МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Шипицина Вероника Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 19» г.Нижневартовск, ХМАО-Югра Тюменской области

 

Литературное краеведение как составляющая часть гуманизации образования



Краткая аннотация проекта

Духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Современное общество уделяет пристальное внимание гуманизации образования. Литература – искусство слова, а основная задача искусства – гуманистическое воспитание на основе всего прекрасного и возвышенного, что есть в окружающем нас мире.

Данный проект   позволяет включиться в активную работу большему числу энтузиастов, воспитывать духовную нравственность подрастающего поколения, гражданско-патриотические чувства, полюбить свою «малую» родину, с которой начинается и укореняется любовь к Родине  «большой».

Проект предназначен для учащихся 5 – 11-x классов, может быть использован на учебных занятиях, а также факультативных и элективных курсах.

В реализации проекта принимают участие учащиеся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» города Нижневартовска, которые объединены в клуб «Югра».  В течение 10 лет руковожу им я, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, руководитель клуба «Югра», заведующая кабинетом с элементами музея «Литературное краеведение» Шипицина Вероника Николаевна.

 

1. Обоснование необходимости проекта

Современное общество уделяет пристальное внимание гуманизации образования. Литература – искусство слова, а основная задача искусства – гуманистическое воспитание на основе всего прекрасного и возвышенного, что есть в окружающем нас мире. Школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Изучение литературы есть литературоведческое  исследование ее истории. Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе, и литературного краеведения. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Д. С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Местное и мировое, индивидуальное и общечеловеческое в классических произведениях художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникновения, составляют гармоническое целое, ведут к одной цели - воплощению духовных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах. Особая роль в установлении взаимосвязи литературы и культуры принадлежит литературному краеведению.

 

Актуальность предлагаемой темы обусловлена также общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовных запросов общества, ослаблением интереса к чтению и книге, особенно в молодежной среде. Восстановление культурного потенциала страны возможно через активизацию внимания общества к содержанию и форме литературного образования. Литературное краеведение может сыграть особую роль в воспроизводстве традиций русской классической литературы, сосредоточенности на лучших чертах народа, его исторической целеустремленности к «правде жизни», сохранении высших духовных ценностей.

Литературное краеведение - специфическая область знания о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к "малой родине". Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе, способствует развитию мыслительной активности, вызывает устойчивый интерес к художественному слову.

 

2. Цели и  задачи определялись следующими актуальными проблемами образования:

  • внедрение концепции профильного обучения;
  • формирование гражданской позиции школьника, что предполагает, в частности, знание истории края, его культуры;
  • применение информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Цель - методическая поддержка  по внедрению регионального компонента  для реализации профильного обучения.

Объект  исследования: возможности  литературного  краеведения  для  интеллектуального  развития  и  патриотического  воспитания  школьников.

 

Предмет  исследования: литературно-краеведческий  компонент  в  содержании  образования  современной  школы.

Краеведческий материал становится предметом внимания учащихся не только на уроках литературы, но и на внеклассных занятиях.  Чтобы работа по литературному краеведению была эффективной, обогащала знания учащихся, необходимо спланировать ее так, чтобы были учтены интересы и запросы  учеников, чем будет гарантировано их активное участие в проведении намеченных мероприятий. Содержание и формы этой работы отличаются разнообразием  (компьютерные презентации, создание Web-сайтов, «проба пера», экскурсии, интервьюирование, встречи с интересными людьми). Реализация педагогического опыта направлена на достижение следующих задач:

 

  • воспитать духовно-развитую личности; развивать гуманистическое мировоззрение,  гражданское сознание, чувство патриотизма, любви и уважения к родному краю, к ценностям отечественной культуры;
  • формировать информационную культуру учащихся;
  • развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции;
  • анализировать тексты художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

 

 

Мой педагогический опыт  способствует

  • Ø обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся;
  • формированию умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
  • совершенствованию речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;
    • практическому применению полученных знаний.

Основные направления нашей деятельности: 
•    учебно-познавательные экскурсии по литературным местам;
•    сбор фольклорных и других материалов, сопоставление их с  литературной основой;
•    знакомство с памятниками природы, архитектуры, старины на основе упоминания их в литературных произведениях и историко-биографических источниках; 
•    путешествие по пути писателей и их литературных героев; 
•    составление литературных карт и путеводителей; 
•    написание историко-литературных хроник, изучение современного процесса литературы; 
•    проведение литературных праздников.

 

Практическая значимость проекта заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в качестве дидактического материала при обучении учащихся.

 

3. Пути реализации проекта:

  • анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;
  • локализация  -  использование местного материала на определённых этапах обучения и воспитания;
  • изучение современных интерактивных технологий  и ИКТ ;
  • наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности в школе;
  • социологические опросы, анкетирование, тестирование.

 

На основании новой  образовательной политики  региональный компонент стал составляющей частью содержания  образования. По мнению исследователей (А.Б. Бакушинский, Д.С. Лихачев, К.Д. Ушинский, М.Ю. Юхневич), использование краеведческого материала позволяет реализовывать идеи личностно ориентированного обучения, удовлетворять образовательные потребности учащихся. Под региональным компонентом понимается интерпретация образовательных потребностей, запросов, интересов местного сообщества. Если федеральный компонент это общее, что обеспечивает единство культурно-образовательного пространства на территории государства, то региональный компонент это то, что должно быть присуще каждому конкретному региону. Оставаясь составной частью образования, он обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, его исторической судьбе и перспективе, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины», ответственности за ее будущее. Не остается в стороне от этой проблемы и урок литературы.

 

4. Основное содержание проекта

Знакомство с литературой родного края должно вестись параллельно с изучаемым в основном курсе литературы художественным материалом в рамках структуры общеобразовательной федеральной программы, чтобы в процессе знакомства  с литературой и культурой родного края учащиеся открыли для себя духовное богатство той земли, на которой живут. Важно то, чтобы синтез культур (ханты-мансийской и русской) не выделялся в отдельный предмет в рамках региональной программы по литературе, не носил спорадический характер (от случая к случаю), а был реализован в системном, последовательном изучении литературы родного края в контексте литературы классической. Такой подход имеет много положительных сторон:

1. Расширяет представления учащихся в процессе изучения литературы о культуре, истории, традициях того народа, той земли, на которой он живет.

2. Через культуру, литературу другого народа глубже познает и понимает свою.

3. Активизирует в учащихся чувство сопереживания, создавая благоприятные условия для развития личности ученика.

Следовательно, личность должна самопознаваться через литературу и в то же время осознавать себя носителем определенной национальной культуры.

В рассмотрении литератур разных народов важен интегративный подход, он позволяет включать региональный компонент в систему учебных занятий, объединяющих не только федеральный и региональный компонент литературного образования, но и материалы смежных предметов гуманитарного цикла. Как же внедряется региональный компонент в курс русского языка? Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами местной жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Введение регионального компонента в курс русского языка – дело актуальное, интересное как для учителя, так и для учащихся.

Полагаю, что регионализация образования обеспечит взаимосвязь федерального стандарта и регионального компонента содержания образования; обеспечит уникальную форму, в рамках которой протекает духовная и социальная деятельность молодого человека, его личностное становление.

Осмысливая состояние русской языковой культуры, писатели, журналисты и публицисты отмечают признаки духовной деградации, связанной с языковыми потерями. Тенденция к бескультурью, к упадку речевой культуры в регионе, в частности в Нижневартовске, связана:

  • с развитием промышленной цивилизации (рождение города «временщиков», не имеющих народных национальных корней);
    • с  развитием информатики и компьютеризации;
    • с экономическими социальными перекосами (обезличивание языка, засорение  штампами и иноязычными словами);
    • с нравственными потерями: наркоманией, преступностью (вульгаризация, жаргонизация, оскудение, огрубение словаря).

Поэтому необходимо вмешательство в речевую культуру общества: учителя русского языка должны приближать учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, воспитывать любовь и интерес к родной речи. Это и стало первой причиной обращения к разработке системы заданий, направленных на повышение культуры речи.

Понятие «краеведение» прочно входит в нашу жизнь. За последние несколько лет интерес к нему значительно возрос. Краеведением занимаются историки, географы, специалисты по языкам и литературе, архивные музейные работники. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. По определению А. С. Баркова: «Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края…»

Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся.

Школьное краеведение имеет следующую направленность: естествоведческое, географическое, историческое, литературное. Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем поисково-исследовательской работы. На основе учебной программы, школьного плана воспитательной работы намечаются объекты для исследования, виды и методы работы. Школьное краеведение включает в себя учебное (его содержание определяется учебной программой) и внеклассное, внешкольное (его содержание строится в  соответствии с планом воспитательной работы. Эти виды находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга, однако имеются и различия по содержанию, формам работы. Учебное краеведение проводится в основном в классе (на уроке), внеклассное же опирается на такие формы, как кружок, вечера, экскурсии, экспедиции.

Краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствуют стремлениям учащихся самостоятельно добывать знания. Школьное краеведение является мощным педагогическим средством, включая его в систему учебной и воспитательной работы, можно прогнозировать следующие результаты:

  • Обогащение краеведческого кругозора;
  • Воспитание любви к родному краю;
  • Психологическая подготовка к жизни и труду в родном крае;
  • Интерес к краеведению и овладение рядом навыков краеведческой работы;
  • Обогащение нравственных и эстетических понятий и взглядов.

 

5. Реализация проекта

Результаты проектной деятельности можно представить в следующем количественном и качественном измерении:

-   во-первых, собственно образовательный продукт, который пополнит методические ресурсы с использованием инновационных технологий: программа элективного курса; разработки уроков; разработки внеклассных мероприятий; дидактические материалы к урокам; проектная деятельность учащихся;

- во-вторых, повышение компетентности учащихся (учебно-исследовательской, информационно-коммуникационной, творческой и др.); расширение внутрипрофильной специализации при профессиональном самоопределении выпускников школы и других образовательных учреждений; продолжение обучения на следующих ступенях (высшее и среднее профессиональное образование) по профилям; становление гражданской позиции;

-   в-третьих, повышение профессиональной компетентности учителей в области учебного предмета, информационных технологий, межпредметных связей; развитие творческих способностей.

Принципы и подходы, лежащие в основе педаогического проекта:

принцип гуманизации,  научность, доступность,  креативность, дифференцированность,  практическая направленность.

Ведущим для данной работы является принцип системности, который определил соответствующие методы:

- интегративный метод позволил применить данные различных областей гуманитарного знания;

- сравнительно-исторический метод позволил выявить особенности литературного краеведения;

- аналитико-интерпретативный метод позволил обнаружить формы сопряженности литературного краеведения и многоаспектной культурной деятельности (сфера образования, туризм, музейное дело, средства массовой информации);

- метод психолого-педагогического анализа позволил выявить насущную потребность современного общества в «воспитании литературой» с применением регионального компонента в образовательных учреждений, в повседневной культурной практике, в виртуальном пространстве;

- историко-литературный метод позволил выделить краеведческий компонент в системе школьного литературного образования и сформулировать концепцию преподавания литературного краеведения;

- системно-функциональный метод дал возможность обнаружить общую культурологическую основу разнообразных форм современной литературной деятельности и выявить культурные функции литературного краеведения в крае.

Таким образом, в основе проекта – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города).

Задача  учителя-словесника  не  только  вооружить  ученика  знаниями,  но  и  в  первую  очередь воспитать из  него  человека, гражданина,  патриота.  Трудно сформировать  у детей  патриотические  чувства,  не  привив  им  любовь к  родному  краю.  Важным  источником  патриотического  воспитания  школьников  является  литературное  краеведение.  Вышесказанное  обуславливает  стремление активизировать  литературное  краеведение  в  школе  как  средство  интеллектуального  развития и  патриотического  воспитания  школьников. Результатом проекта должно стать - создание методических рекомендаций по использованию      материалов литературного краеведения в практике работы учителя школы, как в урочное, так и внеурочное время и оказание помощи учителям гуманитарного цикла в представлении регионального компонента учебной программы и элективных курсов при профильном обучении.

Краеведческий материал может составлять содержание целого урока или же являться его элементом. Этот материал может излагаться на уроке как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения. Учитель стремиться к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае. Не зная прошлого, учащимся трудно оценить по-настоящему и современное; они не могут сравнить, представить, увидеть происшедшие изменения.

Данный опыт  обеспечивает потребности участников образовательного процесса при проведении уроков по литературе родного края, внеклассных мероприятиях, построен на новых педагогических технологиях; способствует формированию компетенций учащихся. Он ориентирован на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса, также в нем содержатся разработки внеклассных мероприятий и уроков русского языка и литературы с использованием регионального компонента, дидактический материал к урокам, результаты проектной деятельности учащихся. Создание таких материалов позволит учителям гуманитарного направления реализовать региональной компонент учебной программы и элективные курсы при профильном обучении;  стимулирует педагогов повышать  свой профессиональный  уровень, способствует совершенствованию в области ИКТ и  выстраиванию индивидуальных образовательных программ для учащихся, что способствует

• приобщению учащихся к духовным, нравственным ценностям  литературы родного края;

•  развитию читательских интересов, творческого потенциала учащихся, скорейшей социализации личности ребенка;

• возможности попробовать свои силы в разных видах научной, общественной, творческой деятельности.

Свои творческие возможности и личные качества обучающиеся раскрывают в проектной деятельности, поисково-исследовательской работе по краеведению, в конкурсах чтецов, при составлении кроссвордов о родном крае, выполнении рисунков, в написании рефератов по литературному краеведению и народной традиционной культуре, сочинений о родном крае, о школе, о семье, об учителях, жителях села, о близких людях, составлении своей родословной, написании заметок, статей в  газету о родном крае, бережном отношении к природе, при организации походов, экскурсий по родному краю.

Художественная литература – это та сфера духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. На первом этапе работы мы нарабатывали теоретический материал: знакомились с литературой, периодической печатью, фольклорным материалом в исполнении варьеганских хантов, составляли видеозаписи.

Воспитывать уважение к древней культуре югорской земли - это основная задача нашей работы. Говоря об особенностях нашего региона, важно подчеркнут, что ни одна, даже самая великая культура, не может быть самодостаточной. Поэтому диалог двух культур - народной культуры коренных народов и русской народной культуры, их взаимообогащение – вот проблема, которую предстоит решить. Знание  своей национальной культуры и культуры народа, на земле которого ты живешь, - один из факторов, способствующих формированию нравственных качеств личности ученика, его духовного воспитания в период разрушения многих устоев нашего общества.

 

6. Целевая аудитория

Краеведческая работа в школе ведется комплексно: это и работа туристического клуба «Эдельвейс», выпуск книги о Нижневартовске на немецком языке, учителями русского языка и литературы нашей школы составлены программы по интегрированному курсу литературного краеведения для учащихся 5-9 кл.  Тематика наших занятий многообразна, что позволяет открывать незнакомые еще страницы истории и культуры родного края и позволяет осознавать историю или литературу не как учебный предмет, который изучают по книгам, а как живое течение жизни, творимое руками предыдущих поколений его родных и близких.

Направление и формы работы:

  • сбор сведений и материала о писателях, уроженцах края или бывавших в нем, отразивших его в своих сочинениях;
  • встречи  с писателями и поэтами, читательские конференции (встречи с местными писателями и поэтами: Н.Смирновым, В.Акимовым, В. Мазиным, А.Борискиным, Л. Кошиль и М. Анисимковой;
  • знакомство и встречи с фольклорными ансамблями, исполнителями и авторами;
  • составление литературной летописи нашего края; литературной карты нашей области: экскурсии в город Тобольск, посетили места, связанные с жизнью и творчеством декабристов; встреча с монахами Абалакского монастыря; экскурсия по городу Нижневартовску, в Мегионский краеведческий музей, заочно посетили исторические места Ялуторовска, Ишима, Березова, Ханты-Мансийска;
  • оформляются сменные  тематические выставки, темы прошлых выставок: «П.П.Ершов», «Декабристы в Сибири», «Пушкин и декабристы», «Писатели 19 века и Тюменский край». Есть экспозиция с постоянным названием «Страна Югория», где отражен материал, собранный в этнографических экспедициях;
  • кабинет литературы оборудован как кабинет литературного краеведения с элементами мини-музея, где собрано много полезного и ценного материала. Главной особенностью является то, что он имеет учебно-педагогическое назначение: в нем все предназначено для учащихся и в основном собрано или сделано руками самих учащихся. Экспонаты - это учебно-наглядные пособия для уроков.

 

7. Ресурсы

Разработаны, апробированы, имеют рецензию элективные курсы: «Письменные работы разных жанров на филологические темы с использованием регионального компонента» для учащихся 10 класса;  «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»; «Писатели XIX века и Сибирь» для учащихся 9 класса; программа литературного краеведения «Истоки» для учащихся 5-8 классов; создан  клуб литературного краеведения  «Югра», который включает:  организацию  выставок краеведческой литературы, читательские конференции, участие в ежегодных конкурсах по экологическому просвещению, организованных  МУ БИС (ДБ-2)  совместно с природным парком «Сибирские увалы»; участие в Краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего», организованных МУ БИС, создание совместных проектов «Югра литературная», «Сибирский сказочник - П.П.Ершов»,  «Путеводитель по Нижневартовску», «Русские писатели и Сибирь», «Декабристы в Сибири»,  «История Нижневартовска в произведениях местных авторов», «Звучащее слово Югры»; ведется проектная деятельность, продуктом которой являются проекты учащихся: «Имя и судьба»; «Малые жанры фольклора народов Севера» и др.; разработаны  и  апробированы  внеклассные  мероприятия  по  литературному  краеведению; проведено  диагностирование,  срезы  образовательных достижений  учащихся; выбор  учащимися  как  одной  из  форм  устного зачета или экзамена  по  литературе – защита  реферата  о  жизни  и  творчестве  писателя-земляка;  создана  видеотека  с  записями уроков,  внеклассных  мероприятий  по  литературному  краеведению. Заслушана  информация  о   работе  на  заседаниях  педагогического  совета  и  методического  объединения  школы.

Моя программа по курсу литературного краеведения «Истоки» была изучена и прорецензирована кандидатом философских наук Лицуком А.А., доцентом Нижневартовского государственного гуманитарного университета. По теме «Литературное краеведение как составляющая часть гуманизации образования» я проводила мастер-класс и практические занятия для студентов университета, которые на протяжении ряда лет проходят у меня различные виды педагогической практики. Участвовала в семинаре на базе  МОСШ №19 «Организация краеведческой работы в школе»; обобщен педагогический опыт работы «Организация клуба литературного краеведения «Югра» для старшеклассников». В ходе такой работы происходит анализ педагогической деятельности, распространение опыта.

Принимаю участие   в организации методической работы в  школе и в городе:  являлась членом методического Совета школы, руководителем  школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, школьным  координатором всероссийского конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех»,  председателем экспертной группы муниципальной  аттестационной комиссии учителей русского языка  и литературы, членом аттестационной комиссии  департамента  образования  Нижневартовского района  (г. Лангепас,  г. Покачи),  членом жюри городских конкурсов по русскому языку и литературе, участником методических чтений при  Нижневартовском государственном гуманитарном университете; тезисы выступлений опубликованы в сборнике по итогам конференций;  соавтор публикаций в  городской прессе по актуальным вопросам школьного образования и воспитания, оказываю действенную помощь студентам - практикантам Нижневартовского государственного гуманитарного университета; на разных этапах педагогической деятельности делюсь опытом работы с коллегами:

участие в семинаре на базе  МОСШ №19 «Организация краеведческой работы в школе»; выступление об опыте работы «Организация клуба литературного краеведения «Югра» для старшеклассников»; обобщение педагогического опыта по теме «Совершенствование форм и методов в работе с одаренными детьми»; выступление на августовском педагогическом совете учителей города с докладом «Повышение роли института классного руководителя в системе воспитания»;

участие в научно-практической конференции  молодых словесников при Нижневартовском государственном гуманитарном университете; выступление на городской аттестационной комиссии с творческим отчетом «Проектная деятельность учащихся  на уроках гуманитарного цикла»;

участие в семинаре  учителей русского языка и литературы «Работа с одаренными детьми»; выступление на  заседании муниципальной аттестационной комиссии по теме «Формы аттестации педагогических  работников учреждений образования».

 

8. Результаты и социальный эффект

Научный подход, наличие эффективных форм работы,  использование современных педагогических технологий при организации учебно-воспитательного процесса позволяют добиваться  стабильной    100 % успеваемости учащихся. Качество знаний за  последние четыре года возросло от 66% до 74%, что подтверждается результатами контрольных срезов. В 2008- 2009 учебном году ученики 11А класса сдали единый государственный экзамен по русскому языку на «хорошо» и «отлично», качество знаний составило 90% .

 

9. Перспективы развития проекта

Представленный проект  по литературному краеведению может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями при проведении уроков, тематических классных часов, в работе краеведческих кружков. Представление презентационного материала в программе PowerPoint позволит легко тиражировать его, применять в работе и при необходимости модифицировать.

Реализация данного проекта предполагает участие школьного психолога, педагогов дополнительного образования. Мой кабинет оборудован компьютером с жидкокристаллическим монитором, CD- проигрывателем, мультимедийным проектором, веб-камерой, принтером и сканером. Все это позволяет использовать самые разные электронные ресурсы и разнообразное программное обеспечение для осуществления личностно ориентированного подхода к процессу обучения. Необходимо умение работать с редакторами Word, Excel, программой Power Point,  мультимедийный проектор, в системном блоке -  наличие DVD и желание творчески работать!

В завершение педагогического проекта мною сделан следующий вывод: в последнее время наблюдается тенденция потери интереса к предметам гуманитарного цикла, особенно литературы. Методическая формула «рассказ о писателе – чтение произведения – обсуждение – сочинение» исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать ученику объемное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит в выработке новых средств работы с художественным текстом, чтобы он приобрел объем, стал звучащим, многогранным. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Новая парадигма литературного краеведения вовлекает обучающихся в углубленное изучение литературной истории края на занятиях по литературе, через создание собственного фонда литературно-краеведческой и соответствующей методической литературы, музейной практики, через изучение периодики, работу школы юного экскурсовода, через привлечение обучающихся к сетевой организации литературного краеведения на основе широкого распространения информационных технологий. Экспериментальные данные показали, что благодаря литературному краеведению происходит осмысление духовных исканий, отраженных в литературе, восстанавливается культурная связь между поколениями, формируется патриотическое отношение к своему краю.

 

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ