МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Кеерд Ирина Владимировна, учитель музыки МБОУ СОШ №4 г.Муравленко, ЯНАО Тюменской области

 

Проблематизация содержания образования как источник развития художественного мышления школьников

 

 

Главное направление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  – развивающая сторона обучения, направленная на формирование у школьников умения учиться.

Реализовать данный принцип невозможно без использования технологии проблемного обучения, имеюбщией деятельностную основу и направленную на формирование универсальных учебных действий самостоятельно мыслящей и действующей Личности.

Проблематизация содержания образовательной области «Искусство» является важнейшим источником развития художественного, критического и рефлексивного мышления школьников. Именно в художественной деятельности «слиты» основные виды деятельности человека, в которой он утверждает свою природу: эмоционально-оценочная, коммуникативная, познавательная, преобразовательная [3, с. 12].

Энергетическим источником, внутренним двигателем механизмом проблемы является противоречие, то есть конфликт, возникающий, как правило, именно на сущностном уровне проникновения в проблему.

Обратим внимание на то, что учителю музыки и искусства не нужно искать проблемы где-то «на стороне» или искусственно их конструировать. Поскольку проблема всегда составляет содержательную сущность любого произведения искусства и кроется в области причин и условий их происхождения и развития [2, с. 115].

Предлагаем вашему вниманию сценарий проблемно-эвристического урока искусства, проведенного в МБОУ «СОШ № 4» г. Муравленко ЯНАО.

 

Тема урока: «Разговор с современником»

Класс: 8

 

Раздел: «Искусство как универсальный способ общения»

 

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Искусство. 8-9 класс» Сергеева Г.П., Кашенкова И.Э., Критская Е.Д., М.: «Просвещение». 2010.

 

Цель урока: познакомиться с композитором Людвигом Ван Бетховеном   через анализ художественного образа Сонаты № 14 (Лунной);

 

Задачи:

образовательные: расширение знаний о композиторах-классиках, отвечающих смыслу понятия «современность» (в частности о Л.Бетховене); совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

развивающие: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения, музыкальной памяти, способности «выходить на диалог с автором», творческого комбинирования;

воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Л.Бетховена, рефлектированного отношения к предмету.

 

Ожидаемые  результаты формирования УУД:

Предметные:

-развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения, музыкальной памяти, способности «выходить на диалог с автором»,  умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, музыкальным образам;

- формирование умения определять музыку на слух (стиль композитора);

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, осознание личной значимости музыки Л.Бетховена.

Личностные:

-обогащение духовного мира учащегося, развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, заинтересованного отношения к искусству;

- развитие умения рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественном произведении и явлениях жизни, самостоятельность в постановке учебных, творческих задач;

- формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности.

Метапредметные:

-развитие познавательной активности  и  аналитических навыков (осмысление проблемы, выдвижение и подтверждение гипотезы, анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей);

-развитие навыков критического мышления, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам,

-умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,

- развитие навыка применения  знаний и личного опыта на практике в нестандартной  форме, оригинальный, творческий подход к решению учебных задач;

-развитие устойчивой потребности в общении с искусством во внеурочной деятельности, умение находить  необходимую информацию в сети Интернет;

-развитие навыков  умения работать в группе,  ведения дискуссии.

 

Тип урока: комбинированный

 

Форма урока: урок-исследование

 

Методы:  частично-поисковый (эвристический), проблемный  диалог, метод художественного анализа, метод интонационно-стилевого постижения музыкального произведения.

 

Оборудование и материал: проигрыватель, фонохрестоматия по музыке за 8 класс (Д.Кабалевский), компьютер, проектор, презентация.

 

Проблемный вопрос: Прав ли  был поэт Л.Рельштаб, дав название Сонате № 14 Л. Бетховена «Лунная»?

 

План проведения урока:


Этапы урока

Временная реализация

Мотивационно-ориентировочный этап (Актуализация прежних знаний учащихся, возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы, выдвижение предположений и обоснование гипотезы)

 

5 минут

Операционно – исполнительский этап (Доказательство или опровержение гипотезы, проверка правильности решения проблемы)

25 минут

Закрепление знаний. Выполнение творческих заданий.

10 мин

Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание.

5 минут

 

Предварительный этап: учитель предлагает 2-м группам  учащихся («биографы» и «музыковеды») подготовить краткие сообщения об истории создания Сонаты № 14  Л.Бетховена и о том, при каких обстоятельствах она получила такое название. Задание даётся за 2 недели до урока, после чего учитель корректирует выполненные работы, просматривает презентацию, подготовленную учащимися.

 

1. Мотивационно – ориентировочный этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Известно, что существует множество способов общения человека. Например, различные языки. Но существует универсальный язык общения, не требующий перевода, понятный и доступный всем. О каком языке я говорю?

На прошлых уроках вы «общались» с художниками, архитекторами, скульпторами.

Сегодня Вам представится возможность вступить в диалог с композитором, чьё имя вы определите, прослушав фрагмент его произведения.

(звучит фрагмент произведения Л.Бетховена)

Какие особенности музыкального языка подсказали вам ответ?

 

 

На уроках музыки вы не раз говорили о современности в музыке. Можно ли Бетховена назвать нашим современником и почему?

(Выслушивает и несколько корректируя ответы детей, делает вывод о современности  музыки Бетховена).

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

 

Героико­-драматическая линия далеко не исчерпывает всей многогранности исканий Бетховена. У меня в руках  грампластинка - это  «звуковое послание» гениального композитора. Произведение, которое

прозвучит сегодня, известно и любимо во всём мире. Пожалуй, это самое потрясающее душевное  откровение Бетховена. - Соната для фортепиано № 14 («Лунная»). Но название «Лунная» дал сонате не сам Бетховен, а уже после его смерти немецкий поэт-романтик Людвиг Рельштаб. Оно «закрепилось» на многие годы и бытует по сей день. Почему? Прав ли  был поэт Рельштаб, дав название Сонате Бетховена «Лунная»?

 

 

 

 

Как мы будем решать данную проблему? Что нам для этого необходимо?

 

 

 

 

 

 

 

А что нам нужно для того, чтобы вступить в диалог с композитором, понять его?

Я бы хотела сказать словами Д.Кабалевского:  «Вслушайтесь в  неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем».

Отвечают на вопрос учителя.

 

Записывают тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают музыкальный фрагмент.

Определяют автора музыки, учитывая стиль композитора  и особенности музыкального языка. (Автор музыки –Л. ван Бетховен. Музыка стремительная, порывистая, напряженная,  героическая, скорее революционная.)

Отвечают на вопрос (Одна из центральных идей творчества Бетховена — способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли – актуальна во все времена.)

 

 

Предлагают несколько вариантов. С помощью учителя называют тему урока: «Разговор с современником».

 

 

 

 

 

 

Записывают название и автора музыкального произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.: название «Лунная» связано с тем, что автор писал при луне,  или  изобразил в музыке  лунный пейзаж.

 

Формулируют цель и задачи урока, выстраивают план решения проблемы
(Познакомиться с Лунной сонатой Бетховена и выяснить, о чём хотел рассказать композитор. Выяснить историю создания Сонаты № 14 и  обстоятельства, при которых она была написана.  Выяснить почему поэт Л.Рельштаб дал Сонате  такое название).

Внимательно вслушаться в музыку произведения, анализировать средства музыкальной выразительности…

 

2. Операционно – исполнительский этап

Звучит 1 часть Сонаты № 14 Л.Бетховена Слайд 5

Какое впечатление оставила у вас прозвучавшая музыка?  Как вы можете её охарактеризовать?

А почему музыка такая медленная? И мелодия монотонна – как короткие, настойчивые мысли?

Как  рассказывает об этом музыка?

 

 

 

Есть ли возраст у этой музыки?

 

 

Учитель предлагает послушать краткое  сообщение об истории создания Лунной сонаты, даёт слово «биографам».

 

О ком рассказала нам 1 часть Сонаты? Чей это образ?

Вы правы. В трагическую пору крушения любви и необратимого угасания слуха он рассказал здесь о себе самом, своих чувствах.

 

Но вот 2-ая часть сонаты совсем иная. Почему?

Звучит 2-ая часть Сонаты № 14.

 

Определите характер музыки. Кого мы видим в этой музыке – Его или Её?

 

Какой перед нами предстаёт Джульетта ?

 

 

 

 

Джульетте Гвиччарди было всего 16 лет, а Бетховену- 28. Могла встреча таких разных людей закончиться счастливо?

Но Бетховен описывает Джульетту с любовью, словно любуется своей возлюбленной.

Скажите, а  как поступит Бетховен? Какой исход у этой истории?

А вот какой ответ на этот вопрос даёт нам музыка:

Звучит 3-я часть Сонаты № 14.

 

Какие чувства переданы в этой музыке?

 

Как же поступает Бетховен?

 

 

 

 

 

Как вы думаете, каждый ли человек способен  на такой поступок?

 

Именно таким и был Бетховен – наш великий современник.

Почему я вновь произнесла это слово?

Современна ли эта Соната?

 

Вы правы. Внутренняя борьба доброго и злого начал, надежды и отчаяния, нравственных исканий, происходящих в сознании человека - эти проблемы волновали  человечество в любую эпоху, и продолжают волновать сегодня. А любовь?

 

Соната №14 Бетховена  производила и производит огромное впечатление на слушателя; так, Берлиоз назвал её "одной из тех любовных поэм, которые не в силах выразить человеческий язык". А какое название сонате дали бы вы?

 

Но почему -  «Лунная?» Дадим слово «музыковедам» (2-ой группе учащихся)

 

Подтвердились ли ваши предположения, высказанные в начале урока?

Какой можно сделать вывод?

 

 

 

 

 

 

Слушают и анализируют музыку.

Музыка печальная,  скорбная…тяжело было слушать, хотелось, чтобы поскорее закончилась.Мрачные  интонации. Медленный темп.

Автора что-то беспокоит, не даёт покоя, и чтобы он ни делал, его преследуют тяжёлые мысли…

Мелодия не может подняться, как будто у человека отняли силы, в нём нет энергии. Мелодия стынет, останавливается, иногда прерывается «вздохами».

Она старая, седая, наверное, композитор был уже стар, или у него случилось какое-то горе, которое он тяжело переживает.

Очень коротко рассказывают об истории создания сонаты (рассказ может сопровождаться слайдами)

Образ самого Бетховена.

 

 

 

 

 

Анализируют прослушанный музыкальный фрагмент.

Музыка светлая, беззаботная, грациозная, танцевального характера. Это женский образ – Джульетты Гвиччарди.

Юная девушка, нежная, мягкая, но легкомысленная и бесчувственная, так как музыка этой части, несмотря на всю красоту и танцевальность, - строгая и холодная.

Нет. Это две несовместимости…Они не могли быть счастливы.

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

 

Слушают и анализируют  музыку. Отвечают на вопросы. Гнев, яростный протест, борьба, несгибаемая воля, исполинское величие.

Бетховен борется не с  самим с собой, своими чувствами…Он пытается забыть свою возлюбленную, отпустить Её. Он прощает Джульетту, потому что по-прежнему любит её. Даже посвятил ей Сонату…

Так мог поступить только человек с большим сердцем, душой, человек благородный и  великодушный.

Автор  раскрывает сложный и противоречивый внутренний мира человека – а это одна из главных тем прошлого и современности.

Тема любви  – вечная тема. Она актуальна во все времена…

Предлагают свои названия Сонате № 14 («Любовь в жизни Бетховена», «История любви», «Великая история любви»)

 

 

 

Рассказывают о том, при каких обстоятельствах соната получила такое название. Демонстрируют свою презентацию (иллюстрации к музыке 1 ч.)

 

Дискутируют. Делают вывод: Поэт Рельштаб дал такое название Сонате, основываясь лишь на личном впечатлении от музыки её первой части. В целом же Соната № 14 –гениальное произведение, раскрывающее великую историю любви. «Лунный образ» привнесён искусственно. Его не было в замыслах автора. Предположения  не подтвердились.

 

3. Закрепление. Организация деятельности учащихся по применению знаний в  новых ситуациях

Учитель организует работу в группах

Задание 1-ой группе: составить синквейн, взяв за основу слово «Лунная» (Соната)

Задание 2-ой группе: составить синквейн к слову «любовь» (расскажите, о какой любви сегодня вы узнали?)

Задание 3-ей группе: составить синквейн к слову «Бетховен»( как раскрывается личность Бетховена в музыке Лунной сонаты)

 

 

Анализирует ответы учащихся

 

Выполняют творческие задания. (в качестве примеров приведены работы учащихся СОШ № 4 г. Муравленко)

1)             «Лунная»

Красивая, искренняя

Рассказывает, учит, восхищает

Великая история человеческой любви

Шедевр

2)                   Любовь

Противоречивая, неразделённая

Возвышает, окрыляет, облагораживает

Самое прекрасное чувство человека

Счастье

3)                 Бетховен

Сильный, великодушный

Страдает, борется, побеждает

Великий композитор,  искренний собеседник

Гений

 

Дополняют, уточняют, оценивают ответы одноклассников.

 

4. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Подводит итог урока. Что нового узнали на уроке? В чем еще остались затруднения?

Оцените работу класса и свою собственную

 

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

 

Домашнее задание:   (на выбор обучающихся)

1)создать презентацию, клип, стих, рисунок – свою версию  визуального ряда,  под названием "Лунная соната" ( Ваше видение этой музыки);

2) написать сочинение (рассказать  о «Лунной сонате» своему другу, близкому человеку)

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям. Оценивают свою работу на уроке и работу класса.

 

 

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

 

 

Как видим, специфика проблемного мышления сходна со спецификой художественно-творческого, диалектического мышления, поэтому, моделируя возникновение, формирование и разрешение какой-либо учебной проблемы на уроке, учитель моделирует образ мышления, характерный для художественного творчества и восприятия [1, с. 85].

 

Список литературы:

1. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей.// Томск: Пеленг, 1995. – 144 с.
2. Копылова А.В. Технология урока искусства: эссе на темы художественной педагогики.  – М..: Тач-Маркетинг, 2004. – 279 с.
3. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. – Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997. – 136 с.