МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Дегтярева Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Такмыкская средняя общеобразовательная школа» Большереченского района Омской области

 

Развитие способностей талантливых детей на уроках литературы

 

Развитому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Любой педагог знает, что бездарных детей не бывает, каждый ребенок талантлив по-своему.

Главная задача учителя – найти и развивать способности каждого ученика.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются с детства. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в  жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Бесспорно, эта работа ответственна и сложна, и добиться поставленных целей можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей.

 

Цель моей работы – выявить и развивать индивидуальные способности каждого ребенка на уроках и в послеурочной деятельности.

Уроки литературы наиболее эффективно позволяют развивать разносторонние способности учеников. За время работы учителем литературы и русского языка у меня сформировалась  следующая система работы по данной проблеме.

 

1 этап

Уроки литературы в 5-6классах

Цель: выявить индивидуальные способности каждого ученика.

 

Тема урока: Устное народное творчество.

 

На данных уроках предлагаю детям следующие творческие задания:

- исполненить  частушки, песни

- обыграть загадки, колыбельные песни

- создать рисунки к сказкам

- инсценировать сказку

- придумать костюм для любимого сказочного героя

В итоге выявляются сценические данные отдельных учащихся, художественные способности, талант перевоплощения, выразительность речи.

 

Тема урока: Древнерусская литература.

 

Творческое задание: создаем  рукописную книгу.

На данном этапе работы продолжается выявление художественных, авторских, редакторских способностей учеников.

 

Тема урока «Басни» предполагает развитие сценических способностей

Тема урока: Стихи русских поэтов

Предлагаются творческие задания:

- Сочинить четверостишие по предложенной рифме,

-  по определенной тематике,

- на свободную тему

Данные задания позволяют выявить поэтические дарования учеников.

 

Практически каждая тема урока дает возможность выявлять все новые способности ребят, о которых порой они даже не подозревали.

Очень важно зафиксировать все достижения учеников, довести до сведения родителей, т.к. именно родители заинтересованы в развитии талантов своих детей.

Итоги 1 этапа моей деятельности:

1. Выявлены творческие способности большинства учеников

2. Представлены кандидаты в редколлегию школы

3. 2 учащихся поступили в художественную школу

4. Победители в школьном конкурсе стихов

5. Участие в районном празднике «Белозеровские чтения» и участие в создании книги «Белозеровские чтения.

6. В результате проделанной работы многие родители сами, без приглашения стали заходить в школу, интересоваться делами своих детей, просить совета.

 

2 этап

Уроки литературы в 7-8классах

Цель работы: развивать способности каждого ученика, выявлять новые, углублять и расширять горизонты познания.

 

В 7 классе продолжаю работу по теме «Устное народное творчество», кроме изучения учебного материала предлагаю ребятам собрать фольклорный материал у жителей села, бабушек и дедушек, отметить особенности языка, систематизировать собранные материалы. Таким образом формируется уважительное отношение к традициям своего народа, в произведениях устного народного творчества черпается народная мудрость.

Для расширения кругозора учащихся предлагаю изучение творчества других народов.

 

В 7-8 классах предлагаю ребятам участие в различных творческих конкурсах, провожу индивидуальные консультации, помогаю собирать и анализировать материалы. Очень важно на данном этапе не потерять заинтересованность учащихся индивидуальной темой, поддержать любые начинания ребят, подчеркнуть их значимость..

Итоги творческой работы на втором этапе более значимые:

1. Участие ребят в научно-практической конференции

2. Участие в краеведческом слете (1 и 2место)

3. Выступление на районном фольклорном празднике «Весенние переливы» чтение басни на белорусском языке (2место)

4. Участие в конкурсе стихов по соблюдению правил дорожного движения (стихотворение собственного сочинения- 2место)

А главное то, что мои ученики развивают свои способности: художественные, артистические, поэтические  и т.д

 

3 этап

Уроки литературы в старших классах

Цель: помочь учащимся совершенствоваться, научить видеть глубину художественного текста, расширять кругозор, развивать индивидуальные способности, оказать помощь в выборе профессии.

Уроки литературы помимо изучения художественных текстов дают толчок для творческой деятельности.

Своим ученикам я предлагаю исследовательские работы. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности учащихся.Предлагаются разнообразная тематика исследовательских работ. Работа некоторых  учащихся над докладами и рефератами продолжается не один год. У ребят появляется заинтересованность в предмете, подкрепленная хорошей отметкой по литературе. Создавая научную работу, они учатся внимательно читать источник и пользоваться дополнительной литературой, делать выводы, определять цели и задачи.  Защита реферата  помогает им подготовиться для публичного выступления и почувствовать свою значимость. А эти качества, несомненно, пригодятся им в жизни.

Продолжается и творческая работа. Старшеклассники создают стенгазеты, пишут статьи в районную газету, выступают на сельских праздниках.

Любимым занятием остаются инсценированные выступления и литературные праздники.

Итогом моей деятельности с гордостью можно назвать четырех выпускниц, поступивших на филологический факультет, студентку театрального училища толчок в жизнь которым дали мои уроки.