МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Гусаковская Аурелия Александровна, учитель истории и обществознания ГБОУ «СОШ №1002» г.Москва

 

Организация уроков истории и обществознания с использованием ИКТ

 

 

На сегодняшний день изменились требования к образованию: кроме базовых знаний учитель должен продуктивно использовать информационные ресурсы. Это способствует умению творчески мыслить, постоянно учиться.

Провозглашён компетентностный подход к обучению: формирование и развитие общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности:

-   передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

-   проводить информационно-смысловой анализ текста;

-   создавать письменные высказывания, на основе прослушанной и прочитанной  информации с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);

-   составлять план, тезисы конспекта.

Развитие и использование в системе образования информационных технологий становится важнейшим механизмом социализации личности.
Главная целью моей деятельности: научить своих учеников всему тому, что знаю сама, действовать самостоятельно, применять полученные на уроках обществознания и истории знания в жизни, формировать умения и навыки их самостоятельного приобретения, чтобы после окончания школы они смогли социализироваться в этом сложном и противоречивом мире.

 

В ходе работы сталкиваюсь с рядом проблем, которые необходимо решать:

1. В школе обучаются разного уровня развития ученики. Следовательно для одних достаточно минимума, т.е. учебника, а для кого ЦОРы, ФЦОРы, дополнительный материал.

2. Объём изучаемой информации возрос, а потому возникает вопрос: всем это по плечу?

3. Живя в информационном обществе дети меньше стали читать книги, а пользуются информационными ресурсами. Но не всегда она адаптирована для определённой возрастной категории. Следовательно перед учителем задача: научить самостоятельно анализировать, систематизировать полученный материал.

4. Наблюдается тенденция пассивности детей и в первую очередь в познавательном аспекте, т.е. к учёбе. Я пришла к выводу, что проблема сокрыта в наличии традиционных методов обучения, как правило, к монологу учителя и чтению учебника, а  подрастающее поколение  связано с компьютерными технологиями. Согласно современному представлению о качественном образовании компьютер сегодня воспринимается как предмет необходимости.

 

К вышеперечисленному хочется добавить:

-    дети мало и плохо читают;

-    низкий уровень самостоятельности мышления;

-    снижается грамотность и культура речи учащихся.

 

По моему мнению эти проблемы возможно решить посредством ИКТ. Это будет способствовать:

  • творческой активности ученика;
  • повысит качество подготовки учащихся,
  • разрешит разнообразные психолого-педагогические проблемы,
  • формированию умения и навыков экспериментально- исследовательской деятельности.

 

Мне трудно сегодня представить подготовку к урокам и их проведение без использования компьютерных технологий. Ведь предметы, которые я преподаю, требуют ориентироваться в современном быстроменяющемся мире. Да, это требует соответствующей подготовки от педагога не только фундаментальных знаний по предмету, но и соответствующих профессиональных умений использовать средства новых информационных технологий в образовательном процессе.

 

Используя в своей работе ИКТ я прежде всего придерживаюсь следующих правил:

-  ИКТ должны быть простыми в использовании, обеспечивающими разные виды обратной связи с пользователем,

-  материал должен представлять образовательную ценность для учащихся (соответствовать возрастным особенностям учеников, требованиям Государственного образовательного стандарта),

-  устанавливать метапредметные связи.

Урок с применением ИКТ  – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно-коммуникативных технологий, и где они выступают как средство для достижения поставленной цели и решения задач.

Цель педагогической деятельности в рамках изучения истории в школе – способствовать созданию условий для более успешной социализации индивида в

современном мире через использование новых информационных технологий.

 

Мои задачи в области преподавания истории:

-    формирование у учащихся умений поиска, анализа и отбора необходимой учебной информации;

-    познание исторических закономерностей, явлений и событий;

-   использование и применение полученных знаний в жизни.

 

Задачи в области ИКТ я вижу:

-    во внедрении ИКТ в образовательный процесс;

-    в развитии информационной культуры учащихся;

 

По моему мнению уроки с использованием ИКТ способствуют:

-    повышению эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

-    повышению мотивации к учению за счёт привлекательности компьютера;

-    формированию навыков работы с информацией (производить поиск, отбор,

упорядочивание, выстраивание логических связей и др.), способствуя формированию информационной культуры учащихся.

 

В процессе своей педагогической деятельности  выделяю следующие формы работы с ИКТ:

  • применение информационных технологий на уроках обществознания и истории;
  • применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся по истории, обществознанию вне урока;
  • применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

 

При использовании использования ИКТ на уроке, применяю следующие виды уроков:

уроки демонстрационного типа с использованием материалов готовых программных продуктов на CD, а также презентации, которые я готовлю к своим урокам сама;

уроки компьютерного тестирования, эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях;

 

Мультимедийные уроки провожу их  5 по 11 класс. В процессе урока  применяю ИКТ:

-    при объяснении нового материала;

-    для обобщения и систематизации знаний;

-    при выполнении творческих заданий;

-    для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.

 

Я использую компьютер в разных целях:

-    как средство наглядности учебного процесса (презентации);

-    путь поиска информации из самых широких источников (Интернет);

-    способ организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.;

 

Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами, которые содержат видеофрагменты.

Электронные пособия позволяют осуществить тройное сопоставление: «Событие-термин-изображение», что способствует формированию системы изучения нового понятия. Например, при изучении вопроса о социализации личности 10 классе с помощью мультимедиа представляю - процесс (событие), далее даю определение понятия «социализация» (термин), а затем рассматриваю ее изображение.

Использование различных электронных материалов, пособствовала созданию собственной версии – презентации, где появилась возможность комбинировать разные источники информации.

 

Для подготовки тематических презентаций по истории использую программы:

-    POWER POINT,

-    MOVIE MARKER с помощью которых создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео и звуковых записей,

фильмы.

 

Компьютерные презентации способствуют увеличению темпа урока:

-    наличие необходимой информации перед глазами детей;

-    возможность возвращения к нужной информации при необходимости на любом этапе урока;

-    работают два вида памяти (визуальная, слуховая), способствующие лучшему усвоению нового материала.

 

НО!  Подготовка и проведение уроков с ИКТ представляет собой достаточно трудоёмкий, творческий процесс.

При применении информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся по истории, обществознанию вне урока обращаю внимание какой вклад вносят учащиеся в создание презентации. Одним из главных и масштабных источников информации является сеть ИНТЕРНЕТ. В работе с сетью  Интернет выполняю роль координатора, предлагая учащимся адреса различных поисковых систем.

 

Ученик  проводит огромную научно-исследовательскую работу, характеризующуюся

-    развитием у ученика логического мышления;

-    приобретение опыта публичных выступлений.

 

Хотелось обобщить вышесказанное: плюсов в применении ИКТ больше, т.к. данная технология способствует:

-    активизации познавательной деятельности учащихся;

-    формированию навыков подлинно исследовательской деятельности;

-    обеспечению доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам;

-    формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией.

 

Роль учителя является ключевой в формировании информационной культуры учащихся. При применении ИКТ на уроках очень важны индивидуальный подход, учет личностных и психологических возможностей ученика, его возможности активно взаимодействовать с носителем информации. Но излишняя увлеченность использованием ИКТ ведет к перегрузке учебного материала второстепенной информацией. Необходимо обращать внимание на соблюдение санитарных норм, а также чередовать с другими видами деятельности, что снижает утомляемость, активизирует работу.

 

Информационные технологии применяются мною и во внеурочное время:

-    в рамках предметной недели( дебаты, турниры, конференции);

-    мероприятия различного уровня воспитательного аспекта (конкурсы, фестивали);

-    выступления на педсоветах, МО гуманитарного цикла.

 

Я считаю, что эффективность применения ИКТ зависит от профессиональной подготовки учителя, следовательно, необходимо постоянно заниматься повышением квалификации, в первую очередь, за счёт самообразования.

 

Литература

1. СД «Всеобщая история». Просвещение МЕДИА 2005.

2. СД «История». Просвещение МЕДИА 2005

3. http://www.school.edu.ru/default.asp

4. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения//Педагогика. №4, 2003.

5. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя// Педагогика. №8, 2003.

6. Мультимедийные продукты обучения // Преподавание истории и обществознания в школе. №1-3, 2001.

7. Никитенко С.Г. Открытые ресурсы сети интернет для учителя//Школьные технологии №2, 2001.

8. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика. №9, 2003.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр, 2002.

10. О современных методах преподавания истории //Преподавание истории в школе. №4, 2001.

11. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории (из опыта работы). /ПИШ. 2000. №3.