МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Глотова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ ЦО СПб ГДТЮ ЭБЦ «Крестовский остров»

 

Методические аспекты деятельности «Школы Айболита» на Крестовском

 

 

Аннотация

Освещена идея  и  предпосылки создания «школы Айболита», как новой формы образовательной технологии, отвечающей требованиям ФГОС-2; проанализированы формы работы, определена значимость данной образовательного компонента обучения биологии.

 

Ключевые слова: «школа Айболита», ветеринарная медицина, профессиональная ориентация, здоровьесберегающие технологии, новое содружественное образовательное пространство, мониторинг, создание банка данных, конкурсы, исследовательская и проектная деятельность, результативность, непрерывное экологическое образование.

 

Введение

В современных условиях жизни качественным является образование, позволяющее подрастающему поколению получать интеллектуальное и личностное развитие. ЭБЦ «Крестовский остров», как многомерное образовательное пространство, предоставляет возможность детям научиться многому: познать себя и самореализоваться. Обучение старших учеников (возраста 12-15 лет) в учреждениях дополнительного образования дает больше возможностей в достижении федерального образовательного стандарта нового поколения, так как, с одной стороны, ориентировано на социализацию детей и, с другой стороны обеспечивает индивидуальный характер развития их интересов, склонностей.

Моя педагогическая деятельность в нашем центре связана с преподаванием основ ветеринарии по программе «Биология и ветеринария домашних и экзотических животных» и с этим замечательным возрастом ребят. Основной площадкой для наших занятий служит мини-зоопарк центра, в котором содержатся более 55 видов и около 15 пород животных. Занятия по программе проходят с использованием разнообразных форм и технологий, что позволяет обучающимся осваивать базовые и специальные знания в различных областях биологии (орнитология, териология, кинология, фелинология, генетика и селекция, основы ветеринарии).

Результаты психолого-педагогического мониторинга свидетельствуют о том, что в процессе обучения у ребят наблюдается возрастание мотивации в данной области интереса, увеличивается творческий потенциал и они совершенствуются как личности. Все данные мониторинга успехов образования обучающихся являются открытыми для родителей, что, безусловно, повышает активность семьи как субъекта образовательного процесса.

После окончания 3 года обучения до 70 % учащихся ориентированы на профессии, связанные с ветеринарией или медициной. Успешно овладев практическими, исследовательскими и проектными методами работы, многие стремятся реализоваться в конкретных делах и наша педагогическая задача-помочь им в этом. Поэтому идея создания «школы Айболита» на Крестовском в формате нашей программы, не вызвала удивления. Коллеги и ребята с удовольствием поддержали это предложение.

Цель создания «школы Айболита»: дать возможность другим учащимся, имеющим интерес к ветеринарной медицине, реализовать это желание в новом содружественно - профессиональном образовательном пространстве.

 

Основные методические аспекты деятельности «школы Айболита»

 

Понятие «школа Айболита» знакомо моим ученикам уже с 1 года нашего творческого общения. Они занимаются, помня главное: «Мы в ответе за тех животных, которых изучаем и приручаем». В итоге у старших ребят накоплен позитивный индивидуальный и командный опыт практической работы. Они умеют идти к поставленной цели: пусть это обычная манипуляция  (действие) с животными, либо сложный исследовательский проект.  Также они вполне осознают степень ответственности и то классическое изречение, что «ветеринарный врач лечит все человечество», для них имеет смысл. Поэтому готовность поделиться своими знаниями с теми, кто неравнодушен к «братьям нашим меньшим», очевидна. Именно поэтому одной из основных форм работы в нашей школе при проведении практикумов, экскурсий и даже консультаций в мини-зоопарке я считаю  использование  потенциала знаний старших кружковцев.

К тому же наш мини-зоопарк является клубным образовательным пространством для всех обучающихся в центре. Это усиливает момент актуальности нашей деятельности. «школа Айболита» - это ещё и возможность создания площадки для решения локальных проблем многих людей, приходящих к нам в центр и озадаченных вопросами по содержанию животных в условиях неволи.

Вашему вниманию предлагается план работы нашей школы, охватывающий разнообразные тематические мероприятия на данный учебный год (см. табл. 1).

 

Таблица 1. План работы «школы Айболита».

 

Мероприятие

Темы

Сроки проведения

Состав обучающихся

 

 

1. Учебные занятия

1.Вводное занятие. «Знакомство с методами ветеринарной диагностики»

2.«Изучение зоогигиенических параметров сод-я животных мини-зоопарка»

3.«Изучение параметров развития детёнышей животных»

4.«Оказание первой помощи животным»

апрель, май, 3-я пятница

 

октябрь, ноябрь, март, 4-я пятница

 

ноябрь, январь, февраль,4-я пятница

апрель, май,4-я пятница

Детские коллективы эколого-биологической направленности города и кружковцы 3-го года обучения

 

2. День открытых дверей для родителей

«Моя первая экскурсия»

декабрь, май

Обучающиеся 1-го и 2-го годов, родители, педагоги

 

3. Участие в международной выставке –конференции «БИОИНДУСТРИЯ-2012»

«Проектная и исследовательская деятельность зоологов «школы Айболита».

12-13 октября

Обучающиеся 3-го и последующих годов с исследовательскими и проектными работами

 

4. Участие в городских, всероссийских олимпиадах, конкурсах и конференциях

Тематические исследования и проекты детского коллектива.

 

октябрь-май

Обучающиеся  1-3-го и последующих годов с исследовательскими и проектными работами

 

5. Тематические экскурсии

«Здоровьесберегающие технологии при содержании домашних и экзотических животных в условиях неволи»

дни открытых дверей и городские мероприятия

Различный контингент обучающихся города и педагогов

 

6. Городской конкурс «Соседи по планете»

Подготовка  и проведение станции «Урок Айболита»

6 декабря

Школьники города и  детские коллективы ДТ

 

7. Консультационная деятельность

Вопросы содержания, кормления домашних и декоративных животных

в течение года

Педагоги центра, города, родители, частные лица

 

С 2012 года в школе начали проходить тематические учебные занятия, которые позволили приезжающим группам обучающихся в  нашем  образовательном пространстве узнать много интересного, нового и значимого с точки зрения приобретения личных практических знаний.

Позже по плану прошли занятия по 1-ой, 2-ой и 3-ей темам, одно из них было проведено как открытое занятие. Общее впечатление  по результатам данного обучающего тематического комплекса следующее: занятия носят комбинированный характер и состоят из теоретической и практической   частей; для подготовки к ним используются  презентации  для усвоения теоретического материала и практические методы, такие как выполнение лабораторно-практических работ в мини-зоопарке и демонстрация методик по работе со взрослыми животными и их  детёнышами.

 

Можно отметить, что все учащиеся справляются с практическими заданиями и темы занятий удается полностью раскрывать. Старшие кружковцы на этих занятиях приобретают опыт демонстрации своих практических навыков исследовательской деятельности,  знаний компьютерных технологий, т. е. выступают в роли консультантов и моих помощников.

На занятиях обычно создаётся положительная эмоциональная творческая атмосфера, связанная с выездной формой образовательного процесса в школу Айболита и с желанием не только педагога, но и старших ребят поделиться своими практическими знаниями. В процессе проведения занятий особый интерес вызывают выполнение практических работ и возможность приобретения опыта общения с различными видами животных.

 

Коллеги, присутствующие на занятии считают, что данная форма проведения занятий, позволяющая решать комплекс воспитательных, образовательных, здоровьесберегающих и культурных задач может быть использована в педагогическом процессе коллективов зоологической и экологической  направленности, а также как модель для педагогов при проведении занятий по другим темам.

Обучающиеся нашей школы, которые интересуются научно-исследовательской деятельностью, своими  грамотными наблюдениями смогут внести вклад в создание банка данных физиологических параметров жизнедеятельности декоративных видов и пород животных, содержащихся рядом с человеком. Кроме этого, мониторинг конкретных ситуаций, возникающих в мини-зоопарке (беременность, рождение молодняка, заболевания и др.), даёт возможность выработать практические рекомендации для дальнейшего наблюдения за животными. Наш зоопарк не является исключением и нуждается в информационной поддержке (подобные данные практически отсутствуют в литературе, либо являются закрытыми для широкого использования). Хочется надеяться, что активная позиция ребят и педагогов нашей школы будет важна для улучшения жизни животных и поможет обслуживающему персоналу зоопарка (и не только нашего) перейти на превентивные способы сохранения здоровья животных, а значит и нашего с вами.

Мои старшие воспитанники в этом году имели замечательную возможность публичного представления своего исследовательского опыта на международной конференции-выставке «БИОИНДУСТРИЯ-2012», где приняли участие в проведении интегрированной деловой программы инновационных решений для воспроизводства, функционирования и целесообразного развития живых организмов и среды их обитания и международной научно-практической конференции «Инновационные биотехнологии в странах ЕврАзЭС».

Данный научный форум явился серьёзной площадкой, на которой старшеклассники познакомили участников конференции с главными тематическими блоками исследовательской деятельности  обучающихся «школы Айболита».

Темы их работ следующие:

  • «Определение некоторых параметров роста детёнышей дегу в ранний период онтогенеза».
  • «Определение некоторых параметров роста птенцов волнистых попугаев».
  • «Определение параметров роста щенков породы ньюфаундленд в ранний период онтогенеза».
  • «Разработка эффективного метода диагностики энтомоза у крыс»

 

За плодотворное сотрудничество мои ученики получили благодарности, а главное организаторы выставки выразили желание будущего сотрудничества с нашим коллективом ЭБЦ «Крестовский остров».

В свою образовательную среду мы приглашаем и родителей. В декабре у нас состоялось наше открытое зачетное мероприятие»,  в  котором приняли участие 12 конкурсантов. Темы экскурсий были выбраны ребятами самостоятельно, и их содержание было связано с наблюдаемыми ими живыми объектами. Темы экскурсий: «Ара по кличке Жора», «Индийский дикобраз», «Мои кролики», «Неизвестные свинки», «Наши агути»,  «Наши крысы», «Лисица необыкновенная».

 

«Моя первая экскурсия» (для 1 года обучения).

Целью данного мероприятия: продемонстрировать обучающимися свои знания и первые навыки публичного выступления.

Для успешного выполнения поставленной цели перед ребятами были поставлены задачи:

-приобрести навыки самостоятельного поиска и обработки необходимого материала  для тематической экскурсии из различных источников;

-научиться оформлять обработанный материал (доклад, презентация);

-умение выступить перед небольшой аудиторией.

Мероприятие было спланировано таким образом, чтобы родители были не только слушателями, но и активными участниками мероприятия. Кстати, такая форма содружества всегда приносит свои результаты, что наблюдалось и в этот раз. В состав нашего жюри кроме педагогов вошли и родители (для родителей были разработаны специальные оценочные бланки). Жюри постановило, что самый лучший экскурсовод – Никитина Ирина с выступлением «Неизвестные свинки». Все участники конкурса получили сертификаты участников и стали претендентами на звание «Юный экскурсовод «школы Айболита» на Крестовском ».

Обмен мнениями  после подведения итогов сопровождался благодарностями «заинтересованных сторон» (педагогов  и родителей) и желанием продолжить экскурсионный конкурс.

 

Закончить обзор и обсуждение прошедших мероприятий в «школе Айболита на Крестовском» хочется рассказом  ещё об одном интересном городском конкурсе «Соседи по планете», в котором участие команды зоологов «Пернатые экзоты» является неотъемлемой частью образовательного процесса. Хочется не без гордости отметить, что традиционный дух и конкурсный подбор ребят в команду коллектива дают желаемые результаты.

Для участия в данном конкурсе ребята готовятся с первых занятий.  Главным критерием отбора в команду служит результативность по освоению ими учебной программы, а также тестирование, которое даёт мне возможность подтвердить способности данной личности отстаивать «честь зоологического мундира».

За последние 5 лет команда в разном составе получила 2 диплома 2 степени и 3 диплома победителя, т. е. 1 степени. Иногда для меня остается загадкой хорошая результативность моих ребят, но, если задуматься, то становятся понятно, что ими движет большое желание быть лучшими и успешными, а это залог победы!

 

На этом я позволю закончить свою итоговую оценку первых, традиционных и в чем-то  закономерных результатов далеко не всех значимых событий «Школы Айболита на Крестовском». Впереди у нас педагогические будни, но у меня на сегодняшний день есть чувство уверенности в том, что моя профессиональная деятельность востребована и необходима подрастающему поколению нашего замечательного города (это подтверждают и отзывы детских коллективов, сотрудничающих с нами). И я рада, что новый проектный вариант обучения биологии - это реальность, дающая позитивные результаты.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ (С ФОТОГРАФИЯМИ) -

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ