МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Колесник Светлана Гавриловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества имени Б.Т.Куропаткина» г.Полысаево Кемеровской области

 

Занятие на тему: «Организация туристско-краеведческой работы в учреждении. Режим работы и отдыха в походе»

 

 

Цель: Знакомство с факторами, влияющими на режим дня в походе, и правилами его планирования.

Задачи:

Образовательная: познакомить с правилами планирования тактики похода с учетом различных факторов.

Развивающая: развить у обучающихся умение анализировать, обощать, логически рассуждать, делать выводы.

Воспитательная: воспитать ответственность, взаимопомощь.

Возраст обучающихся: 14 – 16 лет.

Форма проведения занятия: Беседа, практическая работа.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Дидактические материалы: таблицы, карта района похода, справочная литература.

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия « Режим работы и отдыха в походе». Сегодня мы изучим условия, влияющие на режим дня в походе и постараемся составить приблизительный режим дня при расчете маршрута.

 

2. Беседа о режиме работы и отдыха в походе

Одним из наиболее популярных видов спорта в нашей стране является туризм. В туризме удивительно хорошо сочетаются все факторы, благоприятно влияющие на организм. Воздух, солнце и вода при разумном использовании становятся нашими друзьями.

Для правильного развития организма человека, очень важно соблюдать правильный режим труда и отдыха.

Формирование и развитие мышечной системы у человека начинаются в основном, к 13 – 14 – летнему возрасту, когда наступает двигательная зрелость. В зависимости от возраста и физической подготовленности, участники похода могут выполнять различную нагрузку. Чем моложе турист, тем меньшей протяженности должно быть его путешествие и тем меньший вес рюкзака он должен нести. При выборе маршрута, об этом нельзя забывать, т.к. только соразмерная, посильная возрасту, нагрузка во время похода создаёт наиболее благоприятные условия для отдыха.

В противном случае, переходы не будут удовольствием, все мысли будут заняты только тем, как быстрее добраться до следующего привала. Окружающее мало вас будет интересовать, вы будете чувствовать сильную усталость. Если такое состояние будет повторяться изо дня в день, то может возникнуть переутомление и даже заболевание. А такой интересный и полезный для здоровья вид спорта, как туризм, в результате неправильной организации похода, принесёт одни неприятности и отобьёт охоту заниматься им в дальнейшем.

Не менее важным условием в походе, является правильный режим движения группы. Под этим подразумевается километраж пройденного за день пути, определение времени и места дневных привалов, ночёвок, количество переносимого груза каждым туристом ( табл. № 1).

Опыт показывает, что особенно тяжёлыми для участников походов, особенно малоопытных, являются первые дни пути, когда туристы несут значительный запас продуктов, рассчитанный на весь поход. Кроме того, именно в начале похода происходит приспособление организма к новым условиям жизни, к окружающей обстановке, климатическим условиям. Следовательно, при разработке маршрута нужно правильно распределить свои силы и на первые дни похода не планировать длительных переходов.

Если походу предшествует длительный, утомительный переезд, то очень полезно сразу же в начале похода сделать дневной отдых. В этот день очень хорошо совершить небольшой поход-прогулку без груза. Такой поход позволяет ещё раз проверить правильную расстановку сил, проконтролировать подготовленность группы и в какой-то мере акклиматизироваться. В дальнейшем, днёвки устанавливаются через 4-5 дней. Во время похода желательно придерживаться разработанного плана.

В походе надо строго соблюдать режим дня. Под режимом дня подразумевается распределение различных видов деятельности и отдыха в течении суток.

Врачи, физиологи установили, что правильно организованный режим дня способствует сохранению хорошей работоспособности организма, создаёт бодрое настроение, повышает творческую деятельность, способствует нормальному росту и развитию.

Таким элементам распорядка дня, как сон, питание, отдых и др., придаётся особо важное значение. Необходимо чтобы они были правильно организованы. Например, продолжительность сна должна соответствовать возрасту: учащимся младших классов надо спать на 2 часа, а средних – на 1 час больше, чем учащимся старших классов. Сон же для учащихся старших классов по длительности должен быть не менее 9 часов в сутки.

Большое значение имеет не только продолжительность того или иного вида деятельности, но и время его выполнения. Важно, чтобы каждое из дел, выполнялось в одно и то же время. Тогда в организме вырабатывается определённый ритм деятельности, а с ритмичной работой организм всегда справляется легче. Этому помогает образование условных рефлексов, привычка выполнять какое-либо действие в определённое время.

Выходить в поход утром надо как можно раньше. Солнце в эти часы стоит ещё не так высоко. В ранние утренние часы дышится особенно легко и не так трудно идти. Поэтому первую половину дневного перехода надо успеть закончить к 12 часам 30 минутам.

Во время перехода нужно соблюдать ровный, умеренный темп движения и двигаться со скоростью 2.5 – 4 км в час. В любых условиях темп движения должен быть не выше темпа наиболее слабо подготовленного участника похода.

После выхода, через 15 – 20 минут рекомендуется сделать короткую остановку, во время которой проверяют состояние снаряжения, обуви, одежды и устраняют различные выявленные неполадки.

Последующие остановки для отдыха рекомендуется устраивать через каждые 50 минут движения для учащихся старших классов и через 40 минут, для учащихся младших классов. Продолжительность таких остановок составляет 10 – 15 минут.

В середине дня устраивается большой привал на 3 – 4.5 часа. Он необходим для того, чтобы приготовить пищу и пообедать, отдохнуть, искупаться и т.д.

Во второй половине дня ( после большого привала), нужно пройти остаток запланированного на день пути. Обычно он гораздо короче, чем переход в утренние часы. Учитывается, конечно, и характер местности, по которой совершается поход. Но принцип распределения нагрузки: большая часть – до обеда, меньшая – после обеда, должен всегда сохраняться.

 

Вот примерный РАСПОРЯДОК ДНЯ для похода 1-2 к.с.

 

7.00-8.00 – подъём, зарядка, уборка места ночлега, умывание, купание.

8.00-8.30 – завтрак, подготовка к переходу.

8.30-12.30 – переход.

12.30-15.30 – большой привал (обед, отдых, обработка данных и т.д.)

15.30-18.00 – переход.

18.00-20.00 – подготовка к ночлегу, ужин.

20.00-22.00 – свободное время.

22.00-22.30 – подготовка ко сну.

С 22.30 – сон.

 

Темп движения пешей группы определяется обычно условиями местности и погоды и позволяет проходить 3,5—4,5 км в час. В группе начинающих туристов руководитель похода должен задавать темп ис­ходя из правила: равнение по темпу слабейшего. Если группа неодно­родна по своему составу (что в принципе нежелательно), надо ста­раться уравнять силы туристов различной загрузкой рюкзаков, а так­же периодической посылкой более подготовленных участников вперед для ориентировки, разведки или выбора места привала.

Ритмичность движения - это одно из главных средств сохранения сил туристов и повышения их работоспособности. На хорошей дороге ритмичность выражается в постоянной скорости, а в условиях пере­сеченной местности — в постоянном количестве шагов за одинаковые отрезки времени. Для сохранения ритмичности работы организма на легких спусках шаг туриста удлиняется; на трудных участках и подъе­мах— укорачивается. При этом обычная скорость движения пешеходов на спусках будет увеличиваться до 5—6 км/ч или уменьшаться на подъемах до 1,5—2 км/ч.

Изменять ритм нужно плавно, постепенно набирая скорость в на­чале движения и сбавляя ее за 3—5 мин до конца перехода. При не­предвиденных внезапных остановках полезно минуту-другую «потоп­таться» на месте в установившемся темпе, чтобы постепенно снять на­грузку с сердца и дыхательных органов.

Необходимо помнить, что участвовать в многодневных туристических походах рекомендуется учащимся, начиная с 6-го класса. Для младших учащихся многодневные походы будут ещё очень утомительными. Поэтому, учащимся младших классов рекомендуется совершать лишь одно-двух дневные походы протяженностью не более 6-8 км для детей 8-9 лет и 8-10 км, для детей 10-12 лет.

Спортивные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три степени сложности – от I – III (табл. № 2) и шесть степеней сложности – от I – до IV ( табл. № 3).

При организации лыжного похода, как, впрочем и любого другого путешествия, нужно помнить о соответствии физической нагрузки возрасту туриста. Детям 11 – 12 лет можно принимать участие в однодневных лыжных походах при температуре воздуха не ниже -10˚ без ветра. Учащиеся 13-14 лет могут совершать походы на лыжах до 5-6 дней при температуре воздуха не ниже -12˚, без ветра. Подросткам 15-16лет разрешается участие в походе продолжительностью до 7-8 дней при температуре воздуха не ниже -15˚, а учащимся 17-18 лет до 8-10 дней.

Маршрут движения разрабатывается так, чтобы не менее одного раза в течении дня, туристы-лыжники могли отдохнуть в тёплом помещении. Днёвки надо устраивать через каждые 3-5 дней. При движении на лыжах рекомендуется периодически останавливаться для отдыха: через каждые 45-50 минут на 10 минут.

Принцип распределения ежедневной нагрузки во время лыжного похода, такой же, как и при других видах путешествия.

Совместные путешествия ребят, во время походов, сплачивают коллектив, приучают каждого к самостоятельности и трудолюбию – ведь в походе приходится делать всё самому.

Коллективные походы и совместное преодоление естественных препятствий, неизбежно встречающихся на пути, способствуют развитию чувства товарищества, укрепляют дружбу, развивают смелость.

 

3. Практическая часть.

Дети получают задание( карту), им нужно разработать тактику проведения и режим дня похода, в зависимости от представленных условий.

 

4. Подведение итогов.

На сегодняшнем занятии мы познакомились с условиями, влияющими на тактику проведения походов, и самостоятельно попробовали её разработать.

 

В заключение можно сказать, что каждый из видов туризма хорош и привлекает к себе своеобразием природных условий, новизной впечатлений, далью неизведанных дорог. Занимаясь туризмом, человек становится сильным, выносливым, приобретает самые разные знания и навыки. Общение с природой облагораживает, воспитывает чувство любви к Родине.

Спасибо за внимание.