МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Чарушникова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №9» г.Ставрополь

 

Итоговый урок по комедии Фонвизина «Недоросль»

 

 

Цель: обсудить проблемы гражданственности, воспитания, образования в комедии; рассмотреть проблему новаторства  в пьесе, актуальность пьесы в наши дни.

 

Оборудование: презентация к пьесе «Недоросль», иллюстрации к произведению, карточки с вопросами.

 

Ход урока

1. Психологическая минутка:

 

Учитель: Скажите мне всего одну фразу: « Здравствуйте, мы Вас знаем».  Ее нужно произнести так, как будто вы, действительно, знаете меня уже давно. Уверены, что я, как герой комедии» Недоросль» отстаиваю передовые идеи и как учитель» сею разумное, доброе, вечное»

 

2. Учитель показывает музыкальную шкатулку. Звуки этой шкатулки перенесут учащихся в мир героев Фонвизина. Предлагает посмотреть  первую сцену комедии, которую подготовила группа учащихся к данному уроку( Сценка» Тришкин кафтан»)

 

3. Беседа с классом по вопросам:

 

-Как вы думаете , почему пьеса « Недоросль начинается именно с этой сцены» Тришкин кафтан»?

-Где впервые была поставлена комедия?

-Что сказал князь Потемкин после выхода комедии в свет?

-Что раньше обозначало слово « недоросль»?

-Какие недостатки обличал Фонвизин в своей комедии?

 

4. Просмотр презентации по комедии» Недоросль»

 

5. Краткая характеристика героев комедии.( По законам классицизма герои комедии делятся на положительных и отрицательных. Давайте назовем их и дадим краткую характеристику. Положительные: Правдин, Стародум, Милон, Софья. Отрицательные: Простакова, Простаков, Митрофанушка, Скотинин, Цифиркин, Вральман.) Просмотр слайдов.

 

6. Мини-викторина на знание текста комедии.

 

Кому из персонажей комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Тиранствовать никто не волен»?

Кому принадлежат слова: «Начинаются чины, перестает искренность»?

Кто и кому платил «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день»?

Кому из персонажей комедии «Недоросль» на его заявлении написали: «От всего ученья    уволить: писано бо есть – не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами»?

Кто умер с голоду, лежа на сундуке с деньгами?

Кому казалось, что он, живя в доме Простаковых, находится среди лошадок?

Какой фразой заканчивается комедия «Недоросль»?

Кому принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?

Что означает имя Митрофан?

Кому принадлежат слова: «Начинаются чины, перестает искренность»?

Про какую науку говорит Простакова: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка»?

 

7. Физминутка: Учитель по очереди кидает мячик учащимся. Зетем задает вопрос: « Кто и кем игрет в комедии , как мячиком»

 

8. Задание по карточкам: продолжить афоризмы Стародума:

-Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь……..

-В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор,……

-Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом……..

-Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души…..

 

9. Прогулка по урокам Митрофанушки( чтение по ролям выборочных эпизодов из комедии

 

10. Региональный компонент: какие Ставропольские писатели обращались в теме воспитания и образования в своем творчестве.

 

11. Рефлексия. Подведение итогов урока.

 

Домашнее задание: мини-сочинение "Современные Митрофанушки. Какие они?"