МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Зубова Татьяна Александровна, учитель географии МБОУ СОШ №3 г.Югорск, ХМАО-Югра Тюменской области

 

Урок - доказательства теоремы «Австралия - самый сухой материк Земли»

 

 

Цели урока:

Образовательные

Изучить факторы, влияющие на формирование климата материка Австралия; рассмотреть следствия влияния этих факторов на климат материка Австралия;

Воспитательные

Сформировать правильное представление о   влиянии причинно- следственных связей между компонентами  природы на формирование климата Австралии.

Развивающие

Развивать межпредметные связи с геометрией; Закрепить навык работы с географическим атласом, контурной картой по обозначению географических объектов, географических явлений.

 

Тип урока:  урок обучения умениям и навыкам;

 

Оборудование:

1. Настенная физическая карта «Австралия»;

2. Настенная карта «Климатическая карта Австралии»;

3. Атлас «География материков и океанов» - 7 класс;

4. Проектор;

5. Презентация « Доказательство теоремы « Австралия - самый сухой материк Земли»»

 

ХОД УРОКА:

 

1. Организационный этап (готовность обучающихся к уроку, наличие школьных принадлежностей для работы на уроке);

 

2. Проверка домашнего задания и актуализации знаний

Слайд 2 – « Рельеф материка Австралия»

1. Какие тектонические структуры лежат в основе материка?

____________________________________________________________________________________

2. Какая форма рельефа преобладает на материке Австралия? _______________________________

Почему?_____________________________________________________________________________

3. Какие равнины, по высоте над уровнем моря, располагаются на материке?___________________

_______________________________________________________________________________

4. Какую часть материка занимают горы?_______________________________их средняя,

максимальная высота___________________________________возраст гор _____________________

5. Почему в центральной и западной частях материка кристаллические породы сверху

покрыты осадочными _________________________________________________________________

6. Почему в Австралии преобладают рудные полезные ископаемые __________________________

7. Будет ли оказывать влияние рельеф материка на его природу______________________________

Дата:________________________ Ф.И.ученика (цы)________________________________________

(Проверку домашнего задания можно провести одним из предложенных способов:

1. Вывести на экран слайд № 2 ответы записать в тетради;

2. Распечатать для индивидуальной работы).

Отвечая  на предложенный вопросы мы закрепили знания по теме «Рельеф Австралии», в тоже

время знания о рельефе материка позволят нам лучше разобраться в новом материале.

-  Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке и почему вы пришли к такому выводу? Слушаем Ваши мнения и обоснования.

- Есть такая шутка: Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И, наконец, один из них догадался - “выплеснул” на лицо несчастному пыли. И фермер тотчас пришел в себя. Какие особенности климата отмечены в этой австралийской шутке?

Слайд 3 - «Тема урока, рабочее место»

В тетрадь запишите тему урока «Австралия – самый сухой материк Земли»

Приготовьте рабочее место для этого откройте  учебник на стр. 150-151., атлас на стр. 17,

классную тетрадь.

 

3. Цель урока: Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит…” так описал этот материк один из героев романа Ж.Верна   “Дети капитана Гранта”. Цель нашего урока изучить одну из  особенностей природы материка Австралия - сухость климата и рассмотреть влияние климатообразующих факторов на формирование климата материка;

 

4. Изучение нового материала

Изучение нового материала, мы проведем в нетрадиционной форме, а путём  интеграции  знаний по геометрии и географии. В геометрии вы изучаете и доказываете теоремы, так вот  сегодня на уроке изучение климата материка Австралия мы будем проводить в форме доказательства теоремы

Слайд 4 – « Теорема. Дано. Доказать»

Теорема: Австралия самый сухой   материк Земли.

Дано:

(работа с картой «Австралия. Физическая карта» атлас стр. 170)

  • Материк Австралия;
  • Южный тропик;
  • Большой Водораздельный хребет;
  • Пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория»;
  • Теплое  Восточно - Австралийское течение;
  • Холодное Западно - Австралийское течение.

Доказать:

Австралия самый сухой  материк Земли.

Слайд 5 - «Доказательство»

Доказательство: (работа с тематическими картами атласа и беседа по выявлению причинно -  следственных связей влияющих на  формирование климата Австралии)

1. Материк Австралия - самый маленький по площади материк, следовательно, климатических поясов и климатических областей будет мало. На севере - субэкваториальный;  в центральной части тропический (восток тропический влажный, запад и в центр материка тропический пустынный); на юге субтропический (континентальный, средиземноморский, с равномерным увлажнением); основную часть материка занимает тропический пояс, в данном поясе осадков выпадает мало; значительная протяжённость материка  с запада на восток приводит к формированию внутри материка  континентальных воздушных масс лишенных осадков, следовательно,  во внутренних частях материка осадков будет выпадать мало.

Слайд 6 - «Доказательство»

2. Южный тропик и параллель 30 ю.ш. пересекают материк, следовательно, большая часть территории материка находится в области повышенного давления, следовательно, количество осадков  незначительное от 300 до 500 мм/год, в центральной  части менее 300 мм/год;

Слайд 7 - «Доказательство»

3. Большой Водораздельный хребет - является препятствием для движения пассат и   теплых воздушных масс сформировавшихся над Восточно - Австралийским течением, следовательно, в западной, подветренной части гор осадки выпадают редко;

Слайд 8 - «Доказательство»

4. Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория не являются естественной преградой на пути движения внутрь материка, воздушных масс сформировавшихся над холодным Западно- Австралийским течением как следствие, осадков они не приносят;

5. На севере Австралии господствует муссон,  летом он приносит влагу с океана только на север, продвигаясь вглубь нагретого материка,  сильно нагревается и поглощает влагу; зимний муссон дует с суши на океан, следовательно, муссоны не приносят обильных осадков на материк.

Слайд 9 - «Доказательство

6. Расположение на материке тропического пояса, области повышенного давления; равнинность рельефа на западе и наличие гор только на востоке;  циркуляция воздушных масс – это факторы, способствующие сухости климата материка  Австралия.

Слайд 10- «Исключение»

Исключение:

Большой Водораздельный хребет, является естественным препятствием   для движения воздушных масс с Тихого океана (пассаты, теплых воздушных масс сформировавшихся над Восточно- Австралийским течением), поэтому восточная, наветренная сторона  хребта получает достаточное количество осадков от 1000 до 2000 мм/год в течение года. 

 

5. Контроль сформированности умений и навыков.

Слайд 11- «Тренировочная работа»

Тренировочная  работы с географическим атласом и контурной картой:

1. На контурной карте отобразите факторы, влияющие на формирование климата материка: Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория,  Большой Водораздельный хребет, южный тропик, теплое  Восточно - Австралийское течение, холодное Западно- Австралийское течение.

2. Условными знаками покажите  движение воздушных масс (пассат, муссон), выпадение или

отсутствие осадков, изотермы средних t января и июля.

Слайд 12 - «Домашнее задание»

 

6. Домашнее задание.

- Выучить теорему «Австралия - самый жаркий материк Земли»;

- Прочитать текст учебника стр.150-151;

- Смоделировать, как изменится природа Австралии, будь горы на её восточном побережье в три раза выше существующих.