МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Криворучкина Елена Валентиновна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Любинский детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» Любинского района Омской области

 

Развитие компетентностей обучающихся в системе дополнительного образования через проектную деятельность

 

Просто знать  - ещё не всё,

знания нужно уметь использовать."

Гете

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, формирующая и развивающая компетентности обучающихся.    Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна  быстро и точно  реагировать на образовательный запрос общества, семьи, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей, создавая    устойчивую среду развития,  равные «стартовые» возможности каждому ребенку, раскрывая его творческий потенциал.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;

- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для каждого;

- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

 

В дополнительном образовании, как и общем образовании, существенным становится не то, что нового узнал учащийся, а чему он научился, т. е. какие компетентности приобрёл обучающийся.

Что мы понимаем под  «компетентностью»?

Компете?нтность (от англ. competence) - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области (материал из Википедии).

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Из всех компетентностей    выделяют следующие ключевые компетентности:

1. Познавательная компетентность: учебные достижения, умение учиться и оперировать знаниями.

2. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

3. Личностная компетентность: развитие индивидуальных способностей и талантов,  развитие личностных качеств, знание своих сильных и слабых сторон,    способность   к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности, к рефлексии.
4. Самообразовательная компетентность:  способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения, постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

5. Социальная компетентность: способность действовать в социуме с учётом позиций других людей, умение определить личностную роль в обществе,  способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей.

6. Коммуникативная компетенция: сотрудничество и работа в команде, коммуникативные навыки,  способность вступать в коммуникацию с целью

быть  понятым.

7. Компетентное отношение к собственному здоровью: уровень валеологических знаний, умение сохранять физическое здоровье

 

Наш Центр физкультурно-спортивной направленности и образовательный процесс направлен на развитие компетентностей обучающихся средствами физической культуры и спорта.

Я хочу поделиться педагогическим опытом по   развитию у воспитанников  компетентностей   методом  проектов   (проектная деятельность).

Через проектную деятельность  можно развивать практически все компетентности обучающихся: информационную, познавательную, коммуникативную, социальную  и т.д. Практичность проектной деятельности выражается, на мой взгляд, в её не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося. Метод     проектов  всегда предполагает решение  какой-то проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.   Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит   исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

При разработке и защите групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др.

В ходе работы над проектами учащиеся учатся работать с различными источниками информации, учатся ее обрабатывать, работать на компьютере. Учатся общаться друг с другом, отстаивать свое мнение доказательно и аргументировано, учатся презентовать результаты. И это все очень важно!

Метод проектов можно применять в любом школьном возрасте.  Я организую проектную деятельность  индивидуальную, групповую. Особое внимание уделяю проектам, выполненным совместно с родителями.

 

Предлагаю реализованные проекты по одной теме для разных возрастов:

Тема проекта «Спорт-это сила, террор – это насилие!»

младший школьный возраст

старший школьный возраст

Проблема и актуальность:

Каждый год  в сентябре в нашем посёлке проходит Всероссийский "Кросс наций". Эти соревнования проводятся под девизом «Спорт против террора». Я буду принимать участие в них второй раз.

Я и многие мои друзья не знают, почему Всероссийский «Кросс наций»     проходит под таким девизом, почему   называется именно так, и почему столько много людей принимает в нем участие? И мы решили выяснить это и рассказать другим ребятам.

Проблема: 3 сентября в нашей стране отмечается «День солидарности в борьбе против терроризма».

3 октября  2004 впервые под лозунгом "Спорт против террора" в России прошла масштабная спортивная акция -  Всероссийский "Кросс наций".  Целью акции было не только привлечение интереса россиян всех возрастов к занятиям физической культурой и спортом, но и показать таким массовым мероприятием единство наций, живущих на территории России, выразить протест угрозе терроризма.

Всероссийский "Кросс наций" проводится во многих городах России, в нашем городе Омске и в нашем посёлке. В этих соревнованиях принимают участие миллионы россиян.

Думаю, не многие знают: почему проводиться Всероссийский «Кросс наций»? Почему эти соревнования называются именно так? Каким событиям они посвящены?

Актуальность: Сегодня проблемы терроризма и борьбы с ним    актуальны. Ни одной стране мира не удалось избежать ужасов террора.

В России веками дружно жили люди разных национальностей и вероисповеданий. Всех их объединяла любовь к Родине, память об общих победах и готовность всегда подставить плечо.  Терроризм – это необъявленная война против России, против самого дорогого, что есть у всех нас – наших семей, беззащитных женщин, стариков и детей.

Цель:

Узнать историю Всероссийского «Кросса наций» и рассказать ребятам в группе, классе.

Цель проекта:

Способствовать формированию у школьников активной жизненной позиции  через  негативное отношение к терроризму.

Задачи:

1.Изучить  историю Всероссийского «Кросса наций».

2.  Рассказать другим ребятам о «Кроссе наций» и привлечь   новых участников.

3.  Найти ответы на наши вопросы.

Задачи:

1.  Изучение  истории организации и проведения Всероссийского «Кросса наций».

2. Формирование навыков анализа, рассуждения и  обобщения на поставленную тему.

3.  Воспитание  у школьников активной жизненной позиции.

Участники проекта:

Ребята спортивно-оздоровительной группы МОУ ДОД «Любинский ДООФСЦ».

Участники проекта:

Обучающиеся  МОУ ДОД «Любинский ДООФСЦ».

Сроки реализации

с 6 по  20 сентября 2011г

Сроки реализации проекта:

с 6 по  20 сентября 2011г

Методы реализации

- поиск информации в библиотеке, Интернете;

- обсуждение найденной информации;

- составление викторины;

- проведение викторины в группе.

- проведение конкурса листовок о «Кроссе наций».

Методы реализации проекта:

- поиск информации;

- диалог;

- метод «мозгового штурма» - викторина;

-презентация.

 

 

 

План действий:

1. Определяем этапы проекта.

2. Ищем информацию о Всероссийском «Кроссе наций».

3. Распределяем задания между  одногруппниками.

4. Обсуждаем найденную информацию.

5. Проведение викторины. Изготовление листовок.

6. Подготовка презентацию проекта.

План действий:

1.Выявление и обсуждение проблемы, возможности её решения.

2. Определение темы проекта, цели, задач, участников проекта.

3. Продумывание хода деятельности продвижения по реализации проекта: определение этапов проекта и задач, решаемых на каждом этапе. Определение сроков проекта. Обсуждение и определение продукта проекта. Определение  критериев оценки продукта  проекта

4. Определение источников необходимой информации, способов сбора информации и представления результатов.

5. Сбор и уточнение информации. Анализ информации. Изготовление листовок.

6. Рефлексия: обобщение результатов, анализ успехов и ошибок, выводы.

Итоговый продукт проекта:

выставка листовок «Спорт против террора!»

Итоговый продукт проекта:

презентация проекта «Спорт против террора!»

Этапы:

1 этап:

Сроки: 6-10 сентября

Задачи: Изучить историю проведения Всероссийского «Кросса наций».

Задание: Найти  информацию о Всероссийском «Кроссе наций».

2 этап:

Сроки:10 - 11 сентября

Задача: Рассказать другим ребятам о «Кроссе наций» и привлечь  новых участников.

Задание:  Приготовить вопросы (и ответы) для проведения викторины по теме проекта.

3 этап:

Сроки: 11 - 20 сентября

Задачи: Привлечь ребят к творческой работе.

Задание: Сделать листовку на тему «Спорт спасёт мир!»

Этапы проекта:

1 этап:

Сроки: 6-10 сентября

Задачи: Изучение истории проведения Всероссийского «Кросса наций». Формирование навыков анализа и  обобщения на поставленную тему.

Задание: Найти  информацию о Всероссийском «Кроссе наций». Подготовить сообщение по заданной теме.

2 этап:

Сроки:10 - 11 сентября

Задача: Повышение мотивации  учащихся к участию в проекте.

Задание: Приготовить вопросы (и ответы) для проведения викторины по теме проекта.

3 этап:

Сроки: 11 - 20 сентября

Задачи: Воспитание  у школьников активной жизненной позиции.

Задание:  Подготовить презентацию проекта  «Спорт спасёт мир!»

Предполагаемые результаты реализации проекта:

-  знакомство с   историей Всероссийского «Кросса наций»;

- привлечение  других к работе по проекту;

- найдены ответы на  вопросы;

- рассказ о «Кроссе наций» другим ребятам и проведение викторины, конкурса листовок

Предполагаемые результаты реализации проекта:

- повысится познавательный интерес, расширен кругозор учащихся;

- ребята научаться искать нужную информацию,  анализировать, обобщать, делать выводы;

-  у ребят возрастёт интерес к занятиям спортом;

- у учащихся сформируется активная жизненная позиция через негативное отношение к террору.

 

И в заключении:

Метод проектов:

- он дает возможность организовать познавательную, поисковую деятельность;

- успешно интегрируется в образовательный процесс;

- обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжела­тельность по отношению к педагогу и друг к другу;

-   проекты  сплачивают детей,  развивают коммуникабель­ность, желание помочь другим, умение работать в команде и от­ветственность за совместную работу;

- приносит удовлетворение учащимся, использующим про­дукт своего труда;

Метод проектов развивает все виды компетенций обучающихся

 

Использованная литература

1. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. № 233 от 22 февраля 1997г. N 212

2. Развитие общих компетенций обучающихся в учреждении дополнительного   образования детей. Л. А. Турин.
3. Образовательная среда как фактор развития компетенций учащихся Кунакова К.У. http://www.nao.kz/research/publication_detail.php.

4. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Минобразования, 2001. - 72 с.

5. Проектное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на поисковом уровне. Рудаков С.А.