МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Шихалева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы «МОУ Новоигирменская СОШ №1» п.Новая Игирма Нижнеилимского района Иркутской области

 

Анализ поэтического текста

 

 

Вопрос об анализе поэтического  лирического произведения – один из самых острых профессиональных вопросов. Никто не будет спорить, что разговор о поэзии – сложная работа, требующая от учителя литературоведческой, методической, психологической подготовки. Как сделать зримой, слышимой, ощущаемой « материю стиха»? С другой стороны, « не засушить», сделать эту работу не формальной, а интересной и увлекательной для учеников?

Эти вопросы задает себе каждый словесник, приступая к анализу лирического произведения. Но для того, чтобы учитель, готовый к такой работе, мог бы ее успешно осуществлять, необходимо еще одно очень важное условие – наличие мотивации у тех, с кем эта работа будет проводиться. «Зачем нужно анализировать стихи?» - если задуматься над этим вопросом с учениками с пятого класса и постепенно, из года в год, расширять их представление о том, какие богатства таят в себе элементы стихотворной формы, можно  научить их получать удовольствие от этой работы. Самое распространенное мнение на этот вопрос  -  чтобы глубже понять стихотворение -  раскрыть мысли и чувства. Кроме этого, научиться понимать поэзию – значит обогатить себя духовно, развить эстетический вкус.

Именно поэзия отражается в духовном мире, именно она формирует личность.

Как следует подступаться к анализу поэтического произведения?

В  самом начале важно закрепить первое впечатление. Лучше записать, то есть зафиксировать. Что с первого взгляда бросается и почему? Если нет какой- то вспыхнувшей мысли, но определена тема, выделяем образы и мотивы, которые ложатся на наши впечатления.

А если совсем непонятно -  медленно прочитать еще раз. И наконец,  читать по частям речи, группируя сначала существительные ( предметный, понятийный состав), затем прилагательные ( чувства, эмоции, окраска) и глаголы ( действия, состояния, мотивы).

Прежде всего, учащихся надо учить герметическому анализу, т. е. внутреннему, а затем – сопоставительному.

 

Самой распространенной сегодня является методика М. Л. Гаспарова, который выделяет 3 уровня анализа стиха:

1 уровень.  Верхний, идейно- образный, содержательный.

В нем 2 подуровня. Во- первых, идеи и эмоции, во- вторых, образы и мотивы.

Сразу же обращаем внимание на эмоциональный фон, пафос стихотворения ( пафос может быть лирический, мировоззренческий, эпический).

Различаются эти уровни по тому, какими сторонами нашего сознания мы воспринимаем относящиеся к ним явления.

Верхний, идейно-образный мы воспринимаем умом и воображением.  Итак, определяем в стихотворении главное: образы и мотивы. Нередко тема уже заявлена в названии стихотворения: « Тоска по родине», « Баллада о любви». Если стихотворение не имеет названия,нужно найти ключевые слова – те, которые насыщены максимальной информацией. Чтобы определить идею, после прочтения задайтесь вопросом: зачем автору понадобилось обратиться к этой теме, что он хочет  сообщить с ее помощью.   В идее стихотворения отражено авторское восприятие описываемой ситуации. Когда мы анализируем стихотворение, обращаем внимание на неожиданности, обращаем внимание на систему конфликта.  Это может быть конфликт слова, начало и конец стихотворения.

2 уровень.  Средний, стилистический мы воспринимаем чувством языка: чтобы сказать, что такое-то слово употреблено не в прямом, а в переносном значении; а такой-то порядок слов возможен, но необычен.  Прежде всего, рассматриваются тропы, слова в переносном значении, потому что они работают на идею.  Идет работа с лексикой и синтаксисом текста, слова рассматриваются в их сочетании и расположении. Работая с лексикой, мы неожиданно ловим себя на мысли, что где-то подобное уже встречали.  Здесь возможен выход за рамки герметического анализа, и тогда  рассматриваем ситуацию в интертекстуальном аспекте. Не забываем о хронотопе, создающем ощущение вечности, а не только конкретного эпизода.

3 уровень.  Фонетический, собственно- стиховой.  Этот звуковой уровень мы воспринимаем слухом, чтобы уловить ритм стихотворения или аллитерацию. Обращаем внимание на ритмику, строфику, звукопись. Размеры стиха могут передавать настроение. Есть ощущение, что формы работают с содержанием

 

Единой схемы анализа не существует, но опираться на три уровня необходимо. Существует все- таки иерархия при анализе: что важно, что второстепенно. При анализе важно учитывать хронотоп – пространство места и времени. Стиховеды говорят, что в анализе не обязательно идти строго по уровням. Анализ стихотворения субъективен, но надо искать доказательства.

 

Вложения:
Скачать этот файл (Шихалева О.В. - Анализ поэтического текста.doc)Шихалева О.В. - Анализ поэтического текста[Скачать с портала]