МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Корниенко Лидия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №2» г.Домодедово Московской области

 

Урок литературы в 9 классе

Тема: «Стечение обстоятельств» в рассказах Александра Вампилова

 

 

Цель:

- привлечь внимание учащихся к прозе писателя;

- развивать умения чувствовать, понимать и выражать движения и желания человеческой души;

- обучать элементарному анализу художественного текста.

Оформление урока:

- фотовыставка;

- книги с произведениями Вампилова;

- рисунки-иллюстрации к рассказам, выполненные учащимися.

Эпиграф: «Я люблю людей, с которыми всё может случиться»

( Из записной книжки Вампилова.)

 

1. Вступительное слово учителя.

Короткий жизненный путь Вампилова весь пройден по земле сибирской. И на все времена, как бы широка ни была география постановок и изданий Вампилова, он останется самобытным иркутским писателем.

Начав свою литературную деятельность как прозаик, Александр уже в первой книге рассказов «Стечение обстоятельств» (Иркутск, 1961 г.) заявил о себе как о талантливом авторе. ( Демонстрируется обложка сборника.)

- Что мы называем обстоятельствами? (Слушаем ответы учащихся, дополняем.)

Итак, обстоятельства – это условия, обстановка, явления, которые определяют действие, существование кого-нибудь или чего-нибудь. Ситуация, случай.

Желание сотворить случай определяет темы коротких рассказов начинающего писателя. Темы их не бог как значительны: о молодой влюблённости, случайных знакомствах на улице, в пути или на садовой скамейке. Вампилову просто интересно было живописать городскую улицу, комнату общежития, парк вокзала. Он изображает влюблённых, их встречи, недоразумения, размолвки, позы и мины окружающих людей.

Героями рассказов Вампилова стали его молодые современники; это было близким, знакомым, непридуманным.

Как изображает автор своих героев, как к ним относится? Мы видим интерес к миру и быту обыкновенных людей, слегка ироничный, добрый и одновременно требовательный взгляд на человеческие отношения. Вампилов умеет одной фразой, иногда лишь намёком и настроением выразить нечто сокровенное в душе человека.

Обращает на себя внимание установка автора на всемогущество и всевластие случая. Прочитаем начало рассказа «Стечение обстоятельств» : «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека».

- Драматические моменты – это какие? (Тяжёлые, несчастливые, горестные, неприятные.)

- В каких рассказах Вампилова мы наблюдаем счастливое стечение обстоятельств для героев? ( «Глупости», «Станция Тайшет», «Солнце в аистовом гнезде». )

Идея власти случая использована писателем творчески и самостоятельно. В рассказах, сценках, монологах выразился драматургический способ мышления: герой, оказавшись во власти обстоятельств, начинает вести себя нетипично, выявляя свою подлинную сущность. А ироническая дистанция между героями и автором становится формой выявления сути человека. Вот почему рассказы Вампилова легко инсценируются.

 

2. Обсуждение-анализ рассказов.

Перед уроком учащиеся получили домашнее задание: прочитать следующие рассказы:

- Стечение обстоятельств

- На скамейке

- Стоматологический роман

- Финский нож и персидская сирень

- Девичья память

- настоящий студент

- Глупости

- Станция Тайшет

- Солнце в аистовом гнезде

и другие.

 

Предлагается рассмотреть рассказы по следующему плану, который записан у учащихся в тетради:

1. Рассказ (название).

2. Герой (или герои) и его заветное чувство, желание, мечта.

3. Ситуация, случай, обстоятельства, изображённые в рассказе.

4. Развязка истории; выводы, оценка поведения персонажей.

5. Художественное мастерство автора.

 

Первый вариант урока: рассказы читаются в классе и анализируются с помощью беседы. В этом случае достаточно остановиться на трёх рассказах.

 

Второй вариант урока: учащиеся получают заранее домашнее задание по группам: сделать анализ одного рассказа. Достаточно 5-6 групп. В таком случае проводится сдвоенный урок. Если один рассказ инсценировать или пересказать близко к тексту, это сделает урок  очень ярким, запоминающимся для учащихся.

 

Третий вариант урока: практикум. Учащиеся по группам на первом уроке готовят анализ одного рассказа, а на втором уроке отчитываются.

 

При любом варианте необходимо так организовать домашнее чтение, чтобы каждый учащийся прочитал несколько рассказов, ориентируясь на план прочтения.

 

3. Заключительная часть урока. Особенности прозы А. Вампилова. Обобщение учителя.

Эти смешные особенности не очень смешны. Они в любую минуту могут стать «самыми драматическими моментами в жизни человека». Грусть по несовершенству человеческих отношений звучит в некоторых рассказах. Автор видит, как хрупки и капризны чувства, как велика сила пошлости, как опасен обывательский быт. Как много в мире зависит от повседневных поступков. Ими определяется наша жизнь.

Ирония в рассказах Вампилова – качество основополагающее. В его записной книжке мы читаем: «Я люблю людей, с которыми всё может случиться». Не сатира, не злая насмешка, а любовь к людям отличает прозу Вампилова. А многие рассказы просто лиричны и наполнены миром живой природы, как например, «Солнце в аистовом гнезде».

У всех в представлении сложился свой образ Александра Валентиновича Вампилова, такой разный и всё-таки такой близкий. И пусть он будет одним из любимых ваших писателей.

 

4. Рассматривание и оценка выставки рисунков-иллюстраций.

 

Литература для учителя:

1. Муромский В.П. «Сохранить и преумножить человеческое в человеке…»

Журнал «Литература в школе», № 5, 1997 г., стр. 78.

2. Лакшин В. Душа живая. Предисловие к книге А. Вампилова «Дом окнами в поле».

Иркутск, 1982 г.

3. Тендитник Н. Александр Вампилов. Новосибирск, 1979 г.

4. Вампилов А.В. Записные книжки. Иркутск, 1996 г.