МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Скальский Игорь Алексеевич, руководитель проекта Департамента Корпоративный университет РУСАЛ, г.Москва

 

Концепция информатизации учебного процесса

 

 

«Альтернативы информатизации образования нет»

(Из «Концепции информатизации

сферы образования Российской Федерации»)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общим и бесспорным выводом большинства исследований в области информатизации является то, что внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности - объективный процесс развития общества.  Система образования составляет одну  из важнейших областей ее применения.

Приобретенный в последние годы опыт компьютеризации может служить в качестве отправных данных для классификации дидактических  задач, которые целесообразно решать с помощью информационных технологий:

  • эффективная реализация содержания обучения;
  • создание  благоприятных дидактических условий познавательной деятельности;
  • управление познавательной деятельностью обучающихся.

Для реализации  высоких потенциальных возможностей информационных технологий в учебном процессе необходим поиск путей их эффективного  внедрения. При этом эмпирический путь "проб и ошибок" должен  быть отвергнут как бесперспективный.

Анализ опыта компьютеризации образовательного процесса свидетельствует о том,  что это важнейшее  направление повышения  эффективности  и  качества подготовки специалистов реализуется не в достаточной степени. Характерными недостатками являются:

  • слабая разработанность методологии внедрения новых  информационных технологий в образовательный процесс;
  • недостаточная проработка  психолого-педагогических   проблем компьютерного обучения;
  • низкая общая компьютерная подготовка преподавательского состава;
  • отсутствие и малочисленность специалистов в области информационных технологий и др.

В результате, насыщение сферы образования компьютерными средствами  и информационной техникой  без  предварительной  разработки  теории компьютеризации учебного процесса автоматически не решит задачи перехода  на новые качественные параметры в системе подготовки специалистов.

Рассматривая компьютеризацию как одно из важнейших направлений совершенствования сферы образования, следует констатировать наличие явлений  значительно  сдерживающих процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс и ведущих к возникновению противоречия, сущность которого заключается в несоответствии высоких потенциальных  дидактических возможностей компьютерной техники и уровня их реализации в  условиях  сложившейся  системы  образования.

Цель данной Концепции - формирование исходных теоретических положений информатизации  учебного процесса, как важнейшей составляющей системы образования.

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления,  процесса, руководящая идея для их системного освещения,  а  также ведущий замысел в научной, технической, политической и других видах деятельности.

Обучение - процесс взаимосвязанной деятельности  преподавателей и обучающихся,  протекающий в  рамках  педагогической системы.  Рассмотрение  обучения в виде процесса,  протекающего в рамках педагогической системы, позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления, включающего целевую,  содержательную,  процессуальную,  психологическую, логическую  и  материально-техническую стороны.  При этом в центр внимания ставится деятельность преподавателя, направленная на организацию  деятельности обучающихся по усвоению ими содержания на требуемом уровне.

Дидактическая система (подсистема педагогической системы) – совокупность  методов,  средств  и  форм обучения.

Применение компьютерной техники в информационных процессах позволяет создавать комплексные организационно-технические системы, которые получили название автоматизированные информационные  системы (АИС).

АИС, обеспечивающая автоматизацию информационных процессов в рамках педагогической системы и предназначенная  для  обеспечения процесса  обучения  называется автоматизированной системой обучения (АСО).

Важнейшими элементами АСО являются  компьютерные средства  обучения (КСО) - средства обучения,  в которых носителем  учебной  информации  являются компьютерные программы.

При разработке  КСО  наибольшее   распространение   получили компьютерные инструментальные средства.

Компьютерное  инструментальное средство - универсальная компьютерная программа, обеспечивающая пользователю обработку различных видов информации, без необходимости программирования.

КСО, как  правило,  реализуется  в  виде  автоматизированных учебных курсов.

Автоматизированный  учебный   курс (АУК) -  компьютерное средство обучения в объеме логически завершенного учебного элемента содержания (курс, раздел, тема, учебный вопрос,  понятие), в котором интегрированы (полностью или частично) этапы обучения.

Совокупность целей, содержания, средств, методов, форм подготовки, обучающих и обучаемых, а также соответствующей программно-аппаратной базы (локальная вычислительная сеть Компании, средства доступа в Internet, учебные компьютерные классы, видеопроекционное оборудование и др.) образуют систему дистанционного обучения (СДО).

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

 

Необходимость концептуального,  системного осмысления компьютеризации учебного процесса возникает в силу того, что требования к уровню профессионализма современных специалистов, возможности его достижения на основе теоретически обоснованных подходов,  в том числе в области информатизации, и накопленный передовой теоретический,  педагогический опыт требуют тесной интеграции в интересах эффективного реформирования системы образования.

Цель реализации концепции компьютеризации учебного процесса -  формирование  педагогической системы на основе комплексной компьютеризации всех видов деятельности в интересах  повышения  эффективности подготовки специалистов.

Основными задачами компьютеризации являются:

  • создание  электронной информационной среды учебной дисциплины;
  • формирование интенсивной дидактической системы.

Решение данных  задач должно основываться на соответствующих  принципах, учитывающих влияние  на  педагогическую  систему  внешних и внутренних факторов,  а также тенденции развития компьютерных технологий.

 

2.1. Принципы компьютеризации учебного процесса

 

Компьютеризация учебного процесса  является закономерным этапом развития информатизации образования и  совершенствования педагогической системы.  Процесс обучения, протекающий в рамках педагогической системы, как и любая другая деятельность, основывается на выработанных долголетней практикой принципах.

Проблема компьютеризации решается на стыке ряда наук. Это и информатика, и педагогика, и теория управления. Каждая из них выработала свои  специфические  принципы, носящие как общий,  так и частный характер.

Исходя из многообразия принципов, представляется целесообразным сгруппировать их.

В качестве основания объединения принципов в группы  установлены соответствующие   аспекты  деятельности  субъектов  учебного процесса. При этом выделяются группы принципов, которые носят общий характер, а также относятся к организационным и  процессуальным аспектам деятельности (табл. 1).

 

Табл. 1. Принципы компьютеризации учебного процесса

Общие

Организационные

Общедидактические

-  системности;

-  инвариантности;

-  «точки опоры»;

-  «критической массы»;

-  направления развития;

-  самовоспроизводства

-  гуманности, эффективности и экономичности управления;

-  соответствия способов, средств и воздействий закономерностям, присущим объектам управления, современным достижениям науки, техники и технологий;

-  интегральности управления

 

-  соответствия дидактической системы закономерностям учения;

-  ведущей роли теоретических знаний;

-   единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

-  стимулирования и мотивации положительного отношения к обучению;

-  проблемности;

-  сочетания коллективной и индивидуальной форм учебной работы;

-  сознательности, активности и самостоятельности обучающихся;

-  систематичности и последовательности в обучении;

-  доступности

 

 

Вместе с  тем анализ тенденций компьютеризации образовательного процесса позволил сформулировать дополнительные принципы информатизации учебного процесса.

В первую очередь это относится к принципу опережающей компьютерной подготовки обучающих.  Нарастание темпов информатизации общества, внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения, быт ведет к быстрому их освоению молодым поколением.

Повышение общей информационной культуры,  инвариантность информатики по отношению ко всем научным сферам требуют скорейшего освоения компьютерных технологий обучающими  с тем, чтобы умело осуществлять учебный процесс в условиях информатизации.

По образному выражению одного из авторов "нынешнюю ситуацию в мире информационных технологий можно сравнить с положением, создавшимся вскоре после изобретения печатного станка.  Станок изобретен и теперь все зависит от того,  кто и какие книги будет печатать.  В сравнении с этим проблемы совершенствования полиграфии оказываются вторичными. Лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые  области эффективного приложения и использования компьютеров".

С принципом опережающей компьютерной подготовки обучающих тесно переплетается принцип максимального использования ресурсов.  Определенный дидактический эффект применения КСО может быть достигнут на любой компьютерной технике, которой располагает учебное учреждение. Совершенствование компьютерной техники ведет лишь к повышению уже достигнутого уровня.

В процессе реализации компьютерных технологий обучения должна быть исключена их абсолютизация. Компьютеризация должна выступать не как самоцель, а лишь как средство более эффективного достижения целей, стоящих перед педагогической системой в целом. Отсюда следует следующий  важный  принцип  компьютерного  обучения: принцип  целесообразного  сочетания  традиционных  и компьютерных дидактических систем. Целесообразность должна определяться в каждом конкретном  случае исходя из решаемой дидактической задачи.

 

2.2. Электронная информационная среда учебной дисциплины

 

Основываясь на  разработанных принципах и исходя из установленных задач компьютеризации, в Концепции определена целесообразная форма реализации  электронной информационной среды учебной дисциплины.

Учитывая, что электронная информационная среда предназначена для автоматизации основных видов деятельности субъектов педагогической  системы в интересах повышения эффективности обучения, такой формой  является  автоматизированная  система подготовки специалиста (АСПС).

Создание АСПС необходимо осуществлять исходя из общих требований системного подхода: рассматривать ее как совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных единой цели; применять системную методологию к ее разработке и использованию.

 

В основе требований лежит практическая необходимость,  целесообразность и эффективность внедрения АСПС в  учебный процесс.  Следовательно, основными требованиями к АСПС являются:

  • соответствие задачам и содержанию учебного процесса, процессу управления им;
  • автоматизация наиболее важных функций;
  • объективность и достоверность выдаваемой информации,  оперативное ее получение;
  • единство программных,  технических и других средств, строгое  применение типовых проектных решений;
  • надежность функционирования и удобство эксплуатации.

 

2.3. Интенсивная дидактическая система учебной дисциплины

 

Перевод обучающегося в процессе познавательной  деятельности с исходного уровня обученности на требуемый осуществляется преподавателем с помощью дидактической системы:  методов,  средств  и форм обучения. Внешними факторами, оказывающими влияние на достижение поставленной цели,  являются другие элементы педагогической    системы.

В стабилизированной  педагогической  системе учебного учреждения основное влияние на обучающихся в процессе  достижения целей обучения оказывают обучающий и дидактическая система.  Их воздействие должно  обеспечивать  минимизацию времени  на достижение целей обучения при повышении качества подготовки специалистов.

Очевидно, что  реализация данного требования должна осуществляться не путем увеличения нагрузки на обучающих и обучающихся, а  путем повышения эффективности средств обучения и оптимизации  дидактической системы.

Оптимизация дидактической системы осуществляется путем совершенствования  каждого  из  ее  элементов (методы, средства и формы обучения) и приведения их в соответствие друг с другом, исходя из произошедших изменений.

 

Системообразующим элементом дидактической системы в условиях компьютеризации учебного процесса, являются компьютерные средства обучения.

КСО должны стать информационной моделью содержания обучения  и  моделью изучаемой профессиональной деятельности. В КСО реализуется модель дидактической системы, т.е.  моделируется процесс обучения.

Педагогической теорией, максимально удовлетворяющей потребностям компьютеризации учебного процесса, является теория и методика  систем  интенсивного  обучения.

В ходе реализации теории и методики систем интенсивного обучения в учебном процессе  создается  система  интенсивного обучения.  Она непрерывно совершенствуется в ходе осуществления комплексного поэтапного  процесса приведения педагогической системы в состояние,  адекватное современным научным требованиям к каждому из  ее  элементов и к системе в целом. Основное направление этого процесса - интенсификация обучения (преподавания и учения).

Процесс обучения   рассматривается  как процесс решения дидактических задач. Для решения дидактических задач проектируется и создается интенсивная дидактическая  система.

Последовательность изучения соответствующего объема  учебной информации в  сформированной  интенсивной  дидактической  системе  представлена условной траекторией, которая включает девять этапов. Каждому из этапов соответствует своя дидактическая система.

Результаты исследования содержания  учебных  процедур,  реализуемых  в  процессе познавательной деятельности в системе интенсивного  обучения, позволили выделить группы КСО. В зависимости от особенностей используемой этапной дидактической системы различают:

  • компьютерные средства обучения лекционных этапов;
  • компьютерные средства обучения рабочих этапов;
  • компьютерные средства  обучения  заключительных  этапов.

 

Интегральным компьютерным средством обучения является компьютеризированный учебник (табл. 2).

 

Табл.2. Компьютерные средства на этапах интенсивного обучения

Этапы интенсивного обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Начальный

Ключевой

Рабочие

Итогового

обобщения

Контроля

Коррекции

 

Компьютерные

лекции

Электронный лист основного содержания темы (ЭЛОС)

 

Компьютерные

модели

 

Компьютерный

контролирующий

курс

Автоматизированные учебные курсы (АУК)

Компьютеризированный учебник

 

Компьютеризированный учебник (КУ) включает две части:  текстовую и компьютерную.

Текстовая часть  КУ,  разрабатываемая в форме печатного издания, содержит отобранное и структурированное в соответствии с   целями обучения научное содержание учебной дисциплины.  Ее цель - формирование знаний и начальных умений, необходимых  для профессиональной деятельности,  создание предпосылок для  их совершенствования в ходе работы с компьютерной частью КУ.

Компьютерная часть КУ - программно-методический комплекс,  объединяющий основные  подсистемы  обучения  и  воспитания  АСПС: АОС,  ИСС,  АСМ, ЭОС. Ее цель - обеспечение процесса  формирования знаний,  выработка умений и начальных навыков  на уровне требований, предъявляемых к обучающимся.

 

2.4. Этапы компьютеризации учебного процесса

 

Компьютеризация учебного процесса -  сложное  педагогическое явление,  существенно изменяющее сложившиеся стереотипы.  В целом путь движения идеи компьютеризации от  возникновения до внедрения в учебный процесс можно представить в виде последовательности мероприятий:

  • разработка теоретических основ компьютеризации;
  • научно-исследовательская работа по созданию, оценке эффективности компьютерных средств и элементов АСПС;
  • определение целевого,  содержательного и  технологического аспектов внедрения компьютерных средств в учебный процесс;
  • материализация  аспектов внедрения КСО в учебно-методическом комплексе (учебный план и программа, учебное пособие, методическое пособие);
  • переподготовка обучающих;
  • внедрение компьютерных средств обучения и элементов АСПС в учебный процесс.

 

Исходя из принципа этапности  построения  автоматизированной системы подготовки  специалистов и тенденций формирования учебно-научной материальной базы компьютерного обучения следует,  что процесс перевода традиционно сложившейся педагогической системы на автоматизированную будет происходить постепенно.  В течение определенного времени должна  действовать своеобразная система, которая, с одной стороны, сохраняет существующие формы организации учебного процесса (учебная группа, занятие, дисциплина), а с другой - опирается на растущее присутствие компьютерных технологий.

 

Целесообразно разделить этот период времени на этапы:

1. Этап  традиционной  педагогической системы учебной дисциплины.

2. Переходный этап.

3. Этап автоматизированной педагогической системы учебной  дисциплины.

 

С течением времени, каждый из этапов будет характеризоваться соответствующим состоянием элементов педагогической системы: преподаватель, обучающийся, содержание обучения,  цель обучения,  методы, средства, формы обучения, учебно-научная материальная база.

Начало второго этапа характеризуется разработкой теоретических  основ автоматизации педагогической деятельности на основе ее компьютеризации, обоснованием направлений внедрения информационных технологий в учебный процесс.

В результате насыщения учебных организаций компьютерной техникой происходит изменение  одного  из  элементов  педагогической системы - учебно-научной материальной базы. Наиболее целесообразным ее вариантом на переходном этапе,  является создание  компьютерного  класса, обеспечение  автоматизированных рабочих мест обучающих и  разработчиков компьютерных средств обучения.

Такие изменения вызывают  необходимость приведения других  элементов системы в соответствие с новыми требованиями.  В первую очередь, это касается субъектов учебного процесса: обучающих и обучающихся. Для них собственно компьютер на переходном этапе,  наряду с выполнением  основных функций как элемента АСПС, превращается в объект познания.

Границы применения АСПС  в  учебном процессе,  в первую очередь,  будут определяться уровнем компьютерной грамотности обучающих и обучающихся.

 

Наряду с оснащением учебных подразделений компьютерами,  информационной подготовкой субъектов учебного процесса,  важнейшими задачами переходного периода необходимо считать:

  • Формирование электронной информационной  среды учебных дисциплин;
  • Разработка компьютерных средств обучения, отвечающих современным дидактическим требованиям;
  • Создание локальных вычислительных сетей учебных дисциплин.

 

Выполнение первой задачи обеспечит на переходном этапе:

  • в  подсистеме  управления  учебным процессом его совершенствование,  резкое сокращение количества отрабатываемых вручную документов, автоматизацию учета результатов итогового и текущего контроля;
  • в подсистеме научных исследований - использование АСПС для научных исследований, выполнения расчетов, получения дополнительных для исследований данных в результате использования компьютерного моделирования.

Решение второй задачи обеспечит автоматизацию познавательной деятельности обучающихся.

Решение третьей задачи создаст предпосылки формирования единой учебной информационной среды, дальнейшую интеграцию локальных сетей в глобальные информационные сети.

 

2.5. Оценка  эффективности компьютеризации учебного процесса

 

Широкое внедрение информационных технологий в педагогическую практику позволяет  существенно повысить качество подготовки специалистов.  Вместе с тем возникает необходимость  оценки количественных и качественных параметров компьютеризации для рационального использования имеющихся информационных ресурсов и проведения оптимизации дидактических систем.

С этой целью предлагается методика оценки эффективности КСО и оптимизации процесса подготовки специалистов в условиях компьютеризации.

Сущность методики заключается в решении задачи поиска наилучшего варианта (дидактической системы) использования зафиксированных ресурсов для получения максимального результата.

В качестве критерия в методике используется степень достижения цели обучения. Частными показателями являются результат обучения, время изучения элемента учебной информации, время работы с компьютерным средством обучения, эффективность компьютеризации процесса подготовки специалистов.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ