МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Тимченко Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ Лицей №23 г.Калининграда Калининградской области

 

«Никто на земле не рождается бесцельно…»

(урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Казакова «Арктур – гончий пёс»)

 

 

Начало урока

  • Приветствие детям и гостям урока

Объявление темы урока (слайд№1)

Объявление целей урока (слайд №2)

 

Цели:

  • учиться выделить в тексте нужные для характеристики литературного героя слова и выражения;
  • развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное;
  • формипровать внимание к выразительным средствам языка;
  • развивать аналитическое мышление, творческие способности;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, интерес к творчеству писателя,
  • воспитывать гуманное отношение к братьям меньшим.

 

Памятка «Как написать синквейн» (слайд№3)

 

Наглядность урока:

  • презентация
  • видеофрагмент из телеспектакля по одноимённому рассказу
  • иллюстрации художников Н.Строгановой и М.Алексеева к рассказу Ю.П.Казакова, вышедшему в издательстве «Советская Россия» в 1980 году отдельной детской книгой

 

Оборудование урока:

  • текст рассказа Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пёс»
  • индивидуальный лист учащегося с заданиями по рассказу (сдаётся в конце урока)
  • учебник «Литература. 7 класс. Часть 2. Автор-составитель В.Я.Коровина

 

 

Ход урока:

 

Слово учителя

(слайд №4-Вечные вопросы)

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто, увлекательно и искренне говорить о сложном, да-вать  ответы  на вечные вопросы: зачем должен жить человек? Что главное в его жизни? В основе его луч-ших рассказов зачастую лежит подлинный случай.

Проектор отключается.

 

Дома в учебнике вы читали статью  о писателе, написанную им самим (с.180-181)

- Что узнали о писателе?

Штрихи к портрету:

-не сразу нашёл свой путь

-долго увлекался музыкой (виолончель, контрабас), мечтал стать дирижёром оркестра,

-хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете или в журнале

-увлечение литературой привело его в 1953 г. в Литературный институт им. А.М. Горького

 

Слайд №5 (Казаков-«охотник»)

Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, охотился.

А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рас-сказами.

Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.

 

Слайд №6 (Эпиграф)

«Никто на земле не рождается бесцельно… и … нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» это слова из 8-ой главы рассказа Казакова про Арктура.

 

Слайд №7 (Посвящение)

В 1957 году вышел в свет рассказ «Арктур – гончий пёс», посвящённый М.Пришвину.
Юрий Казаков, увлечённый творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север, прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе.

 

Аналитическая работапо рассказу.

 

Часть 1.

-Как вы словами автора озаглавили 1-ую главу?

(Ответ «О его прошлом можно только догадываться…»)

 

Слайд №8. Проектор отключается.

 

-Кто главный герой этой главы? (бездомный пёс)

- Какова история появления пса в городе?

История неизвестная. Разные слухи: бросили проезжавшие цыгане; приплыл на льдине.

- Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса.

-существительныеные (пёс, бродяга)

-прилагательные и причастия (чёрный, насторожённый, неуверенный, бездомный, угрюмый,

неловкий, недоверчивый)

-глаголы(приплыл на льдине, заволновался, неловко прыгнул, остался жить в городе, научился

выть, как волк, часто болел, рылся на свалках, получал пинки, претерпел великие мытарства,

настала горькая и трудная жизнь)

 

Слайд №9 (Бездомный пёс-бродяга)

 

Самостоятельная работа по составлению синквейна на тему «Пёс»

Ученики зачитывают варианты созданных синквейнов.

 

Слайд №10 (Синквейн №1). Проектор отключается.

 

  • Часть 2-3

-Как вы озаглавили 2-ую часть рассказа? («Однажды в доме появился ещё один обитатель»)

- Если в первой части главным героем был только пёс, ещё какие герои появляются в рассказе?

Я - рассказчик, доктор.

- Что узнали о докторе?

-существительные (доктор, хозяин)

-прилагательные, причастия(вечно занятый, молчаливый, иногда был равнодушным, но чаще

всего был добр, одинок)

-глаголы (любит петь, лечит детей, живёт один, обедал и спал на террасе).

 

Слайд №11 (Доктор)

 

Самостоятельная работа по составлению синквейна на тему «Доктор»

 

Ученики зачитывают варианты созданных синквейнов.

 

Слайд №12 (Синквейн №2).

- Как в доме появился ещё один обитатель?

- Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса?

«Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза».

- Как получил пёс своё имя?

В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае.

 

Слайд №13 (В судьбу вмешался человек, и всё переменилось)

 

Слайд №14 (Карта звёздного неба)

Если в апреле-мае посмотреть на звёздное небо, то в Северном полушарии можно увидеть такие созвездия Волопаса, Волосами Вероники, Гончие псы. Самой яркой звездой среди них будет Арктур.

 

Слайд №15

В рассказе Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс» доктор называет случайно попавшего в его дом пса Арктуром в честь «большой звезды, синим блеском переливающейся низко над горизонтом».

 

Слайд №16 (Арктур)

– красный гигант, ярчайшая звезда в созвездии Волопаса и всего Северного полушария. Четвёртая по яркости звезда ночного неба. Видна она со всех континентов. Это единственная звезда, которую можно разглядеть днём в телескоп.

Арктур становится домашним псом.

-Как Арктур относится к соему хозяину?

(необыкновенно, возвышенно, страстно и поэтично)

Автор наделяет пса человеческими чертами, что позволяет оценивать его характер более глубоко. И в дальнейшем мы обратим внимание на этот прием.

-Как могла бы сложиться жизнь собаки, если бы в доме доктора больше никого не было?

(может быть, разжирел бы, обленился)

-Кто ещё является героем 2-ой части? (рассказчик).

-Что нам о нём известно?

 

Слайд №17 (Рассказчик).

- Какое изменение произошло в жизни Арктура благодаря рассказчику? (встреча с лесом)

 

Просмотр видеофрагмента из фильма (отрывок №6)

 

Слайд №18 (Мир звуков и запахов). Проектор выключается.


  • Часть 4-6

 

Самостоятельная работа по тексту

- Какие изменения произошли в псе после знакомства с лесом? Каким он был раньше и какой он теперь?

план

раньше

после знакомства с лесом

1.Движение

 

2.Голос

 

3. Ощущения, чувства

4.Жизнь

двигался осторожно, медленно, свободно не бежал

выл мрачно, длинно, тоскливо

 

неуверен, напряжен

обычная жизнь домашнего пса

Выкатился, мчался, бежал высоко подпрыгивая, гнал

Азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь

Азарт, страсть, он был неузнаваем

Жизнь приобрела героический, возвышенный смысл.

 

Слайд 19 (Проверка таблицы»Сэтого дня жизнь его пошла другим чередом…» после обсуждения

 

Слайд №20

- Объясните фразу из рассказа, сказанную об Арктуре: «Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью.

 

Слайд №21

Жизнь собаки наполнилась новым содержанием, обрела цель, смысл. Каждый последующий день приносил псу новые впечатления и открытия. Арктур не просто бесцельно носился по лесу, а служил незримому хозяину-охотнику, исполняя своё предназначение. Делать это приходилось, преодолевая слепоту, терпя боль и голод, разрываясь между любовью к доктору и зовом крови.

 

Слайд №22 (Необыкновенный гончий пёс).

(Разнеслась слава. Хотят купить охотники.).

Прочитайте синквейн №3 на тему «Арктур».

 

Слайд №23 (Синквейн №22).

  • Обобщение.

 

Слайд №24 (Этапы жизни собаки)

- Проследим, какие события произошли в жизни Арктура.

(В ходе рассуждения рисуем схему.)

 

  • Композиция рассказа. Проектор отключается.

- Как построен рассказ?

(Поделён на девять глав.)

- Внимательно ли мы читали рассказ?

 

На разрезанных карточках (каждый пункт в одной карточке)  записан цитатный план к рассказу, но в нём нарушена последовательность. Вам нужно её восстановить, соотнести с конкретными главами и композиционными частями.

 

В результате работы должен получиться план.

I. Экспозиция. “О его прошлом можно только догадываться” — гл. 1.

II. Развитие сюжета.

1. “Однажды в доме появился ещё один обитатель”.

2. “Собаки бывают разные... Арктур не был похож ни на одну из них” — гл. 2–3.

3. “Лес ошеломил Арктура” — гл. 4.

4. “С этого дня жизнь его пошла другим чередом” — гл. 5–6.

5. “Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе”-  гл. 7.

6. “...Если бы все прекрасные истории имели счастливый конец” — гл. 8.

III. Эпилог.

“...Ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!” — гл. 9.

- Теперь соотнесём главы и периоды жизни главного героя.

- О чём говорится в первой главе — экспозиции рассказа?

( о большей части жизни Арктура, но этому посвящена только одна глава.)

- Как долго прожил Арктур у доктора?

(Около трёх месяцев.)

- Почему же этому периоду писатель посвящает семь глав?

(Видимо, потому, что эти три месяца оказались важнее всей предыдущей жизни.)

- Что же произошло за это время? Дайте ответ одним предложением.

( Варианты ответов: “Встретил хозяина”, “Нашёл хлеб и кров”, “Узнал лес”, “Научился гонять дичь”, “Его полюбили” и т.д.)

- А самое главное событие в его жизни?

(главное — это осознание Арктуром себя не просто собакой, а гончим псом)

 

Слайд №25.

“Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”

Объясните смысл последнего предложения. - Что общего у собаки с этой звездой?

 

Звезда

Арктур

— немеркнущая;
— особенная (самая яркая в северном полушарии);
— выделяется среди других;
-происхождение звёзд неизвестно.

— память о нём остаётся (“мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”);
— особенный: силён и велик;
чутьё; слышал тончайшие звуки; никогда не скулил;

— происхождение пса неизвестно.

 

- Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего “громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”?

(Слепой пёс не удовольствовался сытым существованием, он погиб, как воин, в погоне за врагом)

- Как он погибает?

конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, “когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа”. А вначале “Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому”. И погибает Арктур, поддавшись власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не видимых для него опасностей. Но эта смерть, по крайней мере, возвышеннее, чем если бы он “сдох где-нибудь в овраге”, не вмешайся в его судьбу человек).

- Как прожил пес эту короткую жизнь? Какими словами можем определить, оценить его жизнь?

Он завоевал любовь людей: после его пропажи “оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь доктору в поисках”).

 

Проверка синквейна №4 на тему «Рассказчик».

 

После прослушивания нескольких вариантов – слайд №26.

- Как вы думаете, автор в рассказе рассуждает только о жизни и смерти собаки или в рассказе имеется более глубокая мысль?

(И о жизни людей. О смысле жизни)

- Как вы думаете, автор в рассказе рассуждает только о жизни и смерти собаки или в рассказе имеется более глубокая мысль?

Автор хотел, чтобы человеческая жизнь не проходила впустую, чтобы каждый успел исполнить свой долг перед людьми и матерью-Землёй, как сделал это слепой пёс со звучным именем Арктур)

- А почему рассказ так называется?

(Пес обрел счастье, смысл жизни, став гончим псом, т.е. когда нашел свое предназначение)

 

Слайд №27 – возвращение к эпиграфу урока.

 

Слайд №28 – выводы по рассказу.

 

Слайд №30 – после того, как дети прочитают свои синквейны на тему №5 «Рассказ»

 

Слайд №30 – премия имени Казакова

 

Слайд №31 – спасибо за внимание.

 

В качестве домашнего задания предложим ученикам темы для сочинения-размышления.

  • О чём хочется поразмышлять после чтения рассказа Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс»?
  • Как относятся к миру природы люди, понимающие, что “никто не рождается на земле бесцельно...”, и те, кто об этом не задумывается?

 

ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ВИДЕОФРАГМЕНТ К ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЕ -

МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ