МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Фединишина Татьяна Юрьевна, учитель музыки МБОУ СОШ №46 с УИОП г.Сургут, ХМАО-Югра Тюменской области

 

Методы и приемы самостоятельной работы учащихся на уроке музыки

 

 

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.  Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс  включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы, как представление цели работы, ее выполнение, проверка, исправление ошибок. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

 

Взаимодействия на уроке.

Прежде всего, надо обратить внимание на состояние реальных учебных возможностей учеников. Каков уровень основных учебных умений? Как построить бюджет времени? В какой мере используется деловое общение учеников - взаимоконтроль, взаимопомощь и т.д.?

 

Задачи педагога:

  • создать условия для самостоятельной работы;
  • вооружить учащихся методами и приёмами самостоятельной, творческой  работы;
  • предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

 

Условия, стимулирующие самостоятельную активность:

  • обмен и борьба мнений;
  • свобода критики;
  • снятие психологической инерции;
  • проведение детального анализа;
  • не избегать вопроса "почему?";
  • сам педагог -  творческая личность;
  • сотворчество педагога и воспитанника;
  • мотивация.

 

Учебный материал осваивается в процессе решения разных дидактических задач. При этом используется множество приёмов обучения. Так, при изучении сложного материала надо активизировать мышление; если материал громоздкий, надо активизировать память; если класс не настроен на работу, надо создать определенный эмоциональный настрой; наконец, если ученики отличаются безволием, то надо повысить частоту опроса и стимулировать волевые действия. Новые приёмы работы (или перенос старых приемов работы в новые условия) зачастую требует изменения формы подачи учебного материала, разработки средств обучения (например, использование информационно-коммуникативных технологий).

 

Организация образовательного процесса.

Чтобы учение было эффективным образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям:

  • Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
  • Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
  • Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
  • Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
  • Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
  • Учитывать  физиологические и психические особенности учащихся с целью сохранения их здоровья.

 

Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроке

Работа с понятиями.

Язык музыки основан на общепринятых  понятиях. Знания музыкальных терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов должно уделять большое внимание их формированию. Для этого можно использовать следующие приёмы:

- вместе с учащимися перевести термины, найти  общие корни в словах, это помогает сделать запоминание осмысленным; например, гомофония, полифония, камерная музыка и т.д. ;

-закрытые задания - из предложенного перечня выбери правильные ответы; например: «Выбери из перечня жанров только вокальные жанры»;

- задания на соответствия  - суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например:

1. Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев

2. Соотнесите  названия средств музыкальной выразительности и их определения.

 

Работа с тестами - их можно превратить  из инструментов контроля, в инструмент обучения. Поэтому, по словам Г.И. Лернера,  тесты становятся и средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим их развитие "воспроизводимого цикла обучения с заранее программируемым результатом".

При закреплении материала учащиеся предварительно:

  • работают с текстом учебника  или другого источника,
  • слушают произведение,
  • смотрят видеофильм по теме

 

а затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией пор теме. При обсуждении вопросов учитель просит  ученика построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедшие в тестовые задания, например:

 

1. Свернуть:

Быстрый, медленный, умеренный - …

Громкая, тихая - …

Высокий, низкий, средний - …

Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …

 

2. Исключить лишнее понятие:

В симфоническую сюиту   «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского входят:

А) «Старый замок»             Б) «Баба Яга»                  Г). «Кикимора»

 

3. Выявить общую закономерность (учащимся предлагаются 2–3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности):

балалайка, гусли ( рус.  нар. инструменты).

динамика, темп, интонация (средства музыкальной выразительности).

пьеса, соната, этюд, прелюдия  (инструментальные жанры, камерная музыка).

 

4. Терминологический диктант (учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его):

Романс, песня, кант  – это (вокальные жанры)

Опера, балет, мюзикл – это (музыкальные спектакли, сценические жанры).

 

5. С целью запоминания определений понятий и правильность их написания использую кроссворды и чайнворды.

 

6. Творческие задания

Например, сочинение сказок или при изучении темы «Портрет в музыке» можно предложить такое задание:

Рассмотри портрет, прими на себя роль изображенного, расскажи  о себе от имени  своего героя, подбери музыкальный фон из числа прослушанных произведений.

 

Дискуссия

При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора.

 

Составление логических схем.

Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность. Ученикам дается задание  закончить или восстановить  схему:

 

Интонация – тема – развитие – образ.

В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал.

 

Работа по составлению и заполнению таблиц.

Название сочинения. Автор.

Арии

Песни, каватины

Хоры

Танцы

Оркестровые номера

«Садко» Н.А. Римский-Корсаков

 

«Заиграйте, мои гусельки»

 

 

Вступление «Океан-море синее»

«Руслан и Людмила» М.И.Глинка

Ария Руслана

Каватина Людмилы

 

 

увертюра

«Иван Сусанин» М.И.Глинка

Ария Сусанина

 

Хор «Славься»

Полонез  мазурка  краковяк

 

Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).

 

Составление графических конспектов.

Наряду с наглядностью на уроке  используются опорно-схематические конспекты. Это не ново, но я пытаюсь организовать работу так, что выделение опорных сигналов и связей между ними осуществили учащиеся самостоятельно. Дети в ходе составления опорно-схематических конспектов могут выделять термины,  события, устанавливать смысловые связи между ними, сравнивать.

Например,  при изучении  "Темы борьбы в музыке Бетховена»  слабые учащиеся могут выделить одно событие и отметить его значение, сильные смогут наиболее

полно использовать материал. Обязательно учитывается логика изложения, грамотность и самостоятельность. Более сложный вариант: оформить в тетради «ассоциативную сеть» признаков, которые являются отличительными для данного композитора.

Работа ученицы 8 класса: старинный-зарубежный-композитор-философ-органист-полифонист-И.С.Бах.

 

Работа с дополнительной литературой.

Используется при подготовке учащимися докладов, рефератов.

 

Примерное содержание памятки для учащихся:

"Как подготовить самостоятельно доклад":

- внимательно прочитать  вопрос или задание;

- попытаться ответить на него, используя имеющие знания;

- прочитать страницы учебника, указанные в рекомендациях, найти в них ответ на поставленный вопрос, осмыслить прочитанное и, если не все понятно, обратиться за консультацией к учителю;

- прочитать соответствующий материал в рекомендованной литературе;

- продумать устно полное содержание ответа на вопрос;

- зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа;

- продумать содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.

 

Проблемное изложение знаний по методике мозгового штурма.

В таких играх основной упор делается на решение творческих заданий. Перед учащимися ставится проблема, далее распределяются по группам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем обсуждается в паре и выносится на общее обсуждение. Что позволяет развивать индивидуальные возможности и творческие способности учащихся, вырабатывают легкость генерирования идей и необязательно, чтобы каждая идея была правильной.

Например, для учащихся 5 класса  предложить составить осмысленное предложение из слов: музыка, литература, живопись,  композитор или Чайковский,  Кукольник,  романс. Прием можно усложнять, увеличивая количество слов и вариантов предложения. К 8 классу использовать данный прием  следующим образом: после прослушивания произведения предлагается по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению и к словам. Далее написать миниатюру.

 

Применение инструктивных карточек.

На уроках использую инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой и музыкой, но и с натуральным объектом.

 

Инструктивная карточка.

 

Ход работы:

1. Рассмотрите  и найдите.

2. Прослушайте и определите.

3. Прослушайте и отметьте.

4. Рассмотрите и выберите.

5. Отметьте и запишите в тетрадь.

 

Настоящий учитель никогда не сетовал на удушливые стандарты образования, а сейчас тем более, когда каждый учитель получил право на творчество, на свою интерпретацию, свою, проверенную годами методику, а если объединить все это, получится – право на индивидуальность, самостоятельность. А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством.  При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в программе, основополагающий. Можно говорить об удачности и неудачности учебников и программ по музыке, упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное- умение и желание работать. Согласитесь, это единственное условие, вызывающее  у учащихся заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний. Время само предоставило нам больше самостоятельности. Наша задача - научить этой же самостоятельности и наших учеников, тогда им будет легче вступать в жизнь.