МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Белая Анна Васильевна, преподаватель отделения «Теория музыки» ОГБОУ СПО «Колледж искусств управления культуры администрации Магаданской области»

 

Методическая разработка «Лирический пейзаж в творчестве К. Моне и К. Дебюсси»

 

 

Пояснительная записка.

Немаловажную роль в содержании предмета «музыкальная литература» составляет культурологический подход, который дает возможность представить многоликие факты истории музыки и творчество различных композиторов как органическую часть всей художественной культуры.

Культурологический аспект в изучении дисциплины «музыкальная литература» способствует расширению кругозора учащихся, формированию образного мышления, дает ключ к пониманию и оценке культурно-исторического пространства, как отечественного, так и зарубежного.

Реализация модели межпредметных связей гуманитарных дисциплин имеет определенные сложности, особенности. Музыкальная литература и история живописи (составляющий раздел дисциплины «мировая художественная культура») как учебные предметы обладают своими задачами, своей спецификой в области средств выразительности, художественных приемов. Так, живописный импрессионизм основан на непосредственном зрительном впечатлении, наблюдении природы, а окружающий мир в музыкальном импрессионизме раскрывается сквозь призму тончайших ассоциаций, едва уловимых ощущений, что сближает музыкальный импрессионизм с литературным символизмом.

В предлагаемой работе на примере темы «Лирический пейзаж» в творчестве К. Моне и К. Дебюсси мы попытались рассмотреть общие черты живописного и музыкального импрессионизма в образной сфере, родственной тематике, художественном методе и провести аналогии между произведениями К. Моне и К. Дебюсси через категорию художественного образа, поскольку любой вид искусства - это мышление в образах.

Задачи и ограниченные рамки очерка не предполагают анализ выразительных средств живописной фактуры полотен К. Моне и ладогармонического языка, тембровых, колористических эффектов музыкальных картин К. Дебюсси.

Приведенные живописные и музыкальные иллюстрации из обширного наследия К. Моне и К. Дебюсси нельзя считать исчерпывающими. Иллюстративный материал может быть изменен, расширен или сокращен по усмотрению педагога

 

***

 

19 век дает яркие примеры взаимосвязи и взаимного обогащения разных видов и жанров искусства. Импрессионизм не составляет исключения.

Название этого художественного направления происходит от французского слова «impressions», что означает впечатление. Слово «импрессионизм» обязано своим появлением знаменитой картине французского художника Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», которая была представлена в 1874 году на первой выставке Анонимного общества молодых талантливых художников из группы Эдуарда Мане, куда входили Камилл Писсаро, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и другие.

Импрессионизм, зародившись во французской жанровой и лирической пейзажной живописи в 70-х годах 19 столетия, распространил сферу своего влияния на поэзию, литературу, театр, художественную критику и музыку.

Ярким примером взаимосвязи живописи и музыки является творчество Клода Моне (1840-1926), чье художественное своеобразное видение мира стало основой для живописной манеры импрессионистов, и композитора Клода Дебюсси (1862-1918) – первого и наиболее выдающегося представителя импрессионизма в музыке.

Формирование художественной системы импрессионизма в творчестве Моне и Дебюсси проходила в рамках ведущей темы - «лирический пейзаж». Излюбленными объектами наблюдения и изображения в пейзажах импрессионистов становятся образы моря, рек, цветущих садов, полей, деревьев, неба, облаков, туманов, заката и восхода солнца.

Образ моря занял одно из центральных мест в импрессионистической живописи и музыке. У Моне и Дебюсси есть целая галерея морских пейзажей. «Море - это все, что есть самое музыкальное в мире», - говорил Дебюсси. В симфонической сюите «Море» представлены три звуковых пейзажа, отражающие различные состояние морской стихии. Первая часть сюиты под названием «На море от зари до полудня» - это картина медлительно-спокойного пробуждения моря на рассвете, неторопливо перекатывающихся волн, бликов первых солнечных лучей на них. Импрессионистическую звукопись моря Дебюсси можно сравнить с картиной Моне «Скалы в Этрета»: спокойная морская гладь соткана из музыкальных переливов теплых золотистых тонов с приглушенными голубоватыми.

Красочная гармония полотна Моне «Скалы в Этрета» совершенно не похожа на цветовое решение морского пейзажа «Скалы в Бель-Иль». Контрастно, резко звучат цветовые пятна в картине. Яркие зеленоватые, синие, лиловые, белые мазки передают характер суровой изменчивой морской стихии. Также динамично решен морской пейзаж и у Дебюсси в третьей части под названием «Разговор ветра с морем» из симфонической сюиты «Море». Музыкальная картина разыгравшейся бури вызывают ассоциации с интенсивным звучанием световых бликов на море и скалах Моне.

Ощущение беспредельности и слияния двух стихий - неба и моря впервые во французском пейзаже 19 века возникает на полотнах Клода Моне. В картине «На крутых берегах близ Дьеппа» изображен ирреальный морской пейзаж из наплывающих, текучих форм. Единство живописного стиля в передаче моря и неба достигается нерасчлененностью дальнего и близкого планов. Неподвижное море излучает опаловый свет, а скалы похожи на гигантские темные облака, сползающие в море. Такая же иллюзорная картина моря изображена в симфоническом ноктюрне «Сирены». В партитуру включен женский хор, поющий с закрытым ртом. Этот своеобразный и красивый тембр играет выразительную роль в создании фантастического образа ночного моря, из глубин которого доносится пение сирен.

Общие черты в творчестве Моне и Дебюсси обнаруживаются не только в образной сфере, родственной тематике, но и в художественном методе. Импрессионизму свойственно стремление к передаче первого непосредственного впечатления от восприятия внешнего мира. Впечатление стало способом художественного познания действительности. Импрессионисты провозгласили принцип пленэра - «живописи на открытом воздухе». Художники стали писать непосредственно с натуры, чтобы передать в картинах изменения, происходящие в природе в естественных условиях, под действием солнечного света, воздуха и атмосферных явлений. О своем стремлении передать бесконечную изменчивость красок природы, изобразить мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета говорил Клод Моне: «... Я следую за природой и не могу ее догнать... Как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность». Всего этого, по убеждению Моне, можно добиться путем наблюдения. О роли наблюдения как основополагающего момента в творческом процессе пиал Клод Дебюсси: «Меня охватывает ни с чем не сравнимое чувство при долгом созерцании великолепных, все время обновляемых красок умирающего неба... Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца. Для умеющего смотреть с чувством - это наилучший урок развития музыкальной темы. Урок этот написан ... в книге природы». Для картины Клода Моне «Закат в Лавакуре» вполне применимы музыкальные термины. Цветовые модуляции неба и волн на закате солнца настраивают на определенную музыкальную волну, создают цветовую мелодию.

Клод Моне очарованный красотой мира, посвящает дни, месяцы, годы на то, чтобы изучить и запечатлеть, как цвет и форма предметов постоянно меняются в зависимости от времени суток и освещения. Моне пишет серии картин, в которых повторяется один и тот же пейзажный мотив. Это изображения фасада Руанского собора, мостов через Темзу, стогов сена, тополей, кувшинок в пруду, дворцов Венеции. Серийные циклы картин Моне - не только вереница чарующих художественных образцов, это целое исследование о роли света в искусстве. Сам художник признавался: «Главное действующее лицо моих картин - свет». Именно он диктует свои законы: по-разному окрашивает поверхности предметов, придает им плотность или прозрачность, изменяет очертания, то делая границы формы зыбкими, то заставляя воспринимать форму контрастно, силуэтно. Серия из двадцати полотен Руанского собора - яркий пример того, как художник передает в каждой картине один момент времени. Краски меняются в зависимости от времени суток и состояния атмосферы. Привлекает не столько сам собор, сколько играющий на его поверхности свет, который придает готической конструкции эффект невесомости. Ощущение изменчивости и непостоянства света определяет атмосферу фортепьянной пьесы Дебюсси «Развалины храма при свете луны». Мягкие переливы красочных гармоний, мерцающие ритмы напоминают вариации валёров на живописных полотнах Соборов Клода Моне.

Живопись импрессионизма открыла новые возможности использования «пространственного цвета», который присущ не материально-предметному миру, а зыбкой среде - стихиям воды, неба облаков, воздуха, туманов. Оптические эффекты туманной стихии, зыбкая световоздушная среда, в которой тонут очертания предметов, составляют главное содержание лондонских пейзажей Клода Моне. В картине «Чайки. Здание парламента» сквозь нежные лилово-розовые тона всепоглощающего тумана проступают призрачные очертания лондонского парламента, который подобен миражу. Музыкальность переливов «засурдиненного» цвета в картине Моне родственна звукописи фортепьянной прелюдии Дебюсси

«Туманы». Эта пьеса, как и живопись Моне соткана из неуловимых, ускользающих гармоний, создающих неясный зыбкий образ.

После поездок в Лондон Клод Моне продолжает искать новые источники вдохновения. Он едет в Венецию. Моне был очарован атмосферой города, его волшебным светом. В картинах «Дворец Дожей», «Канал в Венеции», «Сумерки в Венеции» фасады дворцов словно вырастают из воды. Они плывут по воде, отражаясь в ней, колеблются в струящихся потоках воздуха, а нежная пелена венецианских туманов становиться своего рода метафорой. Это скорее покров времени и тайны, окутывающий легендарный город. Венеция Клода Моне подобна древнему сказочному городу Ис, некогда поглощенным морем и иногда поднимающемся на заре из волн под далекий перезвон колоколов. Под впечатлением этой бретонской легенды Дебюсси написал фортепьянную прелюдию «Затонувший собор». Средствами музыки композитор создает призрачный мираж из далеких звучаний подводных колоколов, постепенно рассеивающегося тумана, зыбких очертаний города, поднимающегося со дна моря.

В течение всей своей жизни Клод Моне изучал различные явления природы, их цветовое единство. В позднем периоде творчества его заинтересовала прозрачная, радужно переливающаяся вода. Свои последние годы жизни Моне посвятил лирическим сериям «Кувшинки» и «Нимфеи». Художник создавал их в Живерни, в своем знаменитом саду с прудами и экзотическими растениями. Эти картины Моне превратились в своего рода водяные пейзажи, где цветы, блики, сама прозрачность воды сливаются в единое целое из цвета и света.

Нет никаких ориентиров пространства, расстояния, горизонт вытеснен за пределы картин. Образы воды и неба причудливо переходят один в другой. Сам Клод Моне отмечал, что снова его картин - это пейзажи воды и отражений. Живописным панно Моне созвучны колеблющиеся, плывущие гармонии пьесы Клода Дебюсси «Отражения в воде».

В 1830 году был опубликован рассказ О. Бальзака «Неведомый шедевр». Писатель вложил в уста старого художника следующие слова: «О природа, природа! Кому когда-нибудь удалось поймать твой ускользающий облик?». Спустя пол века тысячи неуловимых чудес природы нашли тех, кто смог их выразить.

Искусство Клода Моне и Клода Дебюсси - это «восторженное преклонение перед природой, стремление передать красоту мира своим особым способом» [11].

 

Список иллюстраций.

К. Моне

К. Дебюсси

«Скалы в Этрета»

Симфоническая сюита «Море»: I ч. «На море от зари до полудня»

«Скалы в Бель-Иль»

Симфоническая сюита «Море»: III ч. «Разговор ветра с морем»

«На крутых Берегах близ Дьеппа»

Симфоническая сюита «Ноктюрны»: ноктюрн № 3 «Сирены»

«Закат в Лавакуре»

«Лунный свет» из

«Бергамасской сюиты»

«Руанский собор в полдень»,

«Руанский собор вечером»,

«Руанский собор в сумерках»

«Развалины храма при свете луны»

«Чайки. Здание парламента»

Фортепьянная прелюдия «Туманы»

«Канал в Венеции»,

«Сумерки в Венеции»,

«Вид на дворец Дожей в Сан-Джоржо»

Фортепьянная прелюдия

«Затонувший собор»

Картины из серии «Кувшинки», «Нимфеи»

«Отражения в воде» из фортепьянного цикла «Образы»

 

Литература

Живопись

1.Альбом. Клод Моне. Образ и цвет. – М.: изобразительное искусство, 1973

2.Альбом. Клод Моне. – Л.: Аврора, 1990

3.Альбом. Моне. – М.: Белый город, 2000

4.Денвир Б. Импрессионизм. – М.: Белый город, 2000

5.Камминг Р. Живопись. – М.: Слово, 2000

6.Кулаков В. Клод Моне. – М.: Изобразительное искусство, 1989

7.Лаллманд Г. Моне. Впечатления света. – Минск: Белфакс, 1996

8.Энциклопедия. Импрессионизм и постимпрессионизм. М., 2000

 

Музыка

1.Альшванг А. Клод Дебюсси // Альшванг А. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1965

2.Альшванг А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М., 1963

3.Кремлев Ю. Импрессионизм и Дебюсси // Кремлев Ю. Избранные статьи. Л., 1976

4.Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 5. – М.: Музыка, 1980.

5.Лонг М., За роялем Дебюсси. М., 1985

6.Нестьев И. Клод Дебюсси, Морис Равель и французский импрессионизм // Нестьев И. На рубеже двух столетий. М., 1967

7.Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978