МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Кузнецова Евгения Николаевна, методист МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г.Покачи ХМАО-Югра

 

Программа по обобщению и распространению педагогического опыта «Формула успеха»

 

 

1. Пояснительная записка

Педагогический опыт рассматривается как источник саморазвития и совершенствования педагогического мастерства. Передовой педагогический опыт является важным анализом деятельности педагогов и результатом поиска путей устранения затруднений, определённых ранее.

Программа «Формула успеха» позволяет систематизировать методическую работу по обобщению и распространению педагогического опыта в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества». Данная программа рассчитана на 5 лет.

Внедрение передового педагогического опыта может начинаться при его востребованности педагогом, осуществившим проблемный анализ своей деятельности, что позволяет педагогу за счёт эффективного использования созданных другими инноваций активно влиять на учебно-воспитательный процесс.

Актуальным вопросом для практики является обобщение, систематизация и описание достижений педагогов с учётом:

  • ·длительности функционирования опыта;
  • ·высокой эффективности и результативности;
  • ·рациональности затрат времени и усилий;
  • ·возможности воспроизведения данного опыта другим педагогом.

 

Цель: изучение и анализ состояния практики, выявление тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов.

Задачи:

-выявление интересного педагогического опыта;

-определение целесообразности и научности представленного опыта;

-включение в эту деятельность большего количества педагогов.

Опыт, представляется как система деятельности, может быть представлен по наиболее успешным направлениям деятельности педагога.

 

2. Работа по изучению и распространению педагогического опыта

 

2.1.Выявление педагогического опыта

Выявление степени эффективности педагогического опыта по высоким количественным и качественным показателям результатов учебно-воспитательного процесса.

2.2.Содержание подготовки

Предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы.

 

2.3.Формы  работы с педагогами

Методические материалы в помощь:

  • ·«Положение об обобщении педагогического опыта» (утверждено приказом директора 3244 от 25.12.2009г.).
  • ·«Положение о методическом объединении» (утверждено приказом директора № 102/1 от 20.09.2007г).
  • ·«Памятка председателю методического объединения», в которой описан порядок действий по оказанию помощи педагогу дополнительного образования.
  • ·«План работы педагога по обобщению педагогического опыта».

Выступления педагогов на методических и педагогических советах с предъявлением собственного педагогического опыта.

Проведение педагогами открытых занятий и мастер-классов.

Участие педагогов в конференциях, педагогических чтениях, конкурсах профессионального мастерства.

Посещение педагогами семинаров, творческих встреч.

Методические выставки.

 

2.4.Результаты работы

Внутренние: рост педагогического сознания, готовность и активность в предъявлении собственного педагогического опыта педагогами; интерес к опыту коллег и «перенос» наработок в свою деятельность.

Внешние: участие в городском конкурсе профессионального мастерства; проведение педагогами мастер-классов для коллег города; участие в городских конференциях, семинарах.

 

2.5.Система контроля за исполнением программы

-представление информации о ходе реализации программы на заседаниях методических объединений;

-ежегодный отчет о результатах выполнения программы на итоговом педагогическом совете.

-представление передового педагогического опыта осуществляется на мастер-классах, семинарах, педагогических чтениях и др.

 

3. Алгоритм технологического описания педагогического опыта

Для обобщения педагогического опыта необходима точность описания, систематизация, представление в виде целостной структуры. В помощь педагогическим работникам, работающим по обобщению и описанию опыта, разработан специальный алгоритм описания системы деятельности педагога.

 

Раздел 1. Информационные сведения об опыте.

Тема опыта.

Автор опыта  (ФИО автора опыта, должность).

Место функционирования опыта (почтовый индекс, адрес места работы, служебный телефон).

Новизна опыта (эвристический,  новаторский,  изобретательский).

Длительность функционирования опыта (указывается, с какого года ведётся работа по данной проблеме).

Материалы, представляющие опыт может быть представлен Приложениями: образовательные программы, планирование, материалы по диагностике учащихся, конспекты занятий и мероприятий, наглядный материал, тексты выступлений на семинарах и педагогических советах; фотографии, грамоты; творческие работы обучающихся, видеозаписи.

Опыт может быть представлен по отдельным, наиболее успешным, направлениям деятельности педагога.

 

Раздел 2. Технологические сведения об опыте.

Актуальность опыта.

Задачи, решаемые в опыте.

Педагогические средства, используемые в опыте.

Технология опыта.

Результативность опыта (качественная, количественная).

 

Раздел 3. Сведения об использовании опыта в массовой практике.

Условия эффективного функционирования опыта (тип и вид образовательного учреждения, материально-техническая база).

Научно-практическая основа опыта (какие идеи легли в основу опыта).

Рекомендации по использованию опыта:

-оценка квалификации педагога (уровень образования, стаж работы, квалификация и профессионализм);

-критерии оценки учебно-методической работы педагога (наличие образовательной программы, оформление основной документации педагога, выполнение тематического плана, наличие и использование программно-методического обеспечения, участие в работе методических объединений, экспериментальной работе, подготовка и проведение занятий, методическая грамотность педагога);

-оценка практической деятельности педагога (результаты открытых занятий, выступлений);

-оценка творческой деятельности педагога (участие в работе творческих групп, проведение творческих дел);

-оценка организационной работы педагога (стабильный состав обучающихся, реализация прав ребёнка, психологический климат в детском коллективе).

 

4. Содержание программы «Формула успеха»

Содержание программы реализуется по учебным годам:

 

Сроки реализации

Содержание

Результат деятельности

Исполнители

учебный год

Семинар по теме: «Система работы с педагогическим опытом»:

-изучение системы работы педагогического опыта;

-подходы к изучению деятельности педагога.

Внедрение в практику педагогов.

Методист,

председатели методических объединений

Деятельность методических объединений по теме: «Творческий потенциал личности ребёнка: развитие и обучение в системе ДОД».

Обсуждение и описание проделанной работы на заседаниях методических объединений.

Председатели методических объединений

Творческая лаборатория  по теме: «Технология организации и проведения выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества».

Использование результатов в собственном педагогическом опыте: выставки творческих работ обучающихся.

Творческая группа

 

Выявление педагогического опыта.

Высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по параметрам:

образованность детей (полнота и прочность знаний, наличие соответствующих умений и навыков, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию); стремление к самостоятельности в приобретении знаний, познавательная активность; уровень воспитанности обучающихся.

Методист, председатели методических объединений.

Круглый стол по теме: «Работа с родителями как одно из условий становления образовательного сообщества».

 

Обсуждение темы с родителями на заседании круглого стола.

Издание брошюры «Организация взаимодействия педагогов с родителями учащихся».

Разработка памяток для родителей.

Публикация «Развивать творческие способности детей» в местной газете «Покачёвский вестник».

Комплектование тематической папки  «Работа с родителями»

материалами из опыта работы педагогов, сценариями мероприятий, разработками.

Использование папки молодыми педагогами.

Методист,

председатели методических объединений, педагоги

Альбом «Радуга талантов»

Сбор информации.

Формирование альбома материалами сценариев, фотографиями с открытия итоговых выставок творческих работ воспитанников детских объединений Центра творчества.

Методист, педагоги

Обобщение публикаций  «Центр развития творчества детей и юношества на страницах газет 1997-2007г.г.».

Издание сборника публикаций.

Знакомство со сборником родителей обучающихся.

Методист

учебный год

Семинар по теме: «Педагогические технологии в учреждении

дополнительного

образования»

Сбор информации и внедрение в практику педагогов и молодых специалистов.

Организация информационно-методической выставки по теме.

Издание сборника   «Педагогические технологии»

(сборник содержит: конспекты открытых занятий, проведенных педагогами в течение учебного года).

Методист, педагоги

Обобщение и распространение педагогического опыта Шипицыной Натальи Васильевны по теме «Изучение личности ребёнка в учебно-воспитательном процессе».

Распространение педагогического опыта внутри учреждения.

Издание сборника по теме «Изучение личности ребёнка в учебно-воспитательном процессе».

Представление сборника на выставке в рамках проведения августовской конференции педагогических работников города.

Методист, педагог

Организация и распространение оригинального опыта педагогов Центра творчества

Взаимодействие с учителями и педагогами образовательных учреждений города.

Проведение презентаций и мастер-классов по теме: «Теория творчества».

Разработка методических пособий:

-«Искусство тестопластики», автор: педагог Гузюк Ю.А.

-«Куклы в технике скульптурного текстиля», автор: педагог Кочеткова Н.В.

-«Изготовление современного сувенира «Кукла в национальной одежде»,  автор: педагог Ильянова Э.М.

Участие педагогов в августовской конференции педагогических работников города.

Методист, педагоги

учебный год

Обобщение педагогического опыта Ильяновой Эммы Михайловны по теме «Традиционное искусство народов Севера».

Распространение педагогического опыта внутри учреждения.

Издание сборника по теме «Традиционное искусство народов Севера».

Представление сборника на выставке в рамках проведения августовской конференции педагогических работников города.

Методист, педагог

 

Пособие «Мастерим игрушки сами» /образовательная программа, конспекты занятий (автор-составитель: Кочеткова Н.В.)

Издание пособия в издательстве «Учитель» г. Волгоград.

Представление сборника на выставке в рамках проведения августовской конференции педагогических работников города.

Распространение педагогического опыта в рамках программы «Дети-Каникулы-Творчество».

Методист, педагог

 

Создание банка результативного педагогического опыта

Подготовка сборника «Педагогическая практика».

Обобщение опыта с подборкой материалов:  конспекты учебных  и открытых учебных занятий

Формирование тематической папки «Педагогическая гостиная» по теме: «Дополнительное образование- здоровьесберегающая среда».

Представление папки на регулярно-действующей информационно- методической выставке.

Методист, педагоги

учебный год

Альбом итоговых выставок «Радуга талантов»

Пополнение альбома материалами сценариев и фотографиями открытия итоговых выставок воспитанников детских объединений Центра творчества.

Представление альбома на выставке в рамках проведения    августовской конференции педагогических работников города.

Методист, педагоги

Обеспечение условий для раскрытия творческих способностей

педагогов

Пополнение банка результативного педагогического опыта.

Презентация «Лаборатория творчества» (описание опыта работы педагогов дополнительного образования   Долининой Е.В.,  Файзуллиной А.Ф.).

Видео материалы учебных занятий и отчётных концертов педагога Кузора Т.В.(CD).

Методист, педагог

Обобщение опыта работы педагога Хитриной Л.В. по теме «Организация и проведение походов выходного дня»

Распространение педагогического опыта внутри учреждения.

по теме «Организация и проведение походов выходного дня».

Описание проделанной работы на выставке в рамках проведения августовской конференции педагогических работников города.

Методист, педагог

учебный год

Взаимопосещение учебных занятий, открытия выставок

Обмен опытом, мнениями на заседаниях методических объединений.

Методист, председатели методических объединений

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческой личности обучающихся посредством участия в концертах и выступлениях» педагога Яхьяев С.Я.

Сбор и изучение рабочих материалов. Формирование папки с описанием педагогического опыта.

Методист, педагог

Альбом «Талант детства» (результаты деятельности учреждения на уровне детей и педагогов за 5 лет)

Формирование альбома.

Представление альбома на встречах с родительской общественностью.

Методист

Поисково-творческая работа педагога Миляевой В.Г. по теме: «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тематическая подборка материалов. (CD)

Презентация творческих работ учащихся с ОВЗ.

Участие в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года».

Методист, педагог

Информационный бюллетень

Подготовка и создание информационного бюллетеня о передовом педагогическом опыте

Методист

 

5. Оценка эффективности реализации программы

Реализация программы «Формула успеха» позволит:

-повторить и использовать опыт одного педагога другими, расширить представленный опыт до массового опыта;

-обеспечить высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса;

-быть результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе попыток и ошибок.

 

6. Литература

1.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. -М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 160с.

2.Детский творческий центр: организация методической работы / авт-сост. С.А.Левина, Ю.Н.Суслов, Э.Г.Белоусова. - Волгоград: Учитель, 2008-126с.

3.Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: Практич. пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288с.

4.Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей. -Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.-324с.

5.Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт-сост. М.В.Кайгородцева. -Волгоград: Учитель, 2009. -337с.

6.Образовательные сайты Интернета.