МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Седлецкая Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5» г.Егорьевска Московской области

 

Особенности драматургического конфликта в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Завязка комедийного действия.

 

 

Цели урока:

Обучающая – раскрыть жизненную основу комедии; привести учащихся к пониманию обстоятельств, приведших чиновников к роковой ошибке.

Развивающая – применение на практике теоретических понятий: драматический конфликт, завязка действия, экспозиция, время и место драматического действия,

Воспитывающая  - воспитывать  уважительное отношение к отечественной культуре и литературе.

 

Оборудование: видеопроектор,  компьютер, интерактивная доска, магнитная и учебная доски, презентация по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор» с использованием иллюстраций к произведению художников А.Константиновского, В.Кожевниковой, П.Боклевского, репродукции к произведению – на доске.

 

Эпиграф к уроку (оформляется на доске)

Только смехом поражается здесь порок.

Н.В.Гоголь

Корпорация разных служебных воров и грабителей…

В.Г.Белинский

 

ХОД УРОКА


1. Организационный момент.


2. Объявление темы и целей урока.       СЛАЙД К ТЕМЕ УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», с которой вы начали знакомство на предыдущем уроке. Вы уже смогли познакомиться с героями произведения.

Мы с вами поставим перед собой цели:     СЛАЙД  С ЦЕЛЯМИ УРОКА

1. Выяснить, как Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишённого нравственного закона, находит новый тип драматургического конфликта.

2. Выяснить, в чём суть этого конфликта и как он развивается.

3. Докопаться до истины и понять, какие же обстоятельства  привели чиновников к роковой ошибке.

 

Лучший способ познать пьесу – это проследить, как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведётся борьба, какие группы борются и во имя чего? Важно также определить, какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж.

 

Создание экспертной группы учащихся: А чтобы в конце нашей работы подвести итог поискам, сделать выводы, мы создадим группу экспертов, которой это и предстоит сделать, работая на уроке и следя за ответами одноклассников.(Ребята, которых указывает учитель, садятся отдельной  группой)

 

3. Работа по теме урока:

Слово учителя: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «комедия»?  А вот свою комедию «Ревизор» Н.В.Гоголь написал не просто для того, чтобы посмеяться, поиздеваться, а во имя утверждения этической чистоты человека.

Смех для Гоголя – средство нравственного исправления людей. Комедия – это борьба писателя за живую душу. Вспомните слова Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в Росси, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться на всем».  СЛАЙД С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ ГОГОЛЯ.

-  На предыдущем уроке вы уже знакомились с историей создания комедии и её  героями.  Какие же  противоборствующие стороны  представлены в комедии? Попробуйте дать общую характеристику.

 

(Градоначальник и его подчинённые, которые всячески пытаются скрыть от так называемого ревизора своё бесчинство, казнокрадство и обман жителей уездного города. И Хлестаков – чиновник самого низшего 14 класса, ничего собой не представляющего) СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ  УЕЗДНОГО ГОРОДА

 

- А вот теперь давай те попробуем определить время и место действия.   Что можно сказать?  (Городничий замечает:  « Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». – т.е.  уездный город удалён от центра, от столицы )(д.1, явл.1)

- А с какой целью автор переносит действие комедии из столиц в отдалённый уездный городишко? ( Если так обстоят дела в захолустье России, так как же тогда  в столице? – Так же, только в больших масштабах и взятки, и бесчинства!»)

- В какое время происходят события? (1831 год – судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле 15 лет.)(д.4, явл.3)

- Давайте попробуем теперь определить, суть конфликта комедии. Скажите,  в основу комедии положена  любовная интрига? (Нет.)

- Может быть,  вопросы частного порядка? Интересы частного лица.(Нет.)

- Тогда чему уделяет внимание автор, что хочет подвергнуть осмеянию и порицанию? Какие вопросы? (Явления общественные.)

 

СЛАЙД «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»

Вывод: Мы можем определить: каков же конфликт? (Социально-политический)

Учитель: Итак, как вам известно,  в основе сюжета лежит переполох среди чиновников, которые ожидают появления ревизора,  и их стремление скрыть от него свои «грешки».

– Как вы думаете, почему Белинский называет чиновничество уездного города «корпорацией разных служебных воров и грабителей». (Обращение к эпитету урока) (Это единый механизм, система, где каждый играет определённую роль, чтобы этот механизм работал безупречно.)

Учитель: Чиновничество дано Гоголем прежде всего в  его служебной деятельности.

А теперь давайте посмотрим маленький эпизод из комедии, где и представлены чиновники уездного города и так называемые «плоды их труда» на благо горожан.

Инсценировка  действия 3 явления 5 (инсценировка заранее готовиться с учащимися).

Учитель: Вы посмотрели только одну маленькую сцену из комедии Гоголя. Но уже по этой маленькой сцене можно судить о том, как выполняют свои должностные обязанности те, в чьих руках судьба города и горожан? - Как?

- Среди действующих лиц представлены практически все слои населения.: городские помещики, купцы, мещане, городские дамы и слуги. Скажите, ребята, кто-то из этих действующих лиц знает о другой, возможно лучшей жизни, или воспринимает всё происходящее как обыденный нормальный уклад? СЛАЙД ГОРОДНИЧИЙ РУГАЕТ КУПЦОВ

 

Промежуточный вывод: Во-первых,  постепенно из мелких деталей и чёрточек возникает перед нами образ города (это и модель любого города вообще, так как перед нами представлены все основные стороны любой административно-территориальной единицы).

Во-вторых, уже по 1-ому действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно.

В-третьих, и что самое страшное!... люди, живущие в этом городе, и не подозревают, что можно жить по-другому!

 

4. Анализ зарождения конфликта пьесы:

Мы с вами уже достигли определённых результатов, тех целей, которые ставили перед собой в начале урока. Эксперты активно продолжают работать. А вот понять, как в  данном произведении зарождается конфликт, это нам только предстоит. Для этого нам  необходимо обратиться к некоторым теоретическим сведениям.

- Перед  нами драматическое произведение. В чём принципиальное отличие такого жанра от других? (создано для постановки на сцене).

- Мы с вами знаем, что любая пьеса делится на части:

 

СЛАЙД  СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Теория литературы: Давайте вспомним: действие в пьесе развивается, проходя ступени: Экспозиция – Исходная часть сюжета литературного произведения, непосредственно предшествующая завязке, в которой  нарисованы характеры и положения действующих лиц до начала действия.  Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.  Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.  Развязка – событие, завершающее действие.

Итак, нам теперь легче будет определить  экспозицию пьесы и завязку конфликта пьесы.

 

СЛАЙД С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ СЦЕНЫ «ЧТЕНИЯ ПИСЬМА»

- Прочитайте первые фразы Городничего в 1-ом действии. Почему эта фраза навела страх на всех чиновников? (Суть ситуации состоит в особого рода игре -  один должен найти и наказать, другой – укрыть и уйти от наказания.)

- Почему же так боятся ревизора Бобчинский и Добчинский? Они ведь нигде не служат? (Ревизия может повлечь за собой печальные последствия для всех)

Вывод: Получается, что именно Городничий «запускает» всё драматическое действие. Одной только фразой! В этом гениальность Гоголя! Все чиновники во главе с Городничим БОЯТСЯ.  Поэтому с самого начала комедии полноправным участником действия становится СТРАХ! Он нарастает от действия к действию и найдёт своё максимальное выражение в немой сцене. Масла в огонь подливают Добчинский и Бобчинский: «Он денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему?.... Он, ей-богу он… Такой наблюдательный: всё обсмотрел…».

В комедии «Ревизор» практически экспозиция и завязка слиты в одно единое целое. В этом гениальность Гоголя-драматурга, в этом тоже новаторство пьесы.

Задание: Найдите в тексте  проявления страха в репликах героев и авторских ремарках:

Гордничий: Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждёшь, что вот дверь отворится – и шасть…

Бобчинчский: … так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и пробрало страхом ( ещё в д.4, явл.3)

Таким образом, завязывается интрига. Появляется Хлестаков – и мираж как бы материализуется. Очень хорошо Гоголь показывает нам, как в сцене первого свидания с ним Городничего развивается ситуация взаимного испуга. В этом её комизм.

- Всё говорит не в пользу Хлестакова, а у Городничего отпадают всяческие сомнения в том, что перед ним тот самый «инкогнито»-ревизор. Почему так происходит?

-Как же так  получилось, что  такого опытного человека провели, как же он так ошибся? Что стало причиной? СЛАЙД С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ РАСТЕРЯННОГО ГОРОДНИЧЕГО

«Вот он – источник комического и смешного!» - писал В.Г.Белинский Для ошибки Городничего в сущности повода не было и не требовалось, он был в таком состоянии, что любое абсурдное утверждение казалось ему важным доказательством. (авторские ремарки красноречиво об этом говорят: «в страхе», «хватился за голову». «Вот он – источник комического и смешного!» - писал В.Г.Белинский пьесе ремарки в сторону особенную роль играют, они дают возможность читателю понять, какую двойную игру ведут герои пьесы.

 

5. Выводы по уроку:

Заключительное слово учителя: Вам ещё предстоит работать по пьесе Гоголя, вы сможете уделить внимание характерам героев, их нравственному облику, изобличить безнравственность и беззаконие чиновничества, ответить на проблемные вопросы. А те вопросы, которые мы ставили в начале нашего урока… Смогли ли мы на них ответить. Давайте предоставим слово нашим экспертам. (Ученики-эксперты делают выводы и обобщения по теме урока)

 

6. Домашнее задание: Подготовьте рассказ о Хлестакове, найдите комичные сцены в пьесе и попробуйте объяснить, в чём суть комического? (Внешность, характер, речевая характеристика, поступки)