МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Чепурко Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №36" г.Омска

 

Формирование личностно значимых качеств путем создания «ситуации выбора»

 

 

В личностно-ориентированном обучении главное – развитие личности. Нравственные качества личности находятся в постоянном развитии, на разных уровнях сформированности, и задача учителя – способствовать накоплению нравственных знаний, выработке нравственных убеждений, умению делать мысленный выбор способа поведения. Одним из условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроках «ситуации выбора».

Поэтому темой моего исследования стала проблема «Формирование личностно значимых качеств путем использования «ситуаций выбора»на уроках русского языка и литературы».

Целью было теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния использования «ситуаций выбора» на формирование личностно значимых качеств.

Объектом исследования являлось формирование личностно значимых качеств в процессе обучения и воспитания.

В задачи исследования входило:

- определение сущности понятия личностно значимых качеств;

- изучение состояния проблемы влияния «ситуаций выбора» в процессе обучения и воспитания  на формирование личностно значимых качеств обучающихся;

- выявление условий, содействующих формированию нравственных качеств личности;

- проверка эффективности применения «ситуаций выбора»;

- проведение мониторинга изменения сформированности личностно значимых качеств.

Высказанная гипотеза: использование «ситуаций выбора» на уроках  способствует развитию личностно значимых качеств.

Определены этапы исследования:

1.Составление списка научно-методической литературы по проблеме исследования.

2 .Разработка  методик эксперимента, диагностика обучающихся.

3.Анализ результатов проведенной работы.

4.Обобщение результатов эксперимента и внедрение в практику учителей.

Изучив работы профессора Аплетаева, технологии Эльконина, Давыдова, Беспалько В. П., Чошанова М. А., занялась разработкой методик диагностики обучающихся. Для проверки эффективности применения данного метода был выбран  класс. который обучался по традиционной программе. Для начала эксперимента необходимо было провести мониторинг уровня сформированности нравственных качеств личности. С этой целью я обратилась к  методике М.И. Шиловой, включающей  минимум нравственных качеств  и раскрывающей свойства личности школьника.  Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты, приведенные в таблице ниже.

 

Ф.И.О.

Качества личности

Самооценка

Оценка учителей

Оценка товарищей

Итоговая оценка

 

Исследованию были подвергнуты следующие качества личности учащихся: эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой-либо области), требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию (умение объективно оценивать свои познавательные возможности, настойчиво работать над собой), любознательность (познавательная активность), творческое отношение в учебной деятельности (проявление творческих способностей в урочной деятельности).

При явно завышенной самооценке итоговая оценка была объективной, отражала уровень развития личностно значимых качеств.

Считая, что нравственная личность может быть воспитана только в опыте собственной деятельности, в нравственной практике, на уроках литературы и русского языка приобщаю учащихся к нравственному размышлению, переживаниям сомнения, процессу выбора поступка, оценки его смысла и определению своей позиции.

Создавая «ситуацию выбора», подбираю вопрос-проблему, постановка которого служит ядром урока, причём вопрос должен быть злободневным, личностно значимым, обращён к учащимся данного класса, а  ответ, разрешение проблемы должны требовать тщательного изучения произведения.

Например, два фрейма к уроку по роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкина и рассказу «Солнечный удар» И.А.Бунина выглядят так:

 

«Души прекрасные порывы…»

  • Воспитание этических,эстетических взглядов на нравственные проблемы любви и счастья
  • ? Кто более счастлив в эту минуту – безмятежно разливающая чай Ольга или вот-вот готовая расплакаться Татьяна?
  • ! «Татьяна пред окном стояла…»
  • ???

«Живая вода сердца, чистая влага любви, печали и нежности»(И.А.Бунин)

  • Воспитание этических, эстетических взглядов на нравственные проблемы любви и счастья.
  • ? Встреча героев – заурядный адюльтер или миг «слишком большой любви»? Почему автор разлучает героев?
  • ???

 

При осмыслении проблемного задания школьник ищет решение и выбирает ценности, а выбор и искание – конкретные формы нравственной деятельности человека в сложных мировоззренчески значимых ситуациях.

Моделирование «ситуаций выбора» позволяет содействовать установлению устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности.

На уроках по изучению творчества И.Бабеля предлагаю сопоставить эпизоды из романа А.Фадеева «Разгром» (Смерть Фролова) и рассказа И.Бабеля (Смерть Долгушова) и ответить на вопрос «Какая проблема объединяет эти два фрагмента? Что в них общего и чем они отличаются ?» Учащиеся оперируют такими понятиями, как «гуманизм», пролетарский гуманизм», однако убеждение в том, что ситуация изначальна антигуманна, следовательно, решение её гуманным путем невозможно, приходит после попыток ребят обосновать свой выбор.

В ситуации выбора» школьники оказываются, когда им предлагаются варианты учебных заданий и необходимо разработать план совместных действий.

На семинаре «Поэзия 20-30гг. ХХ века» учащимся была предложена работа в группах..Первая группа готовила сопоставительный анализ стихотворений Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» и О. Мандельштама «Нет, не спрятаться мне от великой муры», отвечала на вопрос «что символизирует образ –символ трамвая в литературе?», сравнивала маршруты движения, другая группа работала над стихотворением В.Ходасевича «Путём зерна», соотносила его с библейской притчей о тленном зерне. и. т. д. Итогом стали ответы на вопросы: Как бы вы определили духовную атмосферу 20г.? Как повлияла она на развитие литературы? В чем разнообразие позиций поэтов  в освещении темы революции?

Задания можно дифференцировать: упрощать, усложнять в зависимости от подготовки учащихся.

Творческие находки ребят всегда интересны. Вы видите блок-схему, составленную группой учащихся к уроку по творчеству В.В. Маяковского.

 

Рисунок 1 – Блок-схема к уроку по творчеству

 

Духовные искания героев ребята представляют в виде кругов, древа мудрости, графиков.

 

Рисунок 2 – Духовные искания героя

 

Использование «ситуаций выбора» позволяет стимулировать проявление инициативы и самостоятельности, формировать способности к самопознанию и самовоспитанию.

Подводя итоги исследования, анализируя полученные данные, я составила диаграмму по результатам диагностик, проведенных в начале, середине и в конце учебного года. Из нее  видно, что уровень сформированности личностно значимых качеств учащихся имеет тенденцию к росту.

Рисунок 3 – Диаграмма уровня сформированности качеств учащихся

 

Исследования также показали, что существует прямая зависимость между уровнем развития воспитанности учащихся и качеством подготовки школьников по  литературе: чем выше и прочнее знания по предмету, тем лучше сформированы такие качества, как эрудиция, стремление к самосовершенствованию, любознательность, способность мыслить творчески.

Такие уроки позволяют решать многие задачи, воспитывать обучающихся в соответствии с моделью гражданской образованности школьника, являющейся ориентиром в воспитательном процессе.

 

Рисунок 4 – Модель гражданской образованности школьника

 

Вывод: использование «ситуаций выбора» в учебно-воспитательном процессе влияет на изменение уровня формирования личностно значимых качеств учащихся, позволяет решать следующие задачи:

- способствовать  формированию умений самостоятельно добывать знания;

- раскрывать творческий потенциал учащихся;

- создавать у школьников мотивацию к учению;

- обеспечивать прочные результаты обучения и воспитания.