МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Соболевская Галина Вячеславовна, преподаватель МБОУДОД ДШИ г.Петушки Владимирской области

 

Знакомство с сонатной формой в курсе музыкальной литературы первого года обучения

 

 

Пояснительная записка

Первый год обучения по музыкальной литературе самый объемный и широкоохватный. Учеников нужно познакомить со множеством музыкальных понятий. В том числе и с музыкальными формами.

Знакомство с сонатной формой в курсе первого года обучения обычно не предусмотрено.( Программа А. Лагутина, учебные пособия для первого года обучения З. Осовицкой и А. Казариновой «В мире музыки», О. П. Камозиной « Неправильная музыкальная литература»).У М. Шорниковой  (Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры.) занятие 23 посвящено сонате, где даны краткие сведения о сонатной форме без опоры на конкретную музыку. Я предлагаю сразу погрузиться в звуковую стихию сонатной формы без излишнего теоретизирования с учетом детской психологии.

Как рассказать о сонатной форме младшим школьникам, чтобы они ее восприняли? Ведь у них на данном этапе музыкального развития небольшой слуховой опыт, не развито слуховое внимание, позволяющее продолжительное время воспринимать музыку, на практике ( на уроках специальности) сонатная форма еще не встречалась, навык слежения по нотам за звучащим произведением в зачаточном состоянии. Музыкальная форма интересна профессионалам, а для детей она скучновата. Как сделать неинтересное интересным, чтобы ребенок не чувствовал себя глупым и несчастным?

Можно объяснить учащимся сонатную форму на примере первой части Второй симфонии Бородина.

Суть сонатной формы - взаимодействие  двух образов-тем. У Бородина легко ориентироваться в музыкальном процессе из-за яркого контраста основных  тем,  мужественной  главной темы  и  женственной побочной. Они  контрастны по динамике, по ладу, по жанру,  по фактуре, по интонациям (forte  и  piano , мажор и минор, унисон, октавные удвоения и аккорды плюс подголосочность,  декламационность с повелительными интонациями и напевная пластичность песни.)

И продолжительность звучания 1части Симфонии Бородина приемлема: около 7минут.

 

Ход занятия.

 

Перед прослушиванием организую внимание учащихся: ввожу их в круг образности, используя наглядные методы обучения. Даю подсказку, что сочинение Бородина связано с отечественной историей, эпосом, показываю репродукции с картин В.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», « Витязь на распутье», «Богатыри» .(См.т.30 серии «Великие художники» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»)

Далее предлагаю учащимся в процессе прослушивания использовать силуэты-фигурки ,отмечать ими смену образов, появление нового «персонажа», если музыка повторяется- используется та же «фигурка» (Силуэты образов-фигурок см. в Приложении). Ученики могут выкладывать фигурки коллективно «за круглым столом», если в группе небольшое количество детей. Плюс такого коллективного действа – у слабых медлительных детей не будет дискомфорта, а возникнет чувство успеха. Минус – ненужная при слушании музыки суета, соревнование кто первый выставит фигурку. Установку даю такую: если возникнет необходимость общения между учителем и учеником, «спрашиваем» и «отвечаем» глазами или кивком головы, т. е. «молча»!!! Второй вариант прослушивания – за своим столом самостоятельно, для этого заготовить трафареты на каждого ребенка. Минус индивидуальной работы – детям очень хочется увидеть, что творится у соседей.

В обоих случаях дети есть дети, уничтожать их живость и непосредственность не стоит.

Границы разделов у Бородина очень ясные и , я думаю, ученикам будет не сложно с помощью фигурок зафиксировать этапы музыкального процесса. Останется только объяснить полученную схему сонатной  формы.

 

После прослушивания первой части Симфонии должно сложиться следующее:

 

Г.Т.-  фигурка воина- защитника. h-moll

П.Т. –фигурка  дамы. D-dur

З.Т.- возвращение мужественного образа.

 

Перед разработкой темп замедляется.

 

Г.Т. развивается, воин на коне.

П.Т.-женская фигурка.

Г.Т.-  снова скачка, воин на коне.

 

Реприза

Г.Т. – воин h-moll

П.Т.дама Es-dur

З.Т. – воин

 

Если ученики не все точно отметят, в беседе можно подкорректировать промахи.

Далее следует рассказать о содержательно-смысловых возможностях сонатной формы

Можно сказать о тональном контрасте, который вытекает из образного. В группах с умными детьми я показываю темы по клавиру. Кстати, потому и силуэты – фигуры предлагаются разных цветов, т к. тональная  « одежда» различна.

Классические тональные соотношения главной и побочной тем( в экспозиции Т и Д, в репризе Т в мажорной сонатной форме, в экспозиции  t  и параллельный мажор, а в репризе одноименные минор и мажор в минорной сонате) я не затрагиваю, т. к. у Бородина их нет, у него важен колорит красочного сопоставления тональностей.

 

Углубляться в тонкости сонатной формы предстоит в следующем году при изучении сонатно-симфонического цикла классицистов. Изучая сонаты и симфонии Гайдна, Моцарта и Бетховена, предстоит узнать структурно- жанровый канон и как его черты претворены у каждого композитора, каковы особенности сонатной формы в их творчестве.

У Гайдна главная и побочная темы сонатного аллегро обычно принадлежат одному образному миру, а  вступление, если оно есть, дает образный контраст.

В экспозиционных разделах музыки Гайдна и Моцарта стабильность, а развитие в разработках. У Бетховена развитие пронизывает все: разработку, экспозиционные разделы и сами темы.

Гайдн в разработке раскрывает новые возможности  тематизма, выбирая самые активные элементы.

Стремление максимально использовать в разработке материал экспозиции объясняет объемность разработочных разделов у Гайдна (в Симфонии № 103 экспозиция 55 тактов, разработка ее превышает – 65 тактов).

У Моцарта разнохарактерный  тематизм  экспозиции порождает драматический накал концентрированных разработок( Симфония № 40,экспозиция – 100 тактов, разработка – 64 такта, реприза – 135 тактов).В разработке Моцарт избегает « многотемья », одну тему превращает в сгусток энергии гармонической и интонационной. Особенность моцартовских реприз – ладовая трансформация мажорных побочных тем.

У Бетховена в разработках « борьба противоположностей» достигает такого напряжения, что, несмотря на большие размеры разработок, оно не исчерпывает себя  вплоть до коды, становящейся последним этапом борьбы( в Пятой симфонии экспозиция  - 123 такта, разработка – 128 тактов, реприза – 145 тактов, кода – 105 тактов)

Самый сложный  урок  по сонате -  урок, посвященный Сонате Моцарта ля мажор, где нетрадиционный цикл. Ни в одной из частей сонаты нет сонатной формы, поэтому ряд исследователей и исполнителей сравнивают сонату с сюитой, с дивертисментом. Однако драматургия произведения основана на сонатной коллизии, на противопоставлении и взаимодействии двух интонационных сфер: галантной, поэтически рафинированной и комически –сниженной, варварской , янычарской .Интересно проследить, как проявляются сонатные принципы в трех частях на интонационно – стилистическом уровне.

 

Но все это чуть позже, на следующий год.

 

Используемая литература.

1. А.Лагутин. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. изд. «Музыка»,М.1982.

2. А.Бородин. Симфонии. Переложение для фортепиано. «Музыка»,1972.

3. Великие художники,т.30.Виктор Михайлович Васнецов. изд. «Директ-Медиа», 2010.

4. В.Широкова. «Янычарский» стиль: Культура и Варварство. Советская музыка,декабрь1991, с.38.