МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Дюкова Мария Андреевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1 г.Рассказово Тамбовской области»

 

Ритмика как средство музыкального воспитания и развития дошкольников

 

 

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и  как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцами, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Детский танец начинается с ритмики, где, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, повысить способность адаптации к различным жизненным ситуациям.

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что ритмика, как один из видов исполнительской деятельности, является средством  музыкального воспитания и развития дошкольников.

Одна из самых «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, необходим поворот к обеспечению нравственного воспитания, к противостоянию бездуховности, к возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в младшем возрасте. Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества.

Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира.

Эстетическое воспитание направлено на развитие умений дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств воспитания является музыка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому, основным признаком музыкальности Теплов Б.М. называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание.

Н.А. Ветлугина отмечает, что эмоциональное переживание тесно связано с художественным образным мышлением.

В.П. Анисимов говорит, что «эмоциональная отзывчивость на музыку это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно - смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки…» [1, 5].

Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания музыки, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), т.к. у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. В какой-то мере показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»)  [15, 211].

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

В последние годы появилось множество новых программ  по музыкальному воспитанию. Новые, современные программы определяют разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ, сочетая традиционные и инновационные способы музыкального воспитания.

Одной из таких программ  является  программа непрерывного образования с методическими рекомендациями по музыкально – ритмическому воспитанию детей от трех до десяти лет  «Ритмическая мозаика»  (автор А.И. Буренина, г. Санкт – Петербург), программа «В мире бального танца» (автор Н.П. Циркова), «Топ, хлоп, малыши» Сауко Т.С. и Бурениной А.И. и др. Таким образом, интерес к этому виду музыкальной деятельности, который начался в далекие 20-ые годы прошлого столетия, не ослабевает и сегодня.

Систему музыкально - ритмического воспитания одним из первых разработал в конце 19 века швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре – прообразе будущей серьезной жизни. Жак - Далькроз считал, что музыкально - ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека.

Основываясь на личном педагогическом опыте, отмечу положительное влияние занятий по ритмике на детей с нарушениями функцией речи. Безусловно, это связано с психическими расстройствами. В данном случае, ритмическая  деятельность помогает включить ребёнка в творческий двигательный процесс. Ребёнок становится более активным, раскрепощенным, участвует как в коллективной, так и в сольной деятельности. В связи с этим, происходит устранение многих психологических зажимов.

Используя современный подход к музыкально – ритмическим занятиям с детьми дошкольного возраста, я включаю в учебный процесс ритмическую гимнастику. На первом году обучения, дошкольники знакомятся с основными элементами гимнастических упражнений. Второй год обучения предполагает переход к более углубленному  и расширенному изучению гимнастических упражнений – ритмической гимнастике.

Ритмическая гимнастика многолика, у неё много названий и направлений, а корни уходят в далёкое прошлое. Ритмическая гимнастика впитала в себя современные направления различных танцевальных стилей (фанк, хип-хоп, брейк, сальса, поп, рок и др.), элементы восточной физической культуры (йога), хотя фундамент её основан на европейских школах гимнастики. Так, во Франции – это тонизирующая гимнастика, в Чехии – джаз – гимнастика, в США – аэробика и т.д.

Эффективность занятий ритмической гимнастикой заключается в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами современных танцев, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников младшего и среднего возрастов.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод о том, что  занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально – эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями. Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, овладевают определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально – ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки.

Поскольку основная цель применения музыкально – ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.

 

 

Список литературы:

1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально - нравственной культуры. Журнал: Музыкальная палитра №4, 2006. – 5 - 6с.

2. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке. Изд.: Советский композитор, 1988. – 168с.

3. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. – 180с.

4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для   детей дошкольного и младшего школьного возраста.  –  Санкт - Петербург, 2000. - 220с.

5. Ворожцова О. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Институт психотерапии, 2004. – 96с.

6. Горшкова Е. Учимся танцевать. Путь к творчеству. М.,1993. – 203с.

7. Дубогрызова  Г.Н. Психолого - педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Г.Н. Дубогрызова // Проблемы духовно - нравственного воспитания детей и молодёжи в современных условиях: сборник научных трудов / под ред. Н.К. Андриенко. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2009. – 36 - 40с.

8. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: Владос, 2000. – 304с.

9. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. М.: №1, 1961. -  119 - 132с.

10. Матвеева Р.А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. //Музыкальный руководитель. 2009, №2,3,4.

11. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред.

Ветлугиной Н.А.  М., 1989. – 270с.

12. Палавандишвили М.Л.Формирование чувства ритма у детей 5 – 7 лет на занятиях по ритмике в детском саду.  М., 2006. – 211с.

13. Радынова О. П., Катинене А.И., Палавандишвили М. Л.

Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1998. – 240с.

14. Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.

15. Теплов, Б. М. Избранные труды. Соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328с.