МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Пономаренко Галина Николаевна, учитель географии МБОУ «СОШ №36» г.Мурманск

 

Численность и воспроизводство населения мира

 

 

Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

Класс: 10.

Ресурсы: презентация Power Point, мультимедиа-курс «Экономическая и социальная география мира», Интернет-ресурсы.

Аннотация.

Тема «Численность и воспроизводство населения мира» изучается первой в разделе «Население мира» в курсе географии 10 класса. На основании формулировки темы и слайда «Знания и умения» совместно с учениками формулируется цель урока. В соответствии с задачами и целями урока в ходе работы использовались методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, когда в ходе обсуждения ученики находили ответы на проблемные вопросы, уделено внимание усвоению школьниками логических операций. На уроке использовалось привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учащихся: анализ, постановка проблемы, запись, беседа, работа с атласами, интерактивными картами и схемами. Домашнее задание логично вытекает из  материала урока, оно посильно, носит развивающий характер, предложено творческое задание, направлено на самостоятельную работу ребят с использованием ИКТ.

Целью использования ИКТ на уроке являлось: развитие личности обучаемых, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; формирование информационной культуры; реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества. Организация работы  с применением презентации Power Point и  мультимедиа-курса «Экономическая и социальная география мира» значительно повысила эффективность урока и дала возможность реализовать личностно-ориентированный подход в обучении за счет возможностей информационных технологий: экономия времени на уроке, глубина погружения в материал, повышение мотивации обучения, формирование коммуникативной компетенции учащихся. Электронные учебные материалы, примененные на занятии,  гармонично дополнили традиционные учебные материалы, совместив элементы системы развивающего, личностно-ориентированного обучения с компьютерными технологиями. Убеждена, что методика применения компьютера как средства и как способа обучения дает высокий уровень интереса, побуждает к творчеству как учителя, так и ученика.

 

Конспект урока.

Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира».

 

Цель: сформировать представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населении, о продолжительности жизни;

выявить закономерности динамики численности населения мира;

формирование информационной культуры;

Оборудование: мультимедийный комплекс для демонстрации презентации, мультимедиа-курс «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), разработанный в соответствии с учебником для 10 класса под редакцией В.П.Максаковского, атласы.

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

 

Ход урока.

 

Мотивация. В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. В разных странах мира показатели численности населения различны. Почему и какие факторы влияют на эти показатели? Это и предстоит нам выяснить сегодня на уроке.

Слайды №2-№4 Ознакомление с планом изучения темы, знаниями и умениями. Формулировка цели урока.

 

Изучение новой темы.

1.Численность населения мира. Рост численности населения мира.

(работа с учебником и атласами)

Как проводится учет численности населения в странах? (Впервые перепись населения проводилась 4 тыс.лет назад в государствах Востока – Китае, Индии и в Египте. В наши дни переписи в развитых странах мира проводятся в 5-10 лет)

Стр.62, табл.2  Определить численность населения мира.

Слайд №5 Назвать «семерку» стран – рекордсменов по численности населения.

Сравни данные численности населения за 2002г. и 2009г.

(Найди страны в карте атласа.)

Слайд №6 (Текст задания) Проанализируй рис.10, стр.62;

Сформулируй  вывод о динамике численности населения земного шара. В чем причины небольшого роста населения до 20-го века?

Табл.2, стр.62

Слайд №7 Какие регионы имеют высокие темпы прироста населения?

Страны – рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения(%);Страны с минимальными темпами прироста населения (%);

Слайд №8  Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году:

Какие проблемы вызывают высокие (низкие) темпы прироста населения?

Слайд №9 Вопросы, связанные с воспроизводством населения, изучает наука демография (от греч. «демос» - народ.) запись определения в тетради.

Слайд №10 Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. Как вы полагаете, в чем суть «формулы» воспроизводства, которую вы видите на экране?

 

2. Воспроизводство населения. Два типа воспроизводства.

Слайд №11 Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости (Р), смертности (С) и естественного прироста (ЕП), обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (запись в тетради)

Слайд №12 Это интересно! Ежегодно в мире рождается 145 млн.чел. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175 чел., каждый час – 10,4 тыс.чел., каждые сутки – 250 тыс. новых землян.

Вспомни! Что такое естественный прирост населения?

Слайд №13 Формула воспроизводства

ЕП=Р-С

+ЕП (прирост населения)

- ЕП (убыль населения)

Слайды №14-№22  Какие факторы влияют на ЕП? (заслушиваются мнения учеников)

Слайд №23 Естественный  прирост (ЕП)  определяет тип  воспроизводства населения.

Работа     с диском мультимедиа-курса «Экономическая и социальная география мира» (10 класс).

 

Глава «Воспроизводство населения мира»

Анализ интерактивной карты «Воспроизводство населения мира»:

1. Страны с минимальными и максимальными показателями естественного прироста.

2. Страны с минимальными и максимальными показателями рождаемости и смертности.

3. Два типа воспроизводства населения.

4. Таблица «Демографические показатели по регионам мира»: население, рождаемость, смертность, младенческая и материнская смертность, ожидаемая продолжительность жизни, доля возрастных групп до 15 лет, старше 60 лет в процентах.

5. Анализ схем «Возрастно-половые пирамиды», «Демографический переход».

 

Смена типов воспроизводства населения объясняется концепцией демографического перехода.

Работа с учебником. Стр.64-65

Назовите этапы демографического перехода.

Выделяют 4 фазы демографического перехода.

  • 1 фаза Рв при резком сокращении С - очень  высокий ЕП.
  • 2 фаза снижение С при большем снижении Р - замедление ЕП.
  • 3 фаза повышение С (вследствие «старения» населения) при снижении Р - слабо расширенное воспроизводство.
  • 4 фаза показатели Р и С выравниваются - прекращение роста населения

Обобщение и закрепление знаний, полученных при работе с диском мультимедиа-курса «Экономическая и социальная география мира».

Слайд №24 запись в тетради: 1 тип воспроизводства:(характерен для развитых стран)

Рн – Сн = ЕПн ( до 12чел. на 1000)

Работа с учебником.

Стр.59  понятие «депопуляция».

Слайд №25 запись в тетради: 2 тип воспроизводства (характерен для развивающихся стран – «демографический взрыв»).Рв – Сн = ЕПв ( более 12 чел. На 1000).

Работа с учебником.

Проанализировать, составить вопросы и сформулировать выводы:

1. Учебник стр.63, картосхема 13 «Типы воспроизводства населения»;

2. стр.62 схема «Возрастно-половые пирамиды»


3. Демографическая политика – управление воспроизводством населения.

Слайд №26 Демографическая политика – система мер, с помощью которой государство воздействует на ЕП в желательном для себя направлении.

Слайд №27-№28 Как вы полагаете? Каковы направления демографической политики в странах 1-го и 2-го типов воспроизводства населения? Приведите примеры стран и мер, с помощью которых государства воздействуют на естественный прирост.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Она проводится с помощью стимулирующих экономических мер – таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция, Швеция, Япония.

В странах второго типа воспроизводства демографическая политика направлена на снижение рождаемости и естественного прироста населения: установление более позднего возраста вступления в брак, пропаганда «малых семей», добровольная стерилизация населения, плановое деторождение и др.

Слайд №29 Подумайте!

  • С чем связана стабилизация численности населения в развитых странах Европы?
  • Не приводит ли, по-вашему, демографическая политика к ущемлению прав человека?

 

Слайды №30-№32 Закрепление изученного материала (тест)

1. Для первого типа воспроизводства населения характерно:

а) высокая рождаемость

б) низкая смертность

в) высокая смертность

г) высокий естественный прирост

2. Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства населения:

а) 16-7=9    б) 27-9=18

3. Наиболее высокие показатели Р и С характерны для стран:

а) Зарубежной Европы

б) Зарубежной Азии

в) Латинской Америки

г) Африки

4. Первый тип воспроизводства населения:

а) Франция, Бразилия, Эфиопия

б) ФРГ, США, Япония

в)  Китай, Албания, Кения

5. Высокая доля населения пожилого возраста характерна для стран:

а) Зарубежной Азии  б) Африки

в) Латинской Америки  г) Зарубежной Европы

6. Выберите страну с максимальным уровнем рождаемости:

а) Китай

б) Афганистан

в) Турция

г) Монголия

д) Канада

 

Слайды №33-№34 Домашнее задание.

1. Учебник стр.57 – 59, 64- 66. Найти в атласе все страны, названия которых встречаются в тексте учебника.

2. Мини-сочинение (по желанию):  Почему один из отчетов ООН был назван «Наш демографически разделенный мир»?

 

Узнайте самые свежие
данные о населении мира!
(домашнее задание с выходом в Интернет)

1. Сайт ЦРУ (США)

www.cia.gov

2.Изменение численности населения планеты

www.census.gov

Пользуясь счетчиком мирового населения на сайте www.census.gov

Рассчитайте, на сколько человек увеличивается число землян каждую неделю. Составьте прогноз численности населения Земли на 1 июня 2010г. (на момент окончания учебного года)

Ученики получают карточку-навигатор по сайтам.

(Пример карточки-навигатора – в приложении)

Подводится итог урока. Самым активным ученикам выставляются оценки. Заслушиваются мнения ребят об уроке.

 

Литература.

1. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10класс,- М.BAKO, 2007,- 320с.

2. Интернет-ресурсы

3. Максаковский В.П. География: 10 класс, - М,: Просвещение, 2006, - 398с.

4. Мультимедиа-курс Экономическая и социальная география мира. – М: ЗАО-1С-2007