МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Гайкова Нина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Технологический колледж №21» г.Москва

 

Методическая разработка по теме «Глубинная связь времён и антинигилистическая направленность творчества Н.С.Лескова»

 

Введение

Слово «методика» изначально является однокоренным с именем одного из создателей славянской азбуки –   Св. Мефодия. А имя это в переводе с греческого означает «упорядоченный человек».   Именно поэтому целью любой методической разработки должно быть выстраивание системы знаний, размышлений на ту или иную тему, а не написание некой «инструкции».

На мой взгляд, выбор темы, особенно по литературе, должен исходить из глубины размышлений преподавателя; из желания поделиться своими знаниями, своим  духовным опытом, из желания привлечь внимание к нравственным проблемам. И этот духовный опыт  должен быть глубоко осмысленным, даже, наверное, выстраданным.

В настоящее время бесспорно положительным моментом для изучения литературы является возможность возвращения к её духовным истокам. Освобождаясь от идеологии тоталитарного государства, навязанного материалистического взгляда на мир, мы имеем  возможность осмысливать литературные произведения с духовной точки зрения, что было присуще большинству писателей, воспитанных в России, когда Церковь не была отделена от государства.

Известный современный философ Эммануил Соломонович Менделевич писал: «Тоталитарное сознание – это сознание самоограниченное, не доверяющее само себе и поэтому передающее  право на истину внешней силе. Тоталитаризм паразитирует на слабости духа, на его ущербности». А свобода – это «мера взрослости человеческого духа».

 

Теоретическая часть

Обращение к творчеству великого  Николая Семёновича Лескова, истинно русского писателя, помогает понять духовное начало, на котором зиждилось и зиждется, несмотря ни на что  ныне, русское сознание. Его произведения помогают осознать предназначение человека, задуматься над теми страшными ошибками, которые привели к атеистической революции и сделали большинство людей  духовно «самоограниченным». Своими произведениями писатель призывает искать Истину, которая «делает человека свободным…», как  писал Н.В.Гоголь, ссылаясь на Евангелие.

Н.С.Лесков долгое время принадлежал к т.н. «малой классике», к «второстепенным писателям». И это было неудивительно для эпохи господства научного атеизма (само понятие вообще лишено смысла). Конечно, все знали про Левшу, подковавшего блоху, слышали про «Очарованного странника», при этом, абсолютно не понимая смысла. И, наверное, всё.

Но Бог поругаем не бывает – и однажды всё возвращается на круги своя. Мы, хоть и с трудом, начинаем понимать, почему Русь называется Святой и что понятие это вне времени и пространства.

И вот имя нашего великого соотечественника, Н.С.Лескова, возвращается для русского сознания, раскрывая новые грани и помогая нам ощутить себя русскими людьми в высшем смысле этого слова.

В 2006 году к 175-летию писателя в главном здании Литературного музея была создана замечательная выставка, посвящённая творчеству писателя, по телевидению были показаны программа цикла «Православная энциклопедия», посвящённую жизни и творчеству Н.С. Лескова, программа цикла  «Библейский сюжет» под названием «Чающие движения воды». Всё это помогло взглянуть на творчество писателя с  иной, более глубокой и осмысленной точки зрения.

Однако, время, в которое жил и творил Н.С.Лесков, было  очень непростым с духовной точки зрения; это время синодального периода, отсутствия патриарха, что не могло не сказываться на искажении русского сознания. Поэтому творчество Н.С. Лескова, помимо художественных достоинств, ещё и  до боли актуально. Как  в его время, так и сейчас, наблюдается «диктатура либерализма», если можно так выразиться. Прекрасный писатель, опытный чиновник, вызывал  ненависть тех, кто хотел разрушить все устоявшиеся ценности. А разброд в умах и душах наших современников после десятков лет безбожия, пожалуй, ещё больший, чем при жизни великого писателя, несмотря даже на возвращение патриаршества.

Не за горами столетие начала Первой Мировой войны, ставшей началом трагедии России, а потом и страшного октябрьского переворота. Чему научил нас этот трагический опыт?! Пророческие мысли Н.С.Лескова помогают  нам, живущим более, чем через сто лет после его кончины, осознать роковые ошибки народа, решившего, по словам Св. Патриарха Тихона, строить рай без Бога и святых Его,  и не допустить повторения трагедии. Наш великий писатель как будто говорит своими произведениями, что народ, утративший  свои духовные корни, обречён на гибель.

Наконец, если сам писатель считает какое-либо своё произведение главным и любимым, то это – духовное завещание потомкам! И мы не имеем права не прислушиваться к его голосу!

Таким произведением для Н.С.Лескова была хроника «Соборяне», которая изначально названа «Чающие движения воды».
Этим пророческим произведением, которое невозможно читать без боли, завершается изучение творчества писателя. Оно является главным в творчестве писателя, естественно, главное оно и в данной методической разработке.

«Чающие движения воды» - слова из Библии, которые к тому же читаются при водосвятии. Это – жажда духовного обновления, исцеления, что жизненно необходимо и для героев Н.С. Лескова, и для нас!

В связи с этим целью данной разработки является  отражение связи времён, нравственное осмысление истории России в литературе.

При изучении ставятся следующие задачи:

-  работа с темой Святой Руси в русской литературе;

-  развитие ассоциативного мышления путём сопоставления  произведений, а также вымысла писателя с историей России, со Священным Писанием, с поучениями Отцов Церкви;

- осмысление трагического опыта России ;

-  умение делать нравственные выводы из прочитанного и применять к собственным поступкам.

Для этого нужно увидеть образ Святой Руси, которая живёт в сердце народа. Поэтому изучение творчества  писателя начинается, естественно, с обзора – с произведений из сборника «Час Воли Божией». Особое место в изучении занимает повесть «Очарованный странник». Преподаватель объясняет многоплановость названия и даёт задание студентам прочитать произведение и дома ответить письменно на три вопроса:

1. Через какие искушения и для чего проводит писатель Ивана   Северьяновича?

2. В чём смысл слов «наитие вещательного духа» и финала вообще?

3. Кто и почему «Очарованный странник»?

Далее идёт обзорная работа с другими произведениями сборника: «Запечатлённый ангел», «Христос в гостях у мужика», «Повесть о богоугодном дровоколе», «На краю света». «Час Воли Божией» и др. Преподаватель и студенты обращают внимание на библейские истины, отражённые в творчестве писателя, на духовные традиции Н.В.Гоголя. Преподаватель говорит о традиции рождественского рассказа в русской литературе на примере произведений Н.С.Лескова: «Ожерелье», «Зверь», «Неразменный рубль». Преподаватель обращает особое внимание на нравственное начало, показанное  в произведениях аллегорически, и на особый язык произведений . Студенты смотрят программу цикла «Православная энциклопедия», посвящённую жизни и творчеству Н.С. Лескова.

Очень важно для творчества писателя обращение к легендам времён раннего Христианства, о чём речь пойдёт далее.

Особое место в русской литературе занимают праведники, показанные в произведениях Н. С. Лескова. Преподаватель обращает внимание на эти образы, на их историчность.

И особенно ярко эти образы показаны в хронике «Соборяне».

 

В данной разработке представлен конспект занятия по этому произведению, которое изначально названо писателем «Чающие движения воды» и как преддверие конспект занятия «Неизреченный свет» на основе книги «Пролог».

 

Занятие  «Чающие движения воды»

Цель: показать связь времён, нравственное осмысление истории России в литературе.

Задачи:

-  работа с любимым произведением Н.С.Лескова;

-  развитие ассоциативного мышления путём сопоставления  произведений, а также вымысла писателя с историей России;                - осмысление понятия «антинигилистические произведения»,               умение делать нравственные выводы из прочитанного и применять к собственным поступкам.

-  развитие ассоциативного мышления путём сопоставления  произведений, а также вымысла писателя с историей России;                - осмысление понятия «антинигилистические произведения»,               умение делать нравственные выводы из прочитанного и применять к собственным поступкам.

(Данное занятие является завершающим в  изучении  творчества    Н.С.Лескова; студентам оно даётся обзорно, т.к. достаточно большое).

Ход занятия «Чающие движения воды».

1.Вступление.

Чтение  преподавателем отрывка из хроники «Соборяне». Вступительное слово о главном произведении и его запрете в годы воинствующего материализма, о сбывшихся  пророчествах писателя.

Студентам задаётся вопрос по предыдущей теме о праведниках в творчестве писателя, и , в частности, в этом произведении.

Перед работой с основной частью студентами читается отрывок из статьи И.А.Ильина о сути России.

2. Основная часть.

Основная часть строится на программе цикла  «Библейский сюжет» под названием «Чающие движения воды» по фрагментам.

а) Фрагмент, заканчивающийся словами  о появлении романа  «Некуда».

Обсуждается  смысл названия и причина появления романа. Преподаватель читает небольшой отрывок и комментарии профессора М.М.Дунаева. Студентами читается отрывок из книги Е.Н.Трубецкого «Смысл жизни»   о предназначении человека.

б) Фрагмент. заканчивающийся словами  о России:  «... бредёт куда попало и гласа нашего не слушает» .

Обсуждается  смысл этих слов. Преподаватель говорит об имеющем огромное значение в произведении дневнике Савелия Туберозова, о  роли дневника в построении хроник.

Перед следующим фрагментом студенты должны вспомнить о реформе патриарха Никона, т.к. её последствия отражены в хрониках.

в) Фрагмент, заканчивающийся словами  о запрете служения о. Савелия. Обсуждение причин  варварской расправы властей  над старообрядцами и несправедливого наказания о. Савелия.

г) Фрагмент, заканчивающийся словами  из дневника отца Савелия о возмутительном состоянии русской духовности. Обсуждаются пороки, возмутившие праведника.                                         

д) Фрагмент, заканчивающийся словами  об одном из праведников: «Ну, значит. Шабаш!».

Обсуждение вывода двух обывателей. Чтение  студентами отрывка из статьи Э.С.Менделевича о свободе и взрослости человеческого духа.

е)  Фрагмент, заканчивающийся словами о. Савелия о том, что люди «…Слово живое мёртвой буквой заменили».Обсуждение этого  самого  трагического вывода и его губительности для души человека. Связь образа Савелия Туберозова с другими праведниками.

Чтение студентами отрывков из статьи В.С.Соловьёва  «Византизм и Россия».

ж) Фрагмент, заканчивающийся словами:  «Отец Савелий кончил свое  житие».

Студенты должны объяснить эти слова и то, почему отец Савелий называет народ злобным и непросвещённым, и его слова  о Церкви.

Перед финалом программы читаются отрывки о том, как покинули этот мир другие праведники.

з) Финал программы.

Перед студентами ставится один из главных вопросов: почему писатель критиковал Россию и Церковь, был ли в этом злой умысел.

Чтение   песни Гриши Добросклонова из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»  для сопоставления.

3. Связь с романом «На ножах».

Студенты должны вспомнить суть нигилизма и его воплощение в творчестве И.С.Тургенева.

Чтение отрывков из этого романа и из «Соборян». Обсуждение отрывка о душе и о чудовищном заблуждении героя-нигилиста.

4. Заключение.

Студенты делают главный вывод о трагической  антитезе хроники «Соборяне» и  о том, против чего выступал Н.С.Лесков и другие великие писатели, об актуальности его мыслей. Чтение студентами отрывка из книги Е.Н.Трубецкого «Смысл жизни» о русской государственности и отрывка из выступления в Париже В.С.Соловьёва «Смысл жизни».

В качестве примера  связи времён звучит отрывок из песни современного автора В.В.Волкова «Православные» и отрывок   ( финал) из поэмы А.С.Хомякова «Россия».Заключительное  слово   преподавателя.

Вопросы к хронике «Соборяне» Н.С.Лескова и программе   «Чающие движения воды».

1) Смысл названия «Чающие    движения    воды».

2) Как перекликается жизнь самого писателя и его героев-праведников?

3) Кого называют праведниками?

4) За что хотели убить Н.С.Лескова?

5) Смысл названия романа «Некуда».

6) Связь романа «Некуда» с реальными событиями .

7) Объяснить смысл слов о России: «... бредёт куда попало и гласа нашего не слушает».

8)Роль дневника Савелия Туберозова.

9) В чём суть старообрядчества?

10)Почему власть не даёт устроить беседу ( словопрения) с раскольниками, а поступает варварски?

11) За что наказывают ревностного служителя Церкви Савелия Туберозова?

12) Почему обывателей  пугает человек, проникшейся Библией?

13) Объяснить слова Савелия Туберозова: «…Слово живое мёртвой буквой заменили». Почему это губительно для души человеческой?

14) В чём состоит связь образа Савелия Туберозова с другими праведниками?

15)В чём  состоит трагическое заблуждение нигилиста из хроники «Соборяне»?

16)Почему, ради чего  Н.С.Лесков критиковал Россию и Церковь?

17)  В чём  состоит трагическая  антитеза хроники «Соборяне»?

18) Против какого зла выступал Н.С.Лесков и другие писатели?

 

Отрывки из произведений русских философов для сопоставления с мыслями Н.С.Лескова в хронике «Соборяне».

 

« Русская государственность стала добычей пламени, которое разгорелось в его же собственных недрах. Не случайно наша действительность стала похожею на ад: ад в ней уже давно таился, но только теперь он ясно выступил наружу …»

Князь  Е.Н.Трубецкой.

 

« …Когда смертное сгорает, вечно живое остаётся».

Князь  Е.Н.Трубецкой.

 

«Рождение в духе, крещение, вхождение в поток истины – вот с чего начинается антитоталитарная личность…умения осмыслить и заявить себя свободной личностью…Свобода – это мера взрослости человеческого духа. Атмосфера свободы – культура… гармоничная личность не может отказаться от своего  права на поиск истины…».

Э.С.Менделевич

 

«…мы были крещены Святым Владимиром во имя животворящей Троицы, а не во имя бесплотного единства. Русская идея не может заключаться в  отречении от нашего крещения… Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы – вот в чём русская идея».

В.С.Соловьёв.

 

Преддверием данного занятия является работа с произведениями, созданными на основе книги «Пролог» - т.е. древнехристианскими легендами, воплощёнными в творчестве Н.С.Лескова.  

Занятие названо «Низреченный свет». Это -  финальные слова одного из самых глубоких произведений «Скоморох Памфалон».

Цель и задачи двух занятий составляют единое целое, но первое занятие охватывает больший период, особенно подчёркивая вечность нравственных ценностей, преемственность Святой Руси с ранними христианами; а второе занятие сфокусировано на России, пророческих мыслях писателя,  нашей общей боли, трагедии формального отношения к вере и нигилизма.

Сама книга «Пролог»  - результат народного творчества, духовной жизни русского народа, его попытка осмыслить вечные  христианские ценности. Поэтому народ создавал произведения на основе древнехристианских легенд. Сначала эти произведения передавались из поколения в поколение устно, потом  были записаны, а в 16 веке напечатаны.  Именно на их основе в 19 веке  Н. С.Лесков создал свои  замечательные произведения, не укладывающиеся ни в один привычный жанр: «Лев старца Герасима», «Прекрасная Аза», «Скоморох Памфалон», «Гора», «Повесть о совестном Данииле», «Сказание о Фёдоре – христианине и друге его Абраме - жидовине», «Невинный Пруденций» и др. В этих произведениях положительные герои говорят словами Библии или поучений Отцов Церкви, чтобы подчеркнуть вечные мысли о нравственности.

Т.к. время не позволяет обстоятельно работать со всеми, даже указанными произведениями, то преподаватель и студенты углубляются в первые три.  В произведениях: «Скоморох Памфалон» и  «Прекрасная Аза»- показаны высокая жертвенность и смирение.  Произведение «Лев старца Герасима» основано на житие реально существовавшего святого  - Герасима Иорданского; и вообще житийный жанр играет огромную роль в русской культуре и в нравственном воспитании людей.

От первых веков Христианства к Святой Руси, а потом к России 19 века и трагическому веку 20 -

именно так можно определить единое пространство двух завершающих занятий, после которых следуют пророческие мысли Ф.М.Достоевского и русских философов рубежа 19 -20 веков.

 

Занятие «Неизреченный свет»

Цель: показать связь времён, нравственное осмысление истории  в литературе, связь народного творчества и авторской литературы.

Задачи:

-  работа с  произведениями Н.С.Лескова, основанными на народном творчестве;

-  развитие ассоциативного мышления путём сопоставления произведений, а также вымысла писателя с библейскими истинами;

- умение делать нравственные выводы из прочитанного и применять к собственным поступкам.

Ход занятия «Неизреченный свет».

1. «Лев старца Герасима».

Преподаватель говорит о житийном жанре и его роли для русской культуры и нравственного воспитания людей, об общении святых людей с дикими зверями.

Перед студентами ставится вопрос, на который они должны ответить после работы с  произведением: почему хищные звери служили физически немощным людям, и почему враждующие в природе животные у старца живут в согласии?

Далее преподаватель и двое студентов читают начало произведения о духовных исканиях Герасима (стр. 147 - 149).

Преподаватель задаёт вопрос: к какому выводу приходит Герасим?

Потом преподаватель и два студента читают отрывки об отчаянии
Герасима и о спасении, посланным Богом (стр. 151-152)

Преподаватель задаёт вопрос: что спасает Герасима от отчаяния и смерти?

Потом преподавателем и студентами читается финал произведения о встрече старца Герасима с разбойниками, и особое внимание обращается на слова Герасима, сказанные разбойнику Амру.

Преподаватель задаёт вопрос: в  чём суть последних слов старца Герасима и что он имеет в виду, произнося слово «зверь»?

В финале работы с данным произведением студенты отвечают на первый поставленный вопрос и записывают вывод о восстановлении отношений Эдемского сада святыми людьми.

Звучит отрывок из духовного концерта М.С.Березовского «Не отвержи мене» -  признанного мирового шедевра.

2. «Прекрасная Аза».

Работа начинается с обсуждения эпиграфа «Любовь покрывает множество грехов» и роли эпиграфа вообще.

Преподаватель читает начало  произведения (стр. 298).

Далее трое студентов читают отрывки из произведения о встрече Азы с отчаявшимся человеком и её решении помочь его семье.

Далее снова читает преподаватель, а потом двое студентов  (стр. 303).

Студентам задаётся вопрос об оценке автором поступка Азы.

Преподаватель читает финал произведения и задаёт вопросы:

Какую главную мысль высказывает встретившийся Азе христианин?

Почему ещё не принявшая крещения Аза восходит на небо и её называют «Дочь утешения»?

В чём главная мысль произведения?

Звучит произведение П.И.Чайковского «Легенда».

3.«Скоморох Памфалон». Работа начинается с обсуждения эпиграфа, взятого из поучения китайского философа Лао-Дзы.

Кроме этого, студенты должны ответить на вопрос: почему русский писатель берёт в качестве эпиграфа слова китайского философа?

Студенты должны увидеть то, что  в русской философии названо «сверхнациональным».

Также ставится вопрос на перспективу: как последние слова Лао-Дзы воплощаются в произведении?

Преподаватель читает начало произведения (Стр.354).Потом несколько отрывков читают студенты (стр. 354-359).

Студенты должны объяснить слова Ермия о бесах.

Также студенты должны подумать над вопросом: на кого похож  Ермий в своих размышлениях о предназначении человека?

Звучит произведение В.П.Титова «Всем скорбящим радосте ».

 

Далее преподаватель вкратце рассказывает о дальнейшей истории скомороха Памфалона, т.к. произведение достаточно большое.

Преподаватель задаёт вопрос: какая  главная антитеза произведения?

Далее преподаватель и студенты читают финал (стр. 446).

Ставится один из главных вопросов: какую главную добродетель показал Н.С.Лесков и почему скоморох оказался более достойном вечности, чем праведник?

Далее студентам ставится вопрос: на кого похож по своей сути Памфолон?

Звучит произведение А.А.Архангельского «Ныне отпущаещи»

Также студенты отвечают на вопрос, поставленный на перспективу и на вопрос: что значит «сверхнациональное»?

В качестве  примера «сверхнационального» студентам читаются отрывки из произведений английского писателя 2-ой половины 19 века  О.Уайльда: «Счастливый принц » и  «Юный король».

Студенты должны ответить на вопрос: что является «сверхнациональным » в произведениях обоих писателей?

Звучит произведение И.С.Баха «Страсти по Матфею».

Преподаватель говорит о кротости и смирении как о главной добродетели. Показанной в русской литературе в целом.

В финале студенты записывают и другие произведения, написанные на основе книги «Пролог». 

 

Вопросы и задания к произведениям  Н.С.Лескова.

«Лев старца Герасима».

1.Почему хищные звери служили физически немощным людям, и почему враждующие в природе животные у старца живут в согласии?

2. К какому выводу приходит Герасим?

3. Что спасает Герасима от отчаяния и смерти?

4. В  чём суть последних слов старца Герасима и что он имеет в виду, произнося слово «зверь»?

 

«Прекрасная Аза».

1. Как писатель оценивает поступок Азы?

2. Какую главную мысль высказывает встретившийся Азе христианин?

3. Почему ещё не принявшая крещения Аза восходит на небо и её называют «Дочь утешения»?

4. В чём главная мысль произведения?

 

«Скоморох Памфалон».

1.Почему русский писатель берёт в качестве эпиграфа слова китайского философа?

2 Как последние слова Лао-Дзы воплощаются в   произведении?

3.Объяснить слова Ермия о бесах.

4.На кого похож  Ермий в своих размышлениях о предназначении человека? :

5.Какую главную добродетель показал Н.С.Лесков и почему скоморох оказался более достойном вечности, чем праведник?

6.На кого похож по своей сути Памфолон?

7.Что значит «сверхнациональное»?

8. Что является «сверхнациональным » в произведениях обоих  писателей?

 

Примечания.

1. Произведения для обзорной работы и для домашнего задания могут быть выбраны другие.

2. Преподавателю следует обратить внимание студентов на актуальность темы Святой Руси и обличения нигилизма  для русской литературы в целом.

 

Литература.

1.Н.С.Лесков «Соборяне».

2.Н.С.Лесков  сборник «Час Воли Божией».

3.Н.С.Лесков  сборник «Раннехристианские легенды».

4.Программа цикла  «Библейский сюжет» под названием «Чающие движения воды»

5 Программа цикла «Православная энциклопедия», посвящённую жизни и творчеству Н.С. Лескова.

6.Исследования  профессора М.М.Дунаева «Вера в горниле сомнений».

7.Отрывки из трудов русских философов: В.С. Соловьёва, Е.Н.Трубецкого, Э.С.Менделевича.

8.Произведения Оскара Уайльда: «Счастливый принц» и «Юный король».

 

С ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ (С ФОТОГРАФИЯМИ И ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ), ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ СКАЧАВ ВЛОЖЕНИЕ