МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Зверева Надежда Тихоновна, педагог дополнительного образования МАОУ «Средняя школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» города Когалыма, ХМАО Тюменской области

 

Методическая разработка занятия в изостудии

«Применение цвета в создании выразительного художественного образа»

 

 

Цель занятия:

Показать учащимся   варианты тепло- холодных  цветовых сочетаний при создании выразительного художественного образа сказочного  цветка

Задачи занятия:

1. Изучение  основ художественного цветоведения ( классификация цвета, теплые и холодные цвета, основные и составные цвета, контрастные цвета).

2. Знакомство с произведениями искусства художников: Б.-Мусатова,  В. Гога,  М. Нестерова, И. Машкова, А.  Афремова, с применением ими в своих произведениях тепло- холодной цветовой гаммы.

3. Формирование универсальных учебных действий:

- Личностные - Развитие воображения, фантазии, формирование художественного кругозора, совершенствование образного восприятия окружающего мира, эмоциональное восприятие цветовых сочетаний в природе, эмоциональное отношение к своему творчеству.

-  Регулятивные - приобретение навыка работы в различных видах художественно-творческой деятельности, совершенствование умений и навыков работы живописными материалами, умение  выполнять аппликацию, составлять композицию.

- Познавательные - изучение  основных понятий о цвете, словарь художественных терминов, самостоятельное творчество учащихся.

-  Коммуникативные - умение слушать учителя, умение работать в группах, умение эмоционально анализировать  творческую работу  одноклассников.

 

Оборудование для учителя:

Мультимедийная  учебная презентация: «Классификация цвета», образцы работ для учащихся, таблица - «Этапы выполнения аппликации»,  художественные термины(аппликация, композиция, основные цвета, контрастные цвета, холодные и теплые цвета, техника « по -мокрому листу»)

Оборудование для учащихся:

цветная  и тонированная бумага, клей, ножницы, гуашь, акварель, кисти.

 

План проведения занятия:

Этапы

Количество минут

1

Организационный момент

1

2

Сообщение новых знаний

15

3

Актуализация цели выполнения творческой работы учащихся

2

4

Самостоятельная творческая работа учащихся

25

5

Закрепление нового материала

8

6

Подведение итогов  занятия. Рефлексия

7

7

Организованный конец  занятия

1

 

Ход занятия


1. Организационный момент-1 мин.

- Приветствие учащихся.  Проверить готовность художественных учебных принадлежностей. Готовность учащихся слушать объяснение учителя.

- Повторение пройденного материала.

Вопрос: Какую тему мы изучали на предыдущем занятии?

Ответ: Холодные и теплые цвета

Вопрос: С помощью какой  живописной техники мы подбирали  холодную и теплую цветовые гаммы7

Ответ:  Мы применили  живописную технику « по- мокрому листу»

 

2. Сообщение новых знаний-15 мин

При изображении окружающего нас мира художники используют в своих картинах  выразительное гармоничное сочетание  различных цветовых оттенков.

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. Чтобы увереннее чувствовать себя в работе с красками постарайся запомнить классификацию цвета.

 

Просмотр мультимедийной учебной презентации «Классификация цвета».

При просмотре  учебной  презентации  обращается  внимание  учащихся на  основные понятия  по  цветоведению.

1 слайд:

Две основные группы цветов:

Хроматические ( имеют цвет), ахроматические (черный, белый, серый)

2 слайд

Основные цвета:

Синий, желтый, красный.

Эти цвета лежат в основе всех остальных цветов.

3 слайд

Составные цвета:

Оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Составные цвета можно получить на палитре, смешивая разные краски .

4 слайд

Цветовой круг,

5 слайд

Теплые цвета:

Оранжевый, красный , желтый, коричневый, желто- зеленый, цвета с добавлением желтого цвета.

6 слайд

Холодные цвета

Синий, фиолетовый, голубой,  сине- зеленый,  розовый,  цвета с добавлением белого цвета.

 

Использование гармонии  цвета  предлагается рассмотреть на  примере  художественных  произведений  разных художников.

-  учащиеся знакомятся с произведениями известных художников:

 

Борисов- Мусатов « У водоема»-в данной картине художник использует холодную цветовую гамму для передачи спокойного, мелодичного настроения девушек и такого же настроения природы.

Художник подбирает гармоничное сочетание голубого, зеленого . синего. фиолетового цветов.

На картине художника Ван Гога «Подсолнухи» мы видим наоборот яркие сочетания теплых цветов.

Желтый, оранжевый , коричневый цвет создают радостное настроение, передают жару летнего дня.

Необыкновенно проницательно передает спокойное настроение   художник М. Нестеров в  картине «Портрет Н. М. Нестеровой», используя холодный колорит.

Умиротворенность , величие, спокойствие русского леса передает с помощью холодной   цветовой гаммы   М. Нестеров в своем пейзаже «Лес».

Великий художник М. Врубель в своей картине  «Царевна Лебедь» , при создании сказочного, выразительного образа использует также холодную цветовую гамму. Оригинальное сочетание холодных оттенков синего. голубого, зеленого цвета придают образу Царевны  - Лебедь  таинственность, миловидность и задумчивость .

Интересен и выразителен натюрморт И. Машкова «Синие сливы». В данном натюрморте художник использует  одновременно сочетание теплого и холодного цвета.

При знакомстве с картинами художников  мы можем сделать вывод, что цвет помогает

передать настроение , создать выразительный, оригинальный художественный образ.

 

3. Актуализация цели выполнения творческой работы учащихся - 2 мин.

Создать выразительный художественный образ сказочного цветка в тепло- холодной гамме, с живописными декоративными элементами.

Вопрос?

Какая цветовая гамма, по вашему мнению, наиболее ярче и выразительно передает радость,  напряженность, красочность художественного образа?


4. Самостоятельная творческая работа учащихся - 25 мин.

Учащимся предлагается  выполнить композицию  «Сказочный цветок» в технике аппликация  на трех листах , используя  холодную, теплую и тепло- холодную цветовую гамму.

Повторение практической работы прошлого занятия.

На пошлом занятии мы  учились получать различные оттенки теплых цветов  и холодных цветов. На листе  бумаги  мы подбирали цветовую гамму в художественной технике « по- мокрому  листу»

(Ученица показывает последовательность работы;

-смочить лист водой,

- на палитре подобрать холодную или теплую цветовую гамму,

-На листе составить гармоничный колорит цвета.

 

Задание для  учащихся:

Для  повышения  интереса к  выполняемой  работе  учащимся  предлагается  выполнить  изображение сказочного  цветка в технике аппликации для  известных  сказочных  персонажей.

 

На слайде- заставке изображения  сказочных персонажей- Снегурочки, Дюймовочки, и Настеньки.

Задание выполняют учащиеся по группам:

1 Группа – украшает цветок для Снегурочки (использует только холодные цвета )

2 группа- украшает Аленький  цветочек  для Настеньки  . (Сказка Аксакова «Аленький цветочек».)

3 группа- украшает цветок для Дюймовочки  в  тепло-холодной цветовой гамме. ( Ганс Христиан  Андерсен)

 

Технология выполнения аппликации

Перед началом работы  учитель предупреждает  детей о  соблюдении правил безопасного пользования  инструментами.

Приложение 1.

Для лепестков и листьев используются подготовленные листы в  технике» по- мокрому» в разной  цветовой  гамме. Из данных листов учащиеся  вырезают элементы цветков , применяя технику  ажурного  вырезания.

Показ образца

Во время выполнения творческого задания учитель проводит индивидуальные консультации с каждой группой, оказывая помощь при составлении композиции.

Учитель обращает внимание на  применение растительных  мотивов  и геометрической  формы элементов цветка.

Рассмотреть таблицу «Последовательность ажурного вырезания узоров».

При затруднительном выполнении работы учитель может провести фронтальную работу с учащимися.

Фронтальное выполнение упражнения.

(показ учителя этапов  вырезания)

--Вырезание листа по этапам

-- Врезание лепестка по этапам.

Предлагается использовать бумагу в 2 слоя.

Для выполнения работы подготовлен цветной фон и ажурная аппликация середины цветка.

 

Индивидуальная работа учащихся.

--Учащиеся выполняют работу индивидуально, затем могут обсуждать выбор формы элементов цветков.(геометрические формы, сглаженные, волнистые  контуры).

-Для создания выразительного и оригинального образа сказочного цветка предлагается  выполнить декоративные живописные элементы украшения, в соответствии с заданной цветовой гамме.

Декоративные элементы на основе узоров и орнаментов  народных промыслов России.

-Гжельская роспись, Дымковская игрушка, Хохломская роспись.

Показ образцов.

Живописные украшения выполняются на дополнительных столах ,где расположены краски, кисти, палитры.

 

Коллективная работа учащихся  в трех группах.

Создание цельной аппликации на фоне.

- композиционное размещение элементов,

-плоская или объемная форма цветка,

- аккуратность выполнения работы.

Просмотр- выставка творческих работ.

После завершения работы учащиеся анализируют  свой труд.

Вопрос учащимся:

Какая группа детей наиболее успешно , выразительнее изобразила  сказочный цветок?.

Какие растительные и геометрические формы выбрали для элементов цветка?

Как цветовая гамма помогает раскрыть назначение цветка?

(Для Снегурочки -ледяной, снежный, волшебный, искрящийся- для Настеньки, яркий,  радостный -для Дюймовочки).

 

5. Закрепление нового материала - 8 мин.

Ответ на поставленный вопрос:

Учащиеся  анализируют выразительность цветовых  сочетаний  в  изображении цветка.

Выставка  выполненных  творческих  работ.

( на доске  размещены три  аппликации  сказочного цветка)

Какая цветовая гамма наиболее ярче, выразительнее передает радость, напряжение, яркость художественного образа цветка?

Ответ:

Контрастные теплые и холодные цвета .(цветок для Дюймовочки)

Учащимся  предлагается  рассмотреть на  примере  таблиц и произведений  художников контрастное сочетание  цвета.

 

Просмотр учебной мультимедийной презентации

«Классификация цвета»

Контрастные цвета- синий , оранжевый, красный, зеленый, желтый и фиолетовый.

Контрастные цвета  усиливают яркость цвета.

Зеленый на красном выглядит еще ярче, оранжевый на фиолетовом, желтый на синем. Темные оттенки контрастных цветов выглядят ярче на светлом фоне и наоборот.

Оригинальное и выразительное сочетание цвета использует современный художник А. Афремов в работе «Прогулка».

 

1. Подведение итогов занятия. Рефлексия - 7 мин.

Сегодня на нашем занятии мы познакомились с правилами выразительного сочетания цветовых оттенков и выполнили сказочный образ цветка.

 

Вопросы  для учащихся:

-Что нового  о цветовых сочетаниях ты узнал на занятии?

-Тебе понравилась ваша коллективная работа?

-Чему бы ты хотел еще научиться?

-Будешь ли ты при создании художественных образов использовать выразительность контраста цвета?

Заключительный вывод урока.

 

Цветок, выполненный в холодной цветовой гамме- передает спокойствие, тишину, нежность.

Цветок, выполненный в теплой цветовой гамме- передает радость, веселье.

Цветок , выполненный в смешанной цветовой гамме - передает праздничное настроение, все краски становятся еще ярче.

Когда художник хочет  выделить композиционный центр на картине, он использует контрастные цвета.

 

Все изображения сказочных цветков оригинальные и выразительные.

Все группы учащихся трудились дружно и старательно. Вы узнали на занятии много новой информации, которая пригодится  при выполнении художественных творческих работ.

 

2. Организационный конец урока - 1 мин.

Учащимся предлагается выполнить домашнее задание:

Привести примеры  художественных произведений, в которых художники используют контрастные цвета для выделения композиционного центра?

Затем учащиеся организованно прибирают свое рабочее место.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ (С ПРИЛОЖЕНИЕМ) -

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ