МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Посельская Ирина Анатольевна, учитель географии МБОУ «Рыбновская СОШ №1» Рыбновского района Рязанской области

 

Конспект урока географии в 9 классе по теме

«Население и народные промыслы Центральной России»

 

Цели урока:

Обучающая: познакомить  учащихся с географией народных промыслов, их историей, особенностями технологии изготовления и художественной ценностью.

Развивающая: формировать  метапредметные компетенции,  умение самостоятельно отбирать необходимый материал, проявлять творческие способности во время создания информационного проекта о народных промыслах.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа; видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, воспитывать чувство гордости за свой народ.

 

Оборудование: презентация, технологические листы, образцы изделий.

 

Действия учителя

Действия учащихся

Оборудование

 

1.Орг. момент

 

 

 

2. Изучение новой темы:

-Курс “Географии России” - это не только природные особенности:

горы и равнины, реки и моря, климатические особенности и природные зоны. Мы изучаем нашу Родину, а значит, прежде всего, людей, их хозяйственную деятельность, быт и конечно народное искусство, в котором отражается вся ширь русской души. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Посмотрите и прокомментируйте этот слайд

 

 

2.1 Работа с текстом определения понятия.

Откуда вы знаете о промыслах которые правильно назвали?

 

 

 

Что такое народные промыслы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют те промыслы, которые знают.

 

 

 

Знакомились с некоторыми видами на уроках  изо, труда

 

 

Учащиеся пытаются ответить, но точной формулировки не дают

 

 

 

На слайде изображение различных промыслов

 

 

 

2.2 Анализ текста определения «Народные промыслы»

Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.

-Давайте проанализируем текс  определения понятия используя знания, полученные вами  на занятиях факультатива «Учись учиться»

 

 

 

 

 

Строгая дизъюнкция – что это значит?

Теперь вам стало понятнее определение «народные промыслы»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся пошагово работают по алгоритму:

а) народные художественные промыслы

б) народное художественное творчество

в)1 производство фольклорных изделий

2 производство художественных изделий

г) строгая дизъюнкция

 

Что для отнесения объекта промысел к определённому классу объектов необходимо и достаточно ….

 

 

Слайд 2 с определением  народного промысла

 

 

 

Слайд с алгоритмом (схема)

 

 

 

2.3 Постановка целей и задач

 

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока  и запишем её в технологические карты, лежащие на ваших столах

 

-как вы думаете, какое отношение народные промыслы имеют к географии

 

Верно. Особенностью заселения Центра России - где мы с вами живём, было чрезвычайное разнообразие занятий. Сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной. Ремесленные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность. Ими занимались до половины всех крестьянских дворов. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории. Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых, они получили свое развитие.

-Где, по вашему мнению, могла возникнуть  художественная обработка дерева

Гончарство?

 

 

- Центры по производству художественных изделий из металла?

 

Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока

 

 

 

 

 

- Какие задачи мы должны выполнить, чтобы реализовать цель?

Учитель уточняет задачи

1. Поработать с алгоритмом определения текста понятий, подведением под понятие

2. Заслушать отчеты об итогах заочной экспедиции

3. Заполнить таблицу

 

 

 

 

записывают в технологических листах

 

 

 

Зависят от природных условий, это деятельность людей, размещаются в городах – это все изучает география

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

только в лесных районах

 

-в районах, где присутствует соответствующий тип глины

 

- рядом с месторождениями черных и цветных руд

 

-Познакомиться с народными промыслами, их историей и местонахождением;

-Выявить их особенности;

-Установить взаимосвязи между народным творчеством и природой

 

 

Высказывают варианты

 

 

 

 

 

Слайд с темой урока

«Народные промыслы Центральной России»

 

 

 

 

2.4 Проблемное задание:

Я предлагаю вам определить, к какому  виду  народного промысла относится данное изделие:

Шерстяные изделия ручной работы. Для них характерен традиционный русский орнамент: розы и маки, лилии и гладиолусы, незабудки и подснежники, ромашки и ландыши естественных цветов, зеленые листья. Наиболее типичный рисунок - красные розы крупных форм и ярких тонов сосредоточены по углам платка, а посередине разбросаны мелкие цветы и бутоны. Краски орнамента ярко выделяются на черном или другом фоне. Набивка рисунка на ткань проходит в несколько этапов.

 

- Все вы отвечали по-разному, но полного ответа не дал  никто. Почему не смогли этого сделать?

 

-А хотите больше узнать о народных промыслах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают разные ответы.

 

 

 

 

 

Нам не хватило знаний об особенностях народных промыслов

 

да

 

 

2.5

Помогут нам в этом ваши одноклассники, которые совершили заочную фольклорную экспедицию по изучению народных промыслов Центральной России.  Результатом  их  работы стал созданный ими  иформационный проект.

По  ходу знакомства с проектом вы  заполните  таблицу в информационных листах.

Итак, начинаем!

 

1. Свистульки, барышни и кони и роспись яркая в глаза.

- как вы думаете о чем пойдет речь

 

 

2. Чашка, сверкающая, золотом, киноварью кажется тяжёлой и массивной, но если взять её в руку – ощутишь лёгкость дерева. Что это такое?

 

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

 

3.Сине-белое чудо России.

Синь небес и снегов белизна.

 

4. Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказами да былью…

Русские, иконные края…

Палеха несломленные крылья!

 

 

А как же наша малая Родина? Рязанская  область. И она богата талантами. Какими?

 

 

Слайд с таблицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так можно сказать об одном из удивительных примеров народного творчества – дымковской игрушке.

 

 

Золотая хохлома

 

 

 

 

Изящная и великолепная гжель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Это и Скопинская керамика и Михайловские кружева и другие (Пощуповская игрушка)

 

 

2.6  . Контроль  выполнения  таблицы

Давайте проверим,  как вы заполнили  таблицу

 

2.7  Самостоятельная работа в группах.

Сейчас  мы проверим, как вы усвоили то, о чем мы говорили на уроке. Для этого поработаем в группах. Вы должны будете проанализировать и дать обоснованные ответы на предлагаемые вам ситуации. Для этого воспользуемся алгоритмом подведения под понятие.

 

Давайте вспомним этот алгоритм.

 

Теперь поработайте с заданиями:

1 группа:  Задание:

а) определить  является  ли приведенное  описание  примером хохломской росписи.

б) обоснуй свой вывод.

 

Определение: хохлома – роспись по дереву с использованием красного, золотого, черного цвета, а также фигур в виде ягодок, завитков, трилистников.

( предлагается изображение жестовской росписи)

 

 

2 группа:  Задание:

а) определить  является  ли приведенное  описание  примером дымковсккой игрушки.

б) обоснуй свой вывод.

 

Определение: дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 см, лепится из глины. Обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные сценки, бытовые сценки.

 

 

Этот народный промысел своим происхождением обязан празднику «Свистунья». В одном из описании этого  праздника сказано:

«…Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. Идущие люди бережно держат перед лицом глиняную небольшую игрушку, изображающую двухглавого зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…»

 

Фронтально отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснованно доказывают, что не относится к хохломе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

это дымковская игрушка.

 

-К какому роду принадлежит – глиняная скульптура

-какие именно признаки описываются:

-высота до 25 см

-из глины

-расписываются яркими красками

-используется сусальное золото

-свистулька

-изображаются животные. Люди

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с текстом алгоритма «Подведение под понятие»

 

 

 

Раздаточный материал с заданиями

2.8  Контроль выполнения самостоятельной работы.

Вы справились с заданиями. Молодцы.

Отчёт групп

 

3. Домашнее задание:

Используя полученную на уроке информацию и данные заполненной таблицы в тетради, составьте карту “Народные промыслы России”.

Номенклатура: село  Богородское, Абрамцево, (деревянная игрушка), села Хохлома, , город Сергиев-Посад (роспись по дереву), села Гжель, Дымково, деревня Филимоново, город Скопин (керамика), поселок Холмогоры (резьба по кости), города Великий Устюг и Ростов, (художественная обработка металла), села Жостово, Федоскино и Палех (лаковая живопись), город Торжок (золотое шитье), Вологда и Елец (кружева), город Павловский Посад (расписные платки), Тула (самовары), Сергиев-Посад и Палех (иконы).

 

 

 

 

Раздаточный материал

4.Подведение итогов урока:

-узнали вы что-нибудь  новое на уроке?

-Что?

-Какие предметные компетенции  совершенствовали?

 

- А надпредметные?

 

5.Оценки за урок.

 

 

да, новые  факты о народных промыслах

-заполнение таблиц, работа с картами

 

работали с алгоритмом анализа  текста определения, алгоритмом  «Подведение под понятие»

 

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ (С ПРИЛОЖЕНИЯМИ) -

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ