МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Глотова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ ЦО СПб ГДТЮ ЭБЦ «Крестовский остров»

 

Методы формирования речевых навыков обучающихся при изучении зоологии в ЭБЦ «Крестовский остров»

 

 

Работая в системе дополнительного педагогического образования более 20 лет и имея возможность сравнения индивидуального развития детей переходного возраста,  я часто сталкиваюсь с так называемым феноменом "речевых" детей. Думаю, что если бы я задалась целью проанализировать анкетные данные своих учеников, то большой процент "речевых" детей составили бы обучающиеся из "неполных" семей и семей, которых так или иначе коснулись различного рода "социальные катаклизмы", характеризующие наше общество за последние десятилетия. К сожалению, естественный язык начинает сдавать свои позиции современным техническим средствам передачи и переработки информации - это подтверждается тем, что ребятам легче общаться "компьютерным языком ", чем озвучить явления природы. Они не могут порой рассказать о том, как восходит солнце, или как "кошка гуляет сама по себе..." Это грустно. Ведь именно русский язык способен нарисовать, дать почувствовать и восхититься окружающим нас миром. Но, к сожалению, как утверждают психологи, именно под грузом интенсивных приемов умственного развития ломаются механизмы природного плавного формирования речевых навыков и гармоничного роста психических способностей детей.

Я работаю с ребятами 12-16 лет - это тот возраст, когда индивид уже практически сформирован, поэтому моя воспитательная работа заключается в некоторой коррекции и по, возможности, устранению тех недостатков, которые мешают совершенствованию личности. Как педагог я имею для этого реальную базовую основу. ЭБЦ «Крестовский остров», как многомерное образовательное пространство, предоставляет возможность детям научиться многому: познать себя и самореализоваться, у нас есть замечательный педагогический коллектив, который вместе с ребятами занимается реальным творчеством  в оранжереях, различных лабораториях и, наконец, в мини-зоопарке с его многочисленными обитателями.

 

В своей педагогической программе развивающего обучения, которая связана с изучением многих биологических наук, я обозначила следующие задачи:

- формирование общей культуры, что подразумевает воспитание личности путем воспитания бережного и разумного отношения к "братьям нашим меньшим";

- образовательные и развивающие, которые достигаются посредством академических знаний и современных педагогических форм и методов;

- социально-адаптационные, что достижимо при использовании очень широкого диапазона форм педагогической работы:

- здоровьесберегающие, дающие возможность личности для реализации своего природного потенциала

 

В этой обзорной работе я не ставлю целью подробное изложение всех форм и методов. В моей образовательной программе «Биология и ветеринария домашних и экзотических животных»  предложены и практически используются многие формы для реализации важных педагогических задач. Поэтому остановлюсь на одной из упомянутых выше задач, решение которой, безусловно, даст творческий успех для развития личности подростка- это речевое развитие личности и некоторые методы коррекции этого развития. Попробую очертить круг приемов и методов для ее решения.

Представим себе, что обучающийся пришел в ЭБЦ «Крестовский остров»,  где сразу же попал в мир Природы со своими законами. Его главной целью будет познание этих законов ступенька за ступенькой. Это позволит найти  гармонию с Природой. И значит решить очень важную задачу - сохранить себя как неотъемлемую ее частицу - биологический вид. Здесь при желании (которое важно поддерживать) он сможет быть самим собой, обрести нарушенное психическое равновесие, ведь вокруг будут не только педагоги и друзья. Рядом будет сама Природа. Как помочь достичь ему этой цели?

Ребята приходят к нам очень разные, каждый со своим характером. Кто-то очень стеснителен, кто-то, наоборот, хочет быть лидером. Поэтому формы работы должны быть разные, подход к личности бывает часто индивидуальным. Для ребят с застенчивым характером лучше всего начать с персональных заданий на дом (доклад, подготовка необходимого сообщения в группе) и обязательно наблюдение за животными. Все это дает им возможность постепенно привыкать и учиться общаться в новом коллективе.

Затем, наблюдая за его адаптацией, предоставить возможность самостоятельного публичного выступления, например: подготовить и провести викторину в группе, на игре или конкурсе и далее по учебному плану уже тематическую экскурсию по мини-зоопарку (программа "Юный экскурсовод" школы Айболита) со сдачей зачета. Другой категории обучающихся, относящихся скорее к лидерам, можно сразу предложить выступить перед группой с самостоятельно подготовленной презентацией, докладом, сообщением и у них как правило, это получается. Слагаемыми успеха в разных случаях будет кропотливая педагогическая работа, будут ли это наблюдения за животными (дневники наблюдений, где ребенок вырабатывает навыки письменной речи), или работа с научной и художественной литературой о природе, которая учит их точности изложения и художественности мышления.

Художественная литература о животных может быть использована тематически. О природе писали многие, но для ребят интересны произведения таких писателей как Д. Даррелл, В.Б.Сабунаев, А.С.Батуев, Э.Сетон-Томпсон.

В результате тесного и регулярного контакта с животными (он, как правило, избирательный) ребята находятся в постоянном ожидании общения с любимым животным, ведь оно приносит им радость. Постепенно их чувство перерастает в потребность приобретения знаний, умений, навыков. Они начинают чаще задавать вопросы и искать на них ответы. Начинается процесс творчества. Поэтому в этот период они с удовольствием выполняют задания (устные рассказы, доклады в различной презентационной форме, составление викторины, подготовка к игре и т.д.)

Я, как педагог, стараюсь затронуть всю эмоциональную сферу ребенка:   рассказать,  показать, удивить, рассмешить, используя для этого всевозможные способы и формы общения, а также (музыкальные произведения, кинофильмы, стихи, рассказы о животных, биографии ученых, писателей, случаи из жизни) Думаю, что неплохие результаты может дать использование тренинговых упражнений, на внимание, что увеличит возможность снять излишнюю застенчивость и сосредоточить внимание при работе с животными. В нашем образовательном пространстве это сделать несложно. При этом педагогическом процессе я использую упражнения по голосоведению. Правильно поставленная речь, плюс профессиональные знания - это залог успеха педагога. При проведении занятия, экскурсии, викторины, игры всегда лучшие результаты принесет использование живой речи, диалога, умение сделать правильный эмоциональный акцент. Когда общение с ребятами проходит "живым языком", они тоже становятся откровенными и мне легче работать: "сеять доброе вечное ..." Занятия, на которых ребята выступают самостоятельно, развивая свой «живой язык, учат их слушать и слышать. Особенно это заметно, когда темы связаны с их любимыми животными. И именно это же способствует снятию напряженности и ребята начинают понимать других и критичнее относиться к себе.

Иногда они делятся своими личными секретами. Эти беседы всегда радуют меня. В них присутствует мотив выбора, его осмысление и эмоциональные переживания, что особенно ценно.

Последнее о чем хотелось бы сказать и дать совет: используйте методические рекомендаций речевой мастерской Л. Н. Засориной из методички «Уроки голосоведения» это вам пригодится  при подготовке коллективных игр, праздников, огоньков. В это время можно особенно выгодно оценить индивидуальные способности ребят как удачных организаторов и выступающих, научить на их примере этому искусству других. Любое интересное мероприятие как результат труда и творчества радует и объединяет, делает нас ближе друг к другу и обогащает наш духовные мир; и, так же как и все другие формы работы, делает еще один шаг к пониманию Природы.