МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Рожкова Татьяна Кировна, преподаватель фортепиано МОУ ДОД Детская музыкально-хоровая школа г.Петрозаводска

 

«Я помню вальса звук прелестный» -

сценарий урока-концерта проекта «Музыкальная гостиная»

в Детском доме №2 г.Петрозаводска

 


Цель мероприятия

-Расширение кругозора воспитанников Детского дома

-Мотивация концертной деятельности учащихся ДМХШ

Задачи мероприятия

Образовательные:

знакомство аудитории с вальсом как танцевальным, так и музыкальным жанром

Развивающие:

стимулировать интерес к музыкальному и танцевальному искусству и их взаимодействию.

Воспитательные:

для воспитанников ДД — умение слушать музыку,

для учащихся ДМХШ, выступающих на концерте — почувствовать значимость своей «образовательной миссии»

Продолжительность мероприятия

45 минут

Используемое оборудование

-компьютер                                                                            -проектор                                                                           -фортепиано                                                                                     -музыкальный центр                                                               -ноты

Участники концерта

-Учащиеся ДМХШ (фортепиано, вокал)

-Пара из городского танцевального клуба «Ритм»

Дидактическое обеспечение

Фотографии и видео.

 

Ведущий:

- Мы начинаем очередную встречу в «Музыкальной гостиной»  и я надеюсь, что вы будете внимательными слушателями и поддержите наших исполнителей. Сейчас прозвучит романс «Я помню вальса звук прелестный».

(На фоне слайда №1поёт ученица 7 класса)

Ведущий:

- Как вы, наверное догадались, сегодня мы с вами поговорим о самом популярном бальном танце – вальсе. Где его танцуют? И танцуют ли его в наши дни?

(ответы: танцуют на выпускных вечерах, на свадьбах, на конкурсах бальных танцев, но реже, чем раньше).

-Учёные до сих пор спорят танцы каких народов Европы считать предками вальса. Большинство считает родиной вальса Австрию и её столицу Вену.

На фоне слайда №2 звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского в исполнении фортепианного ансамбля.

Ведущий:

- К концу восемнадцатого столетия этот танец был принят высшим обществом. Но случилось это отнюдь не сразу: мастера танцев того времени расценивали вальс как угрозу профессии. Считалось, что его слишком легко изучить, тогда как, менуэт, мазурка и другие танцы знати требовали значительной подготовки: не только в изучении многих сложных фигур, но также и в приобретении  правильной осанки и соответствующих манер.

Придворные круги были упрямо настроены против вальса, считалось неприличным расположение партнеров настолько близко друг к другу. Кавалеру обнимать даму за талию. Некоторые считали новый танец вульгарным и греховным.  В Англии, стране строгих нравов, вальс восприняли еще более холодно.

Расцвет вальса можно отнести к началу XIX века. Сначала он стал популярен в Вене, а затем распространился и по всему миру. В различных странах вальс танцевали с добавлением каких-то своих элементов. Таким образом, появились такие вальсы как английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка и другие. В начале ХХ века в Англии появились новые танцы: вальс-бостон и медленный вальс.

 

В наши дни наиболее популярными являются Венский вальс и Медленный вальс.

Сейчас пара из танцевального клуба Ритм  исполнит для вас Венский вальс

 

Исполняется танец

 

Ведущий:

-Любой танец связан с музыкой. Чем отличается музыка вальса? У него обычно трёхдольый размер.

Композиторы очень любят ритм вальса. Они пишут в нём не только музыку для танцев, но и для концертного исполнения, песни, музыку к к/ф, м/ф.

 

Давайте посмотрим  отрывок из мультфильма «Анастасия» как пример вальса и попробуем добавить к этой музыке небольшой ритмический аккомпанемент.(хлопок и два щлепка ладошками по коленям, считая про себя: «раз, два, три»).

Видео №1

 

Ведущий:

- А теперь Вам задание на внимание: из нескольких пьес, которые исполнят наши юные артисты, угадайте, какие произведения не является вальсом.

 

Ученики ДМХШ исполняют:

Кессельман. Маленький вальс.

Манчини. «Розовая пантера» (фортепианный ансамбль)

Шопен. Вальс №7

-Угадали? (ответ- второе произведение)

Ведущий:

-А теперь посмотрим в исполнении пары из танцевального клуба Ритм Медленный вальс.

 

Исполняется танец

 

Ведущий:

-В наши дни бальные танцы это не только искусство, но и общение, и даже вид спорта.

 

Давайте попробуем выучить хотя бы одно движение медленного вальса. Кстати начинающие танцоры на своих первых соревнованиях в этом танце исполняют именно одно это движение. Главная их задача сделать это красиво.

 

(Разучиваем с ребятами из публики одно движение медленного вальса)

 

Ведущий:

-И в заключении послушайте вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Эта музыка по своей популярности превзошла даже сам фильм, для которого она была написана.

 

Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» исполняет фортепианный ансамбль на фоне видео №2 (фрагмент из фильма)

 

Ведущий:

-Надеюсь, что теперь вы всегда сможете узнать этот танец, а когда-нибудь и научитесь его танцевать.