МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Кабыш Лариса Георгиевна, учитель географии МБОУ Каргасокская СОШ №2 Томской области

 

Проектная деятельность на уроках географии


 

Пояснительная записка.

Качества профессионального педагога принято описывать такими понятиями, как: квалификация, профессионально-педагогическая компетентность, педагогическая культура, педагогическое мастерство. Каждая из перечисленных характеристик предполагает владение технологиями.

Проектная деятельность на уроках – это один из видов новых технологий, который многие преподаватели применяют сегодня на уроках, в целях повышения интереса к своему предмету, а также для повышения активности познавательной деятельности учеников. Виды и формы, проектной деятельности, могут быть самыми разнообразными (см. презентацию), но для заинтересованности ребят, в получении  информации по любой из тем, необходимо осознание и подтверждение или опровержение на конкретных примерах из окружающей действительности.

Тема по самообразованию у меня «Использование материала по краеведению на уроках географии». Отсюда возникла необходимость, изучаемые темы пропускать через проектную деятельность, используя  краеведческий материал.

 

Главная цель моей работы на уроках - повысить интерес к изучению географии малой родины.

 

Основные задачи:

  • развивать познавательный интерес к изучаемому материалу
  • учить творчески подходить к разным проблемам
  • учить собирать необходимую информацию, обрабатывать ее и  грамотно излагать ее
  • учить работать в коллективе

 

В проектной деятельности роль учителя является главной и направляющей.

На первом этапе главное это заинтересовать детей, затем объяснить, что для того чтобы что-то получить или узнать необходимо поработать, по принципу русской пословицы «Без труда - не выловишь рыбку из пруда». Затем начинаются трудовые будни, составление плана работы, сбор информации, обработка полученных данных. Работа рутинная, мало интересная, но в конце их ждет самый неожиданный результат.

Начинали мы работу по проектам целыми классами и первые темы были самые разные: например, с одними ребятами мы изучали грузонапряженность улиц нашего поселка, с целью привлечь внимание администрации района к состоянию улиц в районе нашей школы. Необходимо было просчитать количество перемещающихся машин по разным улицам, в разное время суток, затем построить графики и сравнить, но главный упор в этом проекте мы делали на то, что по нашим улицам движется еще порядка 1000 учеников в школу и обратно домой. Улицы были заасфальтированы. А в это время второй класс ходил по имеющимся предприятиям и собирал информацию по профессиям, которые востребованы в нашем селе.

Затем как учитель я поняла, что проекты можно и нужно использовать на уроках географии, но какие бы мы темы не затрагивали и не рассматривали, все должно опираться на краеведческий материал.

Проектов у меня  много, хочу  предложить  проекты, которые мы сделали с учениками седьмого класса, А также проекты, разработанные ученицами 11 класса. Считаем, что темы затронутые в проектах очень актуальны и своевременны (см.приложение).

 

 

Использование краеведческого материала на уроках географии.

 

Пусть учитель спрашивает с ученика не только

слова  затверженного урока, но смысл и самую суть

его и судит о пользе, которую он принял, не по

показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.

И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему

это  с сотни разных сторон и применит к множеству

различных предметов, чтобы проверить, понял ли

ученик, как следует и в какой мере усвоил это…

М.Монтень.

 

Школьное обучение есть организованный процесс, он осуществляется систематически, планомерно и объективно означает усвоение ребенком за небольшой срок основ тех знаний, которые были приобретены человечеством за тысячелетия. Поэтому очевидно, что ученик не может овладеть ими чисто эмпирически, требуются определенные способы и методы усвоения. Метод непосредственного столкновения с действительностью по необходимости приобретает вспомогательное значение - иначе невозможно показать  все виды  местности, изучаемые на уроках географии, или всех животных, о которых идет речь. Однако связь познания с действительностью в школьном обучении оказывается более прочной и более существенной, затрагиваются более важные стороны реальной действительности, чем в стихийном познавательном опыте. Один  из  видов  повышения  уровня  познавательной деятельности - это применение новой технологии, метод проектов, используемый в моей работе. Я могу поделиться методикой проектов на своих уроках. Тем более по ФГОС использование данного метода  необходимое условие преподавания на уроках. Ведь в конечном итоге мы должны научить ученика получать определенный продукт.

Мини-проекты в 6 классах по темам: план и карта, рельеф и формы поверхности, атмосфера. В 7 классах - использование информационно-реферативных и исследовательских проектов по материкам и океанам. В 8 классах возможна следующая тематика: особенности климата Каргасокского района, водные ресурсы области, растительность и животный мир малой Родины, экологические проблемы, народы. В 9 классах - особенности положения малой Родины. Особенности населения: численность, рождаемость, смертность, естественный прирост, половозрастной состав населения, безработица, изучение особенностей хозяйства нашей территории. В10 классах - глобальные проблемы человечества.

Использование краеведческого материала на уроках - это один из методов повышения интереса к изучаемому материалу. Применение дополнительной информации в виде краеведческого материала создают условия  для  понимания и принятия учениками той  истины, что жизнь в малой родине разнообразна и богата и связана со всеми процессами, происходящими в жизни и обществе.

 

Поэтому задачи  использования  краеведческого материала на уроках географии таковы:

  • повышение интереса к   предмету,
  • формирование умения  давать характеристику природных реалий,
  • научить  ориентироваться  в географии своего края,
  • обучить способам поиска и сбора информации  по интересующему вопросу, ее  систематизации,
  • проверки достоверности фактов на основе анализа и сопоставления с другими данными,
  • развитие творческого мышления,
  • формирование собственной позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий,
  • побудить гордость за малую родину.

 

Покажу на примерах.

 

Использование краеведческого материала на уроках в 6 классе по теме: план и карта.

Съемка на местности. Составление плана школьной территории.

Подготовительный этап:

  • разбивка на бригады.
  • подготовка необходимых инструментов: планшет, измерительная лента, чертежные инструменты.
  • привязка к местности.
  • каждая бригада получает разные участки, и различные способы съемки.

 

Темы: Рельеф формы поверхности.

Воды суши.

Эти две темы изучаются во время экскурсии на берегу реки Оби.

Цели:

  • проследить особенности рельефа
  • изучить залегание горных пород (яр, на реке переулок Беляева)
  • изучить части реки (русло, долина, терраса, определить, где правый, где левый берег)
  • отличительные черты равнины, реки равнинной, от горной.
  • необходимость охраны рек, почему? Аргументы.

 

Тема: Атмосфера.

Экскурсия на метеорологическую станцию:

Цели:

  • познакомиться с приборами для определения основных показателей климата,
  • узнать, как проводится сбор данных и их обработка,
  • проведение профориентации

 

Тема: Компас – прибор для ориентирования.

Работа на элективном курсе по географии.

Цель:

  • создание первого примитивного прибора для ориентирования,
  • возможность работы с ним,
  • узнать, как совершенствовался компас,
  • первые компасы на территории России.

 

Тема:Биосфера.

Создание полевого дневника. Работа на местности.

Цели:

  • показать, что такое природный комплекс,
  • рассмотреть природные компоненты,
  • доказать, что природные компоненты взаимосвязаны,
  • создать полевой дневник на примере любого ПК( сад, огород, болота, пойма реки и т.д)

 

В восьмом классе каждая тема связана с краеведческим материалом. Немалую помощь в этом  оказывает предмет «География Томской области». Говоря о географическом положении России, можно определить географическое положение нашего района. Изучая тему «Часовые пояса»,  определение часового пояса, в котором находится Западная Сибирь и Томская область, попытаемся выяснить причину, которая привела к тому, что Томская область была переведена в 5(+3) часовой пояс. Знакомясь с темой «Освоение и заселение территории  Российского государства», обращаю внимание ребят на освоение Западной Сибири, строительство городов-крепостей на территории района, образование Нарымского края и, конечно, появление с. Каргасок. Здесь уместно знакомство с материалом краеведческого музея. Рассматривая тему водные ресурсы можно создать проект по топонимам. Но мы делали проект в форме стенда по истории исследования, открытии, строительству водного канала между Объю и Енисеем.  Изучая тему «Природа России», рассматриваю каждый компонент в связи с территорией нашего района.

Главная цель - выявить механизм влияния окружающей среды на человека и изменение уровня зависимости человека от природно-географических условий; показать и проследить, как  изменилась  система природопользования, каковы последствия хозяйственной деятельности человека на примере нашего района.

 

Мини-проект (I).

Изучение особенностей климата территории Каргасокского района на примере последних 10 лет:

  • графики хода t, изменение (повышение, либо понижение t),
  • количество осадков за 10 лет (диаграммы, увеличение либо понижение t),
  • сделать вывод,  связать с глобальной проблемой потепления климата.

 

Мини-проект (II).

Изучение особенностей структуры лесного хозяйства:

  • какова площадь лесных угодий Каргасокского района,
  • показать изменения за последние 10-15 лет (в динамике) в графике,
  • каковы объемы заготовки за последние 10-15 лет в графике,
  • объемы восстанавливаемых угодий лесным хозяйством за 10-15 лет в графике, способность лесных массивов к самовосстановлению.
  • Вывод. Что ожидает наш район в будущем?

 

Мини-проект (III).

Охотничье хозяйство:

  • какое количество животных охраняется  на  территории  Каргасокского района,
  • ведется  восстановление  поголовья,
  • отстрел каких животных разрешен на нашей территории.

Более подробное изучение особенностей природы региона можно вести при изучении крупного природного Западно-Сибирского района. Необходимо подвести ребят к проблеме улучшения среды обитания человека, например, малой родины. Поставить задачу сохранения и восстановления окружающей природы. Выявить, какие экологические проблемы существуют в нашем районе, и найти их пути решения.

 

В 9 классе при изучении темы «Население» работаем над мини-проектами с  использованием  данных  Каргасокской администрации, архива, службы занятости:

  • об изменении числа коренных жителей за последние 20 лет,
  • численность населения села и района (данные статистики),
  • количества трудовых ресурсов (отдел занятости),
  • количества трудоспособного населения и количества безработных.

Провожу профориентацию: в каких профессиях есть потребность на территории района, области,  региона. Затрагиваю демографическую ситуацию в районе: увеличилась или уменьшилась численность населения, есть ли миграция, куда, откуда, какая проблема существует в сельской местности. Делаем вывод.

Изучая тему «Межотраслевые комплексы», необходимо показать структуру хозяйства нашего района, какие отрасли перестали существовать, какие продолжают развиваться.

 

Мини-проект (данные архива).

1.Какие отрасли промышленности существовали на территории Каргасокского района 20, 10, 5 лет назад?

2.Какие совхозы и колхозы существовали 20, 10, 5 лет назад и  существуют сегодня?

3.Какова площадь сельскохозяйственных земель, чем засевались 20, 10, 5 лет назад и засеиваются сегодня?

(Построить диаграммы).

4.Какие отрасли хозяйства существуют сегодня, что они производят? (Финотдел).

5.Перспективы развития Каргасокского района.

(Интервью).

6.Вывод и задачи.

 

В 7 , 10, 11 классах используется реферативно-исследовательская деятельность ученика. В 7 классе природа материков и их открытие. В старших классах тема «Глобальные проблемы человечества». Именно с этой темы началась моя проектная деятельность.