МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Чумаченко Сергей Вячеславович, учитель географии КОУ(В)СОШ п.Волчанец при ИК-22 ГУФСИН по Приморскому краю

 

Географическое и Экономико-географическое положение Японии. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика населения страны.

 

 

Тип урока по структуре: Семинарское занятие* (урок изучения нового материала).

*Примечание - (может быть выдан как: во1-х, комбинированный урок, если объяснение сопровождается учителем с элементами беседы; во 2-х, как лекционное занятие; в 3-х, как семинарское занятие с высокой степенью исследовательской деятельности).

Цель урока:

Ознакомление с особенностями географического и экономико-географического положения страны, природными условиями и ресурсами Японии, общими особенностями населения государства (в соответствии с требованиями ФГОС цель урока не проговаривается, ученики должны сами решить, что ими будет изучаться на уроке, при этом акцентируется внимание на план изложения учебного материала).

Образовательные задачи:

1) Сформировать представление об особенностях географического и экономико-географического  положения страны и  их влиянии на особенности природы, проживания и ведения хозяйства, государственных символах Японии.

2) Изучить особенности природы, природные условия и ресурсы, познакомить с особенностями рельефа страны, минерально-ресурсной базой государства, спецификой климатических условий, обеспеченностью водными ресурсами и своеобразием почвенного покрова, органическим миром страны и их влиянием на развитие государства.

3) Сформировать представление о численности населения страны, особенностях механического и естественного движения, демографических процессах населения государства, специфике размещения населения по стране, расово-этническом и религиозном составе населения Японии и категории нисэй, процессах урбанизации и особенностях культуры и традиций людей.

Развивающие задачи:

1) Обучить приемам и способам нахождения и получения необходимой информации при работе с тематическими картами, печатными ресурсами (энциклопедии, хрестоматии, СМИ), Интернет-ресурсами, способствовать выработке навыка сообразования (в соответствии с требованиями ФГОС).

2) Обучить приемам работы по составлению презентаций при отборе необходимой информации и её анализа, а также  умению её представлять.

3) Выработать умение быстрого составления «визитки страны».

4) Способствовать развитию речевой моторики, общегеографической культуры.

5) Организовать работу так, чтобы вовлечь весь класс в поисковую  исследовательскую деятельность.

Воспитательные задачи:

1) Осуществлять нравственное воспитание через систему представлений и знаний о стране (отношение к природе-  по всем вопросам урока, уровень культуры и т.д)

2) Осуществлять экологическое воспитание.

 

Основные этапы урока:

I .Организационный момент (1-2 минуты)

II. Изучение нового материала (25 мин)

III. Закрепление учебного материала (15мин). Запись домашнего задания

 

Ход урока:

 

I.Организационный момент (1-2 минуты)

 

II.Изучение нового материала (25 мин)

 

Поэма о природе Японии.

Страна на островах лежит,

На Тихий океан глядит!

150 вулканов   на ней уже стоят!

Её всегда трясёт,

Цунами в берег бьет!

Она как «щит» России,

Удар стихий берёт!

*****

Состав страны несложно рассказать,

Лишь стоит острова нам показать!

На севере – Хоккайдо,

По центру здесь – Хонсю,

На юге разместились – Сикоку и Кюсю,

А если к юго-западу

Отправишься ты вдруг,-

С Рюкю там повстречаешься,

Из островных  трёх дуг!

И прямо на восток –

Где самый дальний, крайний –

Страны той уголок!

*****

Вершина Фудзияма – священная гора!

И даже знойным летом

В снегах всегда она!

2/3 государства вершины и хребты,

Поэтому равнины для жизни важны!

В просторах океана

Там земли создают.

На этих чудных землях сады сейчас растут,

Заводы разместились, воздушные порты,

Жилые всюду зоны и офисы видны!

*****

Равнин обширных мало,

Их больше на Хонсю:

Канто, Сендай и Ноби,

Кинай, Сэтцу, Этиго-

Да и, пожалуй, всё!

******

А климат всюду славный,

Да только лишь сырой!

На юге он тропический,

По центру - субтропический,

На севере – умеренный,

Всё более морской!

Прохладным летом славится и мягкою зимой,

Хоккайдо – остров северный, с погодою лихой.

Хонсю  лежит в субтропиках, лишь южною землей,

А север с теплым летом и снежною зимой!

Лишь Окинава в тропиках

Стоит весь год в цвету!

Здесь спеют всюду цитрусы,

Бананы на ветру!

*****

Здесь реки небольшие по островам текут!

И в океан лишь   Тихий,

Все воды отдают!

Тоне и Синано

Длиной своей слывут!

По острову Хонсю

Ток вод своих ведут!

******

Озёра живописные,

Двух типов в той стране!

Товада, Иновасира,…

И Бива,

И Масю!

Одни вулкан  заполнили или в разлом легли,

Другие - на равнинах  лагунами пошли….

(Автор: Чумаченко С.В.).

 

В целях рационального использования учебного времени урока необходимо: четверостишия поэмы сочетать с вопросами, которые впоследствии сопровождаются выступлениями учащихся.

Сообщения заслушиваются в следующей последовательности:

1)      Географическое и Экономико-географическое положение страны. Составление визитной карточки. ( разминочная работа для всего класса).

 

2)      Природные ресурсы и условия.

- Рельеф и тектоника. Минеральные ресурсы

- Климатические условия

- Водные ресурсы

- Почвы

- Флора и фауна Японских островов. Растительный покров и лесные ресурсы

 

3)    Общая характеристика населения

- Численность населения. Естественное и механическое движение. Миграции.

Размещение населения по территории страны.

- Этнический и религиозный состав населения

- Особенности процессов урбанизации.

 

4) Культура страны

 

5) Административно-территориальное устройство страны.

 

*Методические рекомендации:

В целях развития умения говорить (развитие речевой моторики)  и выступать на публику необходимо дать возможность выступить учащимся с сообщениями по тематике урока, по заранее обсужденному плану (при этом необходимо дать опережающее домашнее задание). Выступления с краткими сообщениями по проблематике урока осуществляется через систему домашних  заданий в микро-группах. Сообщения должны быть краткими и  содержать необходимый оптимум информации, подразумевать раскрытие важного материала с демонстрацией всех географических и экономико-географических объектов на физической и экономической картах страны. Сообщения сопровождаются демонстрацией слайдов презентации. На каждое сообщение должно быть отведено не более2-3 минут (жесткий регламент времени), оно должно иметь вид краткого отчета по исследуемой проблеме. В каждой микро-группе есть ведущий, дублёр,  практики. Практик отвечает за знание карты и умение демонстрировать географические объекты, подготовку и демонстрацию учебных материалов презентации. В подготовке презентации участвуют все члены группы, а в качестве  координатора  выступает практик.

Дублёр выполняет дублирующую функцию на уроке при подготовке и раскрытии основного содержания вопроса. Ведущий координирует работу микро-группы, выступает с сообщением на занятии по предложенной проблематике. На разных уроках меняются функции каждого представителя микро-группы. Каждой микрогруппе подготовить «контрольные» вопросы по своей тематике на закрепление (не больше 4-5 вопросов).

Учителю необходимо иметь фактические материалы в печатном виде и краткие на электронном носителе в виде презентации.

 

Страна на островах лежит,

На Тихий океан глядит!

150 вулканов -  на ней уже стоит!

Её всегда трясёт,

Цунами в берег бьет!

Она как «щит» России,

Удар стихий берёт!

 

О какой стране-соседке России ведётся речь в стихотворении?

Удар каких стихий берёт на себя страна?

И каким регионам России она действительно служит «щитом» от стихий?

Ответ: страна соседка России – Япония, расположенная к юго-востоку от континентальной части Дальнего Востока. На Японию постоянно обрушивается цунами, особенно на южные её берега. Кроме того страна расположена на путях прохождения тропических циклонов с центральной части Тихого океана и Юго-восточной Азии, восточного и юго-восточного Китая. Япония, это настоящий щит, для Приморского и Хабаровского краев, расположенных так же на побережье Тихого океана, куда цунами могут доходить лишь как отголоски. Опасность для данного региона представляют лишь те цунами, зарождение которых, связано с землетрясениями на дне самого Японского моря.

Заслушивается сообщение учащегося по проблеме.

 

Состав страны несложно рассказать,

Лишь стоит острова нам показать!

На севере – Хоккайдо,

По центру здесь – Хонсю,

На юге разместились – Сикоку и Кюсю,

А если к юго-западу,

Отправишься ты вдруг -

С Рюкю там повстречаешься,

Из островных, трёх дуг!

И прямо на восток –

Где самый дальний, крайний –

Страны той -  уголок!

 

О каких восточных и северо-восточных землях страны повествуется в стоках стихотворения как о дальнем, самом крайнем уголке? Назовите те земли, которые образуют основную часть государства.

 

Назовите и покажите на карте три островные дуги образующие архипелаг Рюкю.

Ответ: Архипелаг Нампо и о-ва Дайто, а так же острова - Минамитори и Окинотори – это крайний восток страны, та часть Японии, которая упоминается автором как самый дальний, самый крайний уголок Японии. Основная часть государства это 4 наиболее крупных острова, на ряду с самым большим о.Хонсю: Хоккайдо, Сикоку и Кюсю. Архипелаг Рюкю образован тремя островными дугами - острова Сакисима и Окинава, Амами, Токара.

Заслушивается сообщение учащегося по проблеме.

 

Вершина Фудзияма – священная гора!

И даже знойным летом,

В снегах всегда она!

2/3 государства вершины и хребты,

Поэтому равнины для жизни важны!

В просторах океана,

Там земли создают.

На этих чудных землях сады сейчас растут,

Заводы разместились, воздушные порты,

Жилые всюду зоны и офисы видны!

 

- Для Японии земли это дефицит, однако - продуктами пропитания, страна себя снабжает почти полностью. Жить уже негде, удобных мест для строительства заводов почти не осталось. Каким образом японцы находят выход из сложившегося, затруднительного положения?

 

Равнин обширных мало,

Их больше на Хонсю:

Канто, Сендай и Ноби,

Кинай, Сэтцу, Этиго-

Да и -  пожалуй всё!

 

- Почему Фудзияма является священной горой японцев? Назовите другие высокие вершины Японии. Названия,  каких  равнин, не вошли в строки стихотворения автора, где они располагаются в стране? Охарактеризуйте особенности рельефа страны.

 

Ответ:

- Япония – горная страна(75% территории). Для расширения жизненного пространства используется прилегающая к суше акватория: на искусственных полуостровах и островах, созданных  путём засыпки мелководий, размещаются жилые и промышленные зоны. Основная часть населения проживает на прибрежных равнинах, давно и сильно освоенных и заселенных (в основном по тихоокеанскому побережью островов).

- Японцы - истинные эстеты. Поэтому живописные склоны и всегда заснеженная вершина горы Фудзияма не могла быть ими не замечена, вдобавок - это потухший вулкан, о котором есть легенда в стране, обожествляющая сверкающую даже летом снегами вершину (ответ умышленно должен быть таким, что бы заинтересованные поискали в разделе культуры страны ответ на возникшие у них вопросы). Другими высочайшими вершинами страны являются - г.Сиране (3192 м), Ходака (3190м.), Аино (3189м), Ярига (3180м). значительная часть горных вершин Японии – вулканы, в том числе и наивысшая точка страны священная гора японцев Фудзияма.

Автор не назвал равнины, расположенные  на острове Хоккайдо: низменность Токати (3,6 тыс км кв), которая переходит в равнину Кансэн, и Исикири (4,1 тыс км кв ). Равнину  Цукуси, расположенную на о.Кюсю.

Заслушивается сообщение учащегося по проблеме.

 

А климат всюду славный,

Да только лишь сырой!

На юге он тропический,

По центру - субтропический,

На севере – умеренный,

Всё более морской!

Прохладным летом славится и мягкою зимой,

Хоккайдо – остров северный, с погодою лихой.

Хонсю – лежит в субтропиках, лишь южною землей,

А север с теплым летом и снежною зимой!

Лишь Окинава в тропиках,

Стоит весь год в цвету!

Здесь спеют всюду цитрусы,

Бананы на ветру!

 

- Для Японии характерны исключительно морские типы климата. Почему автор стихотворения говорит о мягкой зиме с погодою лихой? Каковы особенности зимних климатических условий  острова Хоккайдо позволяют так рассуждать автору произведения?

 

Ответ:

Несмотря на то, что Япония как островное государство имеет главным образом морские типы климата, на острове Хоккайдо нередко случаются поистине сибирские морозы. Во внутренних районах острова, преимущественно в горах температура в январе нередко опускается до отметки  - 30°С.

 

- Пик созревания бананов на юге Японии приходится на август - октябрь. Почему в данном отрывке поэмы упоминается о созревании бананов на ветру?

 

-Что называется муссоном? Какую роль он оказывает на формирование климата Японии?

Ответ:  В августе-сентябре начинают дуть северные ветра, происходит смена летнего муссона на зимний, усиливается циклоническое влияние океана. Поэтому созревание бананов приходится именно на тот период времени, когда  частенько дуют сильные ветра, сопровождающие тропические циклоны «тайфуны». Муссоны – сезонные ветры, дважды в году меняющие свое направление. (Летом с океана на сушу, а зимой с суши на море).

Заслушивается сообщение учащегося по проблеме.

 

Здесь реки небольшие по островам текут!

И в океан лишь -  Тихий,

Все воды отдают!

Тоне и Синано –

Длиной своей слывут!

По острову Хонсю,

Ток вод своих ведут!

Озёра живописные,

Двух типов в той стране!

Товада, Иновасира…

И Бива,

И Масю!

Одни - вулкан заполнили,

Или в разлом легли,

Другие на равнинах – лагунами пошли…

 

- Имеются ли другие реки на территории страны? Где они располагаются? Какую роль в жизни и хозяйственной деятельности населения они играют.

 

- Япония испытывает острый дефицит в пресных водах, особенно остро дело обстоит в японской промышленности. Какими путями возможно решение проблемы с острой нехваткой ресурсов пресных вод?

 

Ответ:

- Из 24 самых крупных рек Японии длина лишь двух превышает 300км. Это река Синано(367 км) в центральной части о-ва Хонсю, впадающая в Японское море и река Тоне (322км), протекающая в средней части тихоокеанского побережья о-ва Хонсю. На о-ве Сикоку выделяется река Йосино(протяженностью 194 км), на о-ве Кюсю – реки Тигоку и Кума на западе и Гокасе, Мими и Оёдо – на востоке (длина каждой из них не превышает 150 км).

Большинство рек Японии – быстрые горные потоки, непригодные для судоходства. Но они имеют для Японии немалое хозяйственное значение как источник гидроэнергии и пресной воды в которой очень нуждается население и мощная промышленность страны.

- Япония испытывает острый дефицит в пресных водах, особенно остро дело обстоит в японской промышленности. Однако страна нашла очень успешное решение данной проблемы, во всех крупных городах государства имеются мощные опресняющие установки. Которые опресняют воды океана.

 

Заслушивается сообщение учащегося по проблеме.

Далее заслушиваются сообщения учеников по плану: Почвы;

Флора и фауна Японских островов. Растительный покров и лесные ресурсы;  Общая характеристика населения. Численность населения. Естественное и механическое движение. Миграции; Размещение населения по территории страны; Этнический и религиозный состав населении; Особенности процессов урбанизации; Культура страны

 

Административно-территориальное устройство страны рассматривается и изучается вместе с классом учителем.

 

1 Вопрос. Географическое и Экономико-географическое положение Японии.

Япония по географическому положению – островное государство, расположенное: во 1-х на Японских островах – Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку, во 2-х на ряде мельчайших островов расположенных в Тихом океане, таких как архипелаг Рюкю (Нансей) ( острова Сакисима, Окинава, Амами, Токара, о.Танегасима, о.Яку), архипелаг Нампо и о-ва Дайто, а так же острова- Минамитори и Окинотори. Государство располагается вблизи побережья Восточной Азии, в западной части Тихого океана и занимает крайнее восточное положение в суб-регионе Восточная Азия.

Япония отделена от материка Восточно-Китайским, Японским и Охотским морями. С востока и юго-востока страну омывают воды Тихого океана. Между островами Хонсю, Сикоку и Кюсю расположено Внутреннее Японское мере.

Протяженность береговой линии составляет 29,8 тыс км. Берега сильно изрезаны, особенно на юге Японского архипелага, и образуют много заливов и бухт, что в свою очередь способствовало быстрому развитию судостроения. Крупнейшие заливы Токийский, Сагами, Суруга, Исе ,Осакский – на о.Хонсю; Утиура – на о.Хоккайдо; Тоса на о. Сикоку; Симабара, Яцусиро, Кагасима и Сибуси – на о.Кюсю. Омывающие Японию моря и океан имеют для неё огромное значение как источник биологических продуктов. Минеральных и энергетических ресурсов. Связь страны  с другими регионами мира осуществляется морским транспортом.

Так как государство занимает исключительно островное положение, сухопутных соседей у Японии нет, однако имеются морские соседи и ближайшими являются:

Во 1-х Дальневосточные регионы России, с которой страна граничит на севере и северо-востоке- Южная гряда Курильских островов, о.Сахалин, Приморский и Хабаровский края.

Во 2-х 2-е Кореи - КНДР и Республика Корея на северо-западе.

В  3-х КНР на северо-западе и западе.

В  4-х США, которые граничат с Японскими отдаленными территориями своими  островными владениями в Тихом океане. Такими как Северные Марианские о-ва и Гуам.

В  5-х Филиппины, к  которым  Япония обращена архипелагом Рюкю.

Такие особенности географического и экономико-географического положения имеют ряд преимуществ:

Во 1-х, Япония практически не подвергалась завоеванию и агрессии со стороны других стран мира (исключение бомбардировка Хиросимы и Нагасаки).

Во 2-х, чаще сама являлась агрессором и захватчиком (восточный и северо-восточный  Китай, Корея).

В 3-х, изолированность территории и её удаленность от Европы, способствовали сохранению самобытности японской культуры.

 

2-й Вопрос. Природные ресурсы и условия Японии.

I. Рельеф страны.

Япония - горная страна, 75% территории страны занята горными хребтами высотой до 3 км и более над уровнем моря. В преобладающих ландшафтах крутизна склонов поверхности суши составляет более 15градусов. Из-за чего хозяйственное использование многих территорий затруднено. Для расширения жизненного пространства в последнее время стала использоваться и прилегающая к суше акватория: на искусственных полуостровах и островах. Созданных путем засыпки мелководий. Размещаются предприятия, порты и аэродромы, жилые и рекреационные зоны, информационные и деловые комплексы.

Основные горные хребты занимают территорию о.Хонсю- Тюгоку, Хида, Оу, горы Абукума, а так же территорию о.Хоккайдо – горы Китами, хр.Хидака.

Самая высокая точка Японии – г.Фудзияма (3776м). Еще 15 горных вершин имеют высоту более 3 тыс.м. Из них выделяются г.Сиране (3192 м), Ходака (3190м.), Аино (3189м), Ярига (3180м). значительная часть горных вершин Японии – вулканы, в том числе и наивысшая точка страны священная гора японцев Фудзияма. Всего вулканов в стране насчитывается 150, в т.ч. 15 действующих.

Равнины занимают около 20% территории Японии. Самая обширная из них – Канто (площадь 13 тыс км. Квадратных), расположенная в восточной части о.Хонсю. на Хонсю лежат также равнины Сендай (1,5 тыс.км. квадратных), Ноби (иначе Мино-Овари, 1,8 тыс. км. квадратных), Кинай, или Сэтцу (1,2 тыс км. квадратных), Этиго (1,8 тыс км кв). довольно большие равнины имеются на острове Хоккайдо: низменность Токати (3,6 тыс км кв), которая переходит в равнину Кансэн, и Исикири (4,1 тыс км кв ). Около 1,2 тыс км кв территории острова Кюсю занято равниной Цукуси.

В равнинных районах Японии (в первую очередь на острове Хонсю) располагаются самые крупные города и главные  промышленные зоны страны, там же  проживает основная часть населения.

Японские острова – район высокой сейсмичности. Ежегодно здесь отмечается около 1,5 тысяч землетрясений различной силы. В результате землетрясения, которое произошло 1.09.1923г, в Токио и его окрестностях было разрушено 576 тысяч строений. Погибло 142.8 тысяч человек. На побережье Японии землетрясения нередко сопровождаются гигантскими волнами – цунами.

Минеральные ресурсы:

Япония бедна полезными ископаемыми. Привязка к внешним источникам сырья и рынкам сбыта готовых товаров стала важнейшей причиной проведения страной активной внешней политики.

Однако в стране ведется и собственная добыча каменного угля( на островах Хоккайдо и Кюсю), свинцовых и цинковых руд, нефти, серы, известняков, но запасы их в основном невелики. А условия разработки сложные. Импорт дешевого сырья из-за рубежа приводит к закрытию шахт. Используются ресурсы Мирового океана (ведется добыча марганцевых конкреций с морского дна и др.).

I I. Климат Японии.

Большая протяженность территории страны в меридиональном направлении, островное положение. Сложность рельефа    и значительные климатические различия между отдельными частями страны образовали уникальный комплекс природных условий.

Климат Японии в целом довольно благоприятен с точки зрения условий ведения сельского хозяйства и проживания людей. Важнейшим фактором, формирующим его, являются периодически сменяющиеся муссоны, летом сопровождающиеся тайфунами и ливнями, а зимой – снегопадами. Смягчающее воздействие на климат Японии оказывает теплое океаническое течение Куро-сио.

Климатические условия разных районов Японии заметно отличаются друг от друга. На ее территории можно выделить четыре климатические зоны: зону умеренного океанического климата с холодным летом (о.Хоккайдо), зону умеренного океанического климата с теплым летом (о.Хонсю севернее примерно 38-й параллели), зону влажного субтропического климата (остальная часть о-ва Хонсю, о-ва Кюсю и Сикоку) и зону тропического климата (о-ва Окинава). Среднегодовое количество осадков составляет в Японии 1700-1800мм, от 848мм в Абасири (о.Хоккайдо) до 3039мм в Надзе (о-ва Рюкю).

Благодаря климатическим условиям в южных субтропических и тропических областях можно собирать по два-три урожая в год.

 

III. Внутренние воды Японии.

Реки Японии в основном горные, порожистые и имеют небольшую протяженность. Из 24 самых крупных рек Японии длина лишь двух превышает 300км. Это река Синано (367 км) в центральной части о-ва Хонсю, впадающая в Японское море и река Тоне (322км), протекающая в средней части тихоокеанского побережья о-ва Хонсю. На о-ве Сикоку выделяется река Йосино(протяженностью 194 км), на ове Кюсю – реки Тигоку и Кума на западе и Гокасе, Мими и Оёдо – на востоке (длина каждой из них не превышает 150 км).

Большинство рек Японии – быстрые горные потоки, непригодные для судоходства. Но они имеют для Японии немалое хозяйственное значение как источник гидроэнергии. Общие запасы гидроэнергии, исходя из расчета воды в полноводный период, достигают 20 млн кВт, но постоянно обеспеченная мощность составляет около половины этой величины.

Все реки Японии, в том числе и небольшие, интенсивно используются для промышленных целей, сельского хозяйства и бытового водоснабжения. Так, речная система Тоне имеет большое значение для орошения и водоснабжения густонаселенного промышленного района Токийского залива. В связи с ростом потребностей в пресной воде, в Японии ощущается относительный дефицит водных ресурсов. Япония все шире использует опресняющие установки для восполнения своих потребностей в пресной воде.

В Японии имеются озера двух типов: живописные глубоководные горные озера, образовавшиеся в результате тектонической и вулканической деятельности, и мелководные лагунные озера прибрежных низменностей. К первому типу относится цепь горных  озер, протянувшаяся с северо-востока на юго-запад о-ва Хонсю: Товада (площадь 60 км.кв, наибольшая глубина – 378м, высота зеркала над уровнем моря – 401м), Тадзава- самое глубокое озеро Японии (26 км.кв, 425 и 250м), Инавасиро (104 км.кв, 105 и 514м), Тюдзени (11км.кв, 170 и 1271м), Сува (12км.кв, 7 и 579м) и наконец, самое большое озеро Японии – озеро Бива. На юге о-ва Кюсю находится горное озеро Икеда, на о-ве Хоккайдо – ряд  озер, заполнивших кратеры потухших вулканов (Сикоцу, Тоя, Куттяро, Масю). Среди озер лагунного типа наиболее крупные расположены на тихоокеанском побережье о-ва Хонсю, в восточной части равнины Канто, их глубины от 1 до 8м. это озеро – Касумигаура, Китаура, Имбанума. Несколько подобных озер о-ва Хоккайдо следует выделить озеро Абасири и Сарома, куда заходят для нереста дальневосточные лососевые породы рыб. Озера Японии, как и реки, имеют большое значение как источник пресной воды.

 

IV. Почвы Японии.

Территория Японии в основном относится к трем широтным почвенным зонам( при движении с севера на юг): зоне слабоподзолистых почв ( на о-ве Хоккайдо, западе и севере о-ва Хонсю), зоне бурых лесных почв в пределах восточной части о-ва Хонсю и зоне красноземов на юго-западе о-ва Хонсю, а так же на островах Сикоку и Кюсю.

С начала 70-х гг. в Японии обострилась земельная проблема. Она проявляется в ухудшении качества земель в следствии их засоления промышленными и бытовыми отходами, откачки подземных вод, а так же в сокращении сельскохозяйственных площадей из-за отчуждения земель, пригодных для обработки, под промышленные объекты и жилье, стремительном росте цен на землю.

 

V. Флора и фауна страны.

Общие особенности органического мира Японии.

Флора Японии относится к Восточно-азиатской области Голарктического флористического царства. Она насчитывает свыше 700 видов деревьев и кустарников и 3000 видов травянистых растений, порядка 200 видов лиан. Среди них  немало реликтовых видов – представителей  дочетвертичной флоры, а так же эндемиков.

Территория Японских островов географически относится к лесным зонам умеренного и субтропического поясов, тропического пояса на островах Рюкю. В настоящее время леса и кустарники занимают 25,6 млн.га , или 67 % территории Японии. Естественных лугов в стране, за исключением некоторых районов о-ва Хоккайдо, практически не сохранилось. Луга и пастбища составляют лишь 1,5 га (или 3,9% территории). Характер лесов последовательно изменяется с севера на юг в соответствии с климатическими зонами. На о-ве Хоккайдо преобладают хвойные леса из ели и пихты с подлеском из бамбука, в южных районах о-ва Хоккайдо и северная части о-ва Хонсю  они постепенно замещаются лесами из листопадных широколиственных пород (дубов, бука, кленов и магнолий), а так же криптомерии японской (хвойное), кипарисов, пихты, различных видов сосен, разнообразных рододендронов. Для юга о-ва Хонсю и северной части о-вов Кюсю и Сикоку типичные вечнозеленые широколиственные леса, в которых распространены такие виды деревьев как дуб зубчатый, магнолии -  японская, звездчатая, кобус, сосна Тунберга. На крайнем юге о-ва Кюсю и на о-вах Рюкю произрастают субтропические леса из вечнозеленых дубов, камфорных деревьев, магнолий, камелий, веерных пальм, восковых и лаковых деревьев, бамбука. Встречаются в них и тропические виды: саговая пальма (саговник), банановые. В японских лесах нередко соседствуют виды. характерные для различных климатических зон. Например, таежные виды с субтропическими.

Фауна Японии, относящаяся к Китайско-гималайской подобласти Голарктической фаунистической области, насчитывает 270 видов млекопитающих, 800 видов птиц, 110 видов пресмыкающихся. Из-за островной изоляции она несколько обеднена (по сравнению с фауной соседних территорий Восточной Азии), а общие виды животных представлены в ней местными, более мелкими формами. Большинство представителей японской фауны приспособлены к условиям жизни в горных лесах, среди них много реликтовых и эндемичных видов.

Из млекопитающих  здесь водятся: японский медведь, коротконогий волк, местный вид оленя, японская горная антилопа, японский кабан, японская лисица, барсук, куница, хорек, белка и многие другие.

Среди пернатых наиболее многочисленны и разнообразны перелетные и морские птицы – чайки, утиные, чистиковые. В некоторых районах Японии имеются обширные гнездовья журавлей, аистов, цапель.

В реках и озерах Японии обитают карп, карась,  форель и другие виды рыб, многие из которых имеют промысловое значение. Очень своеобразна фауна омывающих Японию морей и океана, в которых водится более 600 видов рыб (в т.ч тунец, сардина, кета, горбуша и многие другие) и 1200 видов моллюсков (осьминоги, жемчужницы, устрицы и другие), иглокожие. Ракообразные, млекопитающие.

Наряду с видами, встречающимися на всей территории страны ( к ним относятся, в частности  , волк, лисица, заяц, енотовидная собака и другие), в японской фауне имеется немало видов с более  ограниченным ареалом. Естественным рубежом распространения для многих из них служит пролив Цугару (Сангарский)- граница Сибирской и Маньчжурской фаунистических подзон. Так, южнее него, в Маньчжурскую подзону, не проникают такие виды, как бурый медведь, соболь, ласка, обитающие в Японии только на острове Хоккайдо. А севернее, в Сибирской подзоне, не встречаются черный медведь, японский макак, исполинская саламандра и т.д.

 

VI. Общая характеристика населения страны  Восходящего Солнца.

По численности населения более 128 млн. человек Япония входит в первую десятку стран мира. Показатели рождаемости и смертности составляют соответственно 12/1000 и 8/1000. По прогнозам японских демографов численность населения Японии к 2020 г перевалит 145 млн человек. Крупной проблемой для Японии является  быстрое увеличение доли лиц старше 65 лет. Продолжительность жизни в этой стране самая высокая в мире 76 лет для мужчин и 82 года для женщин. Прогнозируется увеличение этого показателя. До 80 лет у мужчин и 87 лет у женщин.

Население страны отличается национальной однородностью, более 95% составляют японцы. Из других народностей значительна численность проживающих корейцев и китайцев.

Население размещено по территории страны неравномерно. При высокой средней плотности (более 330 человек на 1 кв.км) некоторые районы по этому показателю соперничают с самыми густонаселенными районами мира (это прибрежные районы Тихоокеанского побережья, где проживают 2/3 населения страны).

Почти 4/5 японцев – городские жители. 11 городов имеют население свыше 1 млн.человек. крупнейшая городская агломерация – Кёйхин /Кэйхин/ (Токио – Иокогама),  где сосредоточено почти 27 млн человек в 150 населенных пунктах. Вместе с двумя другими крупнейшими агломерациями – Хансин (Осака - Кобе – Киото) и Тюкё (Нагоя и другие), а также с расположенными  между ними городами агломерациями Кёйхин сливается в единую систему – Токийский мегаполис (Токайдо). Общая численность его населения – более 60 млн человек.

Быстро растут и периферийные центры – Саппоро, Сэндай. А за пределами мегаполиса сформировалась ещё одна агломерация Китакюсю-Фукуока (на севере острова Кюсю).

 

III. Закрепление учебного материала (15мин). Запись домашнего задания

Закрепление возможно осуществить в процессе изучения учебного материала.

Основные вопросы:

Фронтально:

1.Назовите  особенности географического положения страны.  На каком материке расположена Япония  и какие его части они занимают?

2. В какой части света находятся Японские острова?

3.Водами, каких океанов и морей, омывается территория Японии?

4. Каковы размеры территории страны и какое место в мире по этому показателю принадлежит стране?

5. В какой части света находится страна, в  пределах какого суб-региона?

Индивидуальное задание – Кратко охарактеризуйте ГП страны.

Фронтально:

1. Сколько морских соседей у Японии? Каковы особенности такого соседства?

3.Какую протяженность имеют  морские границы страны? Какую береговая линия?

4.Каким образом особенности географического и экономико-географического положения страны, а  так же истории образования страны нашли свое отражение в государственной символике страны?

Индивидуальное задание - Покажите моря и океаны омывающие территорию

страны, полуострова и острова.  Назовите ближайших морских соседей страны.

Фронтально:

1.Назовите основные формы рельефа государства. Кокой геологический возраст имеет территория? В пределах какой складчатости размещена ?

2.Назовите общие особенности рельефа Японии.

3.Каким образом рельеф влияет на климатические условия страны?

Индивидуально - покажите  основные хребты и наивысшую точку Фудзияму.

1.Какими полезными ископаемыми обеспечена территория Японии?

2.Каковы особенности размещения топливных ресурсов по территории страны?

3.Где на территории страны концентрируется добыча:

Во 1-х  полиметаллических руд;

Во 2-х медных руд;

В 3-х  марганцевых  руд;

В 4-х драгоценных металлов

В 5-х горно-химического  сырья.

В 6-х каменного угля

В 7-х нефти и природного газа

В 8-х пирита.

5. В каких видах минеральных ресурсов нуждается страна и откуда их импортирует?

Индивидуально:

1.Покажите крупнейшие месторождения угля и угольные бассейны.

2.Покажите на карте основные месторождения железных руд и руд цветных металлов.

Фронтально:

1. В каких климатических поясах расположена территория страны?

2. Охарактеризуйте  субтропический климат Японии. Какие особенности данного климата Вы уже знаете? Какие сельскохозяйственные культуры  возможно выращивать в данном климатическом поясе?

Сопоставляя разные карты, назовите территории расположенные в данном поясе.

3. Охарактеризуйте  умеренный климат Японии. Какие типы климата можно выделить на территории распространения данного пояса? Какие сельскохозяйственные культуры, возможно выращивать, в данном климатическом поясе?

Сопоставляя разные карты, назовите территории расположенные в данном поясе.

4.Назовите основные климатообразующие факторы. Оказывающие максимальное влияние на климат страны.

5. назовите самые распространенные типы почв на территории страны. Какие природные зоны представлены на территории страны?

6. Какова численность населения страны? Какое место в мире по этому показателю принадлежит стране? Назовите средний  показатель плотности населения.

7. Каковы особенности демографии государства? Где на территории страны можно выделить наивысший показатель рождаемости?

8. Охарактеризуйте этнический и религиозный состав населения страны. Какие этнические пласты самые многочисленные на территории государства? Где они концентрируются?

9.Каковы особенности урбанизации Японии?

10.Назовите и покажите на карте мегаполисы страны и крупнейшие агломерации.

11. Покажите крупнейшие артерии страны и озера.

12. Какой вывод об обеспеченности Японии минеральными ресурсами напрашивается сам по себе?

 


Вложения:
Скачать этот файл (Чумаченко С.В. - Урок по Японии.doc)Чумаченко С.В. - Урок по Японии[Скачать с портала]