МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Костюничева Ольга Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 57» г.Осинники Кемеровской области

 

Использование компьютерных технологий в образовательной практике ДМШ и ДШИ

 

 

Все люди, за некоторым незначительным исключением, играют в игры.

Игры позволяют занять, структурировать время. Игры будоражат чувства и наполняют жизнь переживаниями. Игры дают энергию для свершений или для удерживания себя от деятельности.

Хорошо продуманная игра захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире. Игра привлекательна для любого человека любого возраста и обладает огромными обучающими, развивающими, совершенствующими личность возможностями.

 

По определению М.Р.Битяновой в игре заложен широкий потенциал развития:

1. Игра - это внутренне мотивированная самоценная для человека деятельность. В игре человек чувствует себя непринужденно, согласно своей человеческой природе.

2. Человек включается в нее целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, всем своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому.

3. Игра задаетучастнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве. Очевидно, что благодаря этому игра дает значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.

4. Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, примерить новые модели отношений к миру и к себе, которые, возможно, останутся с человеком и за пределами игрового пространства.

 

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:


1. Обучающая функция - развитие обще-учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности.

2. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3. Коммуникативная функция - объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.

4. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

5. Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

6. Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств  для активизации резервных возможностей личности.

7. Воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

 

Компьютерные игры все увереннее входят в число инструментов обучения. И этот процесс будет продолжаться, подобно тому, как все шире применяются в обучении мобильные технологии. Уже существуют исследовательские группы, изучающие обучающий потенциал игр и их роль в образовании, разрабатывающие педагогическую модель применения игр.

В современном мире с быстро развивающимися информационными технологиями, увлекающими в свой мир всё прогрессивное человечество, возникает вопрос:  как помочь школьнику сохранить  свое физическое и психическое здоровье, как сделать так, чтобы он  жил активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость?

В настоящее время жанр  музыкальных развивающих и обучающих  игр для детей стремительно развивается. Интересных обучающих  музыкальных игр становиться все больше и все большего времени они требуют.

Игры предоставляют платформу для активного обучения. Обучение в них происходит не только в форме пассивного чтения и слушания. Они могут настраиваться под нужды пользователя, предоставляют мгновенную обратную связь, дают возможность самостоятельно делать открытия, приходить к новому пониманию. При этом изученный материал хорошо и надолго запоминается. Мотивация, увлеченность, порождаемая использованием игр гораздо выше, когда они не являются частью формального образования. Игры – это только часть учебной практики, и должны использоваться в рамках подхода смешанного обучения, наряду с иными методами.

Предлагаемая работа  имеет своей целью содействие совершенствованию форм и методов музыкального обучения, внедрению информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательную практику ДМШ и ДШИ.

Существует огромное количество всевозможных компьютерных игр, которые не только увлекательны, но еще и познавательны. И среди всего этого разнообразия лишь малая доля приходится на музыкальные игры. Однако они все заслуживают пристального внимания, т.к.  самое интересное на свете занятие для детей – играть в увлекательные, захватывающие, даже азартные творческие и добрые игры, в том числе и музицировать.

Однако чтобы играть, надо знать правила игры.

Для того чтобы с удовольствием  играть в "практическую" музыкальную игру или  "музицировать",   нужно иметь музыкальный инструмент (хотя бы даже и собственный голос), уметь на нём играть и уметь читать записанные кем-либо (или самим собой) музыкальные образы или, попросту говоря, читать ноты. (Это может быть и гитарная табулатура в том числе).

Несмотря на всё это, человек, который решил серьёзно заниматься музыкой, неизбежно столкнётся с необходимостью чтения нот в классической нотной записи или записыванием сочинённой им музыки той же классической (традиционной) нотной записью.

Собранные  автором данной работы, обучающие музыкальные игры сами по себе – увлекательные, нацеленные на радость общения с миром музыки и на развитие творческих способностей.

Такие  из них, как комплект из 4 игр «Музыкальные аркады» (авторы Алексей Выграненко, композитор, звукорежиссёр ООО «Виратек»; Алексей Устинов, руководитель компании. music-arcade.virartech.rumusic-training. virartech.ru), русифицированные «EarMaster» и «Earope» - претендуют быть названными системой музыкального обучения.

 

Ориентируясь на уровень сложности предлагаемых заданий, собранные и исследуемые автором музыкальные обучающие игры и тренажёры  условно разделены  на разделы, учитывающие возраст, степень обученности и подготовки  учащихся:

I. Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых и творческих навыков учащихся  ДМШ, ДШИ.

II. Увлекательные музыкальные игры для детей дошкольного возраста.

III. Флеш игры.

IV. Онлайн  игры.

 

Каждая представленная в работе игра имеет краткое описание содержания и правил использования.

Также в работе размещены названия и электронные адреса сайтов, с помощью ссылок на которые можно мгновенно найти в интернете и использовать необходимую «онлайн» или «флеш» игру.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ