МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Шерстобитова Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ О(С)ОШ №2 г.Липецка

 

Литературное путешествие по Липецкому краю

 

 

Цели:

- знакомство с литературными и духовными традициями родной земли;

- воспитание гордости за свой край;

- развитие творческих возможностей учащихся.

Оборудование: зал оформлен как гостиная: свечи, цветы;

(СЛАЙД)

 

ХОД УРОКА:

 

1-ый ведущий. Сегодня мы будем с вами путешествовать…..Вас ожидает литературное путешествие по Липецкому краю.

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

 

(СЛАЙД)

 

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

А.Т. Твардовский

 

(СЛАЙД)

 

1-ый ведущий. Милостивые государи и милостивые государыни! Мы рады приветствовать вас, и приглашаем вместе с нами занять места в карете, отправляясь в необычайное путешествие, необычное, потому что совершается оно не только в пространстве, но и во времени.

 

(СЛАЙД )

 

2-ой ведущий. Знаете ли вы, друзья, что мы живём на удивительной земле? Наш край  принято называть — Черноземье. И это справедливо. Ведь главное наше богатство - земля. Но плодородие нашего края определяется не только хлебом, но и пищей иного рода.

 

1-ведущий. Липецкая земля - родная для многих людей, удививших мир своим умом и талантом. Сегодня мы коснёмся краешка её духовной славы, который связан с литературой. (СЛАЙД)

Итак, уважаемые гости, устраивайтесь в нашем экипаже. Сударыни, запахните ваши шубки, мы трогаемся.

(КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН)

 

(СЛАЙД)

 

Чтец.

/Звучат стихи Пушкина «Зимняя дорога» 4 строфы/

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

 

(СЛАЙД)

 

2-ой ведущий.

Бесконечные российские версты привели нас на земли прадеда А С. Пушкина – с.Коренёвщено, с. Капитанщино (Добровский р-он) — это места, принадлежавшие прадеду поэта капитану в отставке Алексею Фёдоровичу Пушкину. Семья Пушкиных была большая, дружная. Проводя лето в деревне, они на зиму перебирались в уездный Липецк, где на бывшей Дворянской улице стоял большой деревянный дом. Бабушка поэта Мария Алексеевна, выходя замуж за Осипа Ганнибала, венчалась в церкви тоже в городе. К

сожалению, ни дом, ни храм не сохранились до наших дней. Здесь, на Липецкой земле, прошло детство и юность Надежды Осиповны Ганнибал -матери Пушкина. Сам поэт никогда не забывал о своих корнях, да и не смог бы, т. к, «Липецкая» бабушка была фактически его воспитательницей.

 

(СЛАЙД - ПАМЯТНИК)

 

1-ый ведущий. У неё он учился и русской грамоте, и живому образному русскому языку, и старинным речения. Она рассказывала ему семейные предания, волновавшие его юное воображение. Это о ней, назвав её « мамушкой» написал:

 

(СЛАЙД)

 

«Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, душе молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня.

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах....»

/Замарается свет/

 

(СЛАЙД)

 

2-ой ведущий. Кореневщино, Степанщино, Дубово.... Может быть где - то здесь могли бы происходить события пушкинской « Барышни - крестьянки». Ведь поэт отправляет нас в одну из российских губерний.

 

(СЛАЙД)

 

1-ый ведущий. Наш экипаж снова в пути. За окном напевает свою грустную песню вьюга. Она заносит дороги, всё глуше звучит колокольчик под дугой и сами собой возникают в памяти поэтические строчки...

 

(СЛАЙД)

 

Чтец. Звучит стих. М.Ю. Лермонтова «Люблю Россию я, но странною любовью».

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

 

(СЛАЙД)

 

2-ой ведущий. Эти стихи привели нас в Кропотово Становлянского уезда.  В начале XIX  это село принадлежало Юрию ПетровичуЛермонтову, отцу поэта М Лермонтова. (СЛАЙД)

Проведя здесь только младенческие годы,  (СЛАЙД) позже поэт редко бывал здесь. Но столь редкие свидания с отцом не сделали его менее желанным и любимым. (СЛАЙД)

Ужасная судьба отца и сына

Жить порознь и  в разлуке умереть...-

с горечью пишет Лермонтов после смерти отца. И здесь же говорит, что ни разлуки, ни наговоры разных людей не смогли угасить в его душе огонь  сыновей  любви,   горевшей  в   его  душе  от колыбели.

(МУЗЫКА)

 

(СЛАЙД)

 

1-ый ведущий. Мы прощаемся с лермонтовскими местами, снова мчится тройка по зимней  дороге,  которая  привела  нас в старинный Елец. В то время Елец был одним из самых развитых торговых городов России

Наш экипаж пробирается по узким улочкам и останавливается под окнами особняка несколько мрачноватого вида. Это школа. Точнее Елецкая гимназия. Осторожно заглянем в окно. Вы видите? Это мальчик,            на конкурсе  стихотворения  Пушкина -  Миша  Пришвин.

 

(СЛАЙД)

 

2-ой ведущий

Пройдут годы, и уже его произведениями будут зачитываться мальчики и девочки. Поэтическая прозорливость Пришвина, его редкостный дар отворять живые ключи, примечать весну света, кладовые солнца на отчей земле и в душе человеческой пробуждались на Елецких просторах.

Как же сложилась судьба этого талантливого человека?

По иронии судьбы он преподавал русский язык в елецкой гимназии, работал инспектором народного образования Елецкого уезда, занимался краеведением и архивным делом.

Это было очень трудное время. Умерли почти все родные, пришлось пережить голод. В 1920 Пришвин уезжает на Смоленщину, но он всегда с теплотой вспоминает родные сердцу места.

 

(СЛАЙД )

 

1-ый ведущий. Наша следующая остановка в Ельце на перекрестке двух улиц, у дома, в котором у чужих людей жил гимназист Ваня Бунин. Кстати, учиться Пришвину довелось в той же гимназии, что и Бунину.  Мы входим на крыльцо, открываем невысокую дверь ... Несколько маленьких комнат, низенькие потолки, двустворчатые двери ... В одной из комнат две старые кровати, застеленные ткаными покрывалами. Одна из них – Бунина. На столе учебники, рядом небольшая этажерка с книгами .В этой комнате он грустил о родной Каменке, что близ Ельца. Это в ней сложилисъ у Бунина строчки:

Сторона ль ты моя, сторонушка,

Вековая, моя глухомань....

И. БУНИН – ПИСАТЕЛЬ ВЫСОКОГО ТАЛАНТА, ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, ПОЛУЧИВШИХ ВЫСШ. ЛИТЕР. НАГРАДУ-НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ.

Всю свою трудную и долгую жизнь Бунин с трепетной нежностью писал о России, образом которой для него была Каменка и ее окрестности, близкий Мещерский край.  

(СЛАЙД)

 

2-ой ведущий.

Любя Россию каждой частичкой своей души, он покидает её, уезжает в Париж, отвергая свершения Октябрьской революции, её порядок. Бунин с болью и горечью вспоминает «Россию ушедшую», патриархальную. Каждая строчка, написанная в зарубежье, проникнута тоской по Родине, тоской человека, отдавшего ей свою вечную преданность, неугасаемую любовь и горячее сердце.

 

(СЛАЙД)

 

Чтец

Родине.

Они глумятся над тобою,

Они, о, родина, корят,

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Как сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей –

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошек берегла.

Музыка №7.

 

1-ый ведущий. Какая боль пронизывает это стихотворение! Боль человека, понимающего, что потерял Родину, а что может быть ужаснее, чем чувствовать себя чужаком для родной земли.

 

(СЛАЙД)

«Очень хочу домой», - писал Бунин своим друзьям на родину. Он думал о ней, страдал, любил ее. Опять всем нутром своим ощутил я эту самую Русь… опять сильно чувствовал, как огромна, дика, пустынна, сложна, ужасна и хороша она…»

Бунин понимал, что нигде он не будет так понят, как в России, именно по русской земле болела его душа.  Он мечтал быть услышанным и оцененным, именно, русскими читателям.

 

(СЛАЙД)

 

Чтец.

ОПЯТЬ ХОЛОДНЫЕ СЕДЫЕ НЕБЕСА,

Пустынные поля, набитые дороги,

На рыжие ковры похожие леса

И тройка у крыльца и слуги на пороге…»

-Ах, старая наивная тетрадь!

Как смел я в те года, гневить печалью Бога?

Уж больше не писать мне этого «опять»

Перед счастливою осеннею дорогой!.

 

(СЛАЙД)

 

2-ой ведущий. А мы из глубинки нашего края возвращаемся в свой город. В пути,  радуясь красотами природы, мы вспоминаем строки  другого поэта, тоже очень любившего Россию и тоже связанного судьбой с нашей Липецкой землей,  С. Есенина.

 

(СЛАЙД).

 

Чтец.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

 

1-ый ведущий. Всего лишь 30 прожитых поэтом  на этой земле лет. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: « 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30-писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял».

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого мудреца: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признается поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это прекрасные, задушевные песни. И одну из них мы сейчас услышим в исполнении Н.Г. «Клен, ты мой опавший» (СЛАЙД).

 

(СЛАЙД)

 

2-ой ведущий. Говорят,  что Родину не выбирают. Но нам повезло. Нашей Родиной стал край, которым  можно  гордиться.   А ведь сегодня мы не назвали имена А.П.Чехова и Л.Н.Толстого,  Успенского,  Лескова и Тургенева, тоже связанных с нашей землей.

 

(СЛАЙД)

 

1-ый ведущий. В заключении хотелось бы наше сегодняшнее мероприятие закончить словами великого поэта А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только

можно,   но   и   должно,..»  И пусть Пушкинские  слова   будут  наказом всем.

 

(СЛАЙД)

 

Спасибо за внимание.

Урок окончен!

 

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ