МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Юдина Татьяна Геннадьевна, учитель информатики МБОУ «СОШ №95» г.Казань

 

«Структура данных. Графы» 10 класс

 

 

Цели урока:

Образовательные: усвоение новых знаний, закрепление практических умений;

Развивающие: развитие приемов умственной деятельности, логического и пространственного мышления, внимания, навыков  коммуникативной работы в группах;

Воспитательные: воспитание уважения к мнению другого, умение вести диалог, воспитание ответственности за свою работу в  коллективе;

 

Задачи урока:

  • Расширение представлений учащихся о видах информационных моделей;
  • Формирование представление о графах, как наглядном средстве представления структуры и состава системы;
  • Активизация взаимодействия между учащимися, работа в группах;
  • Установить метапредметные связи;
  • Повышение  интереса к предмету;
  • подготовка к ЕГЭ (базовый уровень).

 

Тип урока: урок усвоения нового учебного материала.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Учебное пособие УМК Семакин  10 класс, презентация к уроку.

 

Технология: проблемное обучение, дифференцированное обучение,  обучение в сотрудничестве.

 

План

  • Организационный момент – 2 мин
  • Актуализация – фронтальный опрос - 5мин
  • Теоретический материал – (повторение, пантомима)- 5-7 мин
  • Физкультминутка (гимнастика для глаз) – 2 мин
  • Решение задач -10 мин
  • Связь с ЕГЭ (заполнение КИМ) -3 мин
  • Практическое задание  - 15 мин
  • Рефлексия-2 мин

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент:  Сообщить учащимся тему урока, поставить цели и задачи, техника безопасности.

 

2. Актуализация – фронтальный опрос – в виде теста по презентации (работаем вместе)

 

Тест:

1. закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определённой целью, называется….»

a) Моделью

b)    Копией

c)     Предметом

d)    Оригиналом.

 

2. Закончите предложение «Модель по сравнению с объектом – оригиналом, содержит……»

a) Меньше информации

b)    Столько же информации

c)     Больше информации

 

3.  Закончите предложение «Моделью называется объект, имеющий……»

a)                Внешнее сходство с объектом

b)               Все признаки объекта-оригинала

c) Существенные признаки объекта-оригинала

d)               Особенности поведения объекта –оригинала

 

4 .   Укажите примеры натурных моделей:

a)     Физическая карта

b) Глобус

c)     График зависимости расстояния от времени

d) Макет здания

e)     Схема узора для вязания крючком

f) Муляж яблока

g) Манекен

h)    Схема  метро

 

5. Укажите примеры информационных моделей:

a) Физическая карта

b)    Глобус

c) График зависимости расстояния от времени

d)

А теперь давайте вспомним  виды информационных моделей: словесные, образные, графические, знаковые, табличные. Графические модели бывают: карта, чертеж, схема, график, граф. Давайте остановимся на одном из видов графических моделей: граф. Граф – наглядное средство представления и структуры системы, в виде совокупности вершин и линий, соединяющих данные вершины. Вершина -

Дуга - направленная линия (со стрелкой)

Ребром - линия ненаправленная (без стрелки)

Петлей - линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в неё же, называется.

Неориентированный граф -граф, вершины которого соединены ребрами

Ориентированный граф – граф, вершины которого соединены дугами

Цепь – путь по вершинам и ребрам, включающий любое ребро графа не более одного раза.

Цикл – цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают

Сеть - граф с циклом.

Взвещенный граф

Макет здания

e) Схема узора для вязания крючком

f)      Муляж яблока

g)     Манекен

h) Схема  метро

 

6. Укажите примеры знаковых информационных

моделей:

a)      Рисунок

b)      Фотография

c) Словесное описание

d)      Формула

 

7. Укажите примеры образных информационных

моделей

a) Рисунок

b) Фотография

c)    Словесное описание

d)   Формула

Теоретический материал (углубление знаний по данной теме)

(мультимедийная презентация с речевым сопровождением)

 

Первичное закрепление знаний – В нашей жизни мы часто слышим и опираемся на  словесное(вербальное ) описание информационных моделей: Наш район состоит из пяти поселков: Борисково, Мирный, Петровский, Ферма -2 , деревня Универсиада. По такому описанию довольно трудно представить и сориентироваться в Приволжском районе. И найти нужное нам место. А если наш район со временем будет развиваться и к нему присоединят ещё поселки и их настанет намного больше, чем в настоящее время. То нам просто необходимо не только словесное описание ,но и графическое обозначение местности, которое может быть представлена не только картой, а также графами:

 

4. Физкультминутка

 

5. С помощью такого метода можно ещё и рассмотреть и смысловую нагрузку любого предложения, выражения, четверостишия, и.т.д

Давайте рассмотрим  примере: Определим структуру фразы «С утра на улице шёл тёплый грибной дождь» : для этого сначала надо  выделить главные члены предложения: подлежащие, сказуемое  (дождь   шёл)

Возьмем строчку из поэмы Николая  Некрасова «Крестьянские дети»:  «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел...» Представим в виде графа связи в следующем предложении: для этого сначала надо  выделить главные члены предложения: подлежащие, сказуемое и.т.д

А теперь задание на оборот «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж черепа человека чрезвычайно чётко на чердаке в четверг».

 

6. Такие задачи могут быть представлены и в табличном виде. Вопрос: Какие виды связей в таблицах вы знаете?(объект-свойство, объект – объект,  двойная матрица). И для решения таких задач мы должны построить граф. Давайте рассмотрим такие задачи:

Между населенными пунктами A,B, C,D, Е построены дороги, протяженность которых указана в таблице.

 

7. Связь с ЕГЭ (КИМ, правила заполнения)   сайт  http://www.fipi.ru,  htpp://ege.yandex.ru/informatics

 

8. Решение задач по группам

1 группа – контрольная работа (базовый уровень)+карточки подсказки, если не справляються.

2 группа – задания для  тренировки.

 

9. Рефлексия

  • Чему мы научились сегодня на уроке?
  • Наиболее интересный момент урока? Что Вам понравилось?
  • Выполняя задания урока, знания каких  предметов вам пригодились?

 

10.Благодарю за урок, испытала огромное удовольствие при работе с таким классом как ваш.

 

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ