МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Гайкова Нина Николаевна, преподаватель литературы и русского языка ГБОУ СПО «Полиграфический колледж №56» г.Москва

 

«Россия, «чающая движения воды»

Часть Первая – Неуслышанные пророчества


 

1.Трагедия Церкви, «задавленной государственность»

«В Церковь Божию нелестно прибегати со всеми своими домочадцами, тако же в недели и в праздники…пришедшим же стояти с благоговением и сокрушением сердца…к тому же имейте присно во уме известную оборону, да избавитеся от речённых врагов и прочих, убивающих душу и тело…Стойте твердо и держите еже апостоли заповедоша, и святые отцы определили и научили…» - эту заповедь оставил нам десятый Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Может быть, имя его не столь известно, как, например, Св. Гермогена или Св.Тихона. Но для нас важно то, что Адриан – последний патриарх перед почти двухсотлетним синодальным периодом.

Не по разумению мирянам обсуждать дела Церкви – и речь пойдёт о душе народа, вынужденного жить без Первоиерарха, без Предстоятеля пред Богом за всю Россию. И, конечно, об отражении этого духовного состояния в классической русской литературе. Думаю, что одним из ярчайших тому примеров является забытое во времена разгула безбожия произведение Н.С. Лескова «Соборяне», изначально названное писателем библейской строкой «Чающие движения воды». К тому же, для нашего великого соотечественника, творившего, естественно, во времена синодального периода, это произведение, названное им хроникой, было главным и любимым.

«Люди, житьё-бытьё которых составит предмет этого рассказа, суть жители старгородской соборной поповки. Это — протоиерей Савелий Туберозов, священник Захария Бенефактов и дьякон Ахилла Десницын. Годы ранней молодости этих людей, так же как и пора их детства, нас не касаются. А чтобы видеть перед собою эти лица в той поре, в которой читателю приходится представлять их своему воображению, он должен рисовать себе главу старогородского духовенства, протоиерея Савелия Туберозова, мужем уже пережившим за шестой десяток жизни».

В самом начале хроники   перед нами предстают главные герои – праведники, которыми составляют суть произведений Н.С, Лескова – и основой хроники бесспорно является Дневник праведника – протопопа Савелия Туберозова. Именно он воплощает горькие размышления писателя, а по сути – боль русской души.

«Великая утрата благе родины и, как последний пример, небрежение о молитве в день народных торжеств, сведённой в великую формальность…и отсель заключаю, что все эти молитвенники – слуги лукавые и ленивые, а молитва их - не молитва, а наипаче есть торговля во храме, видя которую Господь наш – Иисус Христос не только возмутился Божественным духом своим, но и вземь вервие и изгна их из храма».

Эти слова Отца Савелия – убеждённого ревнителя истинного благочестия старгородская интеллигенция называет революцией – и неслучайно. Несложно увидеть, что всё происходящее в «Соборянах» прямо противоположно тому, что заповедал Патриарх Адриан. Потому и звучит гневное, преисполненное боли обличение, крик души праведника – Савелия Туберозова, а по сути, самого писателя, по его же словам, «истинного друга Церкви» и желающего ей «прогресса от коснения, в которое она впала, задавленная государственностью». И до боли душевной ясно, даже без этих слов писателя, что всё происходящее не художественный вымысел Н.С.Лескова, а трагедия, происходящая в России. Именно происходящая – и сейчас тоже, хотя с 1943г. Патриаршество не прерывалось, даже в годы официального атеизма; хотя последние двадцать с лишним лет возрождается Церковь. Речь о том пойдёт далее.

Хорошо известно, что писатель происходит из рода духовенства – потому и знает так хорошо, изнутри, жизнь Церкви. Праведник Отец Савелий имеет черты Отца Дмитрия – деда Н.С.Лескова по отцовской линии. Но «Соборяне» - отражают духовное состояние, к сожалению, многих русских людей второй половины 19 века - и предрешит оно трагедию века двадцатого!  И уж совсем несложно увидеть, даже из приведённых выше записей Дневника, что главная беда, бич, трагедия, прежде всего, в формальном отношении к Церкви, в отсутствии истинной веры!

Наверное, надо попытаться сопоставить происходящее в годы правления Петра Первого и то, что отразил Н.С.Лесков в своём главном произведении, созданном в 70-е годы 19-го столетия – т.е. почти через 150 лет после упразднения Патриаршества.

Конечно, было бы странным отрицать заслуги Петра Первого в развитии России как государства, тянуться, по словам того же Н.С.Лескова в «допетровскую дурость». Речь пойдёт, как уже говорилось, именно о духовной жизни, о душе народа.

 

2. Низвержение Патриаршества и «обожествлённый» Синод.

Итак, царь счёл себя в праве не назначать выборы нового патриарха, хотя патриархов до того было уже было десять и Патриаршество на Руси было установлено в конце 16 века(1589г.). Как все хорошо знают из истории, создаётся Святейший Правительственный Синод, который становится «оком государственным и стряпчим в делах государственных». Монарх же при этом провозглашается «крайним судиёй сей духовной коллегии», из которой и «вырос» Синод. Дальнейшие события, можно сказать, наступления на Православную Церковь, связанные с сокращением монашества, с отъятием монастырских земель, с переплавкой колоколов, также всем хорошо известны. Рискну выразить мысль о том, что хоть Царь – и Помазанник Божий, однако, всё происходившее напоминало языческое обожествление правящего императора. А это не просто разница, это-пропасть между различными образами мышления! Хотелось бы на том остановиться несколько подробнее. Патриаршество-Дело Божие – а потому не может быть права у светской власти его упразднять. А говоря светским языком, разрушается существовавшая полтора века духовно-нравственная система жизни Церкви и народа. Неужели разрушение её было жизненно необходимо для того, чтобы создавать Российский Флот, возводить Петербург, «прорубать» знаменитое «окно в Европу»?

Вопрос риторический… Но создаётся впечатление, что совершалось всё затем, чтобы утвердиться, поставить собственную персону выше того, чем жили веками Церковь и народ!  И вот -  одно из исследований, напечатанное в журнале, не допускающем лжи и дешёвых сенсаций - «Православной беседе». Вот некоторые выдержки: «Светская культура в России, со времён Петра Первого созидалась вне национальной почвы… Начиная с петровских времён культура образованных слоёв была отчуждена от органичной русской православной культуры, дух которой сохранялся в церковной жизни и в народе…Беспочвенностью образованные люди могли гордиться». Вот уж было бы чем – засохшими корнями, слепотой, не позволяющей взглянуть хоть на несколько лет вперёд! Гордость, не позволяющая взглянуть на что-либо трезво! А далее автор (Геннадий Смирнов) говорит о болезненном восприятии действительности и обречённости, о желании «отвернуться от кровоточащей раны». Только само слово «образование» имеет корень «образ» - т.е. Образ Божий в человеке, а не сумма каких-то знаний при отсутствии духовного стержня. (Кстати, очень актуально для нашего окаянного времени). И, конечно, это не может не быть связанным с наступлением на «права Церкви», как сказал один из патриархов. (Подробнее об этом несколько позже). Вот и видим мы последствия того сначала в тургеневском Базарове, а потом в тех, кто не хочет, чтобы народ «святые книги читал», называет презрительно русских людей «красными петухами» и строчит бессмысленные жалобы в произведениях Н.С.Лескова. (Кстати, отрыв образованных людей от народа – одна из причин падения Византии, о чём ещё будет сказано).

И ещё один жизненно важный вопрос -  святость брака. Думаю, нет необходимости напоминать про Евдокию Лопухину и рождённого ею сына. Недаром А.А.Ахматова в «Поэме без героя» говорит, что Петербург «царицей Авдотьей проклятый…» Всё это – тоже результат небрежного отношения к вековым православным устоям…

(Невольно вспоминаются злодеяния Иоанна Грозного – низложение, а потом убийство Митрополита Филиппа, причисленного к Лику Святых, по крайней мере, так говорится в официальном историческом изложении; о нарушение отцом царя святости христианского брака ради рождения наследника. Однако, создаётся впечатление, что при Петре Первом это «нравственное беззаконие власти» переходит на какой-то новый «виток»).

А теперь просто необходимо вспомнить вот ещё о чём. Восхождение на трон Династии Романовых неразрывно связано с Восхождением на Патриарший престол Филарета - третьего Патриарха Московского и Всея Руси. Патриарх Филарет, преданный сторонниками Бориса Годунова, а потом находившийся девять лет в польском плену и чудом избежавший смерти, происходил из рода бояр Романовых - в миру он Фёдор Никитич Романов.  (Не хотелось бы здесь углубляться в сложность родственных отношений, которые тем более многим известны, и уходить от главной темы). Советы Патриарха были жизненно необходимы молодому царю Михаилу Фёдоровичу – родоначальнику династии, а значит – и всей Руси.

Да и вообще восхождение царствующей династии после Смутного времени было бы невозможным без предыдущего Патриарха Московского и Всея Руси – Гермогена, принявшего мученическую смерть от рук предателей и причисленного впоследствии к Лику Святых.

Незадолго до этого претерпел гонения за предания анафеме самозванца Отрепьева и родоначальник Патриаршества Руси – Иов – тоже впоследствии причисленный к Лику Святых.

Подвиги мученичества свершаются во имя Царской власти как основы миропорядка!  А царь уничтожает Патриаршество, забывая, что он Помазанник Божий и что власть от Бога. А теперь, очевидно, снова следует вспомнить о предназначении Синода - и мысль о языческом обожествлении правящего императора снова приходит на ум. Очень сие печально.

 

3. «Властители и судии», забывшие Бога.

И снова обратимся к любимому детищу Н.С.Лескова. Кажется, что городничий тоже возомнил себя царём и богом, если позволяет себе творить такое. Перед нами снова преисполненный боли и праведного гнева Дневник Отца Савелия:

«Житие моё провожу в сне и в ядении. Расколу не могу оказывать противодействий ни малым чем, ибо всеми связан, и причтом своим полуголодным и исправником дуже сытым. Негодую, зачем я как бы в посмешище с миссионерскою целию послан: проповедовать — да некому; учить — да не слушают! Проповедует исправник меня гораздо лучше, ибо у него к сему есть такая миссионерская снасть о нескольких концах, а от меня доносов требуют. Владыко мой! к чему сии доносы? Что в них завёртывать? А мне, по моему рассуждению, и сан мой не позволяет писать их. Я лучше чистой бумаги пожертвую… Представлял рапортом о дозволении иметь на Пасхе словопрение с раскольниками, в чем и отказано. Вдобавок к форменной бумаге секретарь, смеючись, отписал приватно, что если скука одолевает, то чтобы к ним проехался. Нет уж, покорнейше спасибо, а не прогневайтесь на здоровье».

А далее говорится о чудовищном, позорном событии – разорении старообрядческой часовни. Сорвавшийся крест проломил голову пожарному солдату! Понятно, что это– Божья кара. Когда не в художественной литературе, а в реальной жизни Матерь Божия повелела на храме в честь Тихвинской иконы Её поставить деревянный крест, а люди из гордости стали ставить металлический, крест упал на землю вместе с трудником. Но упавший остался жив и здоров, потому что в людях при их непослушании не было злого умысла. А Н.С.Лесков в своём произведении показал, как борьба с расколом оборачивается, страшно выговорить… богохульством!!! Об этом разговор ещё впереди и по другому поводу.

А пока очевидно, что оправдания тому, что люди баграми срывают крест, нет и быть не может. Это страшно даже представить. Но для чего и почему совершается этот, по сути, акт вандализма?!  Очевидно, для того, чтобы показать власть, силу, возможность распоряжаться жизнью, человеческим достоинством не только раскольников, но и наших священников. А потому, что не нужны им «словопрения», которые хотел устроить Отец Савелий – истинный пастырь, ощущающий огромную ответственность за души людей. Облечённых властью души людей вовсе не интересуют. Наверное, им даже страшно оттого, что Отец Савелий мог бы, пусть и не сразу, но вразумить пастырским словом раскольников, а облечённые властью могут только применить силу, а власть слова им не дана. А значит, духовное бессилие, которое, конечно, нельзя показать, «компенсируется» властью, данной не Богом, но людьми.

«9-го мая на день св. Николая Угодника, происходило разрушение Деевской староверческой часовни. Зрелище было страшное, непристойное и поистине возмутительное; а к сему же ещё, как назло, железный крест с купольного фонаря сорвался и повис на цепях, а будучи остервененно понуждаем баграми разорителей к падению, упал внезапно и проломил пожарному солдату из жидов голову, отчего тот здесь же и помер. Ох, как мне было тяжко все это видеть: Господи! да, право, хотя бы жидов-то не посылали, что ли, кресты рвать! Вечером над разорённою молельной собирался народ, и их, и наш церковный, и все вместе много и горестно плакали и, на конец того, начали даже искать объятий и унии».

Неужели можно такое попускать, неужели можно спокойно это видеть?! Неужели непонятно, что всё происходящее «топчет» душу народа?! Но ослеплённые властью этого или не понимают, или не хотят понимать, или, как уже говорилось их это нисколько не волнует. А также и то, что проломленная голова пожарного солдата на их совести. Жутко становится и при одной мысли обо всём об этом!

А потому, можно сделать вывод, что руководит ими та же ослепляющая гордость – самый страшный грех, не дающий возможности что-либо осмыслить и покаяться в своих грехах.

Забыли они истинную веру, хотя и в храм по праздникам ходят, и посты, наверное, соблюдают. Только сердца глухи, и нет ни знания, ни понимания того, чему учил распятый за грехи наши Спаситель. А потому легче «спрятаться» за инструкцию, за циркуляр, покалечив чужие жизни. И Отцу Савелию запрещают служение! Конечно, всё это – художественный вымысел, но не на пустом же месте! И не столь важны в данном случае подробные исторические реалии, а важно именно то духовное состояние, в котором пребывают многие русские люди второй половины 19-го века, о чём уже говорилось. И думаю никого из читающих не покидает ощущение страшной реальности происходящего – особенно реальности духовной.

Кто же тогда и с какой целью должен служить в храме?! Только такой горький, риторический вопрос возникает у любого здравомыслящего человека. Ответ будет слишком страшным…  А ещё невольно хочется спросить тех, кто приказал разорить часовню, а потом запретил Отцу Савелию служение: неужели вы не боитесь Бога -  Его Нелицеприятного Суда, на котором надо будет дать ответ - и за инструкцию, за циркуляр спрятаться не получится ?! Неужели так понимаете вы предназначение власти, неужели не делаете выводов из произошедших страшных событий, и, наконец, разве этому учил Распятый Христос, к которому мы обращаемся в своих молитвах?!

Ещё за много веков до описанных событий Святой Варлаам Хутынский учил князя, что он не лучше тех, над кем властвует, но в ответе за них.

И невольно хочется обратиться к властям города словами великого Г.Р.Державина, продолжающими эту мысль Святого:

И вы подобно так падёте

Как с древ увядший лист падёт.

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт.

(«Властителям и судиям»).

Но весь ужас духовного падения сказанным ранее не исчерпывается, хотя, кажется, куда уж дальше!

Богохульство не заканчивается! Городничий повелел подвести пожарные трубы и окачивать из них народ, собравшийся молиться над разорённой молельней. Из пожарных труб тушили лампаду, которая не потухала в руках у старца. Всё это похоже на страшный, бессмысленный, бесконечный сон! Какое-то дикое упорство в безумии! И проломленная голова ничему не научила – гордость, о чём уже говорилось выше, никого не слышит, кроме себя, она затмила и образ Божий, и здравый смысл, данный человеку Творцом.

Все описанные события дают повод для очень многих грустных раздумий, но сейчас обратимся к словам старца, державшего лампаду: «Подай нам нашу Пречистую Покровенную Богородицу и поклоняйся своей простоволосой в немецком платье».

 

4. «Онемечивание» России и попрание «Третьего Рима»

Почему именно «в немецком платье»? В связи с этим, по вполне понятным причинам, снова вспоминается Пётр Первый. Всем ведь хорошо известно, что именно с него начинаются   браки с иностранками, а о происхождении Екатерины Первой лучше вслух не говорить. Мне кажется, что это-оскорбление древних родов и Стрешневых, и Нарышкиных, из которых происходили бабушка и мать царя, да и вообще чистоты русских благочестивых женщин.

Связано ли это «онемечивание», как сказала в одном из произведений М.И.Цветаева, и отмена Православного Патриаршества? Думается, что да.

М.И.Цветаева в том же стихотворении из цикла «Москве» говорит, что Пётр-Царь «презрел закон сыновний». Речь идёт, конечно, в первую очередь о перенесении столицы, но понятно, что слова эти о чём-то гораздо более глубинном. Понятно, что Москва была не просто административным центром. Она «Московское Царство», «Третий Рим», как говорил знаменитый старец Псково-Печорской обители Филофей. Москва - оплот Православия[WU1] .  И, очевидно, что низвержении древней столицы – тоже результат ухода от вековых устоев и устремления взоров на Запад. (Кстати, было такое понятие – «московское благочестие», а «петербургского» не было).

Ещё в очень непростом для Руси 13 веке Святитель Пётр перенёс в Москву. Митрополичью Кафедру именно в Москву.

И, конечно, в Москве спустя три века основано Патриаршество - и каждый Патриарх –Московский и Всея Руси. А новая столица…? Вот оно и есть налицо презрение Петром «долга сыновнего». Комментарии, наверное, излишни!

Но всё равно останется Москва, в которой «сорок сороков церквей смеются над гордынею царей» для православного человека тем, чем была,- и Патриаршество вернётся в самые трагические для России времена!

И, думаю, нельзя, говоря о Петре Первом, не вспомнить строки истинно православного поэта, творившего уже в двадцатом веке, - М.А.Волошина. Строки эти из стихотворения с самим за себя говорящим названием «Китеж», созданного примерно через четверть века после кончины Н.С.Лескова и почти через полвека после создания «Соборян».

Антихрист- Пётр распаренную глыбу

Собрал, стянул и раскачал,

Остриг, обрил и, вздёрнувши на дыбу,

Наукам книжным обучал.

Империя, оставив нору кротью,

Высиживалась из яиц

Под жаркой, коронованною плотью

Своих пяти императриц.

И стала Русь немецкой, чинной, мерзкой,

Штыков сияньем озарён

В смеси кровей Голшинской с Вюктемберской

Отстаивался русский трон.

Совершенно очевидны и продолжение мысли, высказанной Н.С.Лесковым устами священника-старообрядца, и глубокое духовное видение русской многострадальной истории М.А.Волошиным. Думаю, что для большинства не секрет, что через 40 лет после написания хроники, во время первой Мировой войны, именно немцы, переодевшись в русскую военную форму, станут нравственно разлагать русских солдат, подталкивать к расправе над офицерами, чего раньше не было. Финал сего всем тоже хорошо известен. То, что предвидел Н.С.Лесков, тому М.А.Волошин стал уже очевидцем. (И, может быть, пришедший в 30-е годы к власти Гитлер был послан Германии в наказание за богомерзкие дела). Так что, налицо ещё одно сбывшееся пророчество!

И снова возвратимся снова к хронике. Конечно, создатель «Соборян» не был старообрядцем, и вообще раскол – одна из самых трагических страниц, и раны эти не до конца залечены и по сей день; но, думаю, не вызывает сомнения то, что народ, который «зажёг свечи и пошёл по домам, воспевая «мучителя фараона», заслуживает всяческого уважения. Даже, рискну сказать, что изображены они как мученики за веру! А вот городничий - возгордившийся безумец, утративший и совесть, и здравый смысл, оттого что ему лишь бы «у немца выслужиться», а по сути, оттого, что Истинного Бога забыл, о чём уже не раз говорилось. И других объяснений таким чудовищным поступкам дать невозможно. Всё это прекрасно понимает главный герой и, конечно, сам писатель.

И потому опять перед нами Дневник Протопопа Савелия: «13-го октября 1835 года. Читал книгу об обличении раскола. Все в ней есть, да одного нет, что раскольники блюдут своё заблуждение, а мы своим правым путём небрежем; а сие, мню, яко важнейшее».  «Небрежёт», конечно, и городничий.

 

5. «Еврейский вопрос должен завершиться Крестом, а не кровавой бойней».

А теперь, очевидно, пришло время вскрыть ещё один очень большой нарыв, затронуть больной для России вопрос и увидеть ещё одно жуткое сбывшееся предсказание. В Дневнике Отца Савелия, говорится, что часовню разоряют «жиды» - и это - ещё одна очень важная грань происходящего. Но сначала надо задать вопрос: неужели великий русский писатель так ненавидел еврейскую нацию?

Ответом могут служить его же произведения из книги «Пролог». Это -  раннехристианские легенды, передававшиеся русским народом из поколения в поколения. И вопрос веры, религиозных различий - один из самых остро стоящих перед героями.

Самый яркий пример того, конечно, - «Сказании о Фёдоре-христианине и друге его Абраме-жидовине». Мальчики дружат с детства – и никому не мешают национальные и религиозные различия. А поссорятся друзья из-за очень неумных взрослых, находящихся в духовном «младенчестве», из-за их роковых духовных заблуждений и, как всегда из-за гордости и самомнения. Думаю, все читавшие очень глубоко переживали этот разрыв давних друзей. И всё-таки в финале происходит примирение, после того, как Фёдор вступается за Абрама, которого озверевшая толпа бьёт за национальность и нарушение внешней, обрядовой стороны. А после Абрам трижды спасает попавшего в беду Фёдора. Их дружба выдерживает очень серьёзные испытания. А после детей своих они договариваются воспитывать так, как их самих в детстве, и обучать в одной школе, на которую оба жертвуют из своих доходов. Эта жизненная позиция выстрадана обоими.

А главная героиня повести «Прекрасная Аза» отдаёт всё, что имеет, ради спасения семьи иной веры – и потому после смерти восходит на небо, хотя ещё не крещёна, а только готовилась стать христианкой. Она – «Дочь утешения»!

О различиях вероисповедания и своей вине перед иноверцами размышляет и главный герой «Повести о Совестном Данииле». А значит, так или иначе, волновал этот вопрос и простой русский народ, бережно сохранивший легенды и пронёсший их через века.

И вот в одном из духовных кантов, созданном несколькими веками позже, неизвестным авторов Древней Руси и до сего дня исполняемом гуслярами «Через поле широкое», происходит беседа Самой Богородицы с тремя «жидами» - потомками распявших Её Сына. Однако, как выясняется, они осознали грех отцов и хотят его искупить! Как? Не просто так идут они навстречу Богородице – а для того, чтобы построить три храма -  Богу, Богородице и Иоанну Богослову! Вся песня – синтез богословских мыслей и народного творчества: в ней и небо прибито золотыми гвоздями, и ангелы «мостят мосты», и идут все «через поле широкое», очень похожее на поле русское. Всё это – отражение души народа, который не имея ни философского, ни филологического, ни богословского образования, так решает «проклятый еврейский вопрос»!  А Н.С.Лесков прекрасно понимает душу народа, которого, по его же словам, не «ставил на ходули» и «не стелил под ноги», оттого, что очень уважал.

Ну и, конечно сразу вспоминаются «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Озеро. Русь», «Над вечным покоем» великого русского – именно русского душою И.И.Левитана, также творившего во второй половине 19 века. Эти образы – неразрывная, кровная связь храма и русской природы.  Недаром один из исследователей творчества художника сказал, что как будто в насмешку над русским шовинизмом Господь дал такое видение русской природы «еврейскому мальчику», даже некрещёному. Все, конечно, хорошо знали созданные им образы.

А далее, всем, конечно, тоже хорошо известно, как не раз помогали И.И.Левитану русские художники; знают все и о дружбе художника с А.П.Чеховым и влиянии живописных образов на создание пейзажей в рассказах и повестях, что не было свойственно А.П.Чехову в самых ранних произведениях.  Образам, созданным И.И.Левитаном, посвятил не одно стихотворение русский деревенский поэт, родившийся через 36 лет после смерти художника, Н.М.Рубцов. А Станислав Золотцев – тоже поэт двадцатого века заканчивает стихотворение «Над вечным покоем» такими словами:

И храм у обрыва на самом краю

Погиб, но остался святыней обоим

Народам, взлелеявшим душу свою

Над вечным покоем - над вечным покоем.

Не может быть розни, вражды, ненависти, если есть небо и храм! И поэт как будто через десятилетия вторит и Н.С.Лескову, и неизвестным авторам – создателям упоминаемых здесь легенд!

Вторит этой мысли и другой поэт 20-века, еврей, принявший Крещение, - Б.Л.Пастернак. Его «Рождественская звезда» - считается вершиной религиозной поэзии. А в другом очень известном произведении «оживает» фреска – и Святой Воин Георгий незримо сражается вместе с русскими воинами против «супостата», как в русских былинах.

А, если возвратиться во времени, то следует вспомнить, что известный всему миру Ф. Мендельсон, как и И.И.Левитан, не будучи крещёным, создавал глубоко христианские по своей сути произведения – ораторию «Пророк Илия» и удивительные по красоте и мощи органные концерты, восхваляющие Творца.  И неслучайно именно русской философской мысли принадлежат такие понятия, как: «сверхнациональное» и «сверхвременное», конечно, тесно связанные друг с другом.

А Н.С.Лесков по своей сути философ в высшем смысле этого слова, как все его положительные герои, независимо от происхождения, - это видят все, кто хоть немного знаком с его творчеством. Так неужели великий русский писатель, вкладывая в уста Савелия Туберозова горькие размышления о «жидах», противоречит сам себе? Думается, что нет. И слово «жид», а не «еврей» вовсе не случайно. Ответ, очевидно, может подсказать другой великий русский писатель, мыслитель, высоко ценивший «Соборян», несмотря на очень непростое отношение к самому автору хроники. Это-Ф.М.Достоевский и его «Дневник писателя», в котором очень чётко разделяются понятия: «еврейство» как национальность, данность, подобно цвету волос и глаз; и «жидовство», противопоставляющее себя русской соборности.

Вот теперь всё, кажется, встаёт на свои места! Кто-то из русских мыслителей сказал, что «еврейский вопрос» начался у Креста и Крестом должен завершиться. Крестом, а не кровавой бойней! И эта мысль отражена и в русском народном творчестве, и в картинах «русского еврея» И.И.Левитана, о чём уже говорилось ранее. А в «Соборянах» крест, пусть и со старообрядческой часовни, срывают – и совесть при этом молчит!!! Срывают, если говорить словами Ф.М.Достоевского, именно «жиды», а не «евреи». О том и говорит с горечью, с отчаяньем, с неутихающей болью русским людям Н.С.Лесков и его Савелий Туберозов. Понятно, что вандализм, святотатство, творящиеся по приказу властей, ничего другого, кроме ненависти и разделения, породить не могут. А городничий снова ничего понимать не желает?! В таком случае он утратил и совесть, и здравый смысл и презирает, ненавидит вообще всех людей, независимо от национальности и вероисповедания!

А ещё становится совершенно очевидным, что такие, как эти пожарные, вообще не имеют национальности в том духовно-нравственном смысле, о котом говорит наша русская философская мысль. «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», - скажет перед высоким собранием в Париже В.С.Соловьёв в 1888г. Думаю, спорить с этим сложно. А значит, то, что происходит в «Соборянах», может быть только по научению дьявола! Дьявол руководит и «жидами», и упоминаемым уже градоначальником, считающим себя православным человеком. Страшно!

 

6. «Неоконченной вечности мгла».

Но ещё более страшным становится при мысли об ещё одном сбывшемся предсказании, как уже говорилось выше. Особенно после 1917года. И говорить жутко – и умолчать нельзя!  Ярославский, Троцкий, Свердлов, цареубийца Войков (Всем хорошо известно, что эти фамилии не настоящие) такие же лишённые духовных корней нации, как те, о ком писал Ф.М.Достоевский, и как безликие, бессовестные, бездушные пожарные, ставшие, по сути, палачами, в произведении Н.С.Лескова. Таким жизненно необходимо уничтожить русскую соборность, им, как вампирам, нужна кровь православных людей – их руки по локоть в крови. (Из открывшихся недавно источников стало известно, что Царскую Семью не расстреляли, а закололи кинжалами, совершив ритуальное жертвоприношение…хасиды. Конечно, не дай Бог обвинять в этой крови всю нацию, да и хасиды по сути – секта.  А потом лучшие польские адвокаты по своему убеждению станут защищать Бориса Каверду, свершившего суд над цареубийцей Войковым и сразу сдавшегося в руки полиции, не желая никакого снисхождения)

На их руках тех, кто «обрубил» свои национальные и духовные корни, кровь не только русских, православных людей, но и своих по крови, принявших Крещение и русскую культуру. Достаточно вспомнить «крестный путь» О.Э.Мандельштама, через духовные испытания пришедшего к Православию и отказавшегося покинуть Россию после Октябрьского переворота. Его стихи о поиске Бога, веры, об освобождении от земного пространства и времени, о небесах, образ которых встречается довольно часто, и, наконец о «счастливом небохранилище», которое – «раздвижной и пожизненный дом», тоже, по своей суть во многом пророческие, даже апокалиптические. (Более подробно на этом можно было бы остановиться при исследовании творчества самого поэта, но сейчас речь о другом). А сейчас непременно надо вспомнить пророческие слова поэта, сказанные в страшные 20-е годы о том, что уничтожение человечества будет делом рук самих же людей -  не убийством, а самоубийством. И вот в прекрасном и трагическом стихотворении без названия «Небо Вечери в стену влюбилось…» возникает образ тарана, ударяющего по фреске Тайной Вечери; очевидно, это - символ разрушения вековых духовных устоев – а это и есть самоуничтожение, о котором предупреждал поэт.

Именно поэтому наступает в финале «неоконченной вечности мгла». В неё погружаются безбожники и настоятельно тянут за собой всех остальных. Не знаю, согласятся ли все с этим сравнением, но мне кажется, что между непристойным зрелищем разорения часовни с погашением лампады в «Соборянах» и «тараном» в этом во многом символическом, философском стихотворении, созданным почти через 60 лет, много общего. Только во времена Н.С.Лескова разоряют старообрядческую часовню, а во времена О.Э.Мандельштама все часовни и храмы подряд. И у обоих писателей христианская душа скорбит, независимо от национальности и происхождения.

В трудах известного русского мыслителя И.А.Ильина есть очень точное и страшное понятие – «безнациональность» - т.е. отсутствие духовно нравственного начала, корней, определяющих суть любой нации, о чём говорил упоминаемый уже В.С.Соловьёв. И относится оно и к «жидам», и к тем, кто отрёкся от Бога, и при этом смеет кощунственно называть себя русским. Всех их «объединяет» не «храм над обрывом», а кровь, ненависть и обесценивание человеческой жизни. Ведь для таких, которых и людьми назвать язык не поворачивается, все люди на Земле не творения Божии, а[WU2] как изрёк Ярославский- Губельман, «одинаково устроенные похотливые машины!!!» А кроме того, брак – «инструмент» для наиболее безопасного удовлетворения своих потребностей. Как же может быть иначе, если небеса «пустые» ?!

(Все эти дикие высказывания принадлежат ему же).

Такие нелюди «выросли» из тех, кто вершит судьбы в «Соборянах» Н.С.Лескова и пытается переустраивать мир в его антинигилистических романах, о чём разговор тоже впереди.

 

7. «Слово живое мёртвой буквой заменили».

Ф.М.Достоевский изрёк устами героев своего тоже антинигилистического романа «Бесы», что отрекшийся от Бога перестаёт быть русским; а И.А.Ильин, продолжая мысли своего великого предшественника, сказал, что чувство национальное неразрывно связано с чувством религиозным. Понятно, что «безнациональны» как худшие литературные герои, так и уже упоминаемые реальные злодеи, палачи и кощунники. Все они, и вымышленные, и реальные, - «мёртвые души», и при этом гораздо страшнее тех, что предстают пред нами в знаменитой поэме. Страшнее, если можно так сказать, «нарастающим» безбожием. Сам же Н.В.Гоголь много позже создания поэмы, в конце жизни писал, обращаясь к друзьям, да и ко всем русским людям: «Будьте живые, а не мёртвые души. Нет иной двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролазай иначе, есть тать и разбойник». Понятие же «святотатство» означает «украденная святость». Вот и «крадут» её в «Соборянах», «умертвляя» душу народа, не желая думать, не представляя, к каким страшным, разрушительным, безумным последствиям, к какой трагедии приведёт Россию выхолощенная душа народа, как «воровство» святости станет государственной политикой.  Но душа лишённая святости умирает, а потому человек страдает – и страдает «люто», как говорилось в древне русской литературе! Страдает, если даже внешне веселится! И не может не приносить страдания другим! (Мне кажется, этого нельзя не увидеть, не почувствовать, например, в «Бесах» Ф.М.Достоевского или в стихотворении «Наш век» Ф.И.Тютчева).

А теперь снова обратим взоры к Н.С.Лескову и его горе-градоначальнику. Не может и не хочет и сам он, и ему подобные могут что-либо понять, раз для них слова: «вера» и «душа» превратились в пустой звук!  Они ещё по традиции, по «форме» ходят в храм, хотя почему-то присвоили себе право разорять часовню старообрядцев.  А уж «последователи» приложат все усилия, чтобы Бога вообще из жизни «изгнать», и станут рушить, как уже говорилось, все храмы подряд - было у кого «поучиться»! Только, как известно, Бог поругаем не бывает, а «поругаемы» станут души людей, что в комментариях также не нуждается.

Уже в страшные послереволюционные годы не раз уже упоминаемый И.А.Ильин напишет, что первая и главная причина любой революции – кризис духовный, религиозный. Но разве не об этом предупреждал своих соотечественников оставивший этот мир ещё в конце 19-го века Н.С.Лесков в своём любимом произведении устами праведника?! Великие писатели не только предвидят сами события, а прозревают их духовную суть. Сделал это и Н.С.Лесков - только не захотели его услышать… А пророчества себя ещё не исчерпали – об этом далее.

А пока хотелось бы мысленно задать вопрос: связаны ли все трагические события хроники, а потом и реальной многострадальной истории нашего Отечества с отсутствием Первоиерарха Церкви? Судя по всему, да. (Я не решалась высказать одну очень страшную мысль о разорении монастырей в годы безбожной власти, пока не услышала подтверждение её в одной из передач цикла «Вера, Надежда, Любовь». Большевики своими страшными деяниями по сути продолжили начатое Петром Первым! Говорить о том далее, думаю, незачем.)

И, вспомнив предназначение Синода, о чём говорилось в самом начале, нельзя не сделать горький вывод - не мог Синод не способствовать формальному отношению к тому, что должно жить в душе человека, - к святости. А значит, души станет выхолащиваться и постепенно умирать - ведь «слово живое мёртвой буквой заменили». Именно так с горечью воскликнул незадолго до смерти Савелий Туберозов. «Заменили» именно тогда, в 18 веке, - а события «Соборян» - последствие.

И вот в другом произведении Н.С.Лескова два обывателя сокрушаются, что их общий знакомый «Библии начитался», всю прочитал и «до Самого Христа дошёл». «Ну, значит. Шабаш!» - делает неутешительный вывод один из них. Конечно, как же теперь истинный христианин будет жить в мире «мёртвых душ», и «мёртвой буквы»?! Как жить среди людей, которые, как говорил ещё А.С.Пушкин, в Церковь ходят три раза – креститься, венчаться и «вперёд ногами», а в остальное время о Боге забывают?!  И, если уж вспомнились слова великого поэта, то следует, наверное, сказать, что относились они к духовному состоянию персонажей «Пира во время чумы» и, к сожалению, к большинству людей высшего света, которых знал поэт, во многом потому и обратился к данному сюжету. В обоих, очень разных произведениях, показано «умирание» забывшей Бога души, только у А.С. Пушкина на примере сбившихся с пути и не слушающих священника людей; а у Н.С.Лескова, кажется, «сбивается» с пути Христа сама Церковь (Конечно, не все её члены Церкви), а вслед за ней, конечно, и люди. И Н.С.Лесков, как уже говорилось, всеми силами старается вразумить заблудших. А потому, наверное, при всём ужасе, столь ярко показанном в «Пире во время чумы», трагедия «Соборян» глубже. И в то же самое время есть там в финале маленький, едва заметный лучик надежды, но об этом несколько позже.

А пока хотелось бы снова обратиться к затрагиваемой ранее «немецкой теме». В том же 18 веке (имеется в виду эпоха Петра Первого) великий немецкий композитор И.С.Бах говорил, что юридическое отношение к вере выхолащивает душу, не способствует любви к Богу. Оттого и вступал великий композитор и органист в конфликт с администрацией школы, в которой преподавал, да и с властями города. Создатель бессмертных ораторий: «Страстей по Матфею», «Страстей по Иоанну» - и многих других шедевров с горечью констатировал, что в Германии музыке стала ближе всего юриспруденция. И гениальные его творения, которые ныне знают культурные люди всего христианского мира (А, может быть, и не только христианского), не были поняты. Они не соответствовали «форме». Для живой души композитора, любящего и прославляющего Творца, это было непереносимо. Вся жизнь гения была преисполнена лишений и страданий. Но, оставляя этот грешный мир, смотрел он, почти слепой, как вспоминали очевидцы, куда-то в даль – даль неземную.

«По суду любящих имя твоё просвети невежд и прости слепому и развращённому роду его жестокосердие – произносит перед тем, как оставить этот мир, праведник Савелий Туберозов -   Захария с улыбкой духовного блаженства взглянул на небо и осенил лицо Савелия крестом».

Всё-таки во многом схожи мысли немецкого служителя божественной музыки и русского служителя Церкви, созданного Н.С.Лесковым и вобравшего всё лучшее, что было в русском духовенстве. Проповеди Отца Савелия «форме» тоже не соответствовали. Похожи во многом и жизнь, и кончина – ведь великий немец тоже всю жизнь служил своей музыкой Создателю, а не форме и хотел, чтобы люди были искренне верующими.

Не смог мириться с «юридической музыкой» и современник И.С.Баха - Г.Ф.Гендель, принявший в уже немолодом возрасте английское гражданство, считая, что там больше творческой свободы. Только и в желанной Англии он с грустью наблюдал, что уже сами люди забыли Бога и стали хуже язычников – хуже, потому что язычники Истинного Бога не знали, а образованные англичане позволили себе забыть. И тогда, чтобы вернуть заблудших к их Создателю, свои оратории композитор стал исполнять в концертных залах, а не в храме. Во всех этих ораториях, созданных, естественно на сюжет Библии: «Мессия», «Царь Саул», «Соломон» и др. – композитора прежде всего интересует народ в своём поиске Бога! Комментарии по этому поводу абсолютно не нужны. А главное его творение - оратория «Мессия» «свершила» чудо в жизни самого Г.Ф.Генделя – работа над ней исцелила композитора от паралича и подарила семнадцать лет жизни! Он и исцелился, и потом ушёл в Жизнь Вечную в Великую Субботу! Какая горячая, сильная, искренняя вера!

Великий И.В.Гёте, которого так любили переводить русские поэты, говорил, что именно православное богослужение в наибольшей степени осуществляет живую связь человека с Богом.

Так отчего же власть имущие в «Соборянах» и, к сожалению, не только они, берут самое худшее, то, что, как мы хорошо видим, претило самим великим немцам ?! Понять это истинному христианину, чья душа не очерствела, не умерла, невозможно!

И ещё хотелось бы обратить внимание на приводимые уже в статье слова создателя «Мессии» и других гениальных ораторий о том, что забывшие Бога хуже язычников.

В статье уже говорилось о предназначении Синода и царя, о том, что у светской власти нет морального права вмешиваться в дела Церкви, а уж тем более, упразднять Патриаршество. Создание Патриаршества на Руси было, естественно, в духовном плане шагом вперёд – признанием духовного самостояния Руси – и, значит, отказ от него означает уход вспять. (И через два века в многострадальной России после Октябрьского переворота на десятилетия настанет «неоязычество» - тоже духовный поворот вспять - рискну произнести, что «зародыш» его появился именно после отмены Патриаршества, о чём в какой-то мере говорилось ранее).  Так что ничего хорошего в духовной жизни ожидать не приходится. И кризис духовный рано или поздно затронет все стороны человеческого бытия, как и произошло.

 

8. Бесы против святых книг

Трагические же пророчества, однако, и тем ещё не исчерпались. Мы знаем из истории и видим в литературе, как в определённых кругах «созревает» революционная мысль! Есть они и в провинциальном городе – и в «Бесах» Ф.М.Достоевского, есть, конечно, и там, где живут «Соборяне». Никому, думаю, не надо ныне объяснять, что революционеры никогда на самом деле не заботились о благе народа, а стремились к власти, что показала наша многострадальная история. (Желающий добра будет стараться научить добру, созиданию, а не ненависти и убийству. Да и самого слова «революция» в русском языке не было – а пришла эта мерзость от французских просветителей). И Н.С.Лесков, и вслед за ним русские мыслители двадцатого века: И.С.Шмелёв и И.А.Ильин, показали, что для свершения революции надо – страшно сказать-убить душу народа! Ведь любая революция, как напишет потом не раз упоминаемый И.А.Ильин, начинается с атеистического бунта, о чём, по сути, уже говорилось.

И не надо быть слишком внимательным, чтобы увидеть страшную гордыню революционеров, презрение к простому русскому народу. Простых обывателей они называют «глупыми красными петухами». (Кстати, следует вспомнить похожие сравнения людей с вошью, с тараканами в известных произведениях Ф.М.Достоевского. Конечно, отречении от Творца разрушает человека, созданного по Его Образу и Подобию, обессмысливает бытие-а потому приводит к ненависти и людей с их слабостями и пороками, да и самого себя заодно – а потом к желанию уничтожать, разрушать. Такие не могут не разрушать – ведь обесценивается и чужая, и своя собственная жизнь.  Этой мысли посвятил один из номеров своего знаменитого Дневника Писателя Ф.М.Достоевский).

И вот разрушающая ненависть предстаёт ещё одной из своих граней, о которой нельзя не сказать.  Один из персонажей «Соборян» говорит: «Вы вон школы заводите, что же? по-настоящему, как принято у глупых красных петухов, вас за это, пожалуй, надо хвалить, а как Термосесов практик, то он не станет этого делать. Термосесов говорит: бросьте школы, они вредны; народ, обучаясь грамоте, станет святые книги читать. Вы думаете, грамотность к разрушающим элементам относится? Нет-с. Она идёт к созидающим, а нам надо прежде все разрушить». Что-то ещё нужно комментировать?! (Кстати, фамилия Термосесов очень неблагозвучная)

«Велика ведь бывает польза от учения книжного книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина ими мы в печали утешаемся они узда воздержания» - так сказано в одном из величайших произведений древнерусской литературы «Похвала учению книжному», обобщившем вековой духовный опыт, отразившем образ мышления народа, не мыслящего себя вне христианского миропонимания. И эта благодать, эта мудрость «вредна» ?! Понятно, что только для безбожников - разрушителей!

«Мне страшную быль рассказали -

Её повторить я готов,

Как древние книги сжигали

В начале тридцатых годов».

Эти «кровоточащее» стихотворение «Быль» было написано А.Жигулиным, конечно, уже после самого страшного разгула всеобщего безумия. Стало быть, свершили «бесы» своё чёрное дело! И слово это можно было написать без кавычек. Ведь именно «бесовство» - духовная суть русской (а по сути, любой) революции, как писал профессор М.М.Дунаев. Отразил эту суть Ф.М.Достоевский в «Бесах» – отразил, конечно, и Н.С.Лесков. В творчестве Н.С.Лескова антинигилистическим назван роман

«На ножах», конечно, антинигилистическая суть и в романе «Некуда», и хроника «Соборяне» тоже открывает глаза на тех, кто жаждет переустроить сотворённый Богом миропорядок. (В одном из комментариев это произведение прямо названо антинигилистическим) Думаю, ни у кого эти люди не вызывают ни симпатии, ни сочувствия. И хроника, как уже не раз говорилось, преисполнена страшных пророчеств, которые не были услышаны.

 

9. Сбывшиеся пророчества.

Однако, для полноты представления, полноты ощущения бездны духовного падения многих русских людей обратимся к пророчествам не только отражённым великими писателями, к которым, конечно, по словам А.С.Пушкина «взывает Бога глас». Обратимся и к тем откровениям, что что были даны великим святым Руси и простым, не отрекшимся от Бога крестьянам в жизни реальной. Писатель, наводящий ужас на большевиков, - С.А.Нилус запечатлел в двух своих книгах рассказ реального человека - благочестивого крестьянина в начале двадцатого века. Крестьянин тот в жаркий день, подойдя к реке, увидел на раките полчище бесов, сидящих, как вороны, на ветвях и распевающих: «Наше время –наша воля»! (А в одной из книг ещё говорится, что играли они на немыслимых музыкальных инструментах). Об этом страшно даже читать; а слова «песни» говорят сама за себя. (Заметьте: не возгордившемуся профессору, «веровавшему в одну науку», как написал об одном из чеховских персонажей профессор М.М. Дунаев, а мужику, возможно, читавшему по слогам, но имеющему глубокую веру и чистое сердце).

Примерно в то же время, ещё до официального своего прославления, явился в вещем сне Святой Серафим Саровский Иоанну Кронштадтскому, тоже впоследствии причисленному к Лику, и показал Царя Николая Второго в терновом венце, пятиконечную звезду и легионы бесов, поющих: «Вставай, проклятьем заклеймённый…»! Суть пророчества та же. Думаю, что эти слова когда-то хорошо известного всем «Интернационала» как в связи с «Соборянами» и другими литературными произведениями, так и в связи с событиями реальной русской жизни следовало бы понять лучше. Наверное, большинство людей никогда и не задумывалось, к кому слова эти обращены. Человека Бог наказал за ослушание, но не проклял - проклят же был искусивший человека дьявол, явившийся в образе змея. Значит… Вывод очевиден! Потому и звучит страшный призыв, причём, ко всем людям земли «разрушить мир насилья до основанья…» Совершенно ясно, что снова, как и тогда в Райском саду, как во все века, взывает дьявол к человеческой гордыне, «предлагает» стать «как боги». Потому «миром насилья» названо подчинение своей воли Воле Творца, Страх Божий в людях, который мешает дьяволу забирать их души и творить свою волю. Потому и хотят персонажи «Бесов» Ф.М.Достоевского «победить Страх Божий» и стать «выше Бога», очень уж желают они творить «свою» волю! Потому-то вместо лиц у них, как писал П.А. Флоренский, «омертвелые маски» - отрекшийся от Образа и Подобия Божьего обречён на смерть. (Уже в конце 20-го века один из потерявших стыд американских политиков изречёт, что нравственные понятия мешают человеку развиваться! Только, может быть, развращаться и разлагаться?!) Естественно, для дьявола исполнение людьми Заповедей Божьих непереносимо – ему же надо, чтобы они построили «новый» мир» – мир «без Бога и Святых Его», как говорил в страшные годы Гражданской войны святой Патриарх Тихон. Для людей же это будет означать только одно: отказаться от Царства Божьего и пойти к нему – к дьяволу во служение! (Да и ещё с бодрыми песнями, и маршируя). При этом, наивные по причине своей духовной безграмотности, ослеплённые, станут они искренне полагать, что творят свою собственную волю. (Достаточно вспомнить, как будет радоваться булгаковский Воланд, когда встретит атеистов, добровольно отказавшихся от «сказок» о Боге; или стихи, которые напишет Демьян Бедный, радующийся разрушению Храма Христа Спасителя и при этом имеющий наглость утверждать, что говорит от лица народа). Потому и не может нахватавшийся революционных идей персонаж романа Н.С.Лескова «Некуда» выносить присутствие иконы – она обличает больную совесть, свет непереносим для тех, кто выбрал тьму.

«Слава Тебе, Показавшему нам Свет» - звучит в храме из уст священника благодарность Создателю. «Слава Тебе, Показавшему нам Свет» - так заканчивает одну из глав своей книги с говорящим названием «Свет Истины» П.А.Флоренский.  И вот «тьма на Свет сбирает рать». Эти слова, написанные уже в конце 20-го века Николаем Мельниковым в довольно известной ныне поэме «Русский Крест» вне времени – и, конечно, отражают суть самых отвратительных персонажей всей классической русской литературы, в том числе, и желающих отнять у народа школы и святые книги в «Соборянах». (Очевидно, что трагедия опустившегося Ивана и других мужиков из вымирающих сёл в поэме «Русский Крест», превратившихся из Ростовых в «пьяненьких ростков» - расплата за разорённые храмы, за превращения крестьян в колхозников, за утрату вековых духовных устоев, когда «жили верой и трудом» и «Божий Крест несли со всеми». А «поспособствовали» разорению человеческих душ задолго до рождения Ивана, и его односельчан такие, как персонажи, желающие, чтобы народ в Церковь не ходил и святые книги не читал. Только вот Иван, дойдя до края, покается и начнёт восстанавливать разрушенный сельский храм, а потом присоединятся и остальные – и тем спасутся. А сколько тех, кто не покаялся?!)

Вот хотят революционеры в «Соборянах», чтобы люди перестали в храм ходить. И одним из примеров того -  учитель Препотенский (Фамилия тоже весьма неблагозвучная) - он просто страдает оттого, что мать ходит в храм. Того, что он сам отрёкся от Бога, ему недостаточно.  (В связи с этим хочется провести некую параллель неблагозвучия фамилий и одного из приёмов иконографии. Отрекшихся от Бога пишут несуразными, уродливыми с явным нарушением пропорций. И это естественно, если человек не хочет быть Образом и Подобьем Божием, а желает отражаться в кривом зеркале дьявола. Думаю, и писатель, чьё орудие слово, также отражает эту идею, давая столь неблагозвучные фамилии).

Персонаж этот занимается опытами, как знаменитый Евгений Базаров, только он хуже, агрессивнее – и это вполне понятно – ведь идея нигилизма показана, если можно так сказать, «в развитии». И, если финал «Отцов и детей», по словам самого И.С.Тургенева христианский, и звучат в нём слова, обращённые в вечность, то Препотенский и ему подобные выбирают небытие! И не только для себя. Тоже всё понятно и очень страшно!

Думаю, что суть таких, как Препотенский, Тармосесов, и им подобных до глубины раскрывают строки стихотворения «Воскресная школа», созданного В.Г.Бенедиктовым - писателем, творившим примерно в то же время, что и Н.С.Лесков.

Кто не хочет, чтоб доступен

Свет тот был для всех людей,-

Тот недобрый муж – преступен

Он пред совестью своей.

И, с ночным злодеем схожий,

Встав на брата своего,

Он срывает Образ Божий

Святотатственно с него.

Надо бесам уничтожить последний оплот нравственности –а потом уж строить «земной рай», а по сути, выстраивать свою власть над лишёнными нравственного выбора «рабами», потому что только «силой нравственного знанья человек есть человек» (Тоже В.Г.Бенедиктов «Воскресная школа»). Вот и хотят «ночные злодеи», «недобрые мужи», «бросить школы», чтобы лишить человека «нравственного знанья», иначе в «рабство» он добровольно не пойдёт.

«И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, народ, не уважающий святынь», напишет потом поэт Серебряного века З.Н.Гиппиус, далеко не самый глубоко верующий и воцерковлённый поэт в стихотворении «Война». По сути, предупреждение это можно считать продолжением мысли Н.С.Лескова, высказанной игуменьей в романе «Некуда». Предупреждает игуменья непутёвую Лизу, нахватавшуюся революционных идей: «Не станешь признавать над собой одной воли, одного голоса, придётся признать их над собою несколько, и далеко не самых искренних и честных». (Очень разные по своему мироощущению писатели – и всё же очевидно, что в стихотворении показано сбывшееся пророчество игуменьи. И вот в стихотворении З.Н.Гиппиус «смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой»! И, конечно, не только в стихотворении. Вот во что превратились те, кто не стал признавать «над собой одной воли, одного голоса». И никаких оправданий быть не может – сами того захотели). Естественно, что «предупредил» сам Н.С.Лесков - и не одну сбившуюся с пути вздорную девицу, а всех своих заблудших соотечественников. И вот долгие годы все мы слушали эти «голоса». В комментариях необходимости нет!

«И познаете Истину – и Истина сделает вас свободными» - говорится в Писании А в упоминаемой уже предсмертной переписке с друзьями Н.В.Гоголь слова эти обращает к каждому из нас: «Познайте Истину – и Истина сделает вас свободными». Истина – Спаситель и Жизнь Вечная. И Ф.М.Достоевский писал в упоминаемом не раз «Дневнике писателя», что без Высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация, -  а вера в Вечную жизнь – и есть высшая идея. И именно этой идеи пытаются лишить народ те самые «голоса»!

То, что пророческие слова Н.С.Лескова и его игуменьи достаточно скоро сбылись, понятно, и о том уже не раз говорилось. Но очень важно ещё раз услышать и понять, что эти «далеко не самые искренние и честные голоса» не могут не навязывать идею свободы без Бога, не могут не вносить путаницу в умы и души, не могут специально не подменять жизненно важные понятия, называя духовное рабство и ослепление свободой, а истинную свободу «насильем». (Речь, конечно, не только о большевиках, но и о нашем окаянном времени, особенно 90-х годах, когда навязываются ценности, противоположные христианским). Иначе же бесы властвовать не смогут.

И объявляют они «последний и решительный бой» - бой со святостью, с душой народа, с Россией – последним оплотом Православия. Повторять о сбывшихся пророчествах незачем – но не могу не остановиться на последних словах бесовской песни - «с Интернационалом воспрянет род людской». «Воспрянет», чтобы восстать против Бога! Но тогда вместо Всеобщего Воскресения будет всеобщее падение в бездну, всеобщая духовная смерть!

Уже в эмиграции в И.С.Шмелёв, истинно русский, московский, писатель, которого называли Замоскворецким Златоустом, скажет о всеобщей «раздирающей песни ненависти». (Ею пытаются «заменить» церковное пение, колокольный звон, духовные канты – т.е. всё воплощение вековой русской соборности. Кроме того, станут бесы красть чужие песни и переделывать. «За власть советов» на самом деле «Смело мы в бой пойдём за Русь Святую и как один прольём кровь молодую», потому что «честь опорочили, храм осквернили», а «По долинам и по взгорьям» на самом деле «Из тайги, тайги дремучей, от Амура – от реки», и не «шла дивизия вперёд», а «молчаливой, грозной тучей шли на бой сибиряки» - даже уровень самого текста совсем иной. Дьявол же-существо бестворческое, способное только паразитировать, разрушать, искажать, осквернять, но не созидать. Думаю, революционно настроенные персонажи и Н.С.Лескова, и Ф.М.Достоевского не оставляют в том сомнений.  Только, несмотря на все старания бесов, вернутся преданные забвению настоящие слова, как лики древних икон проступают через поздние слои краски; а народ будет слагать духовные песни даже во времена хрущёвских гонений, а многие композиторы всё равно станут создавать духовную музыку и всячески обманывать советских идеологов, чтобы исполнить её со сцены. А ныне исполняют открыто во всех концертных залах).

Однако, эта «раздирающая песнь ненависти» уже «звучит», хоть ещё и не так громко из уст тех, кто пренебрежительно называет людей «глупыми красными петухами» и предлагает «бросить школы» в «Соборянах». Её «распевают» те, для кого можно убить несколько миллионов ради того, чтобы нескольким тысячам жилось хорошо, в романе «На ножах», а потом и «Бесах» Ф.М.Достоевского. «Поют» эту «песнь» и те, кто не может переносить присутствие иконы в романе «Некуда» Оттого и название последнего звучит как предупреждение о том, слепые ведут таких же слепых – и приведут только в пропасть. Но прозревать упорно не желают ни те, ни другие! А, значит, пропасть неизбежна.

А теперь, думаю, стоит возвратиться лет на восемь назад (по отношению к «Соборянам») и снова обратится к Ф.М.Достоевскому – хорошо известному всем «Преступлению и наказанию». Великое значение романа, конечно, прежде всего в покаянии и Воскрешении Лазаря в душе главного героя. Но есть там и пророчество – сон Раскольникова на каторге во время болезни. «Появились новые трихины», которые делают людей, бесноватыми и приводят их к вражде, к саморазрушению, потому что люди ослеплены гордыней - и каждый мнит правым только себя самого. И происходит самое страшное - потеря нравственных ориентиров, когда никто не знает, как поступать. Более, чем через полвека, в годы Гражданской войны не раз упоминаемый уже М.А.Волошин напишет «Исполнилось пророчество – трихины в сердца и ум вселяются людей…» (Стихотворение «Трихины»). Только «вселились» они намного раньше. И разве персонажи «Соборян», разрушающие часовню и запрещающие Отцу Савелию служение, учитель Препотенский и ему подобные, персонажи двух других упоминаемых лесковских романов не во власти «трихин» ?! Думаю, вопрос тоже риторический.

Но вот ещё одно пророчество – и не только показанное в «Соборянах». За слишком горькую правду романа «Некуда» автора…хотели убить! Кто же? Либералы! Не понравилась им эта горькая правда о себе, захотелось «разбить зеркало», чтобы не видеть собственные уродство и немощь! Непостижимо: оказывается, что правом на свободное изложение своих (часто бредовых) мыслей могут обладать лишь те, кто стремится уничтожить установленный миропорядок – самодержавие, семейные устои и, конечно, Церковь, которая в течение множества веков сохраняет Истину. (Один из ярчайших тому примеров – главная наша служба - Литургия, созданная Отцами Церкви: Иоанном Златоустом и Василием Великим -  на рубеже 4-5 веков и неизменная по сей день).

И вот Н.С.Лесков, прекрасный писатель и опытный чиновник, должен был превратиться в изгоя -  сотрудничество с ним, издание его произведений стало «дурным тоном», не говоря уже о попытке расправы. А всё потому, что он убеждённый православный монархист! Кстати, и название поменял не сам Н.С.Лесков, а издатель, не считая нужным церемониться с опальным писателем. Получается то, что на первый взгляд звучит как полный абсурд «диктатура либерализма»! Только, к сожалению, это-вполне ощутимая реальность. Ведь зарвавшиеся хамы, буквально травившие писателя, искренне считали, что роман проплачен Третьим Отделением – а то, что писатель отразил своё истинное понимание сути происходящего и дал ему духовную оценку, в их сознание вместиться не могло, а значит, по их мнению, не должно было существовать!  Конечно, если свет заменила духовная слепота, которую надо ещё навязать сознанию других.

И совершенно очевидно, насколько осталась эта «диктатура» актуальной.  Более, чем, через сто лет после смерти писателя почти таким же нападкам со стороны т.н. «либеральной общественности», Слава Богу без угроз физической расправы, подвергнется известный архимандрит Тихон (Шевкунов) – настоятель Сретенского монастыря за фильм «Гибель Империи. Уроки Византии» - слишком уж горьки для них эти «уроки». (Кстати, духовный распад византийского общества в какой- то мере отражён и у Н.С.Лескова в произведении, созданном на основе легенды, «Скоморох Памфалон», хотя тема эта и не главная, тем более, до самой гибели империи ещё достаточно далеко. А упоминаемый уже В.С.Соловьёв, писал, что Византия погибла потому, что «языческую жизнь она прикрывала внешним покровом обрядов и священнодействий». Это же творят чиновники в «Соборянах», это – бич и многих современных людей. Вместо того, чтобы делать выводы, видя собственное несовершенство, лучше обвинять автора во всех «смертных грехах»! !! Истинно «либеральный» подход!

А к удивительному произведению «Скоморох Памфалон» надо будет вернуться позже, и уже не в связи с византийским «синдромом»). И уж совершенно непереносимо для либерального сознания, что книги священника более популярны, чем т.н. «произведения» «раскрученных», потерявших стыд и русскую почву авторов. Всё повторяется, если вовремя не делать должных нравственных выводов, не называть зло своим именем и не давать ему отпор.

И снова перед нами персонажи «Соборян». Другой лесковский праведник - дьяк Ахилла считает опыты, которые проводит упоминаемый уже Препотенский, богомерзкими. И вот, поймав горе-учителя за ухо, приводит его к Отцу Савелию. И надо сказать, что сам Препотенский даже не слишком обижен, а говорит только, что Отец Дьяк слишком строгий, – ведь живут все в маленьком, провинциальном городе и знают друг друга в течение многих лет. А вот образованные и забывшие Бога либералы подталкивают Препотенского идти жаловаться, говоря, что Ахилла нанёс ему оскорбление. Именно не советуют, а подталкивают, чтобы внести смуту и опорочить праведника.  Такие же бесстыжие и жалобы пишутся и на истинного пастыря – Отца Савелия – с той же целью. Слишком всё это, если хорошо задуматься, напоминает происходящее ныне. Это – известные случаи кощунства в храмах, и хамские выпады журналистов против Православной Церкви, и Ювенальная юстиция, и потеря авторитета преподавателя вообще - и как следствие чудовищная интеллектуальная и нравственная деградация. (Не только тех, кто учится, но и учит). Так что эти «возлюбившие себя, а не ближнего» и тешащие свою гордыню в произведениях великого писателя, - образы пророческие.

И вот продолжение сего горестного размышления писателя:

«-Но ведь говорят же, что революция с нашим народом теперь невозможна -  осмелилась возразить хозяйка.

— Да, и на кой черт она нам теперь, революция, когда и так без революции дело идёт как нельзя лучше на нашу сторону…»

Конечно, «идёт», если народ «святых книг» не читает, если можно срывать крест, разоряя пусть и старообрядческую часовню, если можно запрещать служение истинному пастырю.

И «придёт», и приведёт неразумных людей за нежелание услышать пророчества истинно русских писателей или неразумение сказанного к тому, о чём через несколько десятилетий, тоже в эмиграции, с горечью напишет упоминаемый уже И.С.Шмелёв. Русскому человеку, ищущему Бога, жадному до Истины станут навязывать ложных кумиров, гнать народ к «иным мощам», попытаются заменить соборность коллективом. Придут «новые творцы жизни», которые станут «рвать самую память России, стирать имена-лики». И «взойдёт» над нашей несчастной Родиной «Солнце мёртвых»! (В образе мышления, в мироощущении Н.С.Лескова и И.С.Шмелёва очень много похожего, несмотря на разницу во времени). А «поспособствовали» тому, чтобы трагедия свершилась, те, кого столь ярко, столь безжалостно показал Н.С.Лесковым в своих пророческих произведениях!

Но святость убить нельзя! Известный священник и философ 20-го века П.А.Флоренский, убиенный большевиками, высказал одну из главных мыслей своих, обобщающую духовный опыт и свой, выстраданный, и всего многогрешного и оттого многострадального человечества: человек может быть или с Богом, или с дьяволом- «зазора» между этим не бывает, третьего не дано.

С кем те, кому не нужны святые книги, очевидно – об этом незачем говорить. Но самое главное - то, что выбор каждый делает сам и отвечать за него будет сам – и сослаться на начальство и на то, что все так поступают, не получится!

 

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ

(С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ И ФОТОГРАФИЯМИ) -

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ