МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Гайкова Нина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Технологический колледж №21» г.Москва

 

Методическая разработка по теме:

«Воспитание творческого подхода к литературным произведениям»

(На примере мирового шедевра Гавриила Романовича Державина – оды «Бог»)

 

 

Введение.

Слово «методика» изначально является однокоренным с именем одного из создателей славянской азбуки –   Св. Мефодия. Имя этого великого святого  в переводе с греческого означает: «упорядоченный человек».   Именно поэтому целью любой методической разработки должно быть выстраивание системы знаний, размышлений на ту или иную тему, а не написание некой «инструкции».

На мой взгляд, выбор темы, особенно по литературе, должен исходить из глубины размышлений преподавателя; из желания поделиться своими знаниями, своим  духовным опытом; желания привлечь внимание к нравственным проблемам. И этот духовный опыт  должен быть глубоко осмысленным, даже, наверное, выстраданным.

В настоящее время бесспорно положительным моментом для изучения литературы является возможность возвращения к её духовным истокам. Освобождаясь от идеологии тоталитарного государства, навязанного материалистического взгляда на мир, мы имеем  возможность осмысливать литературные произведения с духовной точки зрения, что было присуще большинству писателей, воспитанных в России, когда Церковь не была отделена от государства.

 

Теоретическая часть.

Известный современный философ Эммануил Соломонович Менделевич писал: «Тоталитарное сознание – это сознание самоограниченное, не доверяющее само себе и поэтому передающее  право на истину внешней силе. Тоталитаризм паразитирует на слабости духа, на его ущербности».  А обращение к классицизму, особенно к творчеству великого  Гавриила Романовича Державина, помогает осознать предназначение человека и потому  не быть «самоограниченным», искать Истину, которая «делает человека свободным…», как говорил Н.В.Гоголь.

Конечно, мировой шедевр – ода  «Бог» является самым ярким примером поиска Истины. Совершенно ясно, что такое произведение не могло возникнуть без глубинных размышлений самого писателя, о чём будет сказано далее.

По словам того же  Э.С.Менделевича, свобода – это «мера взрослости человеческого духа» - и в произведении «Бог» показано именно такое взросление, а по сути, духовный подъём. Не случайно ода «Бог» - мировой шедевр, первое произведение, переведённое на многие европейские языки, и даже, на японский, т.е.  на иное религиозное мышление.

Сам Г.Р.Державин  не только великий поэт, но и великий гражданин, ревностно служивший России, истинный христианин, «державный муж», как называли его современники. Именно это его ревностное служение, кристальная честность делали поэта неугодным высшему обществу, несмотря на высочайшую оценку творчества даже Екатериной Второй.  Конечно, этот факт -  тоже  серьёзный повод  для размышления о нравственном выборе, «широких и узких вратах», о том, что начиная со времён  ветхозаветных пророков, праведники являются укором совести погрязшей в грехах толпе. А потому, наверное, нет более яркого примера такого органического слияния жизненного пути и творчества – и очень важно обращать на это внимание при изучении творчества Г.Р.Державина.  При ином подходе у уч-ся может остаться впечатление обращение к архиву, а не к живому творческому началу, актуальным нравственным проблемам.

Уникальность творчества великого поэта и в том, что 18 век – время очень непростое  с духовной точки зрения; это время синодального периода, отсутствия патриарха, что не могло не сказываться на искажении русского сознания. Но в основе творчества  Г.Р.Державина лежит Священное Писание: Псалтирь, Евангелие. Конечно, стихи на основе псалмов писали многие, но Г.Р.Державину, без сомнений, здесь принадлежит первенство (Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой сборник духовной поэзии).  Бесспорно, выбор темы большинства произведений, сам жизненный путь говорят  о высоком духовном уровне автора  бессмертных строк.

Для великого Г.Р. Державина было неприемлемым лицемерие, желание выслужиться, пойти против совести, потому во многих произведениях он высмеивал или гневно обличал двуличие, нежелание выполнять свой долг.

Пример  жизни и творчества нашего великого соотечественника имеет огромное воспитательное значение, а без нравственного начала  преподавание литературы теряет смысл.

Исходя из главной цели методической разработки вообще, считаю очень важным привлечь внимание к творчеству великого Г.Р.Державина, особенно к созданному им мировому шедевру, который долгое время пребывал в забвении; показать его живое творческое начало, актуальное в вечном.

Для самого поэта ода «Бог» была главной, определяющей.  Создание её напоминало, по словам Г.Р.Державина, Дни Творения. А если сам писатель считал какое – либо произведение главным, то у нас нет морального права забывать об этом, иначе, всё творчество воспринимается искажённо.

Кроме того, творчество Г.Р.Державина можно назвать и связующим звеном между древнерусской литературой, в центре которой Бог; и более поздними произведениями, что будет показано в ходе занятия, в домашнем задании и приложении.

Исходя из всего сказанного выше, целью данного занятия является  связь времён,  духовное и нравственное начало творчества Г.Р.Державина, духовная преемственность русской литературы,  единство слова и образа.

Уникальность оды «Бог» и творчества Г.Р.Державина в целом не дают чётко разграничить  традиционные задачи: образовательные, развивающие  и воспитательные. Все эти задачи составляют триединство:

- умение работать с  произведением эпохи классицизма и видеть    живое творческое начало, а не  только литературный памятник;

- развитие  ассоциативного мышления  - умения видеть связь  литературы с другими видами искусства;

- умение видеть «сверхвременное» и «сверхнациональное»;

- умение видеть проявление духовного начала  в любом великом произведении искусства;

- умение видеть актуальное в вечном;

- умение видеть  единство жизненного пути и творчества,

- понимание иного образа мышления, отличного от современного;

- понимание роли церковнославянского языка как источника русского литературного языка;

- ВОСПИТАНИЕ уважения к духовному началу РУССКОЙ литературы, к личности Г.Р.Державина как истинному христианину и гражданину.

 

Ход занятия «Духовное начало творчества Гавриила Романовича Державина»

(На примере мирового шедевра – оды «Бог»)

 

Структура  данного занятия основана на сюжете канала «Культура» о жизни и творчестве Г.Р. Державина «Человек перед Богом», посвящённом главному произведению поэта  - оде «Бог» и  духовному становлению писателя.

1. Преподаватель вкратце рассказывает о жизни и творчестве Г.Р.Державина и читает оду. Перед прочтением оды ставится вопрос:

А) К какому важному жизненному  выводу приходит лирический герой Г.Р.Державина? является ли создание оды случайностью или прихотью автора?

Б) Как   ода «Бог» и другие произведения Г.Р.Державина перекликается с древнерусской литературой,  с творчеством М.В.Ломоносова?

В) Как   жизнь и творчество писателя перекликается с пьесой Д.И.Фонвизина  «Недоросль»?

Г) Как   творчество писателя перекликается с произведениями писателей 19-20 веков?   (Отрывки розданы уч-ся заранее).

Эти вопросы даны на перспективу – первый для финала занятия, остальные на последующие занятия.

Также учащиеся смотрят репродукции икон: Троица  Андрея Рублёва и Спас в силах Феофана Грека. Перед учащимися ставится вопрос повышенной трудности – найти строки, перекликающиеся с этими образами  ( Возможно, как домашнее задание).

2. Преподаватель объясняет суть понятия «Ода».  Учащиеся должны найти устаревшие слова и формы и объяснить их.  Преподаватель поясняет, что поэт использует церковнославянский язык.

3. Просмотр  основной части программы до слов «А я перед тобой ничто»

Вопросы и задания:

А) Кто сыграл главную роль в жизни будущего  писателя,  и какой судьбоносный случай произошёл в его детстве?

Б)  Чего в окружающем мире людей не мог понять  поэт?

В) Объяснить слова: «Без лиц в Трёх лицах Божества» и  «Ты цепь существ в себе вмещаешь». Прочитать отрывки, содержащие эти слова.

Г) Найти  и прочитать строки, показывающие образ природы.

Д)  Что показывает данный образ?

Е)  Являются ли  строки: «А я перед тобой ничто» проявлением обречённости?

4. Просмотр следующей части до слов «А сам собой я быть не мог».

Вопросы и задания:

А) Объяснить антитезу слов:

« Ничто – но Ты во мне сияешь

Величеством  Твоих  доброт,

Себя во мне изображаешь,

Как солнце в  малой капле вод».

Б) Объяснить слово  «несытый» в данном контексте.

В)   Объяснить слова « Ты есть  - и я уж не ничто…» и

« Я телом в прахе истлеваю –

Умом громам повелеваю,

Я - царь, я -  раб, я – червь, я – бог …’’ .

Г) Относится ли всё сказанное только к лирическому герою?

Д)  Найти строки , говорящие о предназначении  человека.

Е)   Является ли это проявлением гордости, самомнения?

( Найти и прочитать строки).

Ж) Что говорил Г.Р.Державин об учёных?

5. Просмотр  следующей части  до слов  «… Отец, в бессмертие Твоё».

Вопросы и задания:

А) С чем сопоставлял поэт рождение оды?

Б)   Что говорит поэт о смерти? (Прочитать и объяснить строки об обретении бессмертия через смерть)

6. Просмотр финальной части.

Вопросы и задания:

А) Как   главная черта Г.Р.Державина как  гражданина?

Б) Почему, по его мнению, страдает человек ?

В) Какой выход  подсказывает писатель всем нам? (Прочитать строки поэмы)

7. Итог занятия:

Учащиеся отвечают на 1-ую часть проблемного вопроса:  « К какому важному жизненному  выводу приходит лирический герой Г.Р.Державина; является ли создание оды случайностью или прихотью автора?»

Преподаватель напоминает о неразрывной связи поэзии и музыки; учащиеся записывают знаменитую фразу :  «Словесность и музыка суть две сестры родные»; потом слушают два маленьких отрывка из  духовных произведений композиторов 18 века : духовного концерта М.С.Березовского  «Не отвержи мене» - признанного мирового шедевра и  духовной кантаты  Д.С.Бортнянского  «Тебе Бога славим» -  и получают вопрос  повышенной трудности : какое из произведений по характеру больше  перекликается с одой  ( вопрос возможен, как домашнее задание).

8. Домашнее задание

Ещё раз прочитать оду, ответить на вопросы, о сопоставлении оды с другими произведениями ( вопросы даны заранее – не менее  двух примеров ), а также над вопросами повешенной сложности.

В финале занятия учащиеся получают задание на перспективу: как в творчестве  Г.Р.Державина и других писателей классицизма отражена мысль князя Е.Н.Трубецкого : «Человек ценен и незаменим как сотрудник и друг Божий. Лишь в этом качестве он является носителем вечной божественной идеи…»; а также  что означают понятия : «сверхвременное»  и  сверхнациональное».

Учитывая сложность поэмы, вопросы и задания  учащимся выдаются отдельно в качестве приложения.

 

Вопросы на перспективу.

А) К какому важному жизненному  выводу приходит лирический герой Г.Р.Державина? является ли создание оды случайностью или прихотью автора?

Б) Как   ода «Бог» и другие произведения Г.Р.Державина перекликается с древнерусской литературой,  с творчеством М.В.Ломоносова?

В) Как   жизнь и творчество писателя перекликается с пьесой Д.И.Фонвизина  «Недоросль»?

Г) Как   творчество писателя перекликается с произведениями писателей 19-20 веков?   (Отрывки розданы уч-ся заранее).

 

Вопросы  для занятия.

-  Кто сыграл главную роль в жизни будущего  писателя,  и какой судьбоносный случай произошёл в его детстве?

-   Чего в окружающем мире людей не мог понять  поэт?

-  Объяснить слова: «Без лиц в  Трёх лицах Божества» и  «Ты цепь существ в себе вмещаешь». Прочитать отрывки, содержащие эти слова.

-  Найти  и прочитать строки, показывающие образ природы.

-   Что показывает данный образ?

-   Являются ли  строки : «А я перед тобой ничто» проявлением обречённости?

-  Объяснить антитезу слов:

« Ничто – но Ты во мне сияешь

Величеством  Твоих  доброт,

Себя во мне изображаешь,

Как солнце в  малой капле вод».

-  Объяснить слово  «несытый» в данном контексте.

-    Объяснить слова « Ты есть  - и я уж не ничто…» и

« Я телом в прахе истлеваю –

Умом громам повелеваю,

Я - царь, я -  раб, я – червь, я – бог …’’ .

-  Относится ли всё сказанное только к лирическому герою?

-  Найти строки , говорящие о предназначении  человека.

-   Является ли это проявлением гордости, самомнения? ( Найти и прочитать      cтроки).

-  Что говорил Г.Р.Державин об учёных?

-  С чем сопоставлял поэт рождение оды?

-  Что говорит поэт о смерти? (Прочитать и объяснить строки об обретении бессмертия через смерть)

-  Как   главная черта Г.Р.Державина как  гражданина?

-  Почему, по его мнению, страдает человек?

-  Какой выход  подсказывает писатель всем нам? (Прочитать строки поэмы)

 

 

Домашнее задание: Ещё раз прочитать оду , ответить на вопросы на сопоставление с другими произведениями (вопросы даны заранее) – не менее  двух примеров.

(Задание на перспективу: как в творчестве  Г.Р.Державина и других писателей классицизма отражена мысль князя Е.Н.Трубецкого: «Человек ценен и незаменим как сотрудник и друг Божий. Лишь в этом качестве он является носителем вечной божественной идеи…»;  а также о том, что означают понятия : «сверхвременное»  и «сверхнациональное»).

 

Работа с текстом оды и сопоставление с другими произведениями.

Объяснить следующие строки:

1 «Без лиц, в трех лицах божества».

2 «Ты цепь существ в себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь…»

3 Найти  антитезу в словах : «Ничто! - Но ты во мне сияешь

Величеством твоих  доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод».

4 «Ты есть - и я уж не ничто».

5  «Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб - я червь - я бог!»

 

Найти, с какими строками  поэмы перекликаются следующие строки других поэтов:

1.  «Хоть не вечен человек,

Всё что вечно – человечно»

( А.А.Фет)

 

2.  «Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться».

( А.А.Фет)

 

3.  «…И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленам припав».

( И.А.Бунин.)

 

4.  «…Я только краткий миг

Чужих существований…».

( Н.А.Заболоцкий)

 

5.  «Я был, я есть, я буду…»

( А.А.Тарковский)

 

6.  Найти похожие мысли в поэме и в этом стихотворении А.А.Фета:

 

«На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил ,живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

 

Земля ,как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

 

Я ль нёсся к бездне полуночной,

Иль сонмы звёзд ко мне неслись…

Казалось , будто в длани мощной

Над этой бездной я завис.

 

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Всё невозвратнее тону».

 

Твердь – небо. (библейское слово,)

Сонм – собрание

Длань – ладонь, рука.

 

Примечания.

 

1. Перед основным занятием необходимо провести словарную работу, т.к. в произведении много архаизмов и устаревших словоформ. Эта работа нужна не только для работы с произведением, но и для расширения словарного запаса, для воспитания речевой культуры. Необходимо объяснить значение церковнославянского языка, дать почувствовать его превосходство перед обыденной речью, понять его роль в поэме, а потом и в других произведениях.

2. Особенно важным после основного занятия при проверке домашнего задания сопоставить строки бессмертной оды со стихами, приведёнными в качестве примеров, более поздних поэтов, чтобы увидеть, ощутить духовную преемственность русской литературы. Для этого в финале разработке помещена статья о творчестве Г.Р.Державина, о духовной преемственности русской литературы.

3. Очень важно сопоставить произведение Г.Р.Державина «Властителям и судиям», которое каким- то чудом изучали даже в годы воинствующего безбожия,  с одой «Бог».  Несмотря на то, что «Властителям и судиям» было написано раньше знаменитой оды, оно создавалось в то время, когда вынашивался замысел оды «Бог». Произведение  «Властителям и судиям» как бы его «производная».

4. При изучении творчества М.В.Ломоносова необходимо подчеркнуть общность мыслей двух великих писателей на примере од М.В.Ломоносова:
«ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ» и 
«УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ».

 

Особенно важно подчеркнуть общий финал духовного поиска оды «Бог» и «Утреннего размышления о Божественном Величестве»:

 

«От мрачной ночи свободились                 
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполненны твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик зиждитель наш господь!

Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел;
Но взор твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости твоих очей
Лиется радость твари всей.

Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи,
И, на твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный царь».


5.При изучении бессмертной комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», несмотря на большую разницу в формах изложения, важно сопоставить мысли, вложенные писателем в уста Стародума и Правдина, с мыслями Г.Р.Державина «Властителям и судиям». Можно говорить и о похожести жизненного пути  Стародума и Г.Р.Державина.

6. В разработке представлены изображения, показанные уч – ся  во время занятия  для создания единства слова и образа.

7. Творчество Г.Р.Державина, изучаемое после древнерусской литературы, помогает осознать его как связующее звено двух типов культур: средневековой и возрожденческой, о которых писал убиенный большевиками философ П.А.Флоренский. Для этого достаточно внимательно посмотреть не только на оду «Бог», но и на другие произведения великого поэта и гражданина.

8. Во время изучения древнерусской литературы и творчества Г.Р.Державина очень желательно посетить Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва, чтобы наглядно соединить слово и образ. Просмотр экспозиций можно сопровождать чтением отрывков оды.

9. Изучение творчества Г.Р.Державина, и особенно оды «Бог» является центром, ядром работы с произведениями классицизма. (Позже, при изучении творчества А.С.Пушкина, можно сопоставить его главное произведение – «Пророк» с главным произведением Г.Р.Державина.).

10. Упоминаемый уже современный философ Э.С.Менделевич писал: «Чувство восторга – чувство особенное: оно возносит в идеальный мир, придаёт возвышенность всем без исключения мыслям и чувствам, обостряет ассоциативность…Человек, объятый чувством восторга, обретает с ним и некую проницательность. Причастность истине…».

Очень хотелось бы, чтобы «причастными истине» становились все, кто прикасается к творчеству великого Г.Р.Державина.

Т.к. ода «Бог» в годы советской идеологии была недоступна большинству читателей, здесь приводится её полный текст.

 

Г.Р. Державин

Бог

О ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: бог.

 

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, -

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвещенны,

От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,

В твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

 

Хаоса бытность довременну

Из бездн ты вечности воззвал,

А вечность, прежде век рожденну,

В себе самом ты основал:

Себя собою составляя,

Собою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый всe единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, ты есть, ты будешь ввек!

 

Ты цепь существ в себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь.

Как искры сыплются, стремятся,

Так солнцы от тебя родятся;

Как в мразный, ясный день зимой

Пылинки инея сверкают,

Вратятся, зыблются, сияют,

Так звезды в безднах под тобой.

 

Светил возженных миллионы

В неизмеримости текут,

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют.

Но огненны сии лампады,

Иль рдяных кристалей громады,

Иль волн златых кипящий сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящи миры -

Перед тобой - как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед тобою я?

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров ,- и то,

Когда дерзну сравнить с тобою,

Лишь будет точкою одною;

А я перед тобой - ничто.

 

Ничто! - Но ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Ничто! - Но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты;

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь - конечно, есть и ты!

Ты есть! - природы чин вещает,

Гласит мое мне сердце то,

Меня мой разум уверяет,

Ты есть - и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

 

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб - я червь - я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? - безвестен;

А сам собой я быть не мог.

 

Твое созданье я, создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! - в бессмертие твое.

 

Неизъяснимый, непостижный!

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать твоей;

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к тебе лишь возвышаться,

В безмерной разности теряться

И благодарны слезы лить

1784

 

Литература.

1. Г.Р.Державин: ода «Бог», стихотворение «Властителям и судиям» и др. произведения.

2. Программа цикла «Библейский сюжет» о жизни и творчестве Г.Р.Державина «Человек перед Богом».

3. М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божественном Величестве».

4. Программа цикла «Православная энциклопедия», посвящённая П.А.Флоренскому.

5. Работа П.А.Флоренского «Иконостас».

6.Профессор М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений».

7. Сборник духовной поэзии «Слово и дух».

8. И.А.Ильин: «Я вглядываюсь в жизнь» и «Основы христианской культуры».

9. Поэзия М.Ю.Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, И.Ф.Анненского, В.С.Соловьёва, И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта, О.Э.Мандельштама, Н.А.Заболоцкого, Н.В.Карташовой – сами произведения указаны в приложении к занятию и  статье.

10. Э.С.Менделевич «Пойми простой урок моей земли».

11. Святитель Николай Сербский «Слово о законе».

12. Текст акафиста «Слава Богу за всё», составленный митрополитом Трифоном (Туркестановым).

 

С ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ (С ФОТОГРАФИЯМИ И ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ), ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ СКАЧАВ ВЛОЖЕНИЕ