МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Булыгина Наталия Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Пречистенская СОШ» Первомайского района Ярославской области

 

Методика реализации учебного проекта с использованием сетевых сервисов на уроках литературы

 

 

В  условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе, частности к литературе,  а также к процессу обучения, особые надежды возлагаются на новые подходы к преподаванию, направленные на развитие у школьников устойчивого интереса к литературе.

Основная задача учителя-словесника – это научить ребят работать с текстом, с художественным словом, с книгой. И ничего менять в преподавании предмета литературы уже нельзя. Я думаю, что проектная деятельность на уроках литературы с использованием современных ИКТ-технологий в большей степени позволяет мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение произведений, как русских, так и зарубежных писателей.

Проектная деятельность, грамотно спланированная и организованная, позволяет придать личностный характер знаниям, даёт возможность обучающимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы, поэтому девизом проектного обучения может стать китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». А учитель создаёт в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, способствует развитию самостоятельности в процессе обучения.

Чтобы пробудить интерес к своим предметам  и систематически поддерживать его, я применяю в своей педагогической деятельности метод проектов на основе использования современных ИКТ-технологий, которые предоставляют широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся. Я считаю, что ученик, владеющий компьютером, учится критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию, работать самостоятельно. Уроки, проводимые с использованием компьютерных технологий, вызывают у учащихся повышенный интерес к моему предмету, что в настоящее время актуально при снижении мотивации школьников к обучению.

В течение нескольких лет  у меня сложилась своя система введения метода проектов в классно-урочную систему.

Любой проект направлен на изучение некоторой учебной темы или учебного раздела курса литературы. Любой проект начинается  с создания  паспорта, где определяются этапы и сроки проекта.

При планировании проекта я всегда помню следующее. Выбирая  и предлагая учащимся тему проекта, учителю нужно понимать, почему эту тему целесообразнее изучать именно с использованием метода проектов. Мотивом для проектных исследований учащихся может стать выяснение истины, поиск аргументов, столкновение прежних и новых оценок. Учителя же не всегда устраивает и дидактический аппарат учебника и по содержанию.

На 1 уроке я создаю проблемную ситуацию. В конце 2 урока, я 10-15 минут отвожу на организационные вопросы:  устанавливаем сроки проведения проекта, указываю источники информации, которые могут стать отправными точками в исследованиях. А далее самый длительный этап – практический.

Я всегда даю понять учащимся, что успех зависит, прежде всего, от их инициативы и самостоятельности, а вовсе не от указаний учителя. А моя роль – создать такие условия работы, в ходе которых проявляются и развиваются различные умения учащихся.

До недавнего времени я успешно реализовывала учебные проекты в курсе литературы, не используя возможностей социальных сервисов сети Интернет. Познакомившись с рядом социальных сервисов, я увидела те преимущества, которые можно получить, используя их в учебной деятельности. Каким образом? Во-первых, вместе со списком дополнительной литературы предлагаю учащимся также ссылки на ресурсы в Интернете, которые выставляю на социальном сервисе Бобр-Добр. На этапе самостоятельной деятельности провожу консультирование учащихся. Обсуждение вопросов, связанных с реализацией проекта, проходит в блоге проекта в Интернете или выставляю тему в «КОДе». «КОД» - это школьное информационное пространство, где каждый ученик и учитель имеет свою веб-страницу. На своих страницах ученики могут обмениваться сообщениями, выставлять презентации, видеоролики, печатные работы и получать на них комментарии.

Использую опросы, создаваемые в социальном сервисе «Анкетёр», для определения удовлетворённости учащихся процессом работы в проекте. Так участникам проекта «Поэма о настоящем, прошлом и будущем» среди прочих задавался вопрос о целесообразности использования сетевых сервисов. Учащиеся отметили, что работа в социальных сервисах вызвала у них очень большой интерес.

Проверку знаний учащихся по изученной теме провожу в виде теста. . Проверочную работу составляю с помощью специальной программы для составления тестов «Краб». Учащиеся показывают очень хороший уровень усвоения содеожания учебного материала. Проверить себя ребята могут и на страницах сайта, созданного творческой группой учащихся.

Защиту проекта мы осуществляем на заключительном, обобщающем уроке, и он является завершением изучения темы.  Присутствует обязательное оценивание выступлений по разработанным критериям. Также имеет место быть и рефлексия. Я практикую защиту проекта проводить совместно с родителями учащихся или перед учениками других классов, в том числе и младших. Такие мероприятия для детей всегда являются праздниками эстетического удовольствия.

В результате не только высокий процент учащихся, вовлечённых в проектную деятельность, призовые места в конкурсах, но и самосовершенствование учащихся.

Можно говорить об эффективности применения проектной технологии в изучение отдельных тем курса литературы в школе. Например, исследования качества знаний по литературе у учащихся, выполнявших проект, показали, что уровень знаний намного выше. Ученики, прошедшие через проект, владеют основными исследовательскими методами, обладают компьютерной грамотностью, владеют коммуникативными навыками, умеют самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным  предметам для  решения  познавательных задач.

Применяя новейшие образовательные технологии, я могу отметить динамику успешности в течение последних лет по литературе. Это подтверждает рост интеллектуальных и творческих достижений моих учеников.