствий для других.

Воспитательное воздействие родителей на старшеклассни­ков должно быть крайне тактичным, деликатным, в форме партнерского общения, обязательно ориентированное на предстоя­щие молодым людям деятельность и выполнение воинского долга по защите Отечества. Прежде всего, это личный пример родителей при выполнении нравственного долга — военной службы, — который для старшеклассников заключается в по­ложительном отношении к предмету начальной военной под­готовки и глубоком освоении основ военного дела.

Большую пользу принесет доверительная беседа в семье, «мужской разговор» отца и сына, а нередко и с дочерью, о долге по защите Родины, необходимости серьезно готовиться к его безупречному исполнению. Беседы нельзя превращать в на­зидание или нажим — «делай так!». Этот тон встречается юно­шами и девушками недоброжелательно, вызывает их противо­действие. Теперь требуется не просто обсуждение книг, спек­таклей, кино- и телефильмов на военно-патриотическую тему, а глубокий анализ содержания вместе с взрослыми, с выска­зыванием ребенка собственного мнения, нравственных вы­водов. При выборе профессии и жизненного пути старше­классников родители не должны подавлять их склонностей и желаний личным авторитетом и престижностью своей про­фессии. В то же время они обязаны помогать старшеклассни­кам осознанно выбрать профессию сообразно их интересам и возможностям.

Общенародные праздники по случаю знаменательных во­енных дат, в первую очередь Праздника Победы, Дня Воору­женных Сил, желательно проводить не только в рамках широ­ких общественных мероприятий, но и как скромное семейное торжество. Здесь следует найти место для воспоминаний се­мьи и родственников, земляков, друзей и товарищей родителей, для обмена поздравлениями, приветствиями. Эффективно об­щение старшеклассников с ветеранами войны и труда, кото­рые вспоминают о днях минувших. Рекомендуется поощрять старшеклассников к проявлению конкретного внимания к ве­теранам: поздравлять их, приглашать на семейные торжества и праздники, помогать им в быту и труде.

Родители помогают юношам и девушкам всегда видеть пе­ред собой нравственные идеалы и важность нравственно-волевых качеств для предстоящей трудовой деятельности и службе в армии и на флоте: настойчивости в выполнении принятых реше­ний, умения мобилизовать собственные возможности и преодоле­вать возникающие при этом трудности, проявлять самообладание и контролировать свои поступки. Действенное влияние оказыва­ет также побуждение родителями детей к ответственному выпол­нению обязанностей членов семьи, уважению к традициям стар­ших поколений, к оказанию помощи нуждающимся в ней.

В жизни семьи должна учитываться необходимость приви­вать юношам и девушкам умение выполнять организаторские функции в труде, проявлять творческое отношение к труду и чувства коллективизма, готовность сознательно осваивать из­бираемую профессию. Вся деятельность родителей должна про­ходить под знаком подготовки старшеклассников к трудовой деятельности и службе в вооруженных силах.

Физкультура и спорт в семье служат по своему прямому назначению в целях физического развития детей-старшеклас­сников и в то же время являются эффективным средством военно-патриотического воспитания. Поскольку режим дня старшеклассников всегда жестко регламентирован, целесооб­разно создавать необходимые условия для самосовершенство­вания в избранном виде спорта. Проявление решительности, смелости, настойчивости, готовности идти на обоснованный риск, умение сохранять способность организованно действовать в трудных условиях, а также другие волевые качества, заложен­ные в подростковом возрасте, теперь закрепляются и развива­ются, приобретают конкретный, целеустремленный характер.

Для повышения педагогического уровня родителей по во­енно-патриотическому воспитанию детей в семье с ними ведет­ся индивидуальная работа в образовательных учреждениях. Содержанием этой работы становится ориентация родителей на выбор их детьми военных профессий, если к ним имеет склонность или данные их сын, дочь. Очень важно убедить ро­дителей не препятствовать детям в выборе такой профессии. Эффективность военно-патриотического воспитания в семье прямо зависит от социально активной позиции ребенка и от психолого-педагогической подготовленности родителей.

 

 

Библиография

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М., С 380.

2. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития лич­ности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психол. журнал. Т. 1. 1980. №2. С. 58.

3. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924;

4. Верховский А.И. Методика тактических занятий на карте. Организация и ведение военной игры. М, 1926;

5. Военный энциклопедический словарь. М, 1984. С. 46.

6. Гамишвшвили Д.И. Психологическая сущность героического поступка и типология героев

7. Гареев М.А. Военная наука и военное искусство в Великой Отечественной войне//Военная мысль. 2000. №3. С. 48-49.

8. Геронимус Ю.Н. Игра, модель, экономика. М., 1989.

9. Гире Г. Ф. Задачи военно-педагогического журнала в связи с пере­живаемым моментом // Военно-педагогический журнал.   1920.  №  1-2.  Каменев АИ.

10. Грос К. Душевная жизнь детей. Спб., 1906;

11. Дейнекин П. Отечество не останется бескрылым// Армейский сборник август. С. 10.

12. Деркач А.А.  Методечого-прикладные основы акмеологических ис-С1еДований М,1999 С 52

13. Деркач А.А. Акмеология личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2 Акмеологические основы управленческой деятельности М, 2000. С 10.

14. ДьюиД. Школа и общество. М., 1924.

15. Зимняя И.А. Стратегиальный подход к воспитанию // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России Кн. 1. / Под ред. ИА Зимней. М., 2001. С. 254.

16. Изард К.Е Эмоции человека М , 1980

17. Изместьев П. Психологические основы тактики. Военная мысль. Кн. 3.Турк. ВО, 1921;

18. Концепция профессионального образования в системе ФПС России 1999-2005 г. М., 1999.г

19. Карамзин ИМ. История государства Российского. В 6-ти кн. Кн. 1.

20. Т. 1.М., 1993. С. 168.

21. Кузминский А. Руководство к военной игре. Изд. 2-е. СПб., 1848;

22. Керсновский А.А. История русской армии. Т. 2. С. 54. 30

23. Ключевский В. О. Сочинения. Т. IX. – С. 5.

24. Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогиче­ское значение. М., 1909;

25. Концепция профессионального образования в системе ФПС России за период 1999-2005 г. М., 1999. С. 8.

26. Лагенткий Г. И. Цель и способы воспитания. – М.: Политиздат, 1975.

27. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных главному их управлению. СПб., 1880; Он же. Краткий очерк образования и развития Центрального Управления военно-учебными ведениями. СПб., 1893.

28. Лучший В.В. Руководство для ведения военной игры со старшим и высшим комсоставом и в воинских частях I МВО. М., 1922;

29. Майерс Д. Социальная психология.- М.; СПб.:Питер, 2003.

30. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Ин – т практической психологии. 1997.

31. Наставление для маневров и инструкция посредникам. М., 1925;

32. Натпадзе Р.Г. Воля как фактор боевой деятельности. Тбилиси, 1942;

33. О долге и чести воинской в Российской армии. М, 1978. С. 32.

34. Организуйте детвору/Отв. Ред. Е. Глатман. – М:Орган Наркомпроса РСФСР  и ЦК ВЛКСМ, 1934. №1–  6.

35. Отчет о военной игре старших начальников войск Московского во­енного округа. М., 1905;

36. Паруцкий В.И. Тактическая игра. Общие основа­ния, организация и правила ведения игры. Казань, 1910;

37. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических Учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, A.M. Мищенко, Е-Н Шиянов. 3-е изд. М., 2000.

38. Становление гуманистического мировоззрения личности. – М.: Ин – т развития личности, 1994.

39. Эльконин Д.Б Психологические вопросы дошкольной игры // Возрастная и педагогическая психология Тексты М , 1992 С 76

40. Яновская М.Г Эмоционально-ценностный аспект игры // Игра в педагогическом процессе Новосибирск, 1989