МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Рыбкина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11» г.Байкальска Слюдянского района Иркутской области

 

Методическая роль учителя в преподавании литературного краеведения


 

Вступление

В процессе модернизации российского образования происходит переосмысление роли регионального компонента Базисного учебного плана, поэтому большое внимание в школах нашей страны уделяется его реализации.

Учитывая, что в процессе модернизации российское образование должно обеспечить процессы развития страны, а значит способствовать решению задач перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, преодолению опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития, региональный компонент содержания общего образования должен быть гармонично связан с решением этих задач.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что реализация регионального компонента способствует  не только приобретению учащимися новых знаний, расширению историко-культурных представлений учащихся о малой родине, но и при должной организации учебного процесса является действенным стимулом для развития творческих способностей, рефлексивных умений учащихся, а также формирования нравственных ориентиров.

 

Из истории вопроса

Русская литература, как и многие другие национальные литературы, имеет уже многовековую историю. Она неразрывно связана с фактором времени. Писатели-классики и писатели-современники живут в контексте вечности и конкретного времени. Менее понят и осмыслен фактор пространственной характеристики литературы. А между тем культура еще у своих истоков четко зафиксировала свою связь с географией: литература Киевской Руси и Новгорода, Русского Севера и Дона. Литература Сибири в этом отношении не является исключением. Ее своеобразная история и этническая география, особенности климата и специфика сибирского характера – все это способствовало рождению оригинальной литературы. Литература Сибири имеет почти 400-летнюю биографию. К сожалению, литература Сибири, определившаяся в последние годы как серьезная научная проблема, делает первые и еще общие шаги в школе.

Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Они помогают  возгореться искрами любви к Отечеству. Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов,  связывал с преподаванием «отчизноведения»  изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности». Умение сопоставлять изучаемое со знакомой местностью – способность, чрезвычайно полезная и в практической жизни.

К использованию литературного краеведения в учебном процессе ученые обратились 80-90-е годы 20 века. В настоящее время образование не может пониматься как процесс, ограничивающийся узкими рамками школы. События в общественной жизни, огромные сдвиги в культуре современности должны помочь подростку, пассивно воспринимающему материал, активно и сознательно отнестись к объекту, научить видеть облака на небе и грязь под ногами, радостный смех праздника и озабоченность трудового дня. В программах школ 1 и 2 ступени краеведение определяют как основу преподавания.

В 20-е годы, называемые «золотым десятилетием» краеведения, были подняты и разработаны многие краеведческие вопросы, опробованы различные формы привлечения местного материала как в учебной, так и во внеклассной работе. Но оценить свой вклад в науку и школьную практику краеведы не успели, смена идеалов привела к смене педагогических парадигм.

 

Учебно-методический комплект «Писатели Восточной Сибири» в средней школе.

Современные философы считают, что, в наше время «образованный человек – это не столько “человек знающий”, сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире». Для того чтобы подготовить такого человека, современная школа пробует вводить новые предметы, и один из них – литература родного края.

Изучение литературы родного края – это одно из новых направлений преподавания литературы в школах  Иркутской области. Главная цель такого преподавания - изучить и возродить традиции литературного краеведения в Сибири, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре Сибири и родного края, развить творческие способности учащихся.

Первая региональная  книга по литературе "Писатели Восточной Сибири» была  разработана в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утверждённого приказом Департамента образования Иркутской области за №619-дпр от 07.05.2007 г. "О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007/2008, 2008/2009 учебные годы".

Это сборник литературных материалов   для чтения и изучения  школьниками 5-6 классов. Здесь  собраны произведения известных и малоизвестных авторов.  В  хрестоматии широко представлены  наши современники: Марк Сергеев, Валентин Распутин, Геннадий Михасенко, Семен Устинов, а также   Н.А. Белоголовый и его  «Воспоминания сибиряка» о декабристах в Сибири и многие другие авторы.

По такой книге легко изучать сибирскую литературу,  фольклор и эпос, тофаларские и бурятские сказки, знакомиться с писателями-современниками. По окончании изучения этого курса школьник должны иметь представление о том, что культура Прибайкалья - часть российской культуры, которая является неотъемлемой частью культуры мировой. Трудно переоценить вклад в эту книгу автора-составителя Ольги Шахеровой, кандидата филологических наук. Разработанные ею методические рекомендации являются первой книгой в учебно-методическом комплекте по литературе Восточной Сибири.

Изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

На уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность; произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова. Предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказы, фрагменты из повести, летописи, стихотворные произведения.

Основными критериями отбора для изучения художественных произведений сибирских писателей являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Авторы ставят своей целью привлечь внимание к уникальности прибайкальской природы, побудить школьников задуматься об уязвимости природного мира, создать условия для эстетического открытия собственной духовной причастности к тайне красоты родного пространства и окружающей вечной природы, создать условия для эстетического вживания в мир произведений сибирских писателей, а также способствовать тому, чтобы школьники задумались над нравственными вопросами современной жизни. В сознании учеников должна утвердиться мысль о связи творчества писателей с родной сибирской местностью, конкретным городом, память о которых отражена в их произведениях. Таким образом можно помочь детям сформировать собственную эмоциональную память о родных местах. Учителям необходимо создать условия для рефлексии; сознание школьника должно быть подготовлено к диалогическому соотношению предшествующего эстетического и этического опыта с опытом настоящего, приобретенным в процессе чтения художественного произведения.

 

Начиная новое дело, всегда  сталкиваешься с  определенными трудностями. С чего начать? Как лучше сделать? Где взять необходимый материал?

Так получилось и с преподаванием нового предмета «Писатели Восточной Сибири». В распоряжении учителя литературы - только учебник-хрестоматия и методические рекомендации, которые являются первой ступенькой в преподавании нового предмета.  Больше никаких разработок, поурочного планирования тоже нет, очень мало информации в интернете – буквально по  крупицам приходится собирать нужный материал.

Обучая школьников, обучаешься и сам. Эти слова  как никогда  подходят к данной ситуации. Отбор, переработка информации, найденной в интернете, в других источниках, требуют  огромных усилий при подготовке к урокам. Например, создание электронных презентаций в качестве наглядного дидактического   материала (биографические сведения, портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям). Ведь наглядность обеспечивает первую ступень познавательной аналитико-синтетической умственной деятельности. Она выступает как средство, позволяющее включать эти процессы в контекст умственной деятельности и стимулировать ее.  На адаптацию художественных текстов тоже требуется  много времени, ведь многое приходится  читать впервые.

Приходится тщательно продумывать домашнее задание. Как правило, оно носит творческий характер. Можно, например, после чтения рассказа Семена Устинова «Любопытный бурундук» из любого материала изготовить бурундучка;  после изучения рассказа В.Г. Распутина «В тайге над Байкалом» изобразить маршрут героя по тайге, представив его путь с высоты птичьего полета, и рассказать, какой участок пути видится наиболее ярко;  после изучения  творчества Георгия Граубина от имени мальчика из государства Урарту придумать рассказ  о разных системах обучения; написать    сочинение, используя прием олицетворение...   Есть  и эвристические задания, например написать письмо декабристу А. Одоевскому, спросить его о волнующих нас вопросах того времени. Такие виды домашнего задания, несомненно, носят продуктивный характер.

 

Конечно же, главная работа – это деятельность ученика и учителя на уроке. Как организовать эту работу, чтобы достигнуть всех целей и задач, поставленных авторами УМК «Писатели Восточной Сибири? Представляется необходимым строить образовательный процесс на основе когнитивного, коммуникативного и интегрированного подхода в обучении с использованием преимущественно индивидуальных и групповых форм организации учебной деятельности. Ключевыми методами в работе следует считать метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы, которые  по характеру взаимодействия  учителя и ученика относятся к технологии проблемного обучения. Принимая во внимание специфику предмета,  автор данной работы использует  на своих уроках следующие  приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

 

1) Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу

  • прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных (сведения из истории о походе Ермака в Сибирь)
  • прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов (что такое ОЛОНХО, ГЭСЭР и т.д.)
  • прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его  исторической и культурной ценностью (в ходе  изучения и анализа рассказа Алексея Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий» сделать акцент на значение растения черники для сохранения почвенного слоя земли, на позицию автора в этом вопросе)
  • прием ассоциаций - выявление ассоциаций, возникающих при чтении и произношении слов «детство», «тайга», «счастье»

 

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала

  • эвристический прием – задаются трудные вопросы, и с помощью наводящих вопросов учащиеся приходят к ответу (Если бы вам пришлось доказать мысль о недопустимости лесных пожаров, как бы вы это сделали?)
  • исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений,  анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод (Как автор рассказа убедился в том, что лесные пожары вредны для ягодных кустарников?)

 

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний

  • прием схематизации –  схематично перечисляем образы, показываем  взаимосвязь  между ними (изобразить схематично образную систему произведения)
  • прием символизации – вычерчиваем маршрут героя по тайге
  • звукопись - подсчитываем количество повторяющихся звуков и пытаемся понять, что хотел услышать автор и поведать читателю
  • стихотворчество (турнир веселых «рифмачей»: создается две команды, ведущий называет слово, каждый член команды должен по очереди (без промедления!) подобрать слово с такой же рифмой).  Тот, кто после счета до трех не назвал, выбывает из игры; другой команде дается другое слово и то же задание; игра продолжается до выявления абсолютного победителя-«рифмача».

 

Таким образом, перечисленные методы и приемы помогают учителю создавать свои уроки непохожими на другие, творческими, не забывающимися для него самого и его учеников. По результатам исследования, проводимого среди учащихся,  детям очень нравится предмет «Писатели Восточной Сибири», они охотно выполняют творческие работы и считают данный предмет одним из любимых.

 

Заключение

Одна из важнейших проблем времени – приобретение учениками «благородства не ради внешнего впечатления, но истинного, с весомой пользой для жизни настоящей и будущей».

Школа, почти для каждого оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей-дорог. И у литературы, которую мы изучаем в школьные годы, роль здесь наиглавнейшая. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то душу, может быть, – литературой, культурным наследием Сибири.

Литературное краеведение – это та  сфера, где творчество учителя и учащегося может проявиться наиболее полно. Подход к литературному краеведению не только как к узкому региональному началу, но и имеющему важность для культуры всей страны позволяет считать его основным краеведческим компонентом в литературном образовании.

Методическая работа учителя литературы, преподающего новый предмет «Писатели Восточной Сибири» требует особого к ней отношения. С одной стороны, возникает множество дополнительной работы  при подготовке к уроку, а это требует  большего времени, чем  обычно, так как в преподавании  этого предмета не существует должной методической базы.  С другой стороны,  у учителя возникает  потребность в самообразовании по данному вопросу; появляется возможность экспериментировать (ведь ты - первый на этом пути), искать, творить! Так,  благодаря творческому поиску учителя развивается личность не только его ученика, но и повышается профессионализм самого педагога.

В ближайших планах автора данной работы – начать работу  над подробными  поурочными разработками по предмету «Писатели Восточной Сибири» для 5-6 классов.

Автор работы предлагает познакомиться с  разработками  своих уроков по творчеству А. Шастина и А. Одоевского.

 

Приложение 1

Урок литературы в 5 классе

Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».

 

Цели:

  • познакомить   с жизнью  и  творчеством  сибирского писателя Анатолия Шастина;  раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать привитию ученикам  интереса к изучению художественной литературы Восточной Сибири.
  • развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, основы образного и аналитического мышления, творческого воображения.
  • побуждать  школьников задумываться над нравственными вопросами современной жизни, воспитывать на основе данного произведения у детей  такие  нравственные качества,  как совесть, ответственность за свои поступки перед самим собой и перед обществом

 

ХОД УРОКА:

 

1. Организационный момент.

 

2. Вступление учителя.

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного иркутского писателя Анатолия Михайловича Шастина и  поразмышляем над нравственными вопросами его рассказа «Пример для подражания».

1) Запись в тетради темы урока:

« Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».

2) Чтение учителем цитаты из воспоминаний Анатолия Шастина:

«Я знаю свой город не понаслышке. Я был мальчишкой, но был его частью. Я учился в его едва обогретых школах. Я стоял в очередях у его пустых магазинов. Я ходил с мамой, обессилевшей от голода, далеко за город сажать картошку и вместе с мамой ждал осени, которая должна была накормить.   Я ходил во Дворец пионеров, где иркутские художники-педагоги И.А. Шафер и Л.Н. Пушкарева учили меня рисовать. Я помню прекрасные спектакли и зрительные залы, расписной потолок кинотеатра «Художественный» и атлантов, поддерживавших портик кинотеатра «Гигант», где фильмы приходилось смотреть в несколько заходов, потому что постоянно гас свет. Я помню тишину и шорох страниц в читальных залах научной библиотеки, которая стала для меня, как и для мамы, вторым домом. Я часть этого города от рождения. И его земля накроет меня в свой срок. И дотоле  этот город военной поры будет жить в моей памяти  как город-рабочий, город-кузнец и лекарь, город, действительно, интеллигентный, сострадательно принявший под свой кров не только многочисленных беженцев, но и радостно приветствовавший оказавшихся здесь в эвакуации многих выдающихся ученых из Москвы и Ленинграда, актеров, музыкантов и режиссеров Московского театра сатиры, Ленинградского Нового ТЮЗа».

Вопросы на выявление восприятия прочитанного:

- Что пришлось пережить этому человеку? В какой атмосфере он воспитывался? Развивали ли родители его творческие способности? Как вы это поняли?

 

3. Презентация жизни и творчества А.М. Шастина.

 

4. Показ видеоотрывка из мультфильма о «воспитанном» мальчике

(«Приключения Мурзилки», киностудия «Союзмультфильм», 1957 г.)

Выявление восприятия:

- Как вы думаете, встречаются ли в жизни такие «воспитанные» мальчики?

 

5. Работа над рассказом «Пример для подражания».

1. Чтение учителем рассказа вслух.

2. Беседа:

- В чем сходство между   отрывком из мультфильма и рассказом Шастина?

(Речь идет о невоспитанных мальчиках,  которые за маской  добродетели скрывают безобразное поведение и плохое  отношение к окружающим людям).

-  От чьего имени ведется повествование в рассказе? (От имени автора).

3.  Групповая работа.

Задание 1-й группе:

Как можно охарактеризовать  рассказчика через его речь и поступки?

«Тут дед выбросил мне в окошко деньги, сумку и приказал пулей слетать в булочную. Я полетел. Когда я вернулся, то увидел, что бабушка никак не может сдвинуть с места коляску… Мальчишки сидели рядом. Я показал им кулак и отвязал веревку, которой коляска была привязана к ножке скамейки.

- Всё в порядке, бабушка, - сказал. - Но бабушка ухватила меня за ухо, и я едва спасся».

«Борька по-прежнему действовал исподтишка. Я решил его проучить…

Когда все было готово, я крикнул Борьке, что его зовет мать. Секунду спустя внизу заскрипела дверь. С лестницы раздался грохот и звон, будто рухнула целая полка кастрюль. Истошный Борькин вопль разнесся по всем пяти этажам».

(Поступки рассказчика направлены на то, чтобы восстановить справедливость: помочь бабушке, проучить   хулиганов).

Задание 2-й группе:

Как поступки и речь деда, мамы,  характеризуют их?

« - Видишь? Вот это мальчик! Вот пример, достойный подражания, - сказал мне дед».

« Мой дед изумленно поднял на лоб очки и уронил газету.

- Действительно, - сказал он, - кто же это вас так, молодой человек?»

(Слова и поступки деда говорят о его интеллигентности, воспитанности, он и не мог подозревать, что Боря может оказаться таким плохим мальчиком!)

« Борькина мать выскочила из комнаты и всплеснула руками:

- Ах, кто же это тебя, Боренька? Бедный ребенок!»

(Как и всякая мать, эта женщина очень любит своего сына, и перед ней сын не показывает своего истинного лица. Женщине  кажется, что не Боря является причиной конфликта).

Задание 3-й группе:

Как речь и поступки характеризуют малышей?

«В песочнице ссорились малыши:

- Отдай пуговицу!

- Какую пуговицу?!

- Мою! Моряческую-капитанскую. Она тут лежала, а ты её взял. Отдай!

- Да не брал я твою пуговицу. Чего ты?

- Брал, брал! Лучше отдай, а то как…

Мальчишка побледнел и дал своему приятелю по шее. Началась потасовка».

«Мальчишки смотрели ему (Борьке)в рот и краснели от счастья».

(Малыши еще маленькие,  и не понимают, что такое хорошо, а что - плохо. Они подражают Борьке, думая, что это «круто»; он такой сильный, смелый, и  они хотят стать   такими!)

Задание 4-й группе:

Как речь и поступки характеризуют Борьку?

« - Извините… Пожалуйста… Спасибо… Простите…

- Дай ему по шее. Ты что струсил? Ха-ха! Струсил!

- Ой, не могу! Ха-ха! Вот это да! Вот это здорово! О-хо-хо! Эй вы! Возьмите пуговицу! Ой-ёй-ёй! Вон она под скамейку закатилась!

- Молодцы, - сказал Борька. -  Люблю отчаянный народ! Уважаю храбрецов!

- Между прочим, видите, бабушка гуляет? Вот если бы вы взяли вот эту веревку. А потом…»

«Мальчишки при моем приближении разлетелись кто куда, а  Борька сказал с невинным видом:

- Удивительные хулиганы. Даже представить себе невозможно, что такие встречаются в наше время».

« - Тоже мне, защитник слабых нашелся! Презираю…  А вы молодцы. Вот если бы вы взяли ведро, налили его  водой и укрепили над дверью так, чтобы когда он её откроет…  Ха-ха-ха! А не хотите, так я скажу, что это вы привязали коляску.

Борька по-прежнему  действовал исподтишка».

«Дверь распахнулась, и мы увидели Борьку. С него потоками стекала вода, а лицо было испуганное и жалкое, и щёки тряслись».

«Бедный ребенок стоял раскорячась. Вода журчала, капала и растекалась повсюду.

- Извините, пожалуйста, - пробормотал он, - это я сам… Я больше не буду, - и побежал в ванную».

4. Вопросы, направленные на развитие творческих способностей:

- Чему вы больше доверяете - слову или делу?

(Дети говорят о том, что лишь по делам можно сказать, каков человек, приводят примеры пословиц).

- Как вы понимаете слово «лицемерие»? Какие слова «живут» в нем? (Обсуждение в группах: лицо, мерить - надевать маску. Лицемер - человек двуличный, дурной, злонамеренный, но притворяющийся добродетельным, добрым,  чистосердечным).

- Вспомним поступки мальчика из мультфильма и Борьки, героя рассказа. Можно ли их назвать  лицемерами?

- А почему в конце рассказа Борька извиняется за свои поступки?

(В нем проснулось чувство стыда, или как говорят иначе, проснулась Совесть!)

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «совесть»?

(Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Свои поступки человек должен оценивать сам. Это способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять свое поведение с нормами морали,  действующими в обществе. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми и есть СОВЕСТЬ).

- О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Знаете ли вы их?

(«Совесть без зубов, а грызет».

«У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится».

«За совесть да за честь хоть голову снесть».

«Врет без зазрения совести».)

5. Слово учителя.

Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость, делает его уверенным в себе. Но как тяжело бывает на душе, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать. Свой Высший Суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе, испытывать неприятное чувство   стыда и раскаяния. Совесть – это самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность - все это неотделимо от совести.

 

6. Творческие задания:

1) написать определение совести.

(Совесть - внутренняя правда человека.

Совесть - внутренний голос человека, чувство вины перед собой.

Совесть - ответственность за свои поступки.)

2) нарисовать совесть.

 

7. Подведение итогов  урока:

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Какие нравственные  проблемы  затронули? Чему научились? Поставьте этому уроку оценку.

 

8. Д/з: на основе рассказа «Пример для подражания» написать свой рассказ об истинном значении слова и дела.

(Приложение к уроку - электронная презентация)

 

Приложение 2

Урок литературы в 6 классе по творчеству А. Одоевского.

 

Анализ отрывка из стихотворения Александра Одоевского «Из детских всех воспоминаний» с точки зрения цветописи.

 

Данную работу выполнили ученики 6 класса. При подсчете гласных звуков оказалось, что в данном отрывке преобладает гласный звук е (26 раз). По мнению ученых,  звук е насыщен зеленым цветом, поэтому основной фон этого отрывка - зеленый. Александр Одоевский тоскует по Родине, родному саду, любимой с детства липе. Так объясняется насыщенность отрывка зеленым цветом. На втором месте стоит звук о (17 раз), характеризующийся как светло-желтый, на третьем - и (13 раз) - синий, далее - а (9 раз) - красный, в меньшей степени – у, ю – сине-зеленый, голубоватый. При получении цветовой картины стихотворения ученики убедились, что поэт, на самом деле, печалится о прошедших годах детства, вспоминает прохладный шелест листьев липы... В целом это картина великолепного зеленого сада, голубого неба -  страны ДЕТСТВА.

 

Из детских всех воспоминаний

Одно во мне свежее всех;

Я в нём ищу в часы страданий

Душе младенческих утех:

Я помню липу; нераздельно

Я с нею жил; и листьев шум

Мне веял песней колыбельной,

Всей негой первых детских дум.

Как ветви сладостно шептали!

Как отвечал им лепет мой!

Мы будто вместе песнь слагали

С любовью, с радостью одной.(…)

 

Литература и материалы Интернет:

1. О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007. - 104 с.

2. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/Сост. О.Н. Шахерова. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007. - 304 стр.

3. http://baikalarea.ru/irkutsk/peoples/mashkin/avtoruchka.htm

4. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00159438_1.html

5. http://www.teoria-practica.ru/index.php/

 

МАТЕРИАЛЫ К ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЕ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ