МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Харнутова Аксана Александровна, учитель русского языка и литературы НОУ школа-интернат № 22 ОАО «РЖД» г.Улан-Удэ Республика Бурятия

 

Программа элективного курса «Словесное искусство и художественная культура старообрядцев»

 

 

Пояснительная записка

Цель элективного курса - реализация краеведческого подхода к литературному образованию школьников через изучение народной культуры старообрядцев Бурятии, которую академик Д С Лихачев охарактеризовал как «живой остаток древней русской культуры, сохранившей её замечательные достоинства»

Обучение, воспитание , развитие школьника как читателя- гражданина, способного к сотрудничеству с писателем необходимо строить на воспитании чувства любви и уважения к «малой родине», на знании её фольклора, литературы и других форм проявления художественной культуры- всей материальной жизни своего народа в целом.

Названной целью определяются задачи элективного курса:

- формирование у школьников знаний о словесном  искусстве и художественной культуре старообрядцев Бурятии как одном из источников, питающих современную русскую культуру;

- развитие специальных художественно- творческих способностей;

- с помощью народного искусства формировать устойчивый интерес к своему народу, его истории, материальной и духовной культуре, т е дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.

Содержание четырех разделов элективного курса включает историко- литературные сведения о раскольниках, философские труды по русскому расколу, исторические сведения о старообрядцах Бурятии, устное народное творчество семейских, литературное творчество писателей Бурятии из этой среды.

Курс рассчитан на 34 часа.

В результате изучения элективного курса у учащихся должно сложиться целостное представление о словесном искусстве и художественной культуре семейских, сформироваться умение читателя- сотворца автора художественного произведения.

Данный элективный курс позволяет использовать все многообразие методического арсенала изучения искусства слова. это и система уроков и нестандартные формы учебных занятий ( лекции, семинары, деловые игры и другое),  в ходе    которых можно использовать такие методы, как поиск, эвристическая беседа, всевозможное творчество, анализ и синтез, обобщение и систематизация.

Успешно применяются групповые и индивидуальные формы работы.

 

I. «Живой остаток древней русской культуры..» Д С Лихачев.

О роли старообрядцев в истории и культуре России

«Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной»

(В. В. Розанов)

Философское осмысление великого русского раскола.

В. В. Соловьев

«Психология раскола»

 

Русские писатели о расколе и раскольниках.

М В Ломоносов . «О сохранении и размножении

русского народа»

П. Мельников. ( А Печерский) «Письма о расколе»

Н А Некрасов. Поэма «Дедушка»

И А Гончаров  «Фрегат «Паллада»

«Самое крупное явление    в русской жизни…»

(Ф. М. Достоевский о старообрядцах.)

Д .С. Лихачев. «Прошлое- будущему»

В .Г.Распутин . «Смысл давнего прошлого»

 

Выдающиеся деятели национальной русской культуры из среды старообрядцев.

Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель 17 века;

Павел Коломенский , епископ; Федосья Морозова, боярыня;

И .Посошков, экономист и писатель; М В Ломоносов,

братья Денисовы

(князья Мышецкие); атаман Платов- герой Отечественной

войны 1812

года; писатели и поэты :

Н .Клюев, С. Есенин, Н. Кузьмин,

Иван Шмелев, Б. Корнилов, И. Ефремов,

А. Волков, Ф. Гладков;

плеяда сибирских писателей из староверов:

Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев,

Е .Мальцев – выдающийся

русский земледелец.

 

II. Приверженцы протопопа Аввакума

«Житие протопопа Аввакума , им самим написанное»

Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя-проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление   его традиций последующей литературой.

 

Переселение старообрядцев в Сибирь.

Откуда пошли семейские?  Статоробрядцы осваивают новые земли на Байкале.

 

III. Народная культура старообрядцев (семейских)

Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык

семейских как элемент духовной культуры и как объект диалектологии.

Фольклор. Богатство фольклора семейских, его своеобразие.

Отражение в нем национального самосознания семейских.

Жанры устного народного творчества.

 

Устные рассказы и предания. Отражение в них истории

переселения семейских в Бурятию. Предания о протопопе

Аввакуме. «Аввакум- проповедник правды», «Об Аввакуме

Страдальце», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. Протопоп

Аввакум как нравственный идеал старообрядцев.

 

Предания о переселении староверов в Забайкалье, их жизнь и родословная.

«Как мы поселились в Бичуре», «О первых песеленцах»,

«За свою веру» и др.

 

Лирические песни. Песни о любви.

Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной

обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне

идеалов  и чаяний семейских, нравственных устоев их

крестьянской жизни. Художественное своеобразие:

подголосочная полифония, необычность ритмических

фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По

Дону гуляет»

 

Старые солдатские песни.

«Как шли, прошли солдаты молодцы», «Путь- дороженька

моя»

 

Шуточные и плясовые песни.

«Уж, вы, сени, мои сени», «По ельничку, по березничку»

 

Песни тюремной неволи

«Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской

дороге»

 

Частушки.

Отражение характера, образа жизни семейских в частушках.

Своеобразие языка.

 

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка-

пословиц семейских.

 

IV. Писатели Бурятии из среды старообрядцев.

 

«Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской

боли» (И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества

И. К. Калашникова.

 

Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка нравственных

вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в

ситуации нравственного выбора.

 

Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре  гражданской

войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого

характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма.

 

Роман «Разрыв -трава». Жизнь старообрядческого села, втянутого в водоворот всемирно - исторических событий, картина одной семьи в трех поколениях, последовательно прошедших через десятилетия величайших событий. Образ Корнея Родионова. Нравственные проблемы романа: проблема совести, нравственного выбора. Особенности пейзажа. Богатство,  яркость, многоцветие языка.

 

Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингис-хана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис- хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека, тем более   исторической личности, перед настоящим и будущим.

 

С.Лобозеров. Краткий очерк жизни и творчества.

С. Лобозеров. «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни). Жизнь современного семейского села. Исследование характеров современников. Особенности драматургии С Лобозерова.

 

Литература :

I. О роли старообрядцев в истории и культуре России

1. Д. С. Лихачев. Прошлое   - будущему. Л, 1985

Д .С. Лихачев. Предварительные итоги тысячелетнего опыта.

журнал «Огонек», 1988, № 10, -С 12

2        П. И .Мельников  . ( А Печерский). Письма о расколе.

Собр.соч. в 8 томах, т.8. М, 1976,-С. 11

3        Очерки русской культуры 17 века. ч.2.

М, 1979, -С. 312

4. В Г  Распутин Смысл давнего прошлого. «Россия древняя и вечная».

Иркутск., 1992, с 140-158

5        В. В. Розанов. Психология раскола. М, 1985

6        Л. И.Савельев. Записки по русской философии. М, 1993, №5,-С179

II. Последователи протопопа Аввакума

1. Ф. Ф.  Болонев . Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX веках. М, 1979

2. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. Иркутск, 1079

3. А. А. Лебедев. К истории формирования русского населения Забайкалья, его хозяйственного и семейного быта (XIX- начало XX века). Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М, 1969, -С 104-188

4. С. В. Максимов Сибирь и каторга. Сиб, 1871, т1, -С 353-354

5. А. М .Селищев. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920, -С 73

6. В. П. Мотицкий. Старообрядчество Забайкалья. М, 1976

7. Н. М. Никольский. История русской церкви. М, 1983, -С 136

III. Народная культура старообрядцев.

1. Исследования бурятских и русских говоров: /Сб. статей/ АН СССР, Сиб. отделение Бурят.фил.Инст.обществ.наук.

2. Редкол.: ЦБ,Цыдендамбаев и др.- Улан-Удэ, 1977, с 220

Из содержания: Э Д Соколова. Забайкальские диалектизмы в романе И Калашникова «Разрыв – трава», с 184-192

3. Г И Ильина- Охрименко. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XXвека. Резьба и росьпись Забайкалья. Советская этнография, 1965, №1,-С 127-171

4. Г. И. Ильина- Охрименко. Русская домовая роспись Забайкалья.

Советская этнография, 1965, №1, -С 127-171

5. П Ф Калашников К изучению говора семейских.- Тр.кафедра русс.яз. вузов Вост. Сибири и Дальнего Востока, вып.4, 1966,-С 26-36

6. П Ф Калашников. Фонетические особенности говоров «семейских»

Забайкалья.- Уч. зап. (Моск. обл. пед. инст-т), т 163, Русс. яз., вып.12, 1966, -С 315-335

7. Г. С. Маслов. Русский народный костюм Восточной Сибири. Этнографический сборник. Улан- Удэ, 1962, вып.3, -С 17-25

8. Б. В. Матхеев. К вопросу о типологии лексических диалектизмов ( на материале русских говоров Иркут. обл. и Бурят.АССР)- В кн.: Материалы межвузовской научной конференции по проблемам советской литературы.

9. Е. И. Тынтуева. Из наблюдений над некоторыми    названиями одежды в говоре семейских Забайкалья.- В кн.: Вопросы стилистики русского языка. Улан-Удэ, 1972, -С 62-69

10.  Е. И. Тынтуева. Бытовая лексика говора «семейских» Забайкалья. Авторефер. дис.на соискание ученой степени канд. филолог. наук. Улан-Удэ, 1975,-С 12

11.  Фольклор семейских. Сб. составили Л. Е. Элиасов., И. З .Ярневский. Улан- Удэ, 1963

IV. Писатели Бурятии из среды старообрядцев.

1. А. А. Белоусов. Калашников и его роман «Разрыв- трава» в кн. Литература Сов. Бурятии. Улан-Удэ, 1978, -С 126-134

2. Л. Климович. Историзм, идейность, мастерство. Исследовательские этюды . М., Сов. писатель., 1985, -С 9- 39.Правда и вымысел о Чингис-хане и его времени («Жестокий век» Исай Калашникова)

3. М. Н. Ломунова. Исай Калашников. Улан-Удэ, Бур. кн. изд-во, 1986

4. Б. Любимов Взлет после антракта. Премьера драмы. («По соседству мы живем» С Лобзерова во МХАТе). Сов. Россия, 1987, 5 февраля

5. Э. Сосновская . Открывая Лобзерова.: о  его комедиях можно говорить как об особом явлении в драматургии. Бурятия, 1993, 27 марта

6. С.М. Тулохонов. Художественная философия истории в романе И Калашникова «Жестокий век» (поиски нового в изучении литературы народов СССР), Улан-Удэ, 1991,-С 73-84

 

Тематическое планирование

 

 

Наименование тем

Колич часов

Лекц

Практ

1

«Живой остаток древней русской культуры..»

Д С Лихачев.

О роли старообрядцев в истории и культуре России

1

 

2

«Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной»

(В В Розанов)

 

1

 

3

Философское осмысление великого

русского          раскола.

В В Соловьев «Психология раскола»

 

1

1

4

Русские писатели о расколе и раскольниках

3

 

5

Выдающиеся деятели национальной

русской культуры из среды старообрядцев.

Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель

17 века;

1

1

6

Павел Коломенский , епископ; Федосья

Морозова,     боярыня;

1

1

7

И Посошков, экономист и писатель;

М. В. Ломоносов, братья Денисовы

(князья Мышецкие); атаман Платов-

герой Отечественной войны 1812 года; писатели

и поэты : Н Клюев,

С. Есенин, Н. Кузьмин, Иван Шмелев, Б. Корнилов,

И. Ефремов, А. Волков, Ф. Гладков;

2

 

8

плеяда сибирских писателей из староверов:

Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев,

Е. Мальцев- выдающийся русский земледелец.

 

1

 

9

Приверженцы протопопа Аввакума

«Житие протопопа Аввакума , им самим написанное»

Протопоп Аввакум,  его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя- проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление   его традиций последующей литературой.

 

1

1

10

Переселение старообрядцев в Сибирь.

Откуда пошли семейские?  Старообрядцы осваивают новые земли на Байкале.

 

1

 

11

Народная культура старообрядцев (семейских)

Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык семейских как элемент духовной культуры и как объект диалектологии.

 

1

 

12

Фольклор. Богатство фольклора семейских, его своеобразие. Отражение в нем национального самосознания семейских. Жанры устного народного творчества.

 

 

1

1

13

Предания о переселении староверов в Забайкалье, их жизнь и родословная.

«Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру» и др.

 

1

1

14

Лирические песни. Песни о любви.

Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне идеалов  и чаяний семейских, нравственных устоев их крестьянской жизни. Художественное своеобразие: подголосочная полифония, необычность ритмических фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По Дону гуляет»

 

1

1

15

 

Старые солдатские песни.

«Как шли, прошли солдаты молодцы», «Путь- дороженька моя» Шуточные и плясовые песни.

«Уж, вы, сени, мои сени», «По ельничку, по березничку

1

 

16

 

 

Песни тюремной неволи

«Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской дороге» Частушки.

Отражение характера, образа жизни семейских в частушках. Своеобразие языка. Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка- пословиц семейских.

 

 

1

 

17

IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.

 

«Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской боли» (И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества И К Калашникова.

1

 

18

 

Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка нравственных       вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в ситуации нравственного выбора.

2

 

19

 

Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре         гражданской войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма.

 

2

 

20

Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингис-хана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис- хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека , тем более        исторической личности, перед настоящим и будущим.

2

 

21

 

 

С. Лобозеров. Краткий очерк жизни и творчества.

С. Лобозеров. «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни). Жизнь современного семейского села.

Исследование характеров современников.

Особенности драматургии

С. Лобозерова.

2

 

 

 

27ч