МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 12» г.Омска

 

Образовательная программа кружка «Право для каждого из нас»

 

 

Пояснительная записка

Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности воспитанников, то есть ключевые компетентности личности. Таким образом, на современном этапе велика потребность в программах и учебно-методических материалах, позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении через обеспечение практико-ориентированного обучения, проведение занятий-практикумов, широкое использование проектной деятельности воспитанников и организацию всего образовательного процесса в интерактивном режиме. Необходимостью становится деятельностно-ценностное обучение, то есть обучение способам учебных действий, где помимо собственно познавательной деятельности вырабатывается система ценностей индивида.

Образовательная программа «Право для каждого из нас» (Знакомство с исследовательской деятельностью по праву), реализуемая в рамках кружковой работы, позволит решить указанные проблемы. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания воспитанников, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как предмет создаёт основу для становления социально-правовой компетентности воспитанников, в нём акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях. Занятия создают основу для становления социальной компетентности воспитанников, акцентируют их внимание на проблемах реализации и применения знаний в различных жизненных ситуациях.  На занятиях у воспитанников совершенствуются знания по исследовательской деятельности, создаются условия для практической отработки умений проводить самостоятельное исследование по выбранной правовой тематике.

В процессе обучения будет решаться комплекс образовательных за­дач:

- формирование правовых знаний;

- проблематика исследовательской деятельности;

- мотивация на освоение  исследовательской деятельности;

- передача знаний об исследовательской деятельности;

- формирование умений использовать исследовательскую деятельность в практике;

- обучение ведению апробации исследовательской деятельности;

- обучение оценке результатов применения исследовательской деятельности.

Программа создана с целью создания условий для развития личности ребёнка, её индивидуальных возможностей, способностей, интересов. Содержание направлено на реализацию дифференцированного подхода через разнообразие форм развития творческой деятельности воспитанников с учётом их личных достижений. Предполагается работа  не только с интеллектуально одарёнными детьми, но и с теми, чьи способности на данный момент еще не проявились в полной мере, но в отношении которых, есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.

Программа ориентирована на воспитанников 10-11 классов (15-17лет). Образовательная программа рассчитана на 2 года обучения.

Цель образовательной программы: формирование ключевых компетентностей воспитанников (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетентности личностного самосовершенствования) в процессе знакомства с основами правовых знаний.

Основные задачи:

1. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Формировать систему правовых знаний.

3. Развивать коммуникативные умения воспитанников.

Умения и навыки, развиваемые в ходе реализации программы:

1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

2. Применение полученных знаний для определения правомерного поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

3. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках разного типа.

5. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

6. Участие в проектной деятельности.

7. Овладение приёмами исследовательской деятельности.

8. Формулирование полученных результатов.

9. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в работе.

10. Владение основными видами публичных выступлений.

В результате изучения курса воспитанник научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, первичного анализа, интерпретации и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике.

Результат деятельности учебно-познавательной компетентности позволяет воспитанникам участвовать в олимпиадах по праву; проводить учебные исследования и представлять их на научно-практических конференциях; разрабатывать и участвовать в социально значимых проектах, гражданских инициативах; выполнять творческие задания конкурсов, фестивалей и викторин (в том числе и телекоммуникационных).

 

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее

количество часов

В том числе

 

теория

 

практика

 

Введение

9

4,5

4,5

1

Раздел 1. Подготовительный этап  в исследовании по праву

135

110

25

1.1

Теория государства и права

13,5

11

2,5

1.2

Отрасли права в Российской Федерации

108

88

20

1.2.1

Конституционное право

13,5

11

2,5

 

Гражданское право

13,5

11

2,5

 

Семейное право

13,5

11

2,5

 

Трудовое право

13,5

11

2,5

 

Административное право

13,5

11

2,5

 

Уголовное право

13,5

11

2,5

 

Налоговое право

13,5

11

2,5

 

Экологическое право

13,5

11

2,5

1.3

Правосудие в Российской Федерации

13,5

11

2,5

2

 

Раздел 2. Проблематика  правового  исследования

40,5

7,5

33

2.1

Выявление противоречий в российской правовой системе.  Определение проблемы и темы исследования на  конкретных правовых примерах

13,5

2,5

11

2.2

Определение объекта и предмета исследования по праву

13,5

2,5

11

2.3

Выдвижение гипотезы правового исследования. Поиск путей решения проблемы

13,5

2,5

11

3

Раздел 3. Целеполагание в исследовании по праву

40,5

7,5

33

3.1

Постановка цели правового исследования

13,5

2,5

11

3.2

Реализация целей через фиксирование задач

13,5

2,5

11

3.3

Отбор методов и выстраивание алгоритма правового исследования

13,5

2,5

11

4

Раздел 4. Реализация цели правового исследования

40,5

7,5

33

4.1

Сбор материала по теме исследования с использованием выбранных методик

13,5

2,5

11

4.2

Проверка истинности гипотезы правового исследования

13,5

2,5

11

4.3

Определение результатов исследования в виде конкретных выводов

13,5

2,5

11

5

Раздел 5. Оценка полученного результата в ходе исследования по праву

34

7,5

26,5

5.1

Анализ результатов исследования

13,5

2,5

11

5.2

Письменное оформление проведенного исследования

13,5

2,5

11

5.3

Определение перспективы дальнейшей работы

7

2,5

4,5

 

Заключение

6,5

-

6,5

 

Защита  исследовательских проектов                                                     Анкетирование и тестирование

 

 

 

Итого

306

144,5

161,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание образовательной программы

Введение (9 ч.)

Структура, цели и задачи курса. Место и роль предмета в формировании правовой культуры воспитанников. Право, его сущность и принципы взаимосвязи с политикой. Юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика.

Раздел 1. Подготовительный этап в исследовании по праву (135 ч.)

Тема 1. Теория государства и права (13,5 ч.)

Тема 2. Отрасли права в Российской Федерации (108 ч.)

Тема 3. Правосудие в Российской Федерации (13,5 ч.)

Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники права. Основные отрасли права. Закон и подзаконный акт. Правотворчество. Толкование права. Правопорядок. Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридический факт. Понятие правонарушений. Виды правонарушений. Юридическая ответственность и её виды. Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.

Особенности российской системы права. Основы конституционного строя РФ. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в РФ. Гражданство РФ. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Федеративное устройство РФ. Президент РФ. Законодательная власть РФ. Органы исполнительной власти РФ. Правоохранительные органы их виды и полномочия. Судебная система РФ.

Основные понятия:

право, государство, функции государства, формы государства, функции права, нормы права, источники права, отрасли права, закон, подзаконный акт, правотворчество, правопорядок, правоприменительная практика, правоотношения, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, права и свободы человека, законные интересы, правосознание, правовая культура, правомерное поведение, система права, конституционный строй, народовластие, права и свободы, гражданство, избирательная система и избирательный процесс, обязанности, федеративное устройство, исполнительная, законодательная и судебная власть, правоохранительные органы, процесс.

Субъекты и объекты гражданского права. Предпринимательская деятельность. Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Наследование по закону. Сделки. Виды гражданско-правовых договоров. Гражданско-правовая ответственность. Защита гражданских прав.

Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Права, обязанности и ответственность членов семьи.

Трудовые отношения. Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Трудовые споры. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.

Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, её основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.

Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

Экологические правоотношения. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.

Основные понятия:

гражданское право, предпринимательская деятельность, имущественные и неимущественные права, собственность, правоспособность, дееспособность, юридическое и физическое лица, наследство, сделка, договор, ответственность, брак, семья, трудовые отношения, трудоустройство и занятость, трудовой договор, трудовой спор, пенсии и пособия, защита трудовых прав, административные правоотношения, административные правонарушения, административная ответственность, административный спор, преступление, уголовный  закон, уголовная ответственность, несовершеннолетний, обвиняемый, потерпевший, свидетель, экологические  правоотношения и правонарушения.

Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека.

Судопроизводство РФ. Основания и порядок обращения в суд. Процесс. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.

Основные понятия:

международные правоотношения, международные документы о правах человека, международная защита прав человека, судопроизводство, суд, судебное разбирательство, судебное решение.

Воспитанники должны знать: систему и структуру права; современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, экологическое, международное); органы и способы международно-правовой защиты прав человека; понятие и принципы правосудия.

Воспитанники должны уметь: характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; судопроизводство РФ; объяснять: происхождение государства и права; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; порядок обращения в суд и обжалования судебных решений; различать: источники права; виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания; приводить примеры: различных правоотношений, правонарушений, правовой ответственности; норм и принципов отраслей права; различных видов судебных разбирательств; владеть: основной правовой терминологией.

Форма подведения итогов: итоговая проверочная работа по праву (см. Приложение № 9).

Раздел 2. Проблематика правового исследования (40,5 ч.)

Тема 1. Выявление противоречий в российской правовой системе. Определение проблемы и темы исследования на конкретных правовых примерах (13,5 ч.)

Тема 2. Определение объекта и предмета исследования по праву (13,5 ч.)

Тема 3. Выдвижение гипотезы правового исследования. Поиск путей решения проблемы (13,5 ч.)

Организация исследовательской деятельности на первом (теоретическом) этапе. Формирование и развитие мотива у воспитанника. Проблемизация и определение, структурирование главного направления исследования.

Основные понятия: источник, проблема, тема, объект, предмет, гипотеза исследования.

Воспитанники должны знать: особенности первого этапа исследовательской деятельности.

Воспитанники должны уметь: характеризовать: модель исследовательской деятельности на первом этапе; объяснять: основные понятия первого этапа исследовательской деятельности; различать: гипотезу и проблему, объект и предмет исследования; приводить примеры: умений и навыков, развиваемых в ходе исследовательской деятельности; владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (формулировать проблему, тему, гипотезу, объект и предмет исследовании), поиском и извлечением необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; правилами работы с понятиями (см. Приложение № 1); правилами подготовки устного выступления и ведения дискуссии (см. Приложение № 2).

Форма подведения итогов: круглый стол: «Роль права в моей жизни».

Раздел 3. Целеполагание в исследовании по праву (40,5 ч.)

Тема 1. Постановка цели правового исследования (13,5 ч.)

Тема 2. Реализация цели исследования через фиксирование задач (13,5 ч.)

Тема 3. Отбор методов и выстраивание алгоритма правового исследования (13,5 ч.)

Особенности второго (теоретического) этапа исследовательской деятельности. Определение ведущего направления исследования. Осуществление процесса постановки диагностируемой цели и поиск путей её реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Знакомство с методами исследовательской деятельности (см. Приложение № 3). Основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (беседа, анкетирование, тестирование, проект) методы. Выстраивание алгоритма исследования.

Основные понятия: цель, задачи, методы, алгоритм исследования.

Воспитанники должны знать: особенности второго этапа исследовательской деятельности.

Воспитанники должны уметь: характеризовать: модель исследовательской деятельности на втором этапе; объяснять: основные понятия второго этапа исследовательской деятельности; различать: цели и задачи, методы исследования; приводить примеры: основных и вспомогательных методов исследования; владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (ставить цели и задачи, отбирать методы исследования), первичным анализом и интерпретацией правовой информации.

Форма подведения итогов: моделирование правовых ситуаций.

Раздел 4. Реализация цели правового исследования (40,5 ч.)

Тема 1. Сбор материала по теме исследования с использованием выбранных методик (13,5 ч.)

Тема 2. Проверка истинности гипотезы правового исследования (13,5 ч.)

Тема 3. Формулировка конкретных выводов по теме (13,5 ч.)

Особенности третьего (практического) этапа исследовательской деятельности. Осуществление исследования: сбор материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Формулировка результатов исследования в виде конкретных выводов. Знакомство с планом проведения исследовательского проекта, правилами подготовки и критериями оценивания групповых творческих заданий (публикация, презентация) (см. Приложения № 4-7).

Основные понятия: методика, выводы, результат исследования.

Воспитанники должны знать: особенности третьего этапа исследовательской деятельности.

Воспитанники должны уметь: характеризовать: модель исследовательской деятельности на третьем этапе; объяснять: основные понятия третьего этапа исследовательской деятельности; различать: формы представления результатов исследования (реферат, публикация, презентация); приводить примеры: оформления исследовательских работ; владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (собирать материал по теме с использованием выбранных методик, формулировать конкретные выводы исследования), аргументацией собственных суждений с точки зрения права.

Форма подведения итогов: анализ конкретных и случайных правовых ситуаций.

Раздел 5. Оценка полученного результата в ходе исследования по праву (34 ч.)

Тема 1. Анализ результатов исследования (13,5 ч.)

Тема 2. Письменное оформление проведённого исследования (13,5 ч.)

Тема 3. Определение перспективы дальнейшей работы (7 ч.)

Особенности четвёртого (теоретического) этапа исследовательской деятельности. Анализ полученного результата и соотнесение его с поставленной целью исследования. Оценка конечного результата и оформление исследовательской работы. Знакомство со структурой исследовательского проекта (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение) и требованиями к оформлению письменных работ (см. Приложение № 8).

Основные понятия: анализ результатов, оформление, перспектива исследования.

Воспитанники должны знать: особенности завершающего этапа исследовательской деятельности.

Воспитанники должны уметь; характеризовать: модель исследовательской деятельности на завершающем этапе; объяснять: основные понятия завершающего этапа исследовательской деятельности; различать: формы представления результатов исследования; приводить примеры: библиографического описания источников; владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (анализировать полученные результаты, оформлять проведённое исследование и определять перспективы дальнейшей работы), мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в работе.

Форма подведения итогов: дискуссия «Значение исследовательской деятельности в жизни современного человека».

Заключение (6,5 ч.)

Результативность  исследовательской деятельности воспитанников по праву. Защита проектов и индивидуальных исследований по праву. Итоговое анкетирование и тестирование.

Тематика исследовательских работ по курсу:

Знаменитые конституции России и мира; Собственность и нравственность; Предпринимательство и общественная польза; Брак церковный или брак гражданский; Трудная должность – родители; Национальный менталитет и отношение к труду; Демократия и преступность; Наказания в историческом прошлом и сейчас; Религия и преступность; Преступление как месть обществу; Мера объективности законов природы и юридических законов; Правовая и нравственная культуры: сходство и различия; Демократия – добро абсолютное или вероятное? Профессиональная юридическая этика: миф или реальность; Благотворительность: анахронизм или насущная потребность?

Методическое обеспечение

Курс «Право для каждого из нас» является практико-ориентированным, так как его содержание непосредственно связано с жизнью воспитанников, их потребностями и интересами. В основе данного курса - интерактивная педагогическая стратегия, которая предполагает:

- реализацию деятельностного подхода к обучению (обучение через моделирование ситуаций, практическое решение задач, проектную деятельность на занятии и за его пределами, социальную практику);

- продуктивное обучение (воспитанники не получают знания в готовом виде, а самостоятельно продуцируют их, выполняя индивидуально, в парах или в малых группах те или иные познавательные задания);

- изменение системы взаимоотношений между педагогом и воспитанниками (переход от субъект-объектных к субъект-субъектным взаимоотношениям);

- обязательность мотивационного и рефлексивного периодов в процессе обучения.

Предполагается, что благодаря данной педагогической стратегии курс позволит достичь поставленной цели.

В процессе обучения используются активные методы: имитационные и неимитационные. Неимитационные: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов, конференции - помогают формировать умения анализировать, оценивать, прогнозировать и принимать решения. Имитационные: игровые (деловые и ситуационно-ролевые игры) и неигровые (решение производственных задач, анализ конкретных и случайных ситуаций) -  способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать и делать мысленный выбор, моделировать поведение. С помощью деловых и ролевых игр создаются стимулы для изучения предмета, появляется мотивация для подготовки к занятиям. Игровой аспект и связанная с ним эмоциональная вовлеченность в занятия помогают воспитанникам долго помнить весь пройденный материал; ролевая методика вдохновляет на активное участие в жизни общества в дальнейшем.

Диагностический инструментарий:

- создание «портфеля достижений ребенка» по курсу: результаты исследовательской деятельности и другие дополнительные материалы, созданные самими детьми (тесты, схемы, таблицы, списки Интернет-сайтов, других источников информации, которые использовались для самостоятельной работы). Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения в соответствии с критериями;

- оценивание теоретических знаний (понятия, факты, явления, процессы и т.д.): тестирование, устный и письменный опросы;

- оценивание проекта, выполненного группой воспитанников и индивидуально;

- самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий.

Уровень гражданского самосознания воспитанников при освоении программы отслеживается по «Ориентировочной минимальной диагностической программе изучения проявления формирующейся гражданской зрелости школьников» по авторской методике М.И.Шиловой. Основные методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

В процессе обучения планируется приобщать детей к доступным методам самоанализа и самооценки, способствующих повышению уровня их ценностного самоопределения. Для оценки результатов применяются: «Методика диагностики уровня рефлективности учащихся».

С целью выявления результатов коммуникативного и нравственного развития подростков применяется «Методика выявления коммуникативных склонностей» Р.В. Овчеровой, тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Результаты наблюдений за развитием коммуникативных умений и навыков воспитанников заносятся в «Карту наблюдений».

Предлагаемый комплекс диагностических моделей-программ системного, разностороннего изучения воспитанников способен выполнять не только диагностическую, но и конструктивную и прогностическую функции, активно влиять на повышение эффективности образовательного процесса во всех его составляющих: обучении, воспитании и развитии.

Ресурсное обеспечение:

- техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету;

- программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии и слайд-фильмы;

- материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники;

- дидактический материал: карточки и индивидуальные задания по темам курса.

 

Список использованных источников и литературы:

для педагога:

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu (дата обращения 10.09.2011).

2. Конституция Российской Федерации. - М., 2011.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL:  http://www.slideshare.net/guest54e32f5/ss (дата обращения 10.09.2011).

4. Федеральная целевая программа развития образования РФ на 2011-2015 годы. URL: mon.gov.ru/press/news/8286/ (дата обращения 10.09.2011).

5. Ворожищева Н.Н. Воспитательный потенциал форм учебной работы: Методическое пособие. - Омск, 2004.

6. Гребенюк О.С., Рожков М.И. О методах воспитания. // Педагог.- 1998. - № 2.

7. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии. // Народное образование. - 1999. - № 10.

8. Одаренность. Рабочая концепция. / Под ред. Д.Б.Богоявленской и др. - М., 1998.

9. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2004.

10. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2005.

11. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2006.

12. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми. - Омск, 2008.

13. Путь к успеху-2. Сборник программ по работе с одаренными детьми. - Омск, 2009.

14. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми. Выпуск 3. - Омск, 2010.

15. Развитие ключевых компетентностей участников образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования. Методы и приёмы организации деятельности воспитанников на занятиях кружка. - Омск, 2007.

16. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М., 2001.

17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. - М., 1998.

18. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. - 2000. - № 6.

19. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993.

для воспитанников:

1. Алексеев В. Что? Где? Когда? Ваш путь к успеху / Алексеев В., Белкин В. и др. - М., 2000.

2. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006.

3. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. - СПб, 2006.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2011.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2010.

6. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. - М., 2011.

7. Конституция Российской Федерации. - М., 2011.

8. Никитин А.ВФ. Правоведение: учеб. для 10-11 кл. - М., 2010.

9. Семина Л., Фесуненко И., Черткова Ю. Право на каждый день. - М., 2010.

10. Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 2011.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М., 2011.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2011.

 

Приложение № 1

Правила работы с понятиями

- выделять понятия из письменного текста или устной речи;

- определять понятия;

- классифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;

- находить общее и отличное в разных определениях одного и того же термина;

- сравнивать различные понятия;

- подбирать к одному понятию одноуровневые термины;

- составлять небольшие тексты с использование рассматриваемого понятия, рассказать о той или иной проблеме с использование понятия.

Анализ документов

- общие сведения (автор, название, выходные данные);

- вид документа;

- социально-экономическая, политическая или историческая обстановка;

- адресат;

- цели и задачи документа;

- факты;

- основные понятия;

- затронутые проблемы;

- основные идеи (выводы, главные мысли);

- вопросы к документу или автору;

- система ценностей (или идеология), отраженная в документе;

- стилистические особенности;

- уровень эмоциональности;

- возможные сравнения с другими документами;

- основные части документа;

- социально-экономическое, политическое или историческое значение.

 

Приложение № 2

Правила ведения дискуссии

- не допускать выпадов против личности;

- высказываться четко, кратко и по теме обсуждения;

- дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения;

- внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно;

- не допускать излишнюю эмоциональность;

- не повторяться, выдвигать новые идеи и информацию;

- анализировать разные точки зрения.

Критерии оценивания дискуссии

- точность аргументов и контраргументов;

- четкость выражения мыслей;

- логичность;

- умение выделить главное;

- определение сути проблемы

- яркость выступления и образность речи;

- грамотность изложения;

- аргументированность и убедительность выводов.

Правила подготовки устного выступления

- необычное начало выступления;

- обращение с вопросами к аудитории в ходе выступления;

- актуализация собственного опыта слушателей;

- обращение к слушателям по имени;

- провокация (необычное заявление, действие или вопрос);

- включение слушателей в практическую деятельность (например, в игровую);

- изменение тональности голоса;

- использование средств визуализации (схемы, плакаты, слайды, раздаточный материал).

 

Критерии оценивания докладов и выступлений

- обоснование основных положений работы;

- свободное владение материалом;

- умение отвечать на вопросы;

- яркость выступления и образность речи;

- оригинальность изложения;

- культура цитирования;

- иллюстративность и наглядность изложения;

- аргументированность и убедительность выводов.

Приложение № 3

Методы исследования

Все методы исследования можно разделить на две большие группы: теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование и др.; эмпирические: наблюдение, опрос, экспертные оценки и др. Если первая группа относится к разряду общенаучных в силу своей универсальности и возможности применения в разных направлениях науки и практики, то область использования второй – отдельные сектора социальной сферы. При этом методы второй группы не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области использования, поэтому они относятся к разряду конкретно-предметных.

Метод классификации является одним из базовых в науке. Классификация – это разделение исследуемых явлений и характеризующих их понятий на определенные части (классы), позволяющие отразить специфику этих явлений (общие и характерные свойства, формы проявления, связи и т. п.) и на этой основе понять их сущность. Классификация бывает двух видов: деление общего и разделение целого. Первый основывается на группировке некоторой совокупности явлений, имеющих общие черты в соответствии с каким-то критерием. Во втором виде классификации главным критерием является принадлежность к части целого.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает установление логической связи между абстрактным представлением объектно-предметной области исследования и ее конкретным воплощением на реальном объекте.

Метод абстрагирования основывается на мысленном отвлечении исследователя от несущественных с точки зрения цели исследования деталей, особенностей и характеристик изучаемого объекта и включении в рассмотрение только наиболее важных, значимых его сторон.

Методы анализа и синтеза заключаются в предварительном выявлении структуры изучаемого объекта и исследовании каждого элемента этой структуры в отдельности (анализ) с последующим объединением полученного знания в единое целое (синтез).

Методы индукции и дедукции предполагают получение знания об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) и/или от общего к частному (дедукция).

Метод сравнения основан на сопоставлении интересующих исследователя свойств и характеристик изучаемого объекта с аналогичными свойствами и характеристиками эталона, типичного образца или какого-то другого объекта с целью выявления отличий.

Метод моделирования представляет собой исследование реальных явлений и процессов на основе разработки и изучения их моделей. С помощью этого метода ученый моделирует реальность, абстрагируясь от второстепенных, но сохраняя важные, по его мнению, для понимания сущности исследуемого явления факторы. Метод моделирования используется тогда, когда непосредственное исследование объекта по каким-либо причинам затруднено или невозможно или когда это нецелесообразно.

Наблюдение направленное, систематическое, непосредственное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процессов), подвергающихся контролю и проверке. Главное достоинство наблюдения – отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и объектом наблюдения, а также возможность оперативного восприятия изучаемых явлений и процессов в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл. Такая информация недоступна для получения другими методами.

 

Приложение № 4

Правила подготовки презентации

- необходимо соблюдать единый стиль оформления;

- вспомогательная информация не должна преобладать над основной;

- для фона следует выбирать более холодные тона;

- на одном слайде не использовать более трех цветов (один для фона, один для заголовков, один для текста);

- для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета;

- следует использовать возможности компьютерной анимации (но эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации);

- информацию представлять кратко и содержательно;

- текст на слайде предпочтительно располагать горизонтально и наиболее важную информацию помещать в центре экрана;

- нельзя смешивать различные типы шрифтов и злоупотреблять прописными буквами;

- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

- необходимо использовать рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;

- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации;

- для обеспечения разнообразия следует использовать разные типы слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Критерии оценивания презентации

- содержание (грамотность; краткость и содержательность информации);

- оформление (логическая последовательность изложения; наличие единого стиля оформления);

- оригинальность представления (необычное начало; использование дополнительных эффектов: звук, графика, анимация).

 

Приложение № 5

Правила подготовки исследовательских проектов

- определение проблемы и гипотезы работы;

- формулировка темы, объекта и предмета;

- поиск и извлечение необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа;

- постановки диагностируемой цели и поиск путей её реализации через фиксирование задач;

- отбор методов работы;

- сбор материала по теме с использованием выбранных методик;

- первичный анализ и интерпретация информации;

- формулировка результатов работы в виде конкретных выводов;

- аргументация собственных суждений;

- анализ полученного результата;

- оформление и определение перспективы дальнейшей работы.

 

Критерии оценивания исследовательских проектов

- соответствие содержания тематике и целям работы;

- полнота и глубина раскрытия темы;

- самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме;

- достоверность и целесообразность включения исторических фактов, литературных и архивных источников;

- соблюдение общих требований к исследовательским работам (наличие гипотезы, системы доказательств, аргументов, примеров, выводы, перспективы разработки темы, практическая значимость);

- новизна, оригинальность и актуальность работы, значимость рассматриваемых проблем;

- яркость, непротиворечивость, обоснованность изложения;

- грамотность;

- аргументированность и убедительность выводов.

 

 

Приложение № 6

 

План проведения исследовательского проекта

Этапы

Содержание работы

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Подготовка

Определение темы и целей проекта.

Обсуждают предмет с педагогом, получают необходимую информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Планирование

1. Определение источников информации.

2. Определение способов сбора и анализа информации.

3. Определение способа представления результатов.

4. Установление процедуры и критериев оценки результатов.

5. Распределение задач между членами команды.

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения, утверждает план.

Исследование

1.Сбор информации.

2.Решение промежуточных задач.

3.Выбор методов.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, консультирует, руководит деятельностью воспитанников.

Результаты,

выводы

1.Анализ информации. 2.Формулирование выводов.

3.Подготовка публикаций, презентации, проверочных тестов и других материалов.

Анализируют информацию. Формулируют выводы. Готовят публикации, презентацию, тесты и другие материалы.

Наблюдает, советует, консультирует.

Представление работы

Форма представления результатов: публикации, презентация, тесты и другие материалы.

Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса.

Оценка

результатов

Форма результата оценки - рейтинг успеваемости

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения

Оценивает креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

 

Приложение № 7

Критерии оценивания групповых творческих заданий (публикация)

Содержание

Оценка

Дизайн

Оценка

Используется фактическая информация.

Идеи полностью описаны и раскрыты.

Работа включает в себя 3 и более умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.

3

Работа выполнена творчески. В ней использовано 3 и более графических или иных изображений.

3

Используется фактическая информация. Идеи описаны почти полностью.

Работа включает в себя не менее 3-х умозаключений, полученных на основе проведенных исследований

2

Работа выполнена творчески. В ней использовано не менее 2-х графических или иных изображений.

2

Информация – по большей части фактическая.

Идеи – описаны не полностью или носят фрагментарный характер.

Умозаключения есть, но они незначительные или не относятся к тематике публикации.

1

Работа выполнена по шаблону, без особых творческих идей. В ней использовано одно графическое или иное изображение.

1

Приложение № 8

 

Требования к оформлению письменных работ

Исследовательская работа предоставляется в формате текстового редактора MS Word. Стандартная страница текста – страница формата А 4, имеющая параметры (извлечения из ГОСТ 7.32-91): левое поле – 3 см; правое поле – 1,5 см; верхнее поле – 2 см; нижнее – 2см. Исключение «висячих строк» (т.е. запрет переноса последней строки абзаца на следующую страницу или первой строки абзаца на предыдущую страницу) в тексте.

Требования к оформлению стандартной страницы: Шрифт Times New Roman. Кегль (размер) 14. Стиль «обычный». Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание текста «по ширине». Первая строка «Отступ» – 1,25. Абзац – Интервал «перед» и «после» – 0 пт. Все страницы, формулы, таблицы и рисунки нумеруются. Нумерация – сквозная (т.е. номер – один, два и т.д.).

Готовая работа должна содержать: титульный лист; оглавление (настроенное автоматически, с указанием на страницы работы и список источников); материалы работы; список источников.

Аббревиатура по тексту должна здесь же даваться в раскрытом виде; все аббревиатуры должны быть включены в перечень сокращений (рекомендуется применять сокращения и аббревиатуру в соответствии с ГОСТ 7.11-78, ГОСТ 7.12-93 и принятой международной практикой). Если ссылка на источник необходима, то следует в тексте указать в квадратных скобках номер цитированной книги по списку источников и литературы с единой, сквозной нумерацией и, если нужно, номер страницы, но не раскрывать источник непосредственно в тексте (см. также ГОСТ 7.1-2003).

Термины и понятия выделяются курсивом или полужирным шрифтом только один раз, когда они появляются впервые в тексте только в составе определения (толкования, разъяснения) (ГОСТ 7.60-90).

Формулы набираются с помощью встроенного редактора математических выражений.

Требования к оформлению заголовка: расположение по центру или слева. Отсутствие точки в конце заголовка. Отсутствие конца абзаца внутри заголовка (заголовок не разбивать на абзацы). Текст заголовка размещать в одну строку, перенос на другую строку при необходимости. Использование вариантов шрифтов (Times New Roman, Arial). Использование курсива или полужирного шрифта, но не подчеркивания. В случае длинного названия не допускается оставлять в конце строки предлоги, союзы и другие слова, состоящие менее чем из четырех букв.

Требования к оформлению списков: в нумерованных списках используются цифры и буквы, а в маркированных  –  маркеры, т.е. различные символы: точка, кружок, галочка, снежинка, ромб и т. д. По всему тексту использовать только однотипное оформление списков. Цифра с точкой предполагает прописную букву и точку в конце строки. После обобщающего слова ставится двоеточие, перечень оформляется цифрой или буквой со скобкой, а элемент перечня набирается со строчной буквы; в конце строки ставится точка с запятой.

Требования к оформлению изобразительной наглядности: рисунки и картинки вставлять на отдельную строку, положение рисунка – «в тексте». Шрифт подрисуночной надписи на один кегль (пункт) меньше шрифта основного текста. Рисунки, диаграммы и другие графические объекты должны быть представлены внедренными в документ и обязательно в виде отдельных файлов формата типа gif или jpg для растровой графики, файлы с векторной графикой следует предоставлять в том формате, в котором они были созданы, тексты в таких файлах оставлять доступными для редактирования.

Приложение № 9

Итоговая проверочная работа по праву№ 1

Часть 1 включает задания с выбором одного из 4 вариантов ответа, только один из которых является правильным.

1. Одним из признаков государства является:

а. наличие народа;

б. наличие суверенитета;

в. наличие территории;

г. наличие класса, который платит налоги

2. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации:

а. должны повторять нормы Конституции РФ;

б. не должны содержать нормы, указанные в Конституции РФ;

в. не должны противоречить нормам Конституции РФ;

г. не могут реализовываться на территории РФ.

3. Что из нижеперечисленного не является обязательным признаком государственного органа?

а. организационная самостоятельность;

б. право законодательной инициативы;

в. наличие необходимых материальных средств;

г. властные полномочия.

4. Какие нормативно-правовые акты издаёт Президент РФ?

а. указы;

б. постановления;

в. распоряжения;

г. приказы.

5. Какая пенсия назначается на общих основаниях мужчинам и женщинам:

а. по старости;

б. по инвалидности;

в. по случаю потери кормильца;

г. за выслугу лет.

6. Какими социальными нормами регулируются действия и поступки?

а. только моральными;

б. только религиозными;

в. только правовыми;

г. различными (моральными, религиозными, правовыми и т.д.).

7. В течении какого времени может быть обжаловано судебное решение по гражданскому делу с момента его составления:

а. 7 дней; б. 10 дней; в. 14 дней; г. месяца.

8. По правилам общей подсудности иск, связанный с имущественным спором, предъявляется:

а. по месту жительства истца;

б. по месту жительства ответчика;

в. по выбору истца;

г. по выбору ответчика.

9. Обстоятельства, которые дают возможность истцу что-либо требовать в судебном заседании называют:

а. предмет иска;

б. основание иска;

в. возражение на иск;

г. опровержение на иск.

10. Противоправные проступки подразделяются на:

а. административные;

б. дисциплинарные;

в. гражданско-правовые;

г. уголовные.

11. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:

а. опека;

б. наблюдение;

в. попечительство;

г. надзор.

12. Найдите обстоятельства, исключающие административную ответственность:

а. крайняя необходимость;

б. исполнение приказа или распоряжения;

в. обоснованный риск;

г. состояние аффекта.

13. С какого момента возникает дееспособность и правоспособность юридического лица?

а. с момента подписания устава организации;

б. с момента утверждения устава организации;

в. с момента регистрации организации;

г. с момента обсуждения устава организации.

14. Какие виды правонарушений могут быть совершены только физическими лицами?

а. гражданско-правовые;

б. уголовные;

в. налоговые;

г. административные.

15. По истечении, какого срока с момента начала трудовой деятельности, несовершеннолетний имеет право на отпуск?

а. 11 месяцев; б. 8 месяцев; в. 6 месяцев; г. 4 месяцев.

Часть 2 состоит из заданий с кратким ответом. Ответы к ним необходимо сформулировать самостоятельно в виде слова, словосочетания, цифры или набора цифр.

1.Вставьте пропущенное слово.

___________________   может опираться на силу государства или, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию и армию.

2. Найдите в приведенном ниже списке стадии судебного разбирательства по гражданским делам. Расположите в правильной последовательности стадии судебного

разбирательства.

Обведите буквы, под которыми они указаны.

а. подготовка дела к судебному разбирательству;

б. обращение заинтересованных лиц в суд;

в. судебные прения;

г. вынесение решения по делу;

д.изложение сторонами судебного разбирательства обстоятельств дела

е. исследование доказательств;

ж. обжалование решения суда.

Обведенные буквы запишите в порядке возрастания.

3. Вставьте пропущенное слово.

В условиях демократического правового государства для того, чтобы исключить концентрацию власти в одних руках, осуществляется принцип  ___________________

4. Найдите в приведенном ниже списке обязательные функции любого государства. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1. оборона страны;

2. создание правовых норм;

3. управление всей экономической жизнью общества;

4. установление международных связей;

5. захват соседних территорий;

6. защита правопорядка.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

5. Вставьте пропущенное слово.

___________________   - это полная независимость государства от других государств.

6. Прочитайте определение и запишите понятие.

Неспособность лица в момент совершения отдавать ответ своим действиям.

7. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (1 балл за верный ответ в каждой позиции).

а.Арб…тражный суд разрешает экономические споры.

б. Пл…б…сцит – выражение воли народа по вопросам исключительной государственной важности, определяющим судьбу страны.

в. К…нс…лидация – объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.

8. Установите соответствия между видами наказаний и видами ответственности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Виды наказаний:                                                       Виды ответственности:

1. Арест                                                                      а. уголовная ответственность

2. Предупреждение                                                   б. административная ответственность

3. Лишение специального звания

4. Лишение свободы на определенный срок

Запишите соответствия в виде пары последовательных цифр и букв: 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – .

9. Прочитайте определение и запишите понятие.

Предусмотренная законом возможность требовать совершения каких-либо сделок или возможность совершать какие-либо действия.

10. Ниже приведен ряд терминов. Какой из их не соответветствует понятию «правовая культура»?

Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.

Часть 3 включает задания с развернутым свободным ответом.

1.После смерти бабушки Кате В. по наследству перешло дорогое колье. На свой день рождения (16 лет) девушка решила устроить праздник. Поэтому обратилась в ломбард, чтобы сдать колье.

Может ли Катя совершить данную сделку? Ответ обоснуйте.

2. Назовите любые три вида правоотношений. 3. Защищая интересы Николая Д., адвокат узнал от него о нескольких преступлениях. Данные преступления еще не были раскрыты. Поэтому адвокат решил сообщить эти сведения следствию.

Имеет ли право адвокат совершать подобные действия? Ответ обоснуйте.

4. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах. (1 балл за каждый правильный ответ).

5. Сотрудница Сбербанка, придя домой, рассказала своему мужу, что его сослуживец снял со своего счета крупную сумму денег. Муж поинтересовался у сослуживца, какую покупку тот собирается сделать. На следующий день сослуживец написал жалобу в банк о нарушении тайны вклада.

Обоснована ли жалоба? Ответ обоснуйте.

Ключи к ответам

Задание

Часть 1

Ответ

Оценка ответа в баллах

1

б

1

2

в

1

3

б

1

4

а

1

5

а

1

6

г

1

7

б

1

8

б

1

9

б

1

10

в

1

11

в

1

12

а

1

13

в

1

14

б

1

15

в

1

Максимальное количество баллов - 15

Задание

Часть 2

1

Политическая власть

1

2

б, а, д, е, в, г, ж

1

3

Разделения властей

1

4

1, 2, 5, 7

4

5

Суверенитет

1

6

Невменяемость

1

7

а. Арбитражный б. Плебисцит в. Консолидация

3

8

1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – а.

4

9

Правомочие

1

10

Чувства

1

Максимальное количество баллов - 18

Задание

Часть 3

1

Нет. Девушка не достигла 18 лет, поэтому не может совершать крупные сделки.

Краткий ответ – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

2

Могут быть названы следующие виды правоотношений: административные, гражданские, уголовные, трудовые.

За каждый верный вид – 1 балл, максимальное количество – 3 балла.

3

Нет. Адвокат не может разглашать тайну своего клиента

Краткий ответ – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

4

Могут быть названы следующие причины: избиратели не доверяют властям; политическая стабильность в обществе; неверие граждан в перемены к лучшему.

За каждую причину 1 –  балл,

максимальное количество – 3 балла.

5

Жалоба обоснована, т.к. банк гарантирует тайну вкладов.

Краткий ответ – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

Максимальное количество баллов 12

Максимальное количество баллов - 45

Итоговая проверочная работа по праву № 2

Часть 1 включает задания с выбором одного из 4 вариантов ответа, только один из которых является правильным.

1. Политикой древние греки называли:

а. искусство ведения домашнего хозяйства;

б. ораторское искусство;

в. искусство управления государством;

г. организаторский талант.

2. Политическая  культура - это:

а. членство в политической партии;

б. осознание политических процессов;

в. участие в политической борьбе;

г. участие в профсоюзном движении.

3. Политическим режимом называют:

а. форму государственного устройства;

б. способ осуществления власти;

в. наличие репрессивных органов;

г. официальную идеологию.

4. Источником власти при демократии является:

а. законодательный орган;

б. правительство;

в. народ;

г. правящая элита.

5. Слово «республика» переводится с латинского как:

а. общее дело;

б. полезное дело;

в. наше дело;

г. власть народа.

6. Деление власти на исполнительную, законодательную и судебную осуществляется:

а. для улучшения управления;

б. сосредоточения власти в одних руках;

в. осуществления взаимного контроля;

г. построения нового общества.

7. Цвета государственного флага России символизируют:

а. силу и мужество народа;

б. державность, независимость, покровительство Богородицы;

в. не несут символистического значения;

г. большие размеры государства.

8. Что (кто) является высшей ценностью в России, по конституции?:

а. промышленность;

б. сельское хозяйство;

в. государство;

г. человек, его права и свободы.

9. Права человека принадлежат каждому с момента:

а. рождения; б. 14 лет; в. 16 лет; г. 18 лет.

10. Цель правового государства:

а. экономическое процветание;

б. обеспечение прав и свобод граждан;

в. военное могущество;

г. мировое лидерство.

Часть 2 состоит из заданий с кратким ответом. Ответы к ним необходимо сформулировать самостоятельно в виде слова, словосочетания, цифры или набора цифр.

1. Вставьте пропущенное слово.

___________________    - это полная самостоятельность государства.

2. Вставьте пропущенное слово.

Равный доступ всех к участию в управлении обществом и государством при гарантированности прав и свобод граждан - это___________________

3. Расшифруйте аббревиатуру.

а. МРОТ; б. УК РФ; в. ТК РФ

4. Найдите в приведенном ниже списке права подростков. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1. Изменить свое имя и фамилию;

2. Выехать за пределы РФ без согласия родителей;

3. Положить деньги в банк;

4. Получить вознаграждение за сочиненную им песню;

5. Стать членом жилищного кооператива;

6. Потратить свою стипендию без согласия родителей;

7. Работать в свободное от учебы время.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

5. Прочитайте определение и запишите понятие.

Никем не ограниченная власть правителя.

6. Прочитайте определение и запишите понятие.

Государство демократического типа, для которого характерно верховенство права в обществе, свобода людей, равенство в правах.

7. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

а. Д… скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.

б. Л…г…тимность - законность.

в. Гл…б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

8. Установите соответствие политических режимов и их характеристик: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Политические режимы:         Характеристики:

1. Тоталитаризм                     а. Государственный контроль за жизнью общества

2. Демократия                         б. Наличие политической конкуренции

в. Господство единой идеологии

г. Разделение политических властей

Запишите соответствия в виде пары последовательных цифр и букв: 1 – ; 1 – ; 2 – ; 2 – .

9. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Критерии:                                                           Виды:

1. Гражданин                                       а. Совокупность прав и обязанностей гражданина

2. Гражданство                                    б. Лицо состоящее в правовой связи с государством

3. Правовой статус гражданина        в. Правовая связь лица с конкретным государством

Запишите соответствия в виде пары последовательных цифр и букв: 1 – ; 2 – ; 3 – .

10. Ниже приведен ряд словосочетаний. Все они, за исключением одного, относятся к характеристике республики как формы правления. Какое словосочетание выпадает из общего ряда?

Народовластие, коллективные решения, бессрочная власть, выборность органов власти, мнение большинства.

Часть 3 включает задания с развернутым свободным ответом.

1. Гражданин Иванов купил дом в сельской местности. С какого момента у Иванова возникло право собственности на дом?

2. Назовите элементы политической системы.

3. При приеме на работу помощником повара в столовую 17-летней Кате в трудовой договор включили условие об испытательном сроке в 2 месяца. Через месяц ее уволили как не выдержавшую испытание.

Какие правовые ошибки были допущены? Ответ обоснуйте.

4. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах.

5. В соответствии с составленным завещанием все принадлежащее гражданину Петрову ко дню его смерти имущество должно было перейти его старшему совершеннолетнему сыну. К моменту открытия наследства выяснилось, что о своих наследственных правах также заявили: 16-летняя дочь Зуева, его нетрудоспособная жена, а также 34-летний родной брат.

Кто будет наследовать имущество Зуева? Ответ обоснуйте.

Ключи к ответам

Задание

Часть 1

Ответ

Оценка ответа в баллах

1

в

1

2

б

1

3

б

1

4

в

1

5

а

1

6

в

1

7

б

1

8

г

1

9

а

1

10

б

1

Максимальное количество баллов 10

Задание

Часть 2

1

Суверенитет

1

2

Демократия

1

3

а. Минимальный размер оплаты труда

б. Уголовный Кодекс РФ

в. Трудовой Кодекс РФ

3

4

1, 3, 4, 6, 7

5

5

Абсолютизм

1

6

Правовое государство

1

7

а. Дискриминация

б. Легитимность

в. Глобализация

3

8

1 – а; 1 – в; 2 – б; 2 – г.

4

9

1 – б; 2 – в; 3 – а.

3

10

Бессрочная власть

1

Максимальное количество баллов 23

Задание

Часть 3

1

С момента государственной регистрации

За верный ответ – 1 балл.

2

Политическая организация, политические отношения, политическая культура, политические нормы

За каждый верный вид – 1 балл, максимальное количество – 4 балла.

3

Администрация не права, т.к. при приеме лиц не достигших возраста 18 лет, испытательный срок не устанавливается

Краткий ответ – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

4

Могут быть названы следующие причины: неверие граждан в перемены к лучшему; избиратели не доверяют властям; политическая нестабильность в обществе.

За каждую причину 1 –  балл, максимальное количество – 3 балла.

5

Право на наследство имеют 16-летняя дочь Зуева и его нетрудоспособная жена как обязательные наследники, и старший сын по завещанию.

Краткий ответ – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

Максимальное количество баллов 12

Максимальное количество баллов 45

Вложения:
Скачать этот файл (Суркова Г.В. - Право для каждого из нас.doc)Суркова Г.В. - Право для каждого из нас[Скачать с портала]