МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Гайкова Нина Николаевна, преподаватель литературы и русского языка ГБОУ СПО «Полиграфический колледж №56» г.Москва

 

Методическая разработка на тему «Бранная слава Святой Руси и Великой России»

 

 

Введение

Как дерево с обрубленными корнями вскоре засыхает, так и лишённый духовных корней человек напоминает сухой, оторванный лист, гонимый по земле ветром. В одном из самых известных своих произведений А.С.Пушкин писал, что только в любви «к родному пепелищу» и к «отеческим гробам… залог величья человека, сомостояние его». Поэтому человек, упростивший жизнь до физиологического восприятия, незнающий нашего общего начала, подобен слепцу, движущемуся к пропасти; или напоминает известную притчу, когда четверо слепцов судили о слоне по одной из частей тела. А это не столько жалко и смешно, сколько опасно.

Слово «методика» изначально является однокоренным с именем одного из создателей славянской азбуки –   Св. Мефодия. А имя — это в переводе с греческого языка означает «упорядоченный человек». Именно поэтому целью любой методической разработки должно быть выстраивание системы знаний, размышлений на ту или иную тему, а не написание некой «инструкции».

На мой взгляд, выбор темы, особенно по литературе, должен исходить из глубины размышлений преподавателя; из желания поделиться своими знаниями, своим духовным опытом, из желания привлечь внимание к нравственным проблемам. И этот духовный опыт должен быть глубоко осмысленным, даже, наверное, выстраданным.

И вот примерно последние двадцать лет, освобождаясь от идеологии тоталитарного государства, навязанного материалистического взгляда на мир, мы имеем возможность осмысливать литературные произведения и исторические факты с духовной точки зрения, что было присуще большинству писателей, воспитанных в России, русским воинам, для которых долг перед Отечеством был неотделим от ответа за дела свои перед Богом. Церковь же не была отделена от государства, о чём мы, современные люди, часто забываем, а потому искажаем собственное восприятие и понимание.

Конечно, тема бранной славы Руси, а потом России – один из самых ярких тому примеров. Именно об этом пойдёт речь и в теоретической части, и во всей разработке.

 

Теоретическая часть.

Без духовного воспитания невозможно формирование правильных ценностных ориентиров, умения противостоять злу.   Потому как напоминание, даже укор, звучат слова убиенного большевиками философа П.А.Флоренского о том, что понятие «культура» происходит от религиозного культа, а при распаде этой связи культура становится «не только антибожественной, но и античеловеческой», в чём приходилось неоднократно убеждаться.

А для многих эта связь надолго распалась и не восстановлена до сих пор. Потому   и необходимо, чтобы люди с детства знали основы хотя бы православной культуры.                Это – нравственный долг и родителей, и преподавателей.

В основе не только культуры, но и жизни в целом, хотя они, без сомнения, взаимосвязаны, всегда была положена русская соборность, то есть, духовное единство.    Всё сказанное относится, конечно, и к осмыслению воинской доблести, образу русского воина, как в литературном, так и в историческом осмыслении.

Начиная с древнерусской литературы, мы читаем, что шли наши предки на смерть за Веру Православную, за Святую Русь, за раны князя, возглавлявшего дружину.

А в преисполненных болью произведениях, отражавших нашествие татаро-монгольских завоевателей, безымянный автор оплакивает прежде всего разорённые святыни, а потом только гибель князей. Не жалко своих соотечественников?! Жалко, конечно, как любому нормальному человеку. Но и автор, да и, наверное, большинство людей понимало, что без сохранения Православия не будет Руси, не будет и нас!

Понимали это и Александр Невский, и Дмитрий Донской.

И потому князю Александру являются на ладье убиенные, причисленные к Лику Святых Борис и Глеб, чтобы помочь своему сроднику.

Принимает очень важное сражение и сын его – Даниил Московский, тоже впоследствии причисленный к Лику Святых, хотя Святой Даниил гораздо больше известен как «миротворец святой», как написал о нём архидиакон Роман.

Страшную смерть в Орде приняли Святые князь Михаил Черниговский и болярин Феодор. Принимают, как древние христиане, не пожелавшие поклониться поганым, языческим идолам!

В орде убит и Святой Князь Михаил Тверской.

Вроде мы всё это знаем, но надо ещё и осознать! И нам бы всем их стойкости! От нас ныне требуется многократно меньшие жертвы!

И, конечно, знают все о благословении Князя Дмитрия Святым Сергием Радонежским и о двух монахах   - Ослябе и Пересвете, которые, как будто в нарушение монашеского обета идут сражаться на поле брани – тоже с благословение Святого Сергия.  Нет не в нарушение! Они сражаются за спасение Веры Православной, а значит, и России.  Об этом уже говорилось выше. Да и сбросившаяся с башни вместе младенцем княгиня, вдова убитого врагами рязанского князя, не совершает, даже по мнению Церкви, смертного греха самоубийства – она спасается от осквернения поганых, а младенца спасает от рабства.

За спасение России от притязаний латинян сражается и Народное Ополчение, возглавляемое Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.

За царя принимает лютую смерть и сельский староста Иван Сусанин - не за личность пусть и очень благочестивого Михаила Фёдоровича Романова, а за Монархию как основу миропорядка. И, собираясь, по сути, на крестный путь, говорит он своей рыдающей семье:

«Творец защитит вас Святой своей силой

Не даст он погибнуть, родимые, вам

Покров и Помощник Он всем сиротам».

(Думаю все, хоть раз в жизни читали эти строки).

И не было бы победы ещё без одного героя – Патриарха Гермогена, рассылавшего воззвания русскому народу и за то от народа изолированного изменниками, и принявшего мученическую смерть. (Уже в 1917г. по его гробнице будет стрелять зарвавшаяся чернь – новые изменники).

Уже в начале 20-века Святой Иоанн Кронштадтский сказал, что подвиг воинский и подвиг молитвенный всегда были рядом. И, конечно, все приведённые и выше, и далее примеры героической русской истории – яркие тому примеры.

Даже во время Полтавской битвы по предводительством  Пётра Первого, имевшего достаточно неоднозначное отношение к Праваославию, народ сложил кант, в котором пелось, как в царя попало три пули – одна в седло, но конь лишь быстрее поскакал; другая – в шляпу царя, но он «шляпу снял, перекрестился, дальше в битву полетел», а третья в грудь!

Однако «на груди его широкий чудотворный крест висел». А потому «пуля с визгом отскочила от широкого креста – и спасённый победитель славит Господа Христа»!

Может быть, именно так и не всё было, но образ мышления русского солдата комментариев не требует. И сложили этот кант, судя по всему, те, кто сражался на поле брани.

И, совершенно удивителен образ простого русского солдата этой это Иоанн Русский! «Русский» - и больше не надо никаких пояснений!

И сам иконописный образ при внимательном взгляде говорит и великом смирении и великой жертвенности. Его святым почитали уже при жизни, даже мусульмане, захватившие солдата в плен.

Все, конечно знают знаменитые слова, которые не поворачивается язык назвать лозунгом, - «За Бога, Царя и Отечество». Только в суть их часто не вдумываемся. Оттого и попускаем зачастую поклонение разным идолам, считая себя христианами.

А почитаемый даже в годы Советской А.В.Суворов сражался именно за Православную Монархию.

Всем хорошо известны его слова: «Мы русские – с нами Бог»! А солдат он называл православными «чудо-богатырями». А незадолго до смерти он написал Покаянный Канон Спасителю.

И похоронен наш великий полководец в Александро-Невской Лавре – одной из всемирно известных святынь.

А потом, уже во время Первой Мировой войны, случилось то, что не вместить нашему помрачённому грехами уму, но и сомневаться в подлинности происходившего повода у нас быть не может. Должно только принять, понимая нашу немощь и не пытаясь объяснить рационально!

Попавший в окружение Фаногорийский полк не имел уже никакой надежды. Молодой поручик, принявший командование после убийства командира, молит Бога уже только о спасении полкового знамени.

И вдруг все увидели А.В.Суворова! Именно весь полк увидел, как «сам генералиссимус Суворов у седого знамени возник» и крикнул «за мной, фаногорийцы, с Богом, батальонный командир!»

Фаногорийцы вырвались из окружения. Погиб тот самый молодой поручик.

А ночью у гроба «сам Суворов плакал, ночью дважды часовые видели его».

Всё это описал один из сражавшихся в том полку -  офицер и поэт Арсений Несмелов, в стихотворении «Суворовское знамя» и, повторяю: нет повода у нас, потомков, сомневаться, что так всё и было!

(Из стихотворения «Суворовское знамя» взяты приведённые выше строки, а само произведение читается студентами в программе «Благословенное воинство»).

И вот уже в 1812г. сброд, воюющий в наполеоновской армии, не имеющий ничего святого, вход в Москву начинает с осквернения наших святынь. Всем, думаю, хорошо известно об устроенных Наполеоном конюшнях в соборах Московского Кремля, о попытке взрыва Новодевичьего монастыря и о подвиге монахини, его предотвратившей.

Когда отмечалось 200-летие Бородинского сражения, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что наполеоновские захватчики рвались не к официальной столице, а к сердцу Православной Руси – к Москве. И русские православные воины преградили путь слуге антихриста, возжелавшего вершить судьбы мира.

А около Высоко-Петровского монастыря, потрясённый величием одной из самых древних московских святынь, один из наполеоновских генералов отказался расстреливать взятых в плен русских людей.

Да и нельзя не вспомнить, что вошедшие в Париж русские солдаты, многое вынесшие, выстрадавшие, не оскверняли чужих святынь, потому что чтили свои.

И уж, конечно, даже по фильму «Война и мир» все знают о Крестном ходе со Смоленской иконой Божией Матери накануне сражения. А ещё сохранились воспоминания, что сам Михаил Илларионович Кутузов, готовясь к сражению, читал «Взбранныя Воеводе» пред Образом Её Казанским.

Середина 19-го века – время в духовном смысле очень непростое. И нам, современным людям должно преклониться перед христианской жертвенностью русских солдат, добровольно ушедших воевать за освобождение болгарского народа от Османского ига.

«Мы воюем за спасение

Братьев, страждущих, славян…» -

Не берусь утверждать, что именно об этой войне писал поэт Серебряного века Сергей Городецкий в стихотворении «У Казанской Божьей Матери…», но эти слова   молитвы, конечно, перекликаются и с тем духовным настроем, который был в сердцах русских солдат, спасающих братьев во Христе.

Одним из героев Балканской кампании был потомственный офицер Леонид Михайлович Чичагов. Этого истинно русского офицера заботила прежде всего мысль               о душе солдата, который вынужден убивать ради спасения.

А в декабре 1937г. В возрасте 81 года, почти лишённый возможности самостоятельно передвигаться, он – тогда уже Митрополит Серафим в Таганской тюрьме отвергнет все лживые обвинения и примет смерть на Бутовском полигоне как Истинный Христов Воин, и будет причислен к лику Святых.

В Балканской кампании проявил себя с самой лучшей стороны и юный по возрасту, но духовно зрелый Великий князь Константин Константинович Романов - истинно русский офицер и прекрасный поэт.

Достаточно вспомнить его произведения: «Кадету», «Юнкеру», «К 25-летию Измайловских досугов», чтобы понять, как воспитывались будущие офицеры – защитники Отечества. Они «рассвета вешняя заря», готовые «сражаться с недругом жестоким за Родину, за Веру, за Царя» и должны «светильник Правды и Добра

донесть». «Доблесть, Любовь, Красота» - три слова, отпирающие «двери храма родного». (Думаю, нет необходимости говорить, что цитаты приведены и указанных произведений К.К. Романова).

Так же воспитывал он и своих собственных сыновей с младенческого возраста:

Будь же ты верен преданьям

Доброй, простой старины,

Будь же всегда упованьем

Нашей родной стороны.

С верою твёрдой, слепою

Честно живи ты свой век –

Сердцем, умом и душою

Русский ты будь человек.

Пусть тебе в годы сомненья

В годы тревог и невзгод

Служит примером терпенья

Наш православный народ.

(Стихотворение «Колыбельная»,

посвящённое сыну Иоанну)

Все дети его летом по мере сил с радостью трудились вместе с крестьянами, участвовали в крестных ходах и молебнах о даровании дождя. Все сыновья выросли храбрыми офицерами, а потом трое из них будут сброшены живыми в шахту и закиданы гранатами вместе с Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, инокиней Варварой и другими членами рода Романовых в страшном 1918г. Мученическая смерть Христа ради!

Я остановилась столь подробно на рассказе об этой прекрасной семье, чтобы наконец-то освободиться от искажённых образов царской и великокняжеских семей, которые навязывала нам коммунистическая идеология. Естественно, что самозваной власти царя Ирода надо было оболгать единственную законную власть России. И хочется, особенно в год 400-летия Династии Романовых, ощущать себя потомками Российской Империи, а шариковщины.

И примером верности Богу, Царю и Отечеству были те, кого шариковы казнили за участие в Кронштадтском мятеже. А среди них был прекрасный поэт, человек, вернувшийся в Россию, когда многие её покидали. Настоящий русский офицер, прямо смотревший в лицо палачам и отказавшийся от помилования, чтобы не стать предателем. По сути, тоже смерть воина Христова!

На стене камеры он начертал последние в своей жизни слова: «Господи! Прости! Иду в последний путь!» Это был Николай Степанович Гумилёв, добровольцем ушедший на Первую Мировую войну и дважды награждённый Георгиевским Крестом, выше которого награды не было.

Думаю, стоит вспомнить и созданные им в эти годы стихи: «Наступление», «Смерть» и «Война». (Эти произведения звучат в программе «Благословенное воинство»).

Гонящих с родной земли врага воинов лучше хлеба питает «Господне Слово», а пред убиенными «свод небесный будет раздвинут», и встретит их «Начальник в ярком доспехе» и «огнекрылых зов трубачей», потому что «серафимы, ясны и крылаты, за плечами воинов видны»!

Значит, и во время Первой Мировой войны, явившейся началом русской трагедии, было место подвигу, а жизнь Н.С.Гумилёва – один из ярких тому примеров.

Да и, продолжая тему царской и великокняжеских семей, нельзя не вспомнить, что и во время Первой Мировой войны и сама Царица, и великие княжны были сёстрами милосердия, что комментариев не требует.

А теперь стоит вернуться на несколько лет назад и вспомнить тоже трагическую Русско-японскую войну. Наверное, нет человека, причём не только в России, который не знал бы о подвиге крейсера «Варяг», о его капитане Всеволоде Фёдоровиче Рудневе. Одна из известных песен, в которой есть знакомые всем с детства слова: «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», пощады никто не желает», была создана немцем, не знающим ни слова по-русски. Так потрясён был этот чужеземец беспримерным подвигом русских моряков.

Важно ещё и то, что другую тоже прекрасную и тоже все известную песню «Плещут холодные волны» наряду с хорами военными и казачьими исполняют и хоры церковные, так же, как и песню о менее известном, но не менее героическом «Стерегущем».

«Командир прокричал: «Ну, ребята!»

Для нас не взойдёт уж заря!

Героями Русь ведь богата –

Умрёмте ж и мы за Царя!»

А в финале чайки «вечную память пропели героям пучины морской».

И нет необходимости говорить о полковых и корабельных священников, разделявших долю воинов, рядом с которыми несли своё служение.

«И русская судьба безбрежней,

Чем может грезиться во сне».

Эти слова о России, сказанные уже в 1944г.Б.Л.Пастернаком, выражают суть Вечной России. И отразил её поэт в образе моря и Русского Флота, о чём ещё будет сказано несколько слов.

В этом же стихотворении с символическим названием «Неоглядность» на русских воинов смотрят «из глубины веков Нахимов в звёздном ореоле и в медальоне Ушаков».

Наши русские флотоводцы смотрят с неба на героев Великой Отечественной войны!

А Фёдор Фёдорович Ушаков впоследствии будет причислен к Лику Святых. Но и неявленные были святы для русского воинства, для русского народа.

Таким образом, как будто и не желая того, мы приближаемся к теме Великой Отечественной войны. Кажется, что тогда забыли люди о Боге и Святых Его. Именно «кажется», несмотря на официальный атеизм.

Ныне о Церкви во время Великой Отечественной войны говорят и пишут немало.

Это и зашитый матерями в шинели сыновей 90-ый псалом, и письмо к Богу, найденное у убитого на Курской дуге солдата, и созданная на деньги верующих танковая колонна «Дмитрий Донской», и учреждение орденов Александра Суворова, Александра Невского, Фёдора Ушакова для поднятия боевого духа.               И, конечно, возвращение в 1943г.Патриаршества практически одновременно с возвращением военным погон как символа чести.

Хотелось бы снова вспомнить приведённые выше слова Иоанна Кронштадтского, а в связи с этим и солдата Ивана Воронова. В жестоком сражении он дал обет Богу, что если останется жив, станет монахом. И стал знаменитым старцем Алипием в Псково-Печерском монастыре. И ветеранов среди монахов было немало. А во время хрущёвских гонений, когда хотели закрыть монастырь, ответили монахи гонителям, что порох есть, оружие все держать умеют и будут отстреливаться. Русские православные воины отстояли свою обитель!

И настоятель Троице-Сергиевой Лавры Отец Кирилл (Павлов) – один из героев обороны знаменитого Дома Павлова.

В комментариях тоже нет никакой необходимости.

И потому в созданных 1944г. Б.Л.Пастернаком стихах, о чём говорилось выше, как духовная реальность присутствуют не только великие флотоводцы, но и святые воны, которых всегда почитали на Руси. Вдруг совершенно ясной, ощутимой становится великая глубинная связь, преемственность даже Красной армии   со славной воинской традицией Руси, когда воинский подвиг был неотделим от веры.

Это – его «Ожившая фреска» с обобщённым образом молодого русского воина-танкиста, хотя род войск здесь не слишком важен для автора.

Само произведение начинается со Сталинградской битвы, а далее главными становятся Образы Святого воина – Великомученика Георгия и Главы Небесного Воинства – Архистратига Михаила.

А само название!  Это же – возвращение к своим истокам, к поруганной, но не убитой вере в страшную для Родины годину.

В самом начале в страшном побоище он, т.е. русский солдат видит саван как символ смерти. Но совершаемый землёй «молебен об отвращенье бомбы воющей» даёт надежду на жизнь. Возможно, совершается «молебен» пред образом Святого Георгия за всех русских воинов, за всю Россию – и вот Святой Воин приходит на помощь, как много веков назад пришёл царевне, которую принесли в жертву чудовищу, попавшему в беду мальчику, купцу, благочестивым воинам Древней Руси, а теперь вот -  и русским солдатам, обороняющим Сталинград!

И заступничеством небесных сил гонят русские воины с родной земли «супостата». Неслучайно поэт обращается именно к этому слову, неслучайно и «облекается в латы» молодой танкист – ведь эти русские мальчики - потомки тех, кто гнал супостата со Святой Руси. И «топчут» они «вражеские танки с такой же чешуёй драконьею», как Святой Георгий побеждал змея!

Небесное Воинство, как и во все времена, приходит на помощь русским солдатам, освобождающим Отечество, пусть даже они на время забыли о Боге и Святых Его.              Но во время страшного побоища вспомнят, вспомнят обязательно! И больше не забудут! Потому и просияет «над змеем Лик Георгия». Сталинградская битва – не только переломное сражение. Это – и обращение к духовным истокам, это - торжество над антихристом, возжелавшим мирового господства и несущего смерть всему живому. Как и много раз бывало, русские воины встают у него на пути.

Очевидно, что это потрясающее произведение во многом перекликается со стихами   Н.С Гумилёва о Первой Мировой войне, о которых говорилось выше.

Если эти образы возникли даже в года официального атеизма, значит в душе народа они были всегда! Всегда помнили на Руси Святых воинов!

А на мете жестоких боёв или в память о них возводили храмы – памятники: Храм Рождества Богородицы в честь победы на Куликовом поле, Храм Святого Иоанна Воина в честь победы под Полтавой, Храм Христа Спасителя в честь победы над Наполеоном др.

И очень отрадно вот эта традиция стала возрождаться – белый храм возвышается на месте жестокой битвы на Курской дуге, на Поклонной горе в Москве и многие продолжают возводиться.

И в финале необходимо вспомнить, что защищая Отечество, никогда не находили русские люди радости в том, чтобы чужую кровь пролить, как говорили спутники Садко, встретившие жестоких чужеземцев. Никогда не стремились, в отличие от «цивилизованной» Европы, уничтожать другие народы. Это отразилось и в русской литературе о войне. И, как уже говорилось выше, не учиняли варварства и святотатсва.

Всё сказанное так ли иначе говорится студентам, с акцентом на духовное и нравственное начало, а потому

Целью данной разработки является приобщение к духовному наследию бранной славы Святой Руси и Великой России и осознание этой вечной, нерушимой связи.

При работе с данными программами ставятся следующие задачи:

- ознакомление с героической историей России, в том числе и отражённой в литературе;

- развитие ассоциативного мышления, осознание, что история не случайное «нагромождение» фактов, а литература не «нагромождение» фантазий писателей, а всё имеет общий духовный стержень;

- воспитание уважения к России и героическому её народу, осознание своей причастности к происходящему.

Воинство земное и Воинство Небесное во главе с Архистратигом Михаилом!  Все сражаются за Истину против зла, против дьявола!  На том всегда стояла Великая Россия

 

Литература

1. Материалы журнала «Русский дом» за 2003год, за 2005 год и за 2011год

2. Материалы журнала «Православная беседа» 2012г. № 6

3. Е.Н.Поселянин «Судьбы царёвы»

4. Житие Святого Благоверного Князя Александра Невского.

5. Житие Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского

6. Житие Святого Великомученика Георгия Победоносца

7. Житие Святого Новомученика Серафима (Чичагова)

8. «Задонщина».

9. «Слово о полку Игореве»

10.Программа из цикла «Ленинградское дело», посвященная Н.С.Гумилёву

11. Воспоминания П.Багратиона об А.В.Суворове.

12. Предисловие к сборнику стихов К.К.Романова – К.Р.

13.Воспоминания А.А.Тарковского о Великой Отечественной войне

14.Программа из цикла «Библейский сюжет», посвященная Б.Ш.Окуджаве.

15.Сборник духовной поэзии «Слово и дух».

16. Литературные и музыкальные произведения, указанные в литературно-музыкальных композициях.

 

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ