МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Латыпова Зиля Рашитовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД «Поиск» г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра Тюменской области

 

Дидактические пособия на занятиях как средство повышения качества образовательного процесса

 

Перед  дополнительным образованием стоит задача создания условий, способных помочь учащимся достичь оптимального уровня интеллектуального и творческого развития в соответствии с их  природными задатками, интересами и способностями.

Ученые и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к любой обучающей деятельности.  Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания воспитанников и находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения.

Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить труд учащихся. Наглядность использовали еще в древних школах Китая, Египта, Греции. В средние века использование наглядности выдвигалось на первый план.

Впервые в истории педагогики Я. А. Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. Он требовал учить и учиться только в соединении с вещами. Он обосновал золотое правило обучения: все, что можно изучать чувствами, - изучайте чувствами.

Огромную роль наглядности в процессе обучения отводил и К.Д. Ушинский. Он считал, что детская природа требует наглядности, так как «дитя мыслит формами, красками, звуками вообще».

 

Рассматривая вопросы методической организации образовательного процесса, направленного на повышение качества образования, мною выбрана тема самообразовательной работы: «Эффективное использование наглядных пособий на занятиях».

Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности, целенаправленную деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества. Однако для лучшего, более детального и конкретного рассмотрения каждой из двух частей этой деятельности и наиболее эффективного объединения выделяют, соответственно, педагогические дисциплины - теорию обучения и теорию, и методику воспитания.

 

Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, называется дидактикой.

Отсюда следует, что дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором

«didaktikos» означает «поучающий». Дидактику определяют как «всеобщее искусство всех учить всему».

Дидактика рассматривает обучение, в первую очередь, как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры или, что в определенном смысле то же самое, – социального опыта.

 

Обучение процесс специфический, он имеет свои особые, дидактические закономерности. К важнейшим из них относятся следующие:

- проблемность обучения;

- наглядность обучения;

-доступность обучения;

- прочность обучения; и. т. д.

 

Целью моей самообразовательной работы является: Изучение влияние дидактических пособий на повышение качества образовательного процесса на занятиях

 

Задачи:

1. Изучить литературу по теме «наглядность и ее виды».

2. Определить способы наглядности.

3. Исследовать влияние наглядных пособий на образовательный процесс на занятиях.

4. Разработать и описать схемы и виды наглядности.

5. Описать полученные результаты.

 

Предполагаемый результат:

1.Повышение качества обучаемости учеников

2.Развитие умения самостоятельной работы:

- привлекать самих учеников к нахождению желаемых информаций в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Наглядность - один из принципов процесса обучения и воспитания, предполагающий конкретизацию любого изучаемого явления на каждом уровне проникновения в его сущность.

Условно формулу наглядности можно представить следующим образом: наглядность = изоморфизм (похожесть, сходство)+ простота (доступность восприятия самого изображения).

Эта закономерность обусловливается рядом факторов.

Первый. Наглядность обучения является для учащихся источником и средством непосредственного познания окружающего мира.

Второй. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.

Третий. Наглядность повышает интерес к изучению и делает его более легким.

 

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

1.Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся.

2.Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент.

3.Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.

4.Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.

5.Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

6.Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

 

Наглядные средства могут широко применяться при повторении, закреплении и проверке изученного учебного материала.

Для того чтобы наглядные пособия полноценно выполняли свою дидактическую роль, они должны отвечать следующим требованиям:

  • Быть безупречным, должны соответствовать программе и конкретному учебному материалу;
  • Соответствовать возрастным особенностям детей;
  • Применение наглядных средств обучения:
  • Обеспечивает более полную и точную информацию об изучаемом объекте.
  • Помогает удовлетворить и в максимальной мере развить познавательные интересы учащихся;
  • Делает доступным  для учащихся такой учебный материал, который без применения наглядных средств обучения недоступен или труднодоступен.
  • Увеличивает объем самостоятельной работы детей на занятии.

 

Виды наглядности:

1.Естественный или натуральный (ископаемые, гербарии, образы горных пород, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

2.Объемный  (действующие модели машин, механизмов и т. п. макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений и т. д);

3.Схематический или символический (таблицы, рисунки, плакаты, диаграммы, карты)

4.Картинный и картинно - динамический (картины, иллюстрации, слайды);

5.Звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

6.Смешанный  (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы);

7.Учебник и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета, развитию общего кругозора ребенка и. т. д.)

8.Дидактические пособия (карточки, раздаточный материал);

 

К дидактическим пособиям относятся:

1.Инструкционные карты

2.Технологические карты

3 Шаблоны

4.Карточки

5.Чертежи.

 

Мною разработаны следующие дидактические материалы по выпиливанию:

1. «От простого к сложному  (простые плоские изделие)

2. «Ажурное выпиливание»

3. «Автомобили на столе (силуэтные модели)»

4. «Дергунчики» (подвижные игрушки)

5. «Звери, птицы, насекомые (конструирование изделий с разными способами скрепления)

6. «Инструкционные карты по изготовлению изделий»

 

Дидактические материалы по выжиганию:

1. «Животный мир» (контурное выжигание)

2. «Птицы» (контурное выжигание)

3. «Сказочные герои» (тоновое выжигание)

 

Данная самообразовательная работа была выбрана мною в 2010 году. Можно сказать, что наглядные и  дидактические материалы положительно влияют на образовательный процесс, и повышают качество обучения учащихся, о чём говорит участие учащихся в конкурсах, выставках разного уровня:

2010-11 учебный год -6 учащихся

2011 -12 учебный год-11 учащихся

 

 

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Изд-во Казан. У, 1998

2. Дидактика средней школы. Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, М., Просвещение, 1975

3. Лернер И..Я. Дидактические основы методов обучения М., Педагогика, 1981

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ

(С РИСУНКАМИ И СХЕМАМИ) -

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ