МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Буркова Александра Серафимовна, заведующая школьным Музеем Боевой (Пионерской) Славы МОУ «СОШ №2 г.Надыма» ЯНАО Тюменской области

 

Концепция развития институциональной системы гражданско-патриотического воспитания в средней школе средствами музейной педагогики

 

 

Тема: Школьный музей в контексте институциональной системы гражданско-патриотического воспитания в средней школе

 

Аннотация: В статье представлена система работы по воспитанию патриотизма средствами музейной педагогики в МОУ «Средняя общеобразовательная школе №2 г. Надыма» Ямало-Ненецкого национального округа

 

Цель работы:  представить систему работы школьных музеев по патриотическому воспитанию Боевой (Пионерской) Славы

 

Задача:

  • познакомить с историей развития музейной педагогики в Надымском районе на примере школьного музея Боевой (Пионерской) Славы;
  • направлениями и инновационными формами работы в музейной педагогике в рамках ФГОС второго поколения

 

Содержание работы

  • Концепция развития институциональной системы гражданско-патриотического воспитания в средней школе средствами музейной педагогики
  • Локальная программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Память» средствами музейной педагогики.
  • Дополнительные образовательные программы культурологической направленности «Веков связующая нить», «Патриоты Родины», «Факел».
  • Приложения (результаты научно-исследовательской, проектной, поисковой работы обучающихся, экскурсионная деятельность, традиционные  и новые мероприятия на базе музея Боевой (Пионерской) Славы.

 

Популяризация  и распространение опыта системной  работы школьных музеев МОУ СОШ №2 г. Надыма .

На протяжении многих лет школьные музеи являются визитной карточкой средней школы № 2 и являются центром гражданско-патриотического воспитания обучающихся в нашей школе. Музейная педагогика располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего мира.

Аппелируя лишь к эмоциональной сфере ребенка, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир ребенка. Отсюда главный методический принцип культурологического образования совпадает с основным принципом ценностного освоения действительности: «ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить».

 

Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов Москвы и других регионов позволил выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности следующие принятые нами принципы:

  • социальных ролей;
  • создания игровых ситуаций;
  • практического манипулирования с предметами;
  • использования ассоциативных связей;
  • театрализации;
  • самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

 

В своей деятельности по развитию патриотизма у ребят выделяем следующие направления воспитательной работы:

Интеллектуально-краеведческое - направлено на изучение истории, природы, экономики, культуры страны, своей местности.

Героико-патриотическое - служит сохранению памяти о героических событиях, подвигах, формированию уважения к военной профессии.

Творческо-краеведческое - позволяет подробно изучать культуру своего и других народов, самим  воспроизводить образцы народной культуры.

Гражданское (гражданско-патриотическое) - связано с формированием гражданского самосознания, правовой культуры обучающихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной.

Спортивное - направлено на физическое развитие обучающихся, реализуется через занятия физкультурой и спортом, формирование потребности вести здоровый образ жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений.

 

Определив и приняв содержание понятия «патриотизма», как нравственной категории, психологические аспекты его формирования, отражающие этапы формирования патриотизма у ребят, мы тем самым подошли к вопросу о механизме реализации поставленной цели: создании условий для становления высоконравственного человека-патриота.

Мы разработали локальную программу гражданско-патриотического воспитания школьников «Память» (далее программа «Память») (см. П. 2) Нормативно-правовым программным обеспечением  программы «Память» являются Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании»,  Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государства, Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», Закон ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», Комплексная программа «Развитие образования ЯНАО до 2010 года», районная комплексная программа «Основные направления развития образования муниципального образования Надымский район на 2006-2010 годы», «Положение о школьных музеях», Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», Программа развития школы, Общешкольная программа «Здоровый ребенок», «Локальная программа развития ученического самоуправления».


ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ