МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Путина Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Центр детского творчества города Белово» Кемеровской области

 

Организация профориентационной работы и предпрофильной подготовки обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования

 

 

Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии.  Эту работу  могут организовать педагоги дополнительного образования через профориентационную работу и предпрофильную подготовку.

Подготовка обучающихся в Центре детского творчества к осознанному выбору профиля обучения - это комплексная подготовка в процессе  воспитания и обучения к жизненно важному выбору. В учреждении  дополнительное образование детей рассматривается как инструмент расширения представления обучающихся о дальнейшем образовании, будущей профессиональной карьере, образе жизни и успешной социальной адаптации.

Профессиональное самоопределение подростка – процесс поэтапный. Это определяет необходимость последовательности в педагогической работе с обучающимися. Такой подход способствует методически целенаправленной организации педагогической поддержки обучающихся в предпрофильной подготовке, так как раскрывает сущность процесса профессионального самоопределения: к чему необходимо стремиться, как организовывать работу и какие педагогические средства следует использовать при этом.

 

На занятиях творческих объединений на основе приобретенных знаний, опыта педагоги  осуществляют профориентационную деятельность, предусматривающую  следующие аспекты:

  • углубленное изучение разделов, к которым у детей проявляется устойчивый интерес, и имеются способности;
  • сосредоточение внимания на формировании профессионально важных качеств в избираемом виде деятельности;
  • планирование пути для самоподготовки к будущей профессиональной деятельности, способов самодиагностики, оценки результатов, достижений;
  • формирование основы для социально-профессиональной адаптации обучающихся: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессиональная направленность.

 

Педагоги учреждения в области профессиональной ориентации школьников:

  • участвуют в разработке профессиографических материалов: профессиограмм, буклетов, образовательных маршрутах города, перечня востребованных профессий города и области и т.д.;
  • осуществляют профессиональное информирование школьников и родителей о ситуации на рынке труда региона и города в целом о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и возможностях их получения в учебных заведениях региона и области;
  • организуют и проводят тематические профориентационные мероприятия для школьников: встречи с ветеранами труда, экскурсии на предприятия поселка, профориентационные игры, презентации профессий и т.д.

 

По данным проведенного  исследования «Организация предпрофильной подготовки обучающихся школ поселка Бачатский в условиях  «Центра детского творчества города Белово»»  68% обучающихся и 76% родителей поселка считают, что учреждение должно вести предпрофильное обучение начиная с 7 класса. 80% обучающиеся испытывают недостаток  в профориентационной информации: о рынке труда и  востребованных профессиях, на  какие специальности можно пойти учиться, закончив определенный профильный класс и т.д.

В МБОУ ДОД Центр детского творчества  города Белово, начиная  с 2009  года, накоплен определенный опыт по предпрофильной подготовке обучающихся. Создана система взаимодействия по предпрофильной подготовке обучающихся  с образовательными учреждениями:   МБОУ СОШ №24,  МБОУ ООШ №26 и МБНОУ лицеем №22, предприятиями и организациями поселка.

Разработана программа по предпрофильной подготовке «Предпрофильная подготовка как условие успешного самоопределения обучающихся», цель которой, формирование  профессионального самоопределения обучающихся через организацию и проведение предпрофильной подготовки в условиях взаимодействия дополнительного и общего образования. Составлены модифицированные образовательные программы «Моя профессиональная карьера», «Мир общения», «Юный художник»,   и программе элективного курса «Я и моя профессиональная карьера»,  которые имеют  внешние рецензии.

В кадровый состав по предпрофильной подготовке обучающихся вошли  учителя общеобразовательных школ, администрация всех учреждений, педагоги дополнительного образования.

В профориентационных группах занимаются от 10 человек. Обучающиеся на занятиях получают информацию о возможных путях продолжения образования, учатся  оценивать свои силы и принимать ответственные решения.

Распространение  педагогического опыта по предпрофильной подготовке обучающихся в учреждении было представлено  на  областном семинаре «Профильно-профориентационная работа учреждений дополнительного образования детей с талантливыми детьми и молодежью», который  проводил ГОУ ДО «Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи».

 

Результатом созданной в учреждении системы работы  по профориентации и предпрофильной подготовке обучающихся в тесном взаимодействии с общеобразовательными учреждениями, предприятиями и организациями поселка  явилось то, что созданы условий для:

  • профессионального самоопределения обучающихся, в том числе путём вовлечения образовательного потенциала внеклассной и внешкольной среды;
  • выстраивания индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
  • реализации личностно-ориентированного  воспитательно-образовательного процесса;
  • обеспечение более широких возможностей для формирования портфолио обучающегося;
  • проектная  и исследовательская деятельность обучающегося.

 

Более 75% обучающихся школ посещающих Центр в конце 2011-2012 учебного года самостоятельно определились с выбором профиля обучения, 61% - с направлением будущей профессиональной деятельности. Формируется банк информационной и   методической продукции по  предпрофильной подготовке обучающихся.

 

В заключении можно выделить основные педагогические условия эффективности профориентационной  и предпрофильной подготовки обучающихся в нашем учреждении дополнительного образования:

1.  Ориентированность на формирование личностных качеств обучающихся (способность к самопознанию и самоизменению, умение делать выбор и нести за него ответственность, целеустремлённость, коммуникабельность и др.).

2.  Базирование  профориентационной деятельности  на принципах  системности, комплексности, целостности и непрерывности.

3.  Взаимодействие учреждения дополнительного образования со специалистами разных областей профессиональной деятельности,  общеобразовательными учреждениями, предприятиями и организациями поселка.