МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Погорелова Юлия Николаевна, учитель географии ГУ «Средняя школа №198» г.Кызылорда Республики Казахстан

 

ИКТ на уроках географии

 

 

Компьютер в плотную вошел в нашу жизнь. Каждый час в нем появляется  все больше информации.Используя эту информацию на уроках , можно очень разнообразить урок . Ушли в далекое прошлое рисование платаков и таблиц , составление тестов на пишущей машинке. Сейчас  можно создать презентацию , подготовить он-лайн тесты и т.д. Значительно облегчился труд учителя- это работа с интерактивной доской , проектором и информационной базой компьютера  при подготовке к урокам и в то же время это заинтерисовывает учащихся.

Применение информационных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В современном мире существуют многие факторы, которые сейчас непосредственно влияют на процесс обучения и стали главными для внедрения ИКТ в нашу образовательную систему оттеснив её границы далеко за пределы школьного кабинета. Среди них я позволю себе выделить как наиболее важные следующие:

·  Массовое распространение цифровых информационных технологий

·  Изменение требований, предъявляемых к современному подрастающему поколению

·  Изменение характера взаимодействий между школой и семьей, обществом и государством, учителем и учеником

·  Огромная скорость увеличения объема информации и как следствие необходимость её дифференцирования.

 

Существует несколько основных форм применения ИКТ на уроках географии:

1. Использование огромной информационной базы в учебном процессе.

2. Применение ИКТ для организации подготовки учащихся к прохождению ЕНТ по географии.

3. Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

 

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ:

·   учебные

·  тренажеры

·  контролирующие

·  демонстрационные

·  имитационные

·  справочно-информационные

·  мультимедиа-учебники.

 

Для учителя, который начинает осваивать компьютерные технологии важно знать все разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи.

Компьютер можно использовать на разных этапах обучения:

·  как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного,

·  как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,

· как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности,

·  как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы,

·  как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.

 

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений, подготовке к ЕНТ. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами, электронными учебниками и пособиями, энциклопедиями, словарями, атласами. На их основе и создаются флипчарты. При изучении нового материала использую флипчарты, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляют учащимся теоретический материал, дают им возможность активно участвовать в познавательном процессе на разных этапах. Интерактивные доски позволяют учащимся самим участвовать в их создании.

На уроках часто использую интерактивные карты, где предлагаю различные виды заданий : найдите объекты, определите координаты и т.д.

Интерактивная доска, тестирующие устройства конечно должны применяться не только при текущем контроле знаний на разных этапах уроков, но что очень важно при подготовке к ЕНТ. Наличие электронных тренажеров а также огромная база из традиционных тестовых заданий позволяют добиться самых высоких результатов. Конечно же, опытные педагоги могут добиваться серьезных успехов в обучении и воспитании у детей географического, экологического мышления, используя традиционные методы и приемы, опираясь на своё умение владеть вниманием аудитории вербально. Но никто не будет отрицать следующего — современный человек должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов. А воспитание такого человека невозможно одними традиционными методами и приемами без всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».

2. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.

3. Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.

4. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.

5. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.

 

Вложения:
Скачать этот файл (Погорелова Ю.Н. - ИКТ на уроках географии.doc)Погорелова Ю.Н. - ИКТ на уроках географии[Скачать с портала]