МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Мазунина Елена Николаевна, учитель МОУ "СОШ №5" г.Калининграда

 

Информационные технологии в учебном процессе

 

Основным направлением президентской инициативы «Наша новая школа»- это переход на новые стандарты второго поколения.

Известно, что Министерством образования и науки России утвержден приказ о переходе с 1 сентября 2011 года всех школ России на обучение первоклассников в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Внедрение новых стандартов лежит в основе модернизации, целью которой является обеспечение качественным образованием наших детей с использованием современных технологий. Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий – это очень большая работа, и данная работа должна вестись как на региональном, муниципальном уровне, так и в каждой школе.

Применять новые информационные технологий в школе - это означает применение не только новых технических средств, но и использование новых форм и методов преподавания, то есть совершенно новый подход к процессу обучения. Одной из основной целью обучения является обучение практическому овладению предмета, сформировывать и развивать коммуникативную культур школьников.

Задачи информатизации образования:

  • повысить качество подготовки учащихся при использовании в учебном процессе современных информационных технологий;
  • применять новые активные методы обучения, регулярно повышать творческую составляющую учебной деятельности;
  • интегрировать различные виды образовательной деятельности (учебную, исследовательскую и т.д.);
  • адаптировать информационные технологий обучения к индивидуальным особенностям учащихся.

Учитель должен активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения, создать условия для практического овладения знаниями каждым учащимся.

Использование таких педагогических технологий, как проектная деятельность, технология сотрудничества,  использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов необходимо для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Данные технологии обеспечивают индивидуальное и дифференцированное обучение, учитывая способности учащихся и уровень их обученности.

В школах происходит значительное увеличение кабинетов, оборудованных компьютерной техникой и резкий рост компьютерной единицы. Увеличилось количество учебных кабинетов, имеющих выход в Интернет.

Однако не только увеличение компьютерной техники достаточно для формирования и развитие коммуникативной культуры школьников,  увеличения качества образовательного процесса немало важен и качественный потенциал педагогического состава.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

v владеть элементарными навыками работы за компьютером,  уметь использовать информационное образовательное пространство;

v уметь организовать свое информационное пространство для  совершенствования своего профессионализма;

v владеть такими информационными ресурсами, как мультимедийные программы;

v уметь работать в сети Интернет, обучать учащихся эффективному использованию информационных ресурсов для образования.

В нашей школе имеется большой опыт работы с мультимедиа ресурсами и ресурсами Интернета. Таким примером могут служить ученические презентации. Учащиеся в составе рабочих групп анализируют предложенную информацию, в том числе Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными проблемными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.

Применение учителями такой программы, как PowerPoint для создания компьютерных презентаций, дает большие развивающие возможности для  учащихся.  При этом происходит осмысление информации, ребята учатся выделять главное в информационном сообщении, систематизировать и обобщать материал. Такая учебная деятельность характерна как для старшеклассников, так  и для учащихся средних классов.

Интернет-ресурсами могут пользоваться учащиеся при подготовке творческих заданий, для обсуждения проблемных вопросов. Информационно-коммуникационные технологии способствуют стимулированию познавательного интереса к предметам, придают учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.

Структура урока такова, что в нем присутствует не только изучение материала, отработка умений и навыков, а также составной частью практически любого урока является диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся. Учителя осуществляют систематический контроль над усвоением базового теоретического материала, за выработкой у учащихся умений пользоваться знаниями при решении практических задач.

Существуют различные варианты контроля над усвоением знаний учащимися. Наряду с фронтальным и устным опросом многие учителя используют форму проверки знаний в виде тестов. Любую форму проверки знаний можно значительно оживить внедрением новых технических средств. С помощью программы Р.Point учителя создают тесты по своему предмету для учеников. Тесты составляются как для проверки знаний по всей теме, так и к отдельному уроку для текущего контроля знаний. Каждый ученик видит свой результат прохождения теста, а также результаты одноклассников. Большинство школьников, получив невысокий процент качества прохождения теста, будут стремиться улучшить результат. Эта форма контроля знаний позволяет быстро, объективно и, что немаловажно, непредвзято определить уровень усвоения учеником пройденного материала.

Применяются компьютерные тесты на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания. Созданные тесты, при необходимости можно изменять и дополнять.

Несмотря на кажущуюся простоту, тестовые задания требуют достаточно глубоких знаний и умений, а их выполнение – особой сосредоточенности и мобилизации внимания. Даже слабые ученики с удовольствием выполняют задания в данных программах.

Разнообразные тестовые задания позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке, а в конечном результате повышение качества образования

Организация учебного процесса с использованием ИКТ позволяет учителям:

-  повысить уровень владения предметной информацией в преподавательской деятельности;

-  развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного обеспечения;

-  освоить новые технологии обучения, которые затем будут применяться в учебном процессе;

-  более гибко изменять содержания курсов, набор учебных задач;

-  сочетать индивидуальный подход и активные коллективные формы работы;

-  легко распространять свой опыт, свою модель обучения;

-  реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся;

-  осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;

-  уменьшить количество рутинной работы и высвободить время для творческой и индивидуальной работы с учащимися;

-  сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится контролируемой и управляемой.

Преимущества использования ИКТ на уроках перед традиционным обучением

- Информационные технологии значительно расширяют возможности представления учебной информации. Для воссоздания реальной обстановки деятельности, хорошо применять цвет, графику, звуки.

-  Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений задач.

-  ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

-  Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

-  ИКТ позволяют обеспечивать гибкость управления учебным процессом, контролировать деятельность учащихся.

-  С помощью компьютера можно способствовать формированию у учащихся рефлексии. Обучающие программы дают возможность учащимся наглядно представлять результаты своих действий, определять этапы в решении задач, на которых была допущена ошибка, и сами исправлять ее.

Основные направления использования ИКТ в учебном процессе

v При изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point)

v Проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия" и т.п.

v Закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы)

v Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы)

v Самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы)

v При возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий

v Тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Существенным препятствием на пути применения информационных технологий в учебном процессе является:

  • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса
  • отсутствие интерактивных досок в школе
  • на первых парах большие временные затраты при подготовке к уроку

На сегодняшний день каждому учителю необходимо:

v Определить свой стартовый уровень готовности к использованию ИКТ, эффективные методы и приёмы  применения ИКТ  средствами своего предмета и обобщить опыт работы на методических объединениях, педсоветах.

v Спланировать работу по систематизации  своего опыта  с целью создания  банка данных для уроков с применением ИКТ и формированию банка методических разработок уроков с использованием ИКТ по предметам на электронных носителях

v Создание и заполнение электронного журнала.

Начать формирование личных страниц учителя на школьном сайте.