МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Сидоренко Лариса Дмитриевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Спектр» г.Новокузнецк Кемеровской области

 

Конструирование силуэтов моделей из деталей геометрического конструктора посредством изобретательских приемов ТРИЗ

 

 

Цель: создание силуэтов  фигур  из деталей Танграма.

Задачи:

  • закрепить приемы работы с деталями геометрического конструктора при создании силуэтов посредством приемов дробления, объединения, динамичности.
  • формировать навыки технического мышления  и воображения.
  • воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность в принятии решения.

Категория: обучающиеся  2 года обучения, объединение «Умельцы».

Место проведение: ЦД(ю)ТТ «Спектр».

Время проведения: 50 минут

Оборудование: Набор «Геометрический конструктор», цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, кисточки, ножницы, салфетки.

Дидактический материал: образцы заданий, схемы сборки силуэтов, танграм, таблица «Сочетание цветов», карточки – задания.

 

Ход занятия.

 

I. Мотивационный этап.

1.Организация рабочего места

2.Правила поведения и работы в объединении, правила обращения с ножницами.

3. Сообщение темы и цели занятия.

 

II. Основной этап.

 

1. Повторение пройденного материала.

( Фронтальный опрос по вопросам)

Что называют контуром?

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Что называют квадратом?

Как получить квадрат  из 2 треугольников?  из 4 треугольников? (из набора «Геометрический конструктор»).

Как из квадрата получить 2 прямоугольника? 4квадрата?(квадрат из бумаги).

Из каких фигур можно получить квадрат? трапецию? (набор «Геометрический конструктор»).

 

2.Объяснение нового материала.

(Рассказ с элементами эвристической беседы.)

Развивающие игры и задания.

  • Разрезные игры
  • Из каких трех одинаковых деталей можно составить такие фигуры?
  • Работа с набором «Геометрический конструктор».

«Сложи квадрат» из 7 деталей (2больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний треугольник, 1квадрат, 1параллелограмм)

Изобретательские приемы ТРИЗ:

«Дробление- объединение», «Увеличение - уменьшение», «Динамичность», «ПМИ» (плюс, минус, интересно) и др.

Создавая силуэты объектов, ребята, вы можете испытать себя в роли инженера конструктора, дизайнера, технолога и т.д.

Каждый работу выполняет индивидуально, самостоятельно.

Занятия по этой теме развивают воображение, мышление, смекалку, логику. А создание силуэтов технических объектов развивает техническое мышление.

«Лучший способ создать хорошую идею – иметь много идей».

( Лайнус Полинг, физик, нобелевский лауреат)             

 

3.  Алгоритм работы.

-Используем прием «Дробление».

-Разрезать, заранее заготовленный Танграм, на 7 деталей.

-Используем прием «Динамичность».

- Создаем силуэт предмета, используя правила игры Танграм.

- Используем прием «Объединение».

- Сложить придуманный силуэт из 7 деталей.

- Познакомить с таблицей «Сочетание цветов».

- Выбрать фон аппликации. (Вспомнить: Что называется фоном? аппликацией? Какие знаете виды аппликаций?)

- Наклеить детали на основу (фон).

- Оформить работу, добавив элементы дизайна .

 

Практические советы: работаем аккуратно, не спешим, вначале обдумаем свои действия, потом выполняем.

 

4. Домашнее задание.

  • Пожелание детям: изготовить игру «Сложи квадрат» и поиграть в кругу семьи, с друзьями описание ее в книге Б.П. Никитина «Ступени творчества или развивающие игры»,  стр.89-94
  • Работа на компьютере. Игра «Танграм», видеосюжеты игры «Танграм» на сайте.

Играйте с головоломками, и Вы интересно и с пользой проведете   время

 

III.  Рефлексия.

1. Что нового сегодня вы узнали на занятии?

2. Что понравилось и запомнилось больше всего?

3. Что у вас особенно хорошо получилось на ваш взгляд?

4. В чем затруднялись? На каком этапе было сложно?

5.Выявляю отступления от намеченных планов;

6.Устанавливаю причины и определяю пути устранения недостатков

7.Вношу коррективы в план работы.

 

IV.  Выставка результатов работы. Подведение итогов.

Ребята анализируют и оценивают качество своих творений.

Самостоятельно делают выводы, выявляя плюсы и минусы, посредством приемов ТРИЗ (ПМИ- плюс, минус. интересно), таким образом их знания становятся глубже, прочнее.

 

Список литературы.

1. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры

2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. - М.: Просвещение, 1990.

3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

4. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

5. Цукарь А.Я Развитие пространственного воображение. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2000 Самооценка и внешняя оценка готовых моделей.

6. Методическое пособие. «Использование игр и развивающих заданий в процессе технического творчества младших школьников». Составители: Бычкова И.В., Гукова Н.М., Комлева М.А., Мамутин С.А., и др.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ

(С ПРИЛОЖЕНИЯМИ, РИСУНКАМИ И ФОТО) -

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ